«Запад есть Запад, Восток есть Восток...» (С) Западный человек при наличии любого количества денежных средств не будет делать унитазы из золота, а построит новые предприятия, расширит производство, создаст рабочие места. Восточный первым делом устроит себе домик для уточек унитаз из золота.
В России, занимающей промежуточное положение между Востоком и Западом, подобная экономическая модель называется понтами. Чем больше понтов, тем более уважаемый человек. «Ты за сколько этот галстук купил?, -За тыщу баксов..., -Ну, ты, братан, лоханулся, за углом точно такой же за полторы...» (С)
В двадцатом веке многие восточные страны приняли западную модель развития («ГДР- это Запад? Япония- это Запад!»(С)), что позволило им за короткий срок войти в число мировых экономических лидеров, намного обогнав Россию, которая после примерно десяти лет нормального развития свернула в дебри «третьего пути», которым никто никогда не ходил, и куда он ведёт, никто не видел.
Корреляция почти стопроцентная. Лидеры по свободе- лидеры и в экономике, и в уровне жизни населения. Аутсайдеры также одни и те же. Россия, естественно, середнячок, «Верхняя Вольта с ракетами», -сказал кто-то очень мудрый, авторство чьё не установлено. 94 место по индексу экономической свободы, 64-е по ВВП на душу (ну, так нефть с газом подтягивают немного), 103-е по продолжительности жизни. По оценочному индексу качества жизни Россия на 105 месте.
Получается оно так, и никуда от этого не уйти:
Как-то повелось в России считать стремление к личному обогащению, не связанное со службой великому хану, чем-то постыдным. Причём, так считает и сам хан: Нормально, да? Домики для уточек, идокопасы, сотни миллиардов в оффшорах, дворцы, яхты, миллиарды налички и тонны золота по полковничьим хатам в порядке вещей, а мелкий торговец (ох, как мало их осталось в России...), который, скорее всего, даже не долларовый миллионер- жулик. При том, со времён задолго ещё даже до Адама Смита известно, что главный стимул честности бизнеса- конкурентная среда. Чем больше на рынке торговцев, тем каждый из них честнее. Три или пять торговцев могут заключить картельный сговор, тысяча- никогда. Советская торговля была нечестной априори, поскольку являлась не торговлей, а распределением дефицита, игрок на рынке был в единственном числе- государство. Отсюда колбасные электрички и прочие прелести советской жизни. Работники советской торговли были кастой, чей социальный статус значительно превышал статус иных категорий граждан, исключая часть чиновников и силовиков. Продавщица колбасного отдела имела "простой продукт", который можно было обменять на равноценный: итальянские сапоги, французские духи, билеты в Большой, отмазку сына от армии (ну, или поступление в вуз). У инженера или токаря такого продукта не было. Я прокомментировал мнение питомца Леонида Ионовича Усвяцова насчёт торгашей- жуликов. Откуда ноги растут. Однако, в девяностые всё перевернулось на сто восемьдесят градусов. Ларьков понатыкали повсеместно, в торговой зоне около метро "Василеостровская" в конце девяностых в Питере их были сотни, как-то, маясь от безделья, я насчитал в этих ларьках более семидесяти сортов пива. Предположу, сейчас в супермаркете примерно столько же, но там-то ещё и конкуренция между торговцами была.
Далеко не раз видел в начале девяностых объявления о приглашении на работу продавцов с припиской: "Лиц, с опытом работы в советской торговле, просим не беспокоиться". Поняли? Частным предпринимателям не нужны были лично нечестные распределители дефицита. Нужны были торговцы, умевшие впарить товар, которого вокруг у других продавцов навалом.
* * *
Однако ж, вернёмся к истокам мировой экономической науки и вспомним, что основоположником её был шотландский философ Адам Смит. Именно философ, ибо понятия экономической науки в его время не существовало. Он её и основал.
И первым известным его трудом стал трактат не об экономике, а морали: "Теория нравственных чувств", опубликованный в 1759 году. С чем-то полностью согласен, с чем-то не совсем. Тут он стал подбираться к экономике издалека, но таки в предварительной форме доказывая, что тезис "ты мне, я тебе" благотворен для общества. Писал, что стремление к богатству нередко обусловлено не стремлением к достойной жизни, а тщеславием (понтами в современной России), для хорошей жизни можно довольствоваться и меньшим. В общем, верно, вполне протестантский тезис. Деньги нужны не для домиков для уточек золотых унитазов, а чтобы делать другие деньги. Деньги- инструмент. Замечу, что по Максу Веберу у протестантов стремление к понтам намного меньше, чем у католиков, а православных он не касался, поскольку не видел.
Другой тезис, что моральные страдания людьми высокого положения (аристократами) переносятся намного тяжелее, чем физические. Перенося второй тезис в сегодняшней день, можно переформулировать, заменив аристократов "образованцами" и просто мыслящими людьми. Быдлу незнакомы моральные страдания. При наличии достаточного количества необходимых товаров (а, благодаря реформам девяностых, в сравнении с совком у нас рыночное изобилие) отсутствия в обществе свободы он не замечает. Чтобы заметил, имхо, надо, чтобы лично ему в полиции вставили в жопу бутылку. Поэтому в стране, где большинство населения не народ, а быдло, демократия невозможна. Необходим длительный процесс дебыдлоизации. Писал Адам Смит, что в современном ему шотландском обществе презрение к самой бедности часто более видимо, нежели к присущим им невежеству и порокам. Отчасти это снова объясняется опять же протестантизмом, где богатство считается достоинством, а бедность пороком.
Собственно, это известно давно, что успехов в бизнесе чаще добиваются (ну, или добивались до появления высокотехнологичных отраслей) более энергичные и меньше привыкшие соблюдать установленные (в школе. Хотя Джобс, например, тоже не был отличником и пай-мальчиком) правила троечники, нежели отличники, которых они потом нанимали на работу, если сфера деятельности предприятия требовала приложения мозгов.
Это правило в России касалось скорее торговли. Или производства чего-то простого, но очень нужного для масс. Многие из этих троечников параллельно с торговлей промышляли ещё и бандитизмом. Уйдя из инженеров, занявшись рекламой, я знал многих. Кого поубивали, а кто и в депутаты с чиновниками вышел. Конкретных примеров перехода из бандитов в силовые структуры лично я не знаю, показателен эпизод из "Брата-1", где герой Бодрова говорит герою Сухорукова: "Езжай домой, в милицию устройся..."
Но в бизнес тогда шли не только троечники с бандитами. С самого начала девяностых я сотрудничал и с научно-производственными компаниями, созданными инженерами, докторами и кандидатами. Там уже места троечникам не было. Эти предприятия выживали в девяностые ещё и потому, что бандиты к ним не лезли. Во-первых, не разбирались, во-вторых понимали, что взять нечего.
Многие выжили, и, когда в экономику полноводной рекой хлынули нефтяные деньги, тоже поднялись. Сейчас, имхо, здравствуют по той же причине, что в девяностые. Зачищенную силовиками от бандитов нишу сами силовики с чиновниками и депутатами и заняли. Многие торговые предприятия и те, которые с простым производством, давно отжали. А к научно-производственным не лезут. И денег меньше, и сложно. Ладно, я не про то, а об отношении к бедным, которое порицал ещё Адам Смит в своём трактате о нравственности. Несмотря на все слова, что я писал, пишу и буду писать по поводу того, что в девяностые надо было крутиться, искать различные возможности заработка, а их, по крайней мере в мегаполисах было до факаной мазы, менять места работы...
Блин, ну, выучили тебя тридцать лет назад в ПТУ на оператора говна-с-глиной смесительной установки, а смесь перестала быть востребованной. Надо переучиваться, менять профессию, иного выхода нет...
Несмотря на эти свои высказывания, сочувствие к образованным интеллигентным (поставил ссылку, не нравится мне термин, лучше просто воспитанным) интровертам (я сам интроверт), оказавшимся бедными, испытывал всегда. Особенно к их детям- подросткам. Этим труднее всего. Хотя их отцу мог бы сказать что-нибудь нелицеприятное. Я же крутился, почему не крутился ты? Писал, в прошлом (2019) году был на вручении дипломов отличникам питерского Тотального диктанта (за сына получал). И обратил внимание на бедно одетую девушку. Сейчас в сравнении с советскими временами люди намного лучше одеваются. Если она там была, уже значит, что умная. И по лицу видно. Ну, вот было у меня искреннее сочувствие. А не помочь. Пенсионер, пусть и с зарплатой 50 тыров- не спонсор. Слава Криэйтору не нищий. Государству же на это насрать. Анекдот в в тему: "Офицерское собрание. Поручик Ржевский рассказывает: "Господа! Иду на днях по Невскому, глядь! - мне девочка навстречу лет двенадцати. Прижалась ко мне и так жалобно просит: -Господин, господин офицер! Покормите меня, я всё, что угодно для вас сделаю. Ну, я её покормил, а потом мне её так жалко стало... Вы не поверите, господа, - трахаю и плачу, трахаю и плачу..."
Думаю, у поднявшихся от совковой нищеты к богатству в девяностые троечников и бандитов, как и принявших из их рук знамя силовиков и чиновников (тех же троечников), сочувствия к бедности образованных и воспитанных людей нет. Которые, во-первых, далеки от кормушки, а, во-вторых, в силу российской экономической модели (продажа за границу нефти с последующим дележом доходов между альфа- и бета-самцами) для них нет ни рабочих мест, ни рыночных ниш. Образованная молодёжь массово валит, сюда же едут азиаты.
Ладно, это я отвлёкся немножко на "дикие кренделя, как казённый дед мороз..." (С), вернёмся к Адаму нашему Смиту. Человека экономического он придумал намного позже, а сперва писал про человека альтруистического: "Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье". То есть, у него в трудах выведены два человека: человек эгоистический (хомо экономикус) и человек альтруистический. И очень часто это один и тот же человек.
Советский анекдот в тему, многие, полагаю, слышали. "Чабан из горного аула, избранный секретарём партбюро колхоза, был отправлен на учёбу в Высшую партийную школу. По возвращении рассказывает землякам: -Оказывается, Ульянов- Ленин- один и тот же человек. Маркс и Энгельс- два разных человека. А Слава КПСС вообще не человек".
Возникшая в эпоху реформации Церковь Шотландии относится к протестантской ветви христианства, ей присущи те же этические нормы, в том числе уважение к нажитому честным трудом богатству. Адам Смит писал, что на уважении к богатству зиждется благополучие всего общества, в том числе стабильность оного. Вот так-то. А не на дубинках росгвардии...
Именно поэтому у шотландского философа и экономиста легко сочетаются в одном человеке эгоизм и альтруизм. И этот человек преимущественно протестант, Макс Вебер позже объяснил подробнее. То есть, протестант он не потому, что в мифическое существо верит (хотя может и верить), а потому что следует установлениям протестантской этики. "Работать- значит молиться". Не было в Шотландии "монголо-татарского ига" и его идеологической опоры- православной церкви. Никто не 3,14##ел про какие-то "духовные скрепы". Описывал Смит и процесс формирования хомо экономикуса в иной среде- властных структурах. Цитаты Мураками и Ключевского по этому поводу приведены выше. По мнению философа в административных структурах происходит жёсткий отбор по критериям, не имеющим ничего общего ни с христианской (он не православие имел ввиду), ни с общечеловеческой моралью. Отрицательная селекция. О том же писал Макиавелли в "Государе".
Цивилизация, которая не "отдельная", а на самом деле соответствует названию, сформировалась, благодаря тому, что в протестантских обществах большинство населения сочетало в себе одновременно эгоистические и альтруистические черты. Эти люди- буржуа, бюргеры, мещане, что значит горожане. От слова бург- город. Польское място- тоже город. Можно назвать их и словом народ, демос по-гречески. То есть, не быдло (охлос).
Комментариев нет:
Отправить комментарий