среда, 6 февраля 2019 г.

О штанах,но не только и ценах. Часть 3

      Часть 1, часть 2, часть 3
     К любимому тезису совкодрочеров, что подавляющему большинству населения это недоступно. Не буду за двор многоквартирного дома рабочего пригорода Санкт-Петербурга, уставленный фольксвагенами, тойотами и ниссанами, ни припарковаться, ни пройти. И цены на автомобили сравнивать не буду, ибо нелепо сравнивать "твою вишнёвую девятку" (С) с Тойотой или Мицубиши. Вы же трамвай с самолётом не сравниваете.
      Вспоминаю, переехали мы в новый микрорайон в восемьдесят девятом, единственный магазин был в квартире первого этажа дома метрах в трёхстах от нас. Очереди, разумеется, были фантастические, хотя продуктов считай никаких и не было. Восемьдесят девятый- это уже карточки. Потом уже частный бизнес на пустыре неподалёку магазинчик построил (в нулевые снесли), затем в девяностые крытый рынок возник, позже перестроенный в небольшой торговый центр с "Пятёрочкой".
       Сейчас у нас в радиусе километра от дома супермаркет "Лента", гипермаркет "О`Кей", два "Перекрёстка", штук шесть "Пятёрочек", два "Магнита", "Красное и белое", "7Я" и т.д.
Блин. И везде народ с тележками и корзинками, и ведь прут жратву, и прут... То есть, факт, что уровень потребления подавляющего большинства населения значительно превышает советский, неоспорим. И в стопиццотый раз подчеркну: не будь реформ девяностых, пустивших в Россию руку Адама Смита, ничего бы этого не было. Примерно с середины нулевых эту руку постепенно изгоняют, но до конца ещё не выгнали.
                                         *  *  *
      Так. Теперь, что стало дороже. Общественный транспорт, например. Когда-то в Ленинграде трамвай стоил три копейки, троллейбус четыре, автобус и метро пятачок. Сегодня автобус сорок рублей, метро сорок пять. С учётом коэффициента 200 сейчас в 4- 4,5 раза дороже. Это так называемый социальный транспорт, маршрутка может быть, как дороже, так и дешевле, в зависимости от маршрута.
      А вот доехать мне, жителю пригородного Колпино до метро "Звёздная" стоило 29 копеек. Сегодня маршрутка 58 рублей, то есть, с учётом коэффициента та же цена. На рейсовом автобусе сорок копеек, но ехать дольше. Тут недавно в статье про выборы тридцатилетней давности писал, в 89-м баллотировавшийся по Колпино глава Ленгорисполкома Ходырев в популистских целях снизил стоимость проезда из Колпино до "Звёздной" до пятачка. Избраться ему это не помогло, а свою малую лепту в экономический 3,14##ец страны советов внесло.
      Есть одно но. Доступность транспорта, благодаря появлению в девяностые коммерческого, опять той же руки Адама Смита, стала гораздо выше. Раньше 296 автобус ходил до "Звёздной" из Колпино раз в час. Сегодня один или два социальных маршрута (не знаю, не пользуюсь) плюс три маршрутки до "Купчино", два социальных и две маршрутки до "Рыбацкого". На скорость проезда влияют пробки, но доехать по любому быстрее.
      По Питеру в девяностые откуда угодно куда угодно можно было проехать на маршрутном транспорте. Пока пришедшая в нулевые новая власть не стала убивать руку Адама Смита, на маршруте из пункта "П" "А" в пункт "Ц" "Б" было несколько вариантов от разных фирм. В начале нулевых услуги пассажирских перевозок (маршрутные такси) оказывали более ста предприятий и ПБОЮЛов. 
     В первой половине нулевых вновь избранная прокремлёвская губернаторша, чьё имя в молодости нередко упоминалось в сочетании с пятидесятипроцентной ёмкостью сосуда, дизайн которого разработала в 1943 году В.И.Мухина, абсолютно административно сократила число операторов рынка пассажирских перевозок до четырёх (или трёх). Конечно, совершенно случайно, одной из этих оставшихся на рынке компаний была входившая в холдинг её близкого родственника. Именно про это у Айн Рэнд:
     Конечно, и сегодня доехать из одной точки города в другую общественным транспортом, намного проще, чем в советские времена. Однако, несколько затруднительней, чем в конце девяностых- начале нулевых.
     Ну, и про электричку. Проезд Колпино- Московский вокзал был 25 копеек, сейчас 52 рубля. То же самое...
                                         *  *  *
     Поезда дальнего следования и самолёты. Советские цены были стабильными на протяжении многих лет и никак не зависели от способа и времени покупки. Билет в купейном вагоне Ленинград- Москва стоил 12 рублей, плюс рубль за постельное бельё. Сейчас цена сильно зависит от времени покупки, я пару лет назад несколько раз туда- сюда на "Сапсане" прокатился (4 часа от вокзала до вокзала) за 900 рублей. Делим на двести, четыре с полтиной.
      Авиабилет в Ереван в 1983 году, точно помню, был 52 рубля. Сейчас погуглил, диапазон 4500- 7500 рублей. Разделив на 200, получаем 23- 38 рублей. А бывает ещё дешевле. Прошлой осенью до Доминиканы, слышал, авиабилет за семнадцать тыров брали...
                                         *  *  *
      Дороже стала квартплата. За квартиру, где живём с женой вдвоём, платим сейчас в совокупности шесть с лишним тысяч рублей. Тридцатка в пересчёте на советский рубль. В восемьдесят девятом, проживая в той же квартире вчетвером, платили 13 рублей.
      Стоимость квартир тоже выше, но. Не следует путать нынешнюю свободную продажу жилья с продажей так называемых кооперативных квартир в СССР. Тогда, чтобы тебя поставили на очередь на кооперативную квартиру, необходим был ряд условий. Например, проживание в общежитии. Таким образом, получалось, что "лимитчики", приехавшие в мегаполисы из провинции, имели гораздо более высокие шансы на покупку жилья, нежели аборигены.
       Не более шести квадратных метров жилой площади (то есть, только комнаты учитываются) на человека. Норма, имхо, драконовская. Сейчас жить по норме 6 квадратов на человека просто не смог бы. Хотя, говорят, ко всему привыкаешь, даже к тюрьме.
       Ну, и... Если в семье был, например, ветеран войны, он вешал на себя ордена и медали, шёл в райисполком или райком КПСС, тряс ими и тогда, часто бывало, ставили на очередь без тех норм, что написано выше.
       На тему сравнения "тогда и сейчас" писал уже не раз, просто напомню:
       Капитализм лишил меня скупых телеграмм радости
       Back in the USSR      

1 комментарий:

  1. Короче говоря: в те отрасли, куда влезло государство, стало дороже. Где частник, дешевле. Исключение - это рыба. Но тут, понятно, встречные санкции.

    ОтветитьУдалить