суббота, 23 мая 2020 г.

Как нам дебыдлоизировать Россию. Часть 3

   ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4
   Ну, и ещё в той статье тезис о смерти российского интеллигента, которому на смену идёт буржуазный интеллектуал. Насчёт интеллигенции, ассоциируемой мною лично с Васисуалием Лоханкиным, ранее писал. Неясно только, кого у нас можно считать буржуазным интеллектуалом. Сислибов, пропагандонов, включая Познера с Кончаловским, прислуживающих правящему режиму, действующих в направлении консервации быдла, а то и дальнейшей быдлоизации его. Или людей, ставящих вопрос о необходимости дебыдлоизации населения, а вместе с тем политических и экономических реформ.
                                             *  *  *
   У И.Г.Яковенко выпущены книги "Познание России: цивилизационный анализ", "Вчерашняя" страна в ожидании будущего", "Что делать?". Всё гуглится.
   Тезисно по последней книге, где автор, отвечая на вопрос, что делать, не даёт ответа как. Ибо ни власть, ни быдлобольшинство предлагаемые меры не примут. Тема, что Россия сходит с исторической арены властью и обществом табуирована. Кратко пересказываю своими словами, опять же  с отсебятиной.
   Одно из предложений заключается в том, что общество надо сознательно разделить на людей вчерашних и сегодняшних. При этом вчерашним следует обеспечить комфортную среду и пристойные условия доживания. Обязательным условием качественных преобразований должно быть утверждение первосортности новых идей и второсортности прежних.
   Необходим своего рода социальный манкуртизм- старое должно быть отброшено и забыто. Я давно писал, что хомо советикус возник не на пустом месте. В него на семь десятилетий временно мутировал тысячелетний хомо ортодоксис. 
   В девяностые непродолжительная свобода способствовала тому, что умные и энергичные выбились из стада, занялись строительством новой России, похожей на цивилизованный мир. В нулевые во власти произошёл обратный разворот, хомо советикус вновь стал ортодоксисом, разница между этими видами почти нулевая, пох во что верить, в фейки "сына юриста" из Трира или в мифическое существо. Умные и энергичные, кому не удалось свалить, загнаны обратно в стадо.
   И.Г.Яковенко приводит исторический пример, как в ущемлённой в правах среде старообрядцев в России возникла близкая к протестантской этика, были созданы условия для формирования личностей. Именно старообрядцы дали немалое число фабрикантов в зарождавшийся класс российской буржуазии. Этот класс постепенно расширялся, втягивая в себя новые слои населения. Тем самым дебыдлоизируя его.
   Поскольку, как отмечено выше, формирование быдла происходит в детском и подростковом возрасте- быдло-семьях и быдло-школе, прежде всего необходимо создать условия для формирования небыдла в раннем возрасте: "Ментальность инсталлируется в возрастном диапазоне между двумя и восемнадцатью годами в рамках процессов социализации и включения в родную культуру" (С)
   По мнению автора большую роль играют сказки и детские книжки. Так, появление в СССР в шестидесятые "Волшебника изумрудного города" Волкова (про Баума мы узнали только в конце восьмидесятых), "Муми-троллей" Туве Янссон и Мери Поппинс способствовало появлению поколения людей, весело разваливших Советский Союз.
   Ну, тут небольшое имхо. Это я из тех, кто весело разваливал СССР. И тем горжусь, ибо хоть лет восемь свободы в моей жизни было. В моём детстве был только Волков. Муми-тролли и Мери Поппинс уже при моих детях, то есть, несколько позже. У меня в дошкольном возрасте был Чуковский, аналогично и у моих детей. Ибо я им его читал, часто наизусть.
   Но с влиянием чтения в детском возрасте на менталитет абсолютно согласен. Я с альфа-стерхом примерно одного возраста и из одного города. Но я книжный мальчик из люмпен-интеллигентской (люмпен в смысле нищеты, в конце пятидесятых нищета была массовой) семьи, меня в детстве не пороли, с гопотой я не водился. И тренера- уголовника у меня не было. Потому и ментальность разная. Не зарекаюсь, но служить в КГБ я пошёл бы разве что по принуждению.
   Возвращаясь к книге И.Г.Яковенко. Он полагает, что для воспитания новой управленческой элиты необходимы закрытые учебные заведения типа Царскосельского лицея. Пишет, что во всех реально модернизирующихся обществах такие заведения есть. Также необходимо обязательное обучение должностных лиц, начиная с определённого уровня, за рубежом.
   Хотя, имхо, это не панацея. Пол Пот в Сорбонне учился, Мугабе на бакалавра экономики в Лондонском университете, да много таких среди разных диктаторов. Дети нынешних российских правителей живут и учатся за границей. Полагаю, большинство сюда и не вернётся. А те, кто вернётся на заготовленные для них места, неужто воровать, как родители не будут? 
   Хотя Яковенко пишет, в Прибалтике и Грузии подобная практика уже принесла свои положительные плоды. Видимо, среда, куда попадает такой "образованец" тоже имеет огромное значение. Нас с прибалтами вообще трудно сравнивать. Религия у нас гораздо более быдлоориентированная, у них было Магдебургское право, у нас "монголо-татарское иго" и т.д.
   В книге подчёркивается исключительно важная роль работы с детьми, начиная чуть не с младенчества, до завершения среднего образования. "Необходим выход из гетто русского языка". (С) Вузовский диплом без свободного владения английским выдаваться не должен. Преподавание многих специальных предметов в вузах должно вестись на английском.
   С детства ребёнка следует обучать навыкам индивидуальных и трудовых действий, не вписывающихся в доминирующую культуру. Начиная с детского сада следует учить не подчинению воспитателям, а самоорганизации. На Западе системы самоуправления отработаны, начиная со средней школы, самоуправление вузов носит массовый характер.
   Одним из главных признаков небыдла должно быть умение решать проблемы без приказов сверху, путём самоорганизации. В Европе эти навыки образовались в результате многовековой истории самоуправляемых городов, жители которых и звались буржуа или бюргеры, то есть, горожане. В семнадцатом- восемнадцатом веках доля этого населения и их влияние в Европе выросли, буржуа пришли к власти, осуществив буржуазно-демократические революции. Небуржуазных демократий не бывает! Демос всегда состоит из буржуа. Небыдла иными словами.
   "Россияне фатально неспособны к эффективной консолидации в нежёстких, неиерархических, собственно демократических структурах" (С)
                                             *  *  *
Иллюстрация к роману
"Повелитель мух"
   Небольшое отступление по поводу самоорганизации в подростковой среде. У нобелевского лауреата по литературе Уильяма Голдинга есть знаменитое произведение "Повелитель мух". Я его читал относительно недавно. В СССР хорошая литература была огромным дефицитом, наряду со всем мало-мальски ценным. А после совка столько книг появилось, всё не успевал.
   Кратко. Самолёт, на котором летела группа подростков, терпит катастрофу над океаном, они оказываются без взрослых на необитаемом острове. Два подростка, один с задатками цивилизованного лидера, другой полуслепой толстяк с высоким уровнем интеллекта, пытаются организовать других, самое главное для поддержания костра на высшей точке острова в надежде, что их заметят.
   Но толпа постепенно дичает, переходя на сторону более отмороженных. Совершивший первое убийство тут же становится лидером остальных. То есть, Голдинг показывает, что без внешнего управления со стороны взрослых подростки быстро теряют цивилизованность.
   Однако, реальный случай опроверг Голдинга. Шестеро учеников католической школы-интерната Нукулаофе Королевства Тонга в Тихом океане угнали лодку покататься, их штормом занесло на скалистый необитаемый остров, где они провели пятнадцать месяцев. Непрерывно поддерживая огонь и взаимодействуя друг с другом, гася неизбежные в таких ситуациях конфликты.
   Обнаружил их австралиец Питер Уорнер, проходивший мимо острова на своём небольшом рыболовецком судне. Кстати, все шестеро подростков были темнокожими. Возможно, сказалось, что они изначально были достаточно образованными. Католические миссионеры несли диким народам не только веру в мифическое существо, но и образование, и навыки цивилизованных людей.
   Но факт то, что версия Голдинга реальной жизнью была опровергнута.
                                             *  *  *
   Возвращаясь к книге И.Г.Яковенко. Важным он считает разрушение установки на чудо в воспитании детей. А вот эта надежда на чудо или халяву иными словами присуща всем русским сказкам. А.Н.Толстой, как известно, передрал Буратино с Пиноккио Карло Коллоди. Так в начале сказки приведён простой пример, что там у них халявы не бывает. Чтобы купить букварь папа Карло продаёт свою куртку. А Буратино может приобрести билет в цирк, лишь продав букварь.
   Школьный курс должен включать логику и риторику, изъятые из школы большевиками сразу после прихода к власти. Необходимо воспитание культуры мышления и ведения дискуссий. Также в школе должны присутствовать такие предметы, как экономика и право. Об этом, кстати, многие пишут (экономисты Сонин, Гуриев). Если без знаний химии (кроме каких-то азов) и высшей математики обычный человек обойтись как-то может, то без правовых и экономических знаний никак. Жизнь человека в обществе основана на экономических и правовых отношениях.
   И к частной собственности. Институты которой Россия робко начала создавать в девяностые, а потом пришла "кухарка с пистолетом" и всё уничтожила. Ранее писал про гибридность режима, построенного похитителем радуги у пидарасов. То есть, де юре частная собственность есть. А де факто... Юкос, Евросеть, Арбат Престиж, В Контакте и многие- многие тысячи подобных дел на более низких уровнях. Когда "кухарке" что-то понравится, она приходит и отбирает.
   Выше процитировал Столыпина по поводу неприкосновенности частной собственности. Которое он называл вопросом бытия российской державы. Нынешние власти порой продолжают использовать Петра Аркадьевича в качестве некой иконы, там где-то в околовластных структурах даже Столыпинский клуб есть. 
  Только сдаётся мне премьер-реформатор ни с нырятелем за амфорами, ни с уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым, ни с Чубайсом на одном болоте срать бы не сел. У Чубайса был шанс лет через пятьдесят- сто войти в историю вторым Столыпиным за всё положительное, что он делал в девяностые. Но в нулевые Анатолий Борисович это шанс просрал.
   И.Г.Яковенко пишет, что необходимо всячески утверждать незыблемость частной собственности, как фундаментального права. Естественного права по Джону Локку. Самыми тяжёлыми статьями в уголовном кодексе должны быть преступления против частной собственности. Без срока давности.
   Детям надо рассказывать нравоучительные сказки про святость частной собственности. " Истории про мужественного фермера, пристрелившего бандита, пытавшегося ограбить хозяина, надо показывать по местному телевидению под грифом «Герои живут рядом с нами». И не говорите мне, что это противоречит российским традициям. Русские кулаки убивали конокрада на месте, а немцы–колонисты рубили конокраду руки" (С)
   Ну, и ещё важный момент- воспитание культуры компромисса. Принцип "кто не с нами- тот против нас" должен быть отвергнут. Демократия всегда и везде строилась на согласовании различных взглядов, уважении прав меньшинства. "Надо заявлять и объяснять ценность компромисса как базы для объединения всех без подавления. Надо тысячекратно повторять, что единство, основанное на подавлении, бесплодно, стратегически непрочно, оборачивается поражением и распадом. Надо разрушать манихейскую установку на Последнюю битву. Надо объяснять, что демократия — система самообучающаяся. Что она делает ошибки, но способна и исправлять эти ошибки" (С)
                                         *  *  *
   В общем, бегло пробежался по книге И.Г.Яковенко, где он пишет, что нужно делать, чтобы Россия стала цивилизованной страной. Как это сделать, не пишет. Потому что этого почти никто не хочет. Власть, и та, что по происхождению сама быдло, и та её часть, что не быдло, не хотят по причине, что в реально демократической системе воровать, как они воруют, им никто не даст. Статья 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией.
   ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий