суббота, 23 октября 2021 г.

История рыночной цивилизации для "простых людей". Часть 6


    В предыдущих частях я начал рассказывать, как, благодаря энергичным и предприимчивым людям, человечество прошло путь от дубин и звериных шкур до смартфонов и 3d-принтеров. Создав экономический строй под названием капитализм. Под которым принято понимать систему производства и распределения, основанную на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Другой термин, которым можно назвать экономическую систему, основанную на этих принципах- рыночная экономика.
    К капитализму приплетают и прилагательное государственный, коий зачастую полностью лишён признаков классического (адамосмитовского) капитализма, основанного на принципе laissez-faire (позвольте делать), предполагающего минимальное вмешательство государства в экономические процессы. Владимир Ульянов-Ленин на заре советской власти открытым текстом ставил знак равенства между государственным капитализмом и социализмом. И это так.
   Ничего общего между советской (китайской, северокорейской. кубинской) системой и laissez-faire, который не государственный, а обычный рыночный (адамосмитовский) капитализм, нет.
  Госкапитализм- другая тема, тут пишу про рыночную экономику, элементы которой возникли ещё в первобытном обществе, когда люди по Марксу меняли топоры на овец. Такой зачаточный капитализм существовал везде и всегда, даже в тоталитарных обществах. Вы в школе марками или значками менялись? Это и есть капитализм. То, чем занимаются люди, которым не мешают партия, правительство и люди в погонах, хранящие дома тонны налички и устанавливающие в туалетах золотые унитазы.
    Я уж не буду за существование в СССР так называемых "цеховиков", которые подпольно, под страхом реального уголовного наказания вплоть до "вышки", выпускали товары народного потребления, разительно отличавшиеся от того унылого говна, что делала плановая экономика. И я носил такие вещи. Вот, например, куртка на мне на фото слева. Бадлон (ленингр., он же водолазка- моск.) финского производства, куплен женой абсолютно случайно.
                                         *   *   *
   Первые рыночные отношения возникли ещё в первобытном обществе и были при всех экономических системах, описанных Марксом. В эпоху, которую он назвал рабовладельческой, уникальные условия побережья Средиземного моря создали возможность для расцвета оных.
   Один из народов побережья- финикийцы организовали промышленное производство торговых судов и занялись перевозкой товаров между различными народами, населявшими берега моря. Об этом во второй части данной статьиФиникийцы не только торговали. Они создали производства декоративных стеклянных изделий, научились окрашивать ткани и стали их продавать. Без торговли производство лишено смысла.
   Однако, в ту эпоху такой вот нормальный бизнес не был самым прибыльным. Гораздо больше доходов приносил банальный грабёж, которым занимались народы, названные Л.Н.Гумилёвым пассионарными. Грабительские набеги Вавилона, Ассирии вынудили финикийцев покинуть земли на территории современного Ливана и переселиться в Африку, основать там Карфаген.
   Вместе с финикийцами в Африку отправилась немалая часть живших по соседству евреев, которых от первых отличает разве что религия. Колонизацией побережий Средиземного моря чуть позже финикийцев стали заниматься греки, потом покорённые Римом. Если греки перенимали опыт у финикийцев опыт торговли, многое заимствуя, то Рим- образец грабительской, пассионарной цивилизации, правда заимствовавшей высокую культуру греков.
   Торговая (то есть, содержащая элементы капитализма) цивилизация играет в игры с положительной суммой. Перевозя товары с одного побережья на другое, создаёт прибыль во всех точках. Виноделы продают вино производителям оливкового масла и наоборот, в итоге в выигрыше все, в том числе те, кто перевозит товары, продавая их с прибылью для себя. Прибыль имеют все три названных участника игры.
   Грабительская цивилизация играет в игры с нулевой или отрицательной суммой. Отрицательной чаще, ибо война, грабительский набег не создают нового продукта, а лишь меняют собственника того, что создан ранее. В древние и средние века преобладали игры с отрицательной суммой, ибо технологии производства базировались, в основном, на ручном труде и ограбить было проще, чем создать.
   Грабители тогда побеждали торговцев чаще, чем наоборот. Рим победил Карфаген, грабительская Москва- торговый Новгород и т.д. Первый пример обратного- Нидерландская буржуазная революция, победа торговых Нидерландов над грабительской Испанией. С чего началось Новое время, эпоха игр с положительной суммой.
   Пунические войны- это конфликт торговой цивилизации- -Карфагена, с грабительской- Римом. Карфаген, наученный горьким опытом грабежей со стороны Ассирии и Вавилона, создал наёмную армию, воевавшую против Рима вполне успешно, однако, в силу недостаточного финансирования оной, уже вторгшейся на Апеннины, потерпевшую поражение.
   "Карфаген должен быть разрушен" (С), и он был разрушен. Но дело его не пропало, научившиеся у финикийцев евреи, а также греки сохранили навык игр с положительной суммой, позже принеся его в Европу
   Высокую культуру греческой цивилизации, заимствованную Римом, после его разрушения варварскими германскими племенами (другой грабительской цивилизацией), сохранили для последующих поколений тоже евреи. Благодаря созданной финикийцами письменности, они пронесли её через тёмные века до эпохи Возрождения.
   Хотя имеет место точка зрения, что всё античное искусство было создано в четырнадцатом веке во Флоренции на Малой Арнаутской улице. Предположу, это верно отчасти, появившийся согласно шкале Маслоу в среде богатых граждан Апеннин интерес к античности помимо самих античных статуй и сохранённых евреями рукописей, дополнялся и новоделом под античность. Спрос рождает предложение.
                                         *   *   *
   В пятой части статьи написано, что евреи- рахдониты (знающие путь) внесли большой вклад в создание и функционирование на протяжении многих веков, до открытия морского пути в Юго-Восточную Азию, Великого шёлкового пути, по которому в Европу пришли бумага, шёлк, фарфор сперва в виде товара, а потом и технологии их производства.
   После иудейских войн евреи рассеялись по Европе, продолжая заниматься торговлей, ремёслами и финансовыми операциями (обмен, кредиты), на основе которых позже возникли банки. Европейцы перенимали опыт евреев, первыми это стали делать в двенадцатом веке жители севера Италии Ломбардии, давшие своё имя ломбарду.    
   Купцы объединялись в гильдии, диверсифицировали свой бизнес, вкладываясь в производство. Европейские города становились "городами мастеров", в них возникало местное самоуправление, заключавшее договора с феодалами (графами, герцогами), на стороне которых в прежние века была военная сила.
   Весьма распространена точка зрения Макса Вебера, высказанная в книге "Протестантская этика и дух капитализма", будто протестантизм оказал решающее влияние на развитие капитализма на планете. И это так, но лишь отчасти. Ибо существовала эта система отношений между людьми (имхо, самая справедливая система, ибо что может быть справедливей принципа ты мне, я тебе) с древнейших времён, огромный вклад в её развитие внесли финикийцы и "примкнувшие к ним" (С) евреи.
   У евреев, очутившихся в результате рассеяния на ПМЖ в европейских городах, перенимали опыт торговых и финансовых операций европейцы. Лидерами тут были жители городов-республик Северной Италии, где на Малой Арнаутской улице Флоренции началась эпоха Возрождения, а также городов Фландрии. Капитализм развивался в европейских городах задолго до того, как Мартин Лютер изложил свои 95 тезисов.
   Развивали его жители городов- горожане. Буржуа по-французски, бюргеры по-немецки, мещане (от miasto- город) по-польски, позже это слово наряду с быдло перекочевало в русский язык. Наиболее умелые в своей профессии, их звали мастерами, создавали цеха, нанимали на работу подмастерьев.
   В русском языке значение слова мастер- умелый человек. В английском- прежде всего хозяин. То есть, умелый человек, благодаря своей умелости, организовывает производство и становится хозяином. Это и есть первые европейские капиталисты- буржуа, бюргеры, мещане, горожане.
   Для начитавшихся Маркса и прочих идиотов сообщу, что без торговли производство лишено смысла. Что нельзя продать, нех и делать. Успех приходит к тому, чей товар продан. Поэтому без купцов, продававших произведённые товары и финансистов, дававших мастерам и купцам ссуды под процент для развития, ничего производиться не могло.
   Итак, капитализм в Европе развивался в городах, стоявших на землях, принадлежавших феодалам- землевладельцам. Феодализм в европейском, а не принятом с тринадцатого века на Руси "монголо-татарском" варианте- прежде всего юридически оформленная система взаимоотношений собственников земли с её пользователями. Основанная на принципах "Nullum officio sine beneficij (Никакой услуги без благодарности)" и "Вассал моего вассала- не мой вассал".
   Горожане (буржуа, бюргеры, мещане) этим графам и герцогам, разумеется, платили. Как за то, что на его земле, так и за военную защиту, которая в те весёлые времена, чем-то похожие на российские девяностые, была не лишней. В шестидесятые в СССР вышел на экраны художественный фильм "Город мастеров" по пьесе Тамары Габбе. 
   Как сообщает нам Википедия, в основе сюжета картины лежат реальные факты борьбы западноевропейских городских коммун с феодалами в двенадцатом- четырнадцатом веках. Но мы, советские школьники, этого не знали и не сопоставляли этих замечательных людей горожан- буржуа, за которых во время просмотра фильма переживали, с жадными и мерзкими буржуями, про которых слышали каждый день.
   Платя феодалу определённую сумму, горожане, тем не менее добивались от него и получали право на местное самоуправление, дабы жить так, как сами сочтут нужным. Поскольку европейский феодализм- это свод писаных законов и договоров, обязательства взаимно выполнялись.
   Так возникали правовые документы типа Магдебургского, Гамбургского, Любекского права, в которых писалось, что на территориях городов устанавливаются законы не герцога, а самих горожан- буржуа. Граф или герцог получал свою ренту и не имел права вмешиваться.
   Хотя графья, они падлы такие, им порой вмешаться хочется, взять больше, чем в договоре написано, поэтому случались и военные конфликты. Как написал выше, наряду с Северной Италией капиталистические отношения развивались в городах Фландрии. И случился у этих горожан конфликт с королём Франции Филиппом Четвёртым (Красивым, чего бы там Задорнов не 3,14здел).
   В общем, конфликт длился много лет, но 11 июля 1302 года при городе Куртре случилась битва королевского войска, возглавлявшегося персонажем романов Мориса Дрюона (наряду с Филиппом Красивым) Робером Артуа с ополчением буржуа (горожан). То есть, профессионального войска с городской милицией, созданной, экипированной и обученной мастерами, преимущественно, ткачами.
   В отличие от упомянутой выше битвы 1471 года при Шелони, в которой профессиональное войско Ивана Третьего разбило ополчение новгородских буржуа, тут войско ткачей взяло верх. В качестве трофея они захватили 700 пар золотых шпор, которые были на французских рыцарях, поэтому битва вошла в историю, как "Битва золотых шпор".
   "После этого разгрома честь и слава старинной знатности и отваги французов сильно приуменьшились, ибо цвет мирового рыцарства был разбит и унижен своими же подданными, самыми худородными людьми на свете — ткачами, сукновалами, работниками низких ремесел и занятий. Они были столь чужды воинскому делу, что из презрения к их малодушию другие народы мира называли фламандцев «жирными кроликами». Но после этих побед уважение к ним стало так высоко, что один пеший фламандец с годендаком в руке стоил двух французских рыцарей" (Джованни Виллани, флорентийский историк)
                                          *   *   *
   А в городах мастеров наиболее умелые и энергичные постепенно расширяли свои производства. В шестнадцатом веке от католицизма отпочковалось протестантство, спустя столетие приведшее к кровавой Тридцатилетней войне. Религиозные постулаты тут затрагивать не будем, но из оных выросла протестантская этика, которая по Максу Веберу способствовала развитию капитализма и последующему технологическому прогрессу на планете.
   Протестантская этика, в частности пуританская, изначально содержала немало тараканов, постепенно ушедших в прошлое, сохранившихся лишь в незначительной мере. Например, отношение к роскоши. Протестантизм осуждал роскошь, как католической церкви (это они ещё православных попов не видели), так и феодалов. Но в пуританстве дошло до осуждения, например, нарядной одежды, вплоть до ярких ленточек в волосах девочек.
   Однако ж, протестантизм выработал и отношение к труду не только, как к "зарабатыванию хлеба в поте лица", но и как к личному обогащению, которое (заработанное трудом) назвал угодным Криэйтору. Постулаты протестантизма: "Работать- значит молиться" и "Жить бедно, чтобы умереть богатым". Эти тезисы я прочитал в середине своего пятого десятка жизни в школьном учебнике дочери. Вторая половина девяностых. Не знаю, написано ли то же сейчас, всё же эпоха была другая, они и Хеллоуин в школе праздновали, а вот попов на порог не пускали. В моём школьном учебнике такого точно не было.
   Из общения с "простыми людьми", для которых всё это и пишу, знаю, что второй постулат они "асилить" не в состоянии. Не укладывается в голове. Потому что накопление капитала понимают исключительно в докапиталистическом значении термина. Копить добро, чтобы его было много. Собственно, этим занимались те, у кого была возможность накапливать, во времена рабовладельчества, феодализма.
   Цель внекапиталистического накопления- понты. Можно ещё назвать фаллометрией. Построить себе такой идокопас, какого ни у кого нет. Чтоб идокопаснее всех прочих идокопасов, что у Буша, Обамы, Трампа... Даже, чем у султана Брунея и саудовской королевской семьи.
   Принципиальное отличие капиталиста в том значении термина, как его понимали Адам Смит, Фридрих Август фон Хайек, Айн Рэнд от обладателя богатств, получаемых не капиталистическим путём, а путём земельной, ресурсной, властной ренты в том, что капиталист отделяет от прибыли некоторую долю, предназначенную для личного потребления, а бОльшую часть направляет на расширение производства. Строит новые цеха, закупает для них оборудование, нанимает рабочую силу.
   Элементарные вещи объясняю, потому что личный опыт общения в Интернете, как со сверстниками, так и с молодыми людьми показывает, что они этого не понимают. Ладно, у сверстников мозги засраны совковой пропагандой, а кто вуз закончил, ещё и кафедрой марксизма-ленинизма. Но, блин, молодые мне втирают за то, как я счастливо жил в советские времена. Как будто это они жили, а не я.
Кадр из фильма "Три толстяка"
   Капиталистов в СССР воспринимали не иначе, как их изображали на страницах журнала "Крокодил", рисовал датский художник- коммунист Херлуф Бидструп, как они показаны в фильме по сказке Юрия Олеши "Три толстяка". Рожи толстые и жрут много. Ещё шляпы цилиндры носят. Что лишний вес, ожирение- атрибут бедности, а не богатства, в СССР, видимо, не догадывались. Почему не знал Бидструп?.. Или знал, но лукавил.
   Что долларовые миллиардеры цивилизованного мира на самом деле вот такие, в нашей стране мало кто догадывается. У нас они реально другие, хотя и не толстые. Но склонность к идокопасным понтам (или фаллометрии) им присуща. Какой капитализм, такие и миллиардеры. Не буду касаться здесь происходящих последнее время в США и Западной Европе событий. Затронул их в статье "Открытое письмо Брину Сергею Михайловичу".
   То есть, нормальный рыночный капитализм предполагает, что его субъект предприниматель отделяет значительную долю прибыли и направляет её не на накопление богатства, лежащего мёртвым грузом, а на расширение и модернизацию действующего производства. Нередко на создание нового продукта, то есть инновацию. При этом он рискует своими или заёмными деньгами. 
    Инновации очень часто приносят не прибыли, а убытки. Но могут принести и огромные прибыли, покуда конкуренты не спохватились и не устремились в ту же нишу. Маркс писал про преступления, на которые капиталист готов пойти ради прибыли в 300%, возможно, и такое бывает, особенно в нецивилизованных обществах. Однако, стремление предпринимателей к большой прибыли толкает их на риск производства новых, никому доселе не известных продуктов, благодаря чему только и возможен прогресс.

Комментариев нет:

Отправить комментарий