воскресенье, 26 февраля 2017 г.

Интеллигенты, образованцы, креаклы...

          ЧАСТЬ 1
          ЧАСТЬ 2
          ЧАСТЬ 3

         «Совершенно необразованный человек может разве что обчистить товарный вагон, а выпускник университета может украсть целую железную дорогу».
(Теодор Рузвельт)

        «  -- Ах, - сказал Лоханкин проникновенно, - ведь в конце концов кто знает? Может быть, так надо. Может быть, именно в этом великая сермяжная правда.
  -- Сермяжная? -- задумчиво повторил Бендер. - Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так. В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого?
  -- Из пятого, -- ответил Лоханкин.
  -- Золотой класс. Значит, до физики Краевича вы не дошли?
И с тех пор вели исключительно интеллектуальный образ жизни?»
(Илья Ильф, Евгений Петров)

          «Я не интеллигент, у меня профессия есть»
(Л.Н. Гумилёв)

          «Если ты умный, почему бедный?»
(Американская народная поговорка)

           «Если вы такие умные, почему строем не ходите?»
(Советско-российская армейская поговорка)

          «Посмотрите, какой суровый урок дала история русским интеллигентам: они не пошли со своим рабочим народом и вот — разлагаются в бессильной злобе, гниют в эмиграции. Скоро они все поголовно вымрут, оставив память о себе как о предателях»
(А.М.Горький, 1932 год)

          Термин «образованщина» ввёл в обиход А.И. Солженицын, получивший за «Архипелаг ГУЛаг» нобелевку по литературе за 1970 год и высланный из СССР в 1974 году. «Архипелаг» я читал в «Новом мире» уже в конце восьмидесятых, когда и так всё было известно, по моему и не только скромному имхо литературных достоинств в произведении нет. Обзор и статистика, не более.
          «Раковый корпус» и в «В круге первом» прочитал тогда же с бОльшим интересом. Но вот «Красное колесо» оказалось совершенно невозможной для чтения вещью. В произведениях «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», говорят, литературные достоинства есть, но я не читал. И не хочу уже. Ибо литература она тоже хороша для своего времени.
           Что касается лагерной прозы, мне гораздо более доставил Варлам Шаламов, сидевший не в шарашках и Казахстане, как лауреат, а на Колыме, и не в пятидесятые, а в тридцать седьмом. Опытные люди говорят, разница есть.
           Вернулся Исаевич в девяносто четвёртом, прокатившись в железнодорожном вагоне, как корейский вождь, через всю Россию. С Ельциным контактировать не захотел, от ордена из его рук отказался, а вот от Путина Государственную премию и дачу Сосновка-2 взял. За что в конце жизни поплевался в сторону НАТО и «оранжевой чумы».
          Вероятно, хотел быть всенародным мессией, но не стал, ибо народу мессии вообще по ###, а у образованцев, к которым аффтару этих строк хотелось бы отнести и себя, к мессиям отношение ироничное. Таковое к сабжу у меня появилось ещё в далёком девяносто первом, когда Ленинграду вернули историческое название Санкт-Петербург…
          Вообще-то к Петру отношусь не менее скептически, чем к Ильичу, но основал город всё же он и назвал именно так…
          Так вот, в том голодном девяносто первом Исаевич из далёкой и сытой Америки изрёк, что не фиг, а надо типа Свято-Петроград. Как-то для меня тогда не прозвучало. Ну, и литературный стиль в духе колдобящегося от ароматов старика Ромуальдыча…
                                                          *  *  *
          В год высылки из СССР написал Солженицын эссе «Образованщина», в котором подверг критике ту группу советского населения, которую на кафедрах марксизма-ленинизма именовали прослойкой между пролетариатом и крестьянством, то есть, интеллигенцией. Собственно, этим понятием в СССР обозначались все, кто не машет кувалдой и не дёргает коров за сиськи, даже колхозные бухгалтеры и заведующие женскими банями.
          Нобелевский лауреат сопоставлял эту весьма неоднородную прослойку со смыслом, который вкладывал в термин объявивший себя его изобретателем журналист девятнадцатого века Боборыкин. И приходил к выводу, что, мол, нынешние- это не интеллигенция, а просто образованщина. Хотя многие из этих образованцев, типа вышеупомянутого сына «монахини и блудницы», от приписывания себя к интеллигентам открещивались и сами.
          Можно предположить, отчасти поводом для написания эссе послужило письмо группы советских писателей в газету «Правда» (опубликовано 31.08.73) с обвинениями в адрес Солженицына и Сахарова. Парой дней раньше там же было письмо академиков только против Сахарова.
          Цитата: «В нынешний исторический момент, когда происходят благотворные перемены в политическом климате планеты, поведение таких людей, как Сахаров и Солженицын, клевещущих на наш государственный и общественный строй, пытающихся породить недоверие к миролюбивой политике Советского государства и по существу призывающих Запад продолжать политику «холодной войны», не может вызвать никаких других чувств, кроме глубокого презрения и осуждения»
           Василь Быков, чья фамилия была в списке подписантов, позже от неё открестился, мол, вписали без согласия. А так Чингиз Айтматов и другие.
                                                   *  *  *
           К достоинствам дореволюционной, истинной в его понимании, интеллигенции Исаевич относил «Всеобщий поиск целостного миросозерцания, жажда веры (хотя и земной), стремление подчинить свою жизнь этой вере».
           Скромное имхо. Думающий человек не может быть верующим, а верующий думающим. Мыслить- значит понимать, устанавливать связи между причиной и следствием. «Ветер дует от того, что деревья качаются» © или наоборот. Так что, никакой вере человек с извилинами и знаниями подчинять свою жизнь не должен. Вера убивает мысль.
           Как это не смешно реально были и по сей день живут люди, верящие в марксизм-ленинизм и светлое коммунистическое завтра. Встречаются в Интернете. Помню одного такого с высшим техническим. Инженерная карьера в силу скудоумия у него как-то не пошла, ошивался при заводском парткоме, занимаясь политпросвещением (это отдельная тема). В ноябре девяносто первого, когда оное политпросвещение вместе с парткомом накрылись чем-то мокрым, окончил жизнь самоубийством…
                                                       *  *  *
           «Социальное покаяние, чувство виновности перед народом».
           В тему сермяжной, посконной, домотканой и кондовой правды, упоминаемой только что высеченным этим самым народом Васисуалием Лоханкиным, исключённым из пятого класса гимназии за неуспешность.
          Ребята, с какого перепоя человек немножко думающий, получивший какое-то образование и научившийся понимать причинно-следственные связи между событиями должен испытывать перед вот этими, которые на фотографиях, чувство вины? Что они тупы и необразованны? Да, образованием народа заниматься надо. Для этого перестать бомбить Сирию и захватывать Лугандоны, выбрать власть, которая перестанет 3,14zdить виолончели, а высвободившиеся денежки вкладывать в образование. Ну, и медицину с прочей социалкой, разумеется.
           Так ведь этот народ (восемьдесят шесть процентов) сам говорит: пусть воруют, пусть бомбят, пусть дети в детдомах от болезней умирают, а мы как-нибудь на корочке хлеба и с выгребными ямами проживём… И я этим идиотам должен сочувствовать?
           Немножко об отношении отечественных и зарубежных образованцев к так называемому народу:
           “Некоторые люди должны  называться  не иначе, как...  производителями дерьма..., потому что от них в мире ничего другого не видно...”
(Леонардо да Винчи)
          “...большинство людей таковы по своему внешнему виду, что ужасаешься при первом на них взгляде...”
(Артур Шопенгауэр)
            “Земля покрыта людьми, не заслуживающими того, чтобы с ними говорили”
(Франсуа-Мари Аруэ Вольтер)
           “В России... есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей”
(В.О.Ключевский)
           «И мерзко, и гнусно, и подло.
И страх, что заразишься свинством.
А быдло сбивается в кодло
И счастливо скотским единством»
(И.М.Губерман)
          «Мне ненавистен простой человек…»
(Вен.В.Ерофеев)
                                                       *  *  *
           «Нравственные оценки и мотивы занимают в душе русского интеллигента исключительное место; думать о своей личности - эгоизм, личные интересы и существование должны быть безусловно подчинены общественному служению; пуританизм, личный аскетизм, полное  бескорыстие, даже ненависть к личному богатству, боязнь его как бремени  и соблазна… …пусть мои дети на корочке вырастут, да честными…».
           Пара слов об упоминаемом в цитате пуританизме, течению в протестантстве веке в семнадцатом. «Работать, значит молиться», «Жить бедно, чтобы умереть богатым» ©. Это, мол, угодно протестантскому Богу.
          Но, когда стали работать много и высокопроизводительно, а потреблять мало, столкнулись с проблемой, что производить не для кого. Производителю нужен потребитель. Кто-то должен покупать и хлеб, и мануфактуру, это тогда, и автомобили, и айфоны, это сейчас. Возникшее противоречие разрешилось просто, про ограничения забыли, стали потреблятствовать.
           В пятидесятые годы двадцатого века придумали национальную идею, «американскую мечту»- дом за городом и личный автомобиль для каждой семьи. Чуть позже- автомобиль для каждого. Но это там, а не здесь…
           В сегодняшней путинской России бородатые дядьки с крестами на больших животах, рассекающие на крутых тачках и носящие часы стоимостью в десятки тысяч евро, а также не менее бедные депутаты госдумы, призывают россиян привыкать к нищете. Экономику-то про##али…
          Фотография начала шестидесятых комментирует отношение Исаевича к личному аскетизму и пуританизму. Я уж точно и не помню, это вроде ГАЗ-21. Крутая по тем временам тачка. По статистике в 1970 году (то есть, позже, чем на фотографии) в СССР было 5 автомобилей на 1000 жителей. В 1985 году (нефть 30 долларов)- 45, в 1998 году в России (нефть 9 долларов)- 100, в 2014 году- 315. Так, для справки.
          А в годы, когда несостоявшийся мессия ураганил на «Волге», в 1962-м расстреляли демонстрацию голодных рабочих в Новочеркасске, в 1963-м ввели талоны на муку по 2кг на рыло на 1 Мая и 7 Ноября. В очереди в ЖЭКе за талонами лично стоял. Сопоставляйте с цитатами лауреата.
           Да и детки его в штате Вермонт в двухэтажном доме и на обнесённом забором участке (обнёс Солженицын, у американцев это не принято) площадью 51 акр выросли отнюдь не на корочке. Плохого про них не скажу, двое занимаются бизнесом в Москве, один дирижёр в Америке. Люди достойные. Отнюдь не бедные.
           Знаете, я вполне положительно отношусь к потреблятству, гедонизму, эпикурейству, вообще быть здоровым и богатым лучше, чем бедным и больным. Только вот не надо гнилых базаров насчёт корочки и личного аскетизма.
           Да, ну, и про эгоизм. Цитата:
        «…человечество, по-видимому, весьма близко к открытию той истины, что рычагом исторических движений всегда служил эгоизм отдельных лиц, групп или масс…
         Опираясь на эту новую веру, мы собираемся с полной сознательностью возвести знание будущей истории на фундаменте эгоизма, но только это эгоизм должен быть эгоизмом разумным, то есть таким, который сам на себя налагает известные ограничения…
         …в образовавшейся мировой системе эгоизмов на долю государства выпадает особая миссия: оно должно стать покровителем всех разумных эгоизмов для того, чтобы оградить их при помощи своей военной и полицейской силы от ужасных взрывов неразумного эгоизма».
(Фридрих Ницше, «О пользе и вреде истории»)
           То есть. Разумный эгоизм Бенца с Даймлером, братьев Райт, Акио Мориты с партнёрами, Джобса с Возняком, Гейтса, Брина с Пейджем, и многих других, их стремление к личному обогащению привели к созданию полезных девайсов, которыми пользуемся мы и миллиарды других жителей планеты.
           К интеллигенции в солженицынском понимании вышеперечисленных креативных предпринимателей отнести никак нельзя. Мысли-то были не о народе, но о личном обогащении. А вот к образованцам да. Хотя законченного вузовского образования у многих из них не было, самообразование нередко вполне эффективно.
                                                   *  *  *
           Снова Солженицын:«Думаю, самый захудалый дореволюционный интеллигент по этой причине не подал бы руки самому блестящему сегодняшнему столичному образованцу»
           Ну, вы поняли, Васисуалий Лоханкин мне, а я имею наглость относить себя к образованцам и креаклам, руки бы не подал.
           «Если это всё - "интеллигенция", то что ж тогда "мещанство"?!..» Вот заладил, интеллигенция, интеллигенция. Да пускай образованцы, то есть люди, получившие образование ради хорошей зарплаты или гонораров. А под термином мещанство Солженицын, видимо, и понимает жизнь в материальном достатке. Так и сам-то после лагеря уже не бедствовал. Да и детишки.
            «Интеллигенция- образованщина как огромный социальный слой закончила своё развитие в тёплом болоте и уже не может стать воздухоплавательной».
            А оно надо, воздухоплавательность? И что под оной понимать? Вышеупомянутые изобретатели бизнесмены, изменившие в лучшую сторону жизнь на планете, они не воздухоплавательны? Хотя всё что делали, делали конкретно за бабло. И немаленькое.
           «Если это и был слой, то - психический, а не социальный, и значит вход и выход всегда оставались в пределах индивидуального поведения, а не рода работы и социального положения».
           То есть. Интеллигентность по Солженицыну определяется не уровнем знаний и способностью мыслить, а устройством психики. Типичный представитель- Васисуалий Лоханкин. Лежать на диване, жить на зарплату жены, предаваться размышлениям о судьбах русского народа и его сермяжной правды…
           Так что я, раз уж чему-то когда-то выучился и вообще много книжек разных читаю, особенно во второй половине жизни, когда стало что читать, если позволите, лучше буду числить себя по классу образованцев, а не лоханкиных. Как-то достойнее, имхо…

1 комментарий:

  1. Машина у Солженицына - вторая серия Волги, которая "акулья пасть".

    ОтветитьУдалить