суббота, 28 марта 2020 г.

Встанем ли с колен? Часть 5

   ЧАСТЬ 1ЧАСТЬ 2ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5, ЧАСТЬ 6
   "Витя, а может не надо",- спросил он, когда я только переступал порог. "Надо, Юра, надо",- словами персонажа Демьяненко из "других приключений Шурика" ответил я. За пару недель до назначенного по поводу исключения партсобрания заявления подали около двадцати человек из ста с лишним кабэшных партийцев.
   Меня подняли первого. Может по алфавиту, может, чтобы на мне оторваться. Кстати, на собрание пришли менее половины подавших заявление о выходе. Что вполне логично: я сдал партбилет, и пошли вы все нах. Ещё фишка. При выходе из ВЛКСМ по возрасту тоже писали заявление, но приписывали фразу: "Прошу оставить мне комсомольский билет на память". Так вот, за партийный билет при вступлении платили рубля два. А при исключении его полагалось сдать. Хотя деньги уплачены...
   Ладно. Доя#ывались до меня больше всех два примерно сорокалетних мужика, только- только вступивших. Они, блин, столько лет в очереди отстояли, дождались, а эти суки сами по собственному желанию выходят. Требовали понизить меня в должности (я был начальник сектора). А я и не возражал. Я на эту должность согласился после долгих уговоров на условии предоставления квартиры.
   Мужики постарше были терпимей. Один начальник отдела встал и сказал, чтобы отъе#лись, мол, он не испугался, пришёл и на вопросы честно отвечает.
   А отвечал я примерно следующее. "Исторические преимущества социализма", о которых с начала перестройки долдонил Горбачёв, так и не были доказаны. А недостатки были налицо. Особенно в сравнении, в загранкомандировки народ из нашего КБ ездил и не только в "сосиски сраны" (С).    
   Но Михаил Сергеевич всё никак не решался начать реальные рыночные преобразования, которые в Китае шли уже лет десять. Тем же летом девяностого им была отвергнута программа Шаталина- Явлинского "500 дней", к которой у меня сегодня хоть и есть критические замечания, но именно тем летом она ещё была актуальна и могла дать реальный положительный эффект. Осенью девяносто первого эта программа уже была неуместна, иного выхода кроме шоковой терапии не было.
   По статистике с лета 1990 года до запрета КПСС в 1991 году из неё вышли примерно 2,7 миллиона человек, то есть, численность партии сократилась с 19,2 до 16,5 миллионов. Полагаю, про вышедших из КПСС тоже можно сказать, что они приподнялись с колен.
   Потому как страшновато вообще-то было. До осени ещё действовала шестая статья Конституции о "руководящей и направляющей". В декабре девяностого, сделав громкое заявление об угрозе демократии и возможности диктатуры, вышел из КПСС министр иностранных дел Шеварднадзе.
   Небольшое дополнение. Из КПСС не только выходили, в неё ещё и вступали. Игорь Иванович Сечин, например.
   Яркая характеристика интеллектуального уровня. То, что сегодня он, будучи госслужащим, одновременно долларовый миллиардер- нелепая ошибка Ельцина в девяносто восьмом. У "дедушки" за время правление вижу две ошибки. Первую чеченскую он исправил, прекратив войну хасавюртскими соглашениями. Вторую- водителя корюшки на нерест уже не мог.
                                            * * *
   Вставание с колен тех, кто этого сам хотел, происходило одновременно с ухудшением экономической ситуации. Валовый внутренний продукт СССР состоял из нефти, ориентированной на производство оружия тяжёлой промышленности и земляных работ. Ни одна страна мира не рыла столько котлованов, сколько Советский Союз. Полезных вещей, которые можно продать за деньги, построенная при Сталине экономика делать не умела.
   Но люди вставали с колен. Увольнялись с заводов, из НИИ и КБ, брали клетчатые кевларовые сумки и ехали в Турцию, Китай, Восточную Европу за шмотками. У жителей приграничных районов Украины и Беларуси года с восемьдесят восьмого был упрощённый режим пересечения границы Польши. Туда везли, например, фотоаппараты, ручные и электрические кофемолки и миксеры, хотя электрические и в СССР были дефицитом. Обратно везли еду и шмотки. Плюс импортную электронику.
   "Цена колбасы равняется частному от деления количества денег на количество колбасы" (С). Поэтому из-за относительно небольшого количества ввозимых на собственном горбу товаров, а также низкого реального (забудьте сказку про доллар за 60 копеек) курса рубля по отношению к мировым валютам, товары в комиссионках и появившихся ларьках были дорогими.
   Летом девяносто первого (в октябре девяностого я уволился из КБ и стал работать в научно-техническом кооперативе) моя зарплата была 1500 рублей. Тайваньские джинсы стоили 400, футболки с вышивкой- 200. Видеомагнитофоны Sony, Sharp, Panasonic в диапазоне 7- 15 тысяч рублей. Последние девайсы тогда казались недостижимой мечтой, однако, уже в середине девяностых были почти в каждой семье. Проклятый Гайдар...
   Помимо "челноков" возникали и организованные формы частного, не зависящего от государства бизнеса. Например, вывозили из страны отходы меди и алюминия, ввозили компьютеры. В офисах предприятий малого бизнеса они стали появляться в начале девяностых, в конце десятилетия были у многих. По крайней мере в семьях, где были школьники, родители которых думали об их будущем.
                                          *  *  *
   So... Воздух свободы слова (glasnost) щекотал наши жопы "ветром северным, умеренным до сильного" (С), однако ж, свобод экономических было маловато. Шаталинско-явлинская программа Горбачёвым была отвергнута, экономика продолжала оставаться советской. То есть, безумно перекошенной в сторону ВПК и тяжёлой промышленности. Если раньше всё, что делать не умели (а не умели ничего) покупали за бугром, то с падением цен на нефть стало абсолютно не на что.
   Полная аналогия ситуации 1991 года и марта 2020 года. Разве что сегодня в ФНБ какие-то деньги есть, тогда же голяк был полный. В ноябре того года диапазон 16- 60 миллионов долларов. Примерная цена трансфера "Андрюшки-чипсоеда" из "Зенита" в "Арсенал" в 2009-м.
   Свободы политические к 1991 году сильно опередили свободы экономические. Что в стране с тысячелетним геном рабства чревато. Западные демократии таки базируются на генах, привыкших к экономической независимости горожан (бюргеров, буржуа) и крестьян, незнакомых с понятием община.
  17 марта провели референдум о сохранении СССР в форме Союза суверенных государств (типа Евросоюза), хотя мегаполисы проголосовали против, общее большинство было за. Но не приняли участие в референдуме вся Прибалтика, Грузия, Армения и Молдавия.
   Забегая вперёд. А чем принципиально термин "независимость" отличается от "суверенитета"? В августе в Ново-Огарёво хотели подписать ССГ, в декабре его заменили СНГ... Ах, референдум, ах, три пьяных мужика, ах, развал союза... Так вот он СНГ- обновлённый союз в полном соответствии с результатами референдума 17 марта. О референдуме в Украине чуть ниже.
   В общем, жопа в экономике была полная, Ижо#ский завод, где я трудился до октября девяностого, практически ничего уже не выпускал. Как в мае восемьдесят девятого начали на работе по радио слушать съезд, так к работе потом и не приступили. Хотя зарплату исправно получали, включенный для "ускорения научно-технического прогресса" станок молотил без остановки.
   А в августе случился ГКЧП, имевший главной целью не допустить роспуск СССР и формирование ССГ. Из заявления же путчистов следовало, что цель- возврат к доперестроечной внутренней политике. 
   События подробно описаны. Да, было страшно, что может произойти возврат к прежней жизни. И за себя лично тоже. На Псковском заводе АДС ещё до путча был размещён заказ на изготовление 250 тысяч наручников, в типографиях печатались бланки ордеров на арест. В Москву вошли войска. В Ленинграде в результате переговоров Собчака и Щербакова с руководством ЛенВО этого не случилось.
   Но, поскольку в столице нашлось несколько сотен тысяч, начавших вставать с колен граждан, военные отказались стрелять в безоружных граждан, путч провалился. Заголовок одной из послепутчевых статей (по памяти): "Нас позвали в стойло- мы не пошли".
                                          *  *  *
   После путча 23 августа Ельцин указом приостановил деятельность КПСС. Объявил это в присутствии Горбачёва, тот проглотил. 6 ноября КПСС была запрещена. Из 19,2 миллиона членов по состоянию на лето девяностого до конца досидели 16,5 миллионов. Вставать с колен не хотели, на коленях комфортнее.
   В стране не было денег, не было еды, никто не работал- на фига. Вклады в Сбербанке (до 1987 года сберкасса) были уже обесценены, то есть, не обеспечены товарной массой. Напоминаю: "Цена колбасы равняется частному от деления количества денег на количество колбасы" (С).
   Явлинский от должности премьера отказался, камикадзе быть не захотел. Шоковая терапия, в первую очередь освобождение цен, была единственным выходом. Иначе смерть. И страны, и населения.
   Хотя у меня хватило мозгов, начиная с девяностого, часть накоплений перевести в СКВ, в Сбере немалая сумма в рублях ещё оставалась. На которую купить было абсолютно нечего. Талоны были почти на всё, но товаров не было уже и по талонам. 
   Мне в девяносто первом было абсолютно ясно, что эти рубли уже ничего не стоят. Теоретическая гос.цена колбасы была 9 рублей, фактически она была намного выше, см. вышеприведённую формулу. Почему этот простой факт не понимали прочие граждане, мне недоступно. "Это же элементарно, Ватсон" (С).
   Наряду с разрешением продавать колбасу не по цене, установленной государством, а той, которую за неё может дать покупатель ("частное от деления"), Ельциным был подписан 29 января 1992 года Указ "О свободе торговли". 
   Цитата из воспоминаний инициатора указа Егора Гайдара: "Проезжая через Лубянскую площадь, увидел что-то вроде длинной очереди, вытянувшейся вдоль магазина "Детский мир"... ...Зажав в руках несколько пачек сигарет или пару банок консервов... ...Если у меня и были сомнения, выжил ли после семидесяти лет коммунизма дух предпринимательства в российском народе, то с этого дня они исчезли..."
   Да, позже этот указ стали вводить в какие-то рамки. Торговать на Лубянской площади или прямо на переходе через Лиговский с Невского к Московскому вокзалу запретили, но ведь рынки, разрешённые торговые зоны были повсеместно, уничтожать их стали уже при водителе корюшки на нерест.
   Уволившись из КБ, а позже и из научно-технического кооператива по причине его банкротства, за первую половину девяностых я сменил минимум полтора десятка мест работы. На каждом предприятии, куда приходил, заключал не коллективный, а индивидуальный договор. Если мне что-то не нравилось, задержка зарплаты, например, я не ждал месяцами, а писал заявление через пару недель. По причине щекотавшего мою жопу воздуха свободы. 
   Полагаю, именно тогда в девяностые я не стоял на коленях. Я крутился, косил бабло и клал на всё, что этому препятствовало. КПСС уже не было, "сказочного" ещё не было, что ещё нужно человеку для счастья?
Картинка из журнала
"Фас". 2000 год
   Всё это подробно описано в статьях:
   "Из совка в свободные девяностые и обратно"; "Памяти Гайдара";"Девяностые, до и после"; "Развилки истории. 1991 год"; "Развилки истории. 1993 год";"День в истории. 4 октября" ;"Развилки истории. 1996 год".
   Как в результате интриг к власти привели похитителя радуги у пидарасов в статье "Развилки истории. 1997- 1999 годы, последняя развилка и начало конца".
   Почему с 1999 года начался длившийся почти десять лет экономический рост в статьях "Почему на Руси жить хорошо"; "Почему в нулевые стало лучше".
   О начавшихся потом процессах падения: "Как царь П#### все полимеры просрал"; "Как начинали просерать все полимеры".
                                          *  *  *
   Да. В девяностые я и мои близкие вдохнули воздух свободы, чуть ранее защекотавший наши жопы. "Жить стало лучше, жить стало веселее" (С), хотя экономически и трудно. Но у меня хватало извилин в голове связывать эти трудности не  начавшимися реформами, а предшествующими годами правления КПСС.
  ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий