Плюс во второй половине двадцатого века придумали экологические страшилки о загрязнении окружающей среды, глобальном потеплении и т.п. Опять же с одной целью- уничтожить ненавистную им систему, которая создала все те блага, которыми мы сегодня пользуемся. От зубной щётки и туалетной бумаги до автомобиля и смартфона.
* * *
Давайте разберёмся, что является реальной угрозой цивилизации, а что надуманной проблемой, которую неомарксисты используют в своих интересах борьбы с ненавистной им системой свободного предпринимательства. Экономист из Гарварда Бенджамин Фридмен как-то сравнил современное западное общество с велосипедом. Пока крутятся колёса, он едет.
Выше написано, что сегодня колёса ещё крутятся, инновации в разных отраслях возникают в значительно бОльших объёмах, чем в прежние десятилетия. Но в то же время идут процессы, которые всё это могут разрушить.
Во-первых, повторю в стопиццотый раз свой тезис, что всё, кроме средств для убийства людей, которые обычно делаются по заказу правительств, всё, что окружает цивилизованного человека, создано частной инициативой. Кроме консервов, придуманных по заказу Наполеона и зачаточного Интернета, возникшего в недрах Пентагона.
Во-вторых, создано умными, энергичными людьми в их стремлении к личному обогащению честным трудом, которое, в соответствии с протестантскими догмами, угодно Криэйтору. Об этом Макс Вебер и вышеупомянутый Бенджамин Фридмен ("Религия и расцвет капитализма"). Хотя есть и иные точки зрения на причины развития капитализма.
В третьих, происходило это в условиях невмешательства государства и отдельных его представителей в частный бизнес, принцип laissez-faire. Не мог товарищ майор прийти в гараж к Джобсу с Возняком или Брину с Пейджем и попросить денег за то, что не найдёт у них наркоту, которой там нет. Хотя, конечно, влияние государства на бизнес через лицензирование и налоги имеет место. До определённого уровня в этом ничего страшного нет.
Условия, в которых колёса прогресса стали крутиться быстрее, чем в других частях света возникли на очень небольшом участке земной суши, благодаря уникальным условиям. Хотя началась цивилизация в Месопотамии, там, говорят, придумали колесо и пиво. И чего там сегодня? А живут ментальные дикари, поклоняющиеся мифическому существу, у которого нет родственников. Живут в построенных по западным технологиям домах, ездят на западных автомобилях, пользуются западными девайсами, убивают людей из западного оружия...
Уникальная созидательная цивилизация белых людей выросла из демократии греческих полисов, военной демократии германских племён, римского права, еврейского ростовщичества, принципа "Nullum officio sine beneficio", Великой Хартии Вольностей, протестантской религии, Хабеас корпус, Джона Локка, Шарля Монтескьё... и так далее.
В результате перечисленного в нескольких странах Западной Европы ментальное небыдло численно превысило быдло, и произошли буржуазно-демократические революции. Хотя буржуазно-демократические республики самоуправляемых европейских городов существовали и ранее.
Потом самое продвинутое небыдло поплыло через океан осваивать новый континент. Между теми, кто осваивал земли южнее и севернее условной границы в районе тридцатой- тридцать пятой параллели была большая разница, обусловленная религией и историческим опытом.
В истории Испании и Португалии не было самоуправляемых "городов мастеров", зато была многовековая война за вытеснение арабов из Европы. Так легла карта, что изгнали арабов и открыли Америку одновременно. Королевской чете надо было что-то делать с ордой головорезов, до этого занятых войной и больше ничего не умевших делать, и их отправили за океан воевать новые земли.
Все эти кортесы и писарро плыли туда без женщин, но с оружием, включая артиллерию, и лошадьми. Приплыв трахали индианок, внося вклад в метисизацию Латинской Америки. И грабили, грабили, грабили... Благо, золота оказалось много. Галеоны везли эти тонны золота в королевскую казну, в результате чего...
Рисунок Васи Ложкина |
А те, что плыли севернее указанных параллелей, как раз и были представителями цивилизации, прошедшей путь от греческих городов до Монтескьё. Плыли с жёнами, детьми и инструментами. Многие, прибыв на новые земли, погибали от голода и холода в первую зиму. Ещё в пути, как пилигримы Мэйфлауэра, они договаривались, что основанные ими колонии будут жить по демократическим принципам. Не коммунистическим (делить всё поровну), как два века спустя в провалившемся проекте Новая Гармония Роберта Оуэна, а именно демократическим. Основанным на общественном договоре.
Оружие у них, разумеется, тоже было, ибо местное население встретило их недружелюбно, хотя пространств вроде бы хватало, что не мешало одним охотиться на зайцев и оленей, а другим пахать землю. Тем более, что из земли росла еда, которую аборигены сами производить не умели.
Но у местных жителей был национальный вид спорта- снятие скальпов с чужаков, поэтому не ужились. По этой причине, а также из своего религиозного чистоплюйства (они же пуритане), местных баб почти не трахали, да и жёны с собой были, поэтому метисизации не произошло. Небольшое смешение с чёрными это уже позже.
Countasy photo |
* * *
В этой самой Вирджинии в 1743 году в районе Шедуэлл, где находилась ферма его отца плантатора, появился на свет первый госсекретарь и третий президент США Томас Джефферсон, фактический автор Декларации независимости. То есть, де юре авторов пятеро, включая одного из известных истории полиматов, изображённого на купюре в сто баксов. Но они спихнули работу на самого молодого, и тридцатитрёхлетний Томас блестяще её выполнил, написав в преамбуле великие строки:
"Мы считаем самоочевидными истины о том, что все люди созданы равными, что они наделены своим Создателем определенными неотъемлемыми Правами, среди которых есть Жизнь, Свобода и стремление к Счастью. Правительства устанавливаются среди Людей, получают свои справедливые полномочия от согласия управляемых, - что всякий раз, когда какая-либо форма правления становится разрушительной для этих целей, Народ имеет право изменить или отменить ее, а также установить новое Правительство..."
"Pursuit of Happyness" именно "стремление к Счастью", а не право, как иногда переводят. Право на стремление имеют все, а понимание счастья у разных людей может сильно отличаться. Кому-то Конституция, кому-то севрюжина с хреном. Хотя, имхо, путь к севрюжине идёт через Конституцию.
Декларация была представлена в Конгресс 28 июня 1776 года, и была принята со значительными купюрами. В частности, из текста была удалена критика рабства и работорговли. 4 июля Декларация была принята конгрессом, этот день и считается датой образования США.
* * *
* * *
Это к тому, что покинувшее Европу небыдло именно в 1776 году объявило, что они создают собственное государство, в котором будут жить по своим небыдляческим законам. Которые и сочинили, взяв за основу упомянутых Локка, Монтескьё и прочих. С разделением властей, свободой предпринимательства, слова, печати и прочими атрибутами демократии, которые до них существовали в теории.
Система оказалась невероятно эффективной, подавляющее большинство ништяков, без которых немыслима жизнь современного человека, созданы в Соединённых Штатах людьми самого разного этнического происхождения: сирийцем по папе, немцем по маме Джобсом, украинцем Возняком, евреем из Москвы Брином, евреем из Киева Кумом, потомком буров Маском, сербом Теслой, армянином Манукяном, итальянцем Якуцци (Джакузи)... и, разумеется, Зворыкиным, Сикорским, Понятовым, Ипатьевым. Все они граждане США, американцы. Только вот печалько для сторонников критической расовой теории: нет среди этих созидателей земных благ темнокожих.
Естественно, Западная Европа также внесла огромный вклад в развитие цивилизации. Уатт, Фултон, Стефенсон, Бенц, Флеминг... А также гражданин Германии Михаил Доливо-Добровольский.
* * *
Теперь к угрозам, которые могут погубить эту цивилизацию. Идея о том, что надо не делить всё поровну по Оуэну, Марксу и Шарикову, а, предоставив умным, сильным и энергичным право на богатство, тем не менее чуток у них отщипывать, чтобы давать обездоленным, далеко не нова. Эдуард Бернштейн, ревизуя Маркса о том писал.
Позже нобелиант Джон Мейнард Кейнс подверг критике теорию Адама Смита, обосновав необходимость государственного вмешательства в экономику. Правда, не как в СССР полного подчинения экономики кооперативу "Озеро" партийным чиновникам, а через макроэкономические регуляторы. Хотя свой главный труд "Общая теория занятости, процента и денег" он опубликовал в 1936 году, когда экономический кризис охватил весь мир, эти взгляды высказывал и в более ранних статьях.
Общепринята точка зрения, что "Новый курс" Франклина Делано Рузвельта опирался на теории Кейнса. Против этого кейнсианского курса направлены стрелы книги Айн Рэнд (Алисии Зиновьевны Розенбаум) "Атлант расправил плечи". Стараются не упоминать, что те же идеи были в основе экономик Италии, Испании, Германии. Причём, Муссолини начал строить подчинённую государственному аппарату экономику ещё с начала двадцатых. Так что трудно сказать, кто у кого заимствовал идеи.
В послевоенный период экономики всех развитых стран мира были кейнсианскими, благодаря эффекту низкой базы росли достаточно быстро, уровень жизни значительно повысился, но к семидесятым началось торможение. А в экономической теории ещё с сороковых- пятидесятых появилась критика кейнсианства. Австрийская школа с Людвигом Мизесом и Фридрихом Августом фон Хайеком и Милтон Фридман из Чикагского университета, благодаря которому позже появился термин "чикагские мальчики".
Последние оказались востребованы в 1973 году, когда с интервалом менее месяца произошли два события: переворот в Чили и Война Судного дня. Результатом второго стал энергетический кризис на Западе и хлынувший на СССР дождь из нефтедолларов, в итоге его и погубивший. Ресурсное проклятие, см. выше про средневековую Испанию. Цапковско-усвяцовская Россия идёт тем же путём.
В Чили же после социалистических экспериментов Альенде, скорее марксистских, нежели кейнсианских, военные под руководством Аугусто Пиночета весьма жёстко прекратили начавшуюся гражданскую войну. Хотя число жертв там не составляет и сотых долей процента жертв сталинской эпохи. После чего перед ничего не смыслившими в экономике военными встал вопрос "что делать", и на помощь пришли как раз "чикагские мальчики". Генерал оставил страну в конце восьмидесятых самой развитой экономикой Латинской Америки.
К концу семидесятых экономические проблемы, вызванные десятилетиями кейнсианства, возникли в США и Западной Европе, в результате к власти в ведущих странах пришли сторонники идей неолиберализма, то есть, Хайека и Фридмана: Тэтчер, Рейган, Коль. Начался поворот к уменьшению роли государства в экономике, длившийся до конца двадцатого века. Экономическая политика в Великобритании и США получили названия тэтчеризм и рейганомика.
Из письма Маргарет Тэтчер Фридриху Августу фон Хайеку, 1982 год: "Мне были известны замечательные успехи экономики Чили в существенном понижении доли расходов правительства за десятилетие 70-х... Переход от социализма Альенде к капиталистической экономике свободного предпринимательства 1980-х является поразительным примером экономических реформ, из которого мы можем извлечь много уроков"
Надо заметить, чуть ранее социал-демократические партии потерпели поражения на выборах в таких оплотах кейнсианства, "государствах всеобщего благосостояния", как Норвегия (до 2011 года звалась Рабочая партия) и Швеция. В Норвегии Рабочая партия, перешедшая в 1923 году из Коминтерна в Социнтерн, правила с 1933 по 1965 год с перерывом на оккупацию, шведские социал-демократы с 1932 по 1976 год с очень коротким перерывом в 1936 году.
Для тех, кто не знает, а в России не знают очень многие (личный опыт общения в Интернете) скандинавская модель основана на преобладании частной собственности на средства производства и перераспределения прибыли в пользу слабых слоёв общества через налоги. Схема работает, покуда налоги не становятся чрезмерными, тогда бизнес сворачивается или бежит (как IKEA в 2012 году из Швеции в Нидерланды).
Прекращению сорокалетнего правления социал-демократов в Швеции поспособствовала известная детская писательница Астрид Линдгрен. Сев в 1976 году заполнять налоговую декларацию, как самозанятая гражданка, она обнаружила, что должна заплатить 102% от полученных доходов. Тогда шестидесятивосьмилетняя бабушка села и написала сказку "Помперипосса из Монисмании", опубликовав её в газете Expressen.
Комментариев нет:
Отправить комментарий