четверг, 13 декабря 2018 г.

А я вот благодарен бизнесу... Часть 2

    В НАЧАЛО
    И теперь о моей благодарности бизнесу. Я благодарен тому подпольному бизнесу, который действовал в СССР, когда никакого официального бизнеса в нём ещё не было. Хотя бы вот за эту ветровку, произведённую "цеховиками" и купленную с грузовика в восьмидесятом году в Джубге:
    Ох, какая крутая была ветровка для той поры! Три года спустя я начал по загранкомандировкам ездить, так там много всякого хорошего стал покупать, но эта ветровка, как первая ласточка моего модного гардероба, запомнилась. Ничего и близко подобного Госплан не выпускал. Чтоб не докапывались, "водолазка" (в Ленинграде звали "бадлон") финского производства, жена купила в магазине совершенно случайно.
    А потом при Горбачёве этих "цеховиков" вдруг разрешили, и они стали выпускать свою продукцию абсолютно легально. И всякие разные курточки, брючки и тому подобное в продаже стали появляться. Я им за это благодарен. Госплан такого не умел.
    А когда разрешили свободный выезд, немалая часть граждан нашей страны "забила" на свои с#аные НИИ, КБ и станки ДИП-300, обтачивающие ржавое железо и ломанулась в сопредельные государства (Польшу, Турцию, Китай...) за шмотками. Монополию государства на внешнюю торговлю к тому времени вроде как отменили.
    "Челноками" их звали, если помните. Так вот, они как раз и были предпринимателями и бизнесменами. Только "малыми". В одном из фильмов Леонида Парфёнова "Намедни" экономист и писатель Лисицын назвал их "героями нашего времени". Я с ним согласен. Помню радость своих детей от шмоток, жвачек и игрушек, привезённых челноками и продававшихся в ларьках и коммерческих магазинах, которые начали появляться.
    За китайское платье не помню, а вот тайваньская футболка (ясен перец, никакой не "найк", а самопал) в сентябре 91-го стоила 200 рублей при моей тогдашней зарплате 1500 рублей, доллар в сентябре был 35 рублей, так что зарплата меньше 50 долларов.
     Ну, как я могу быть не благодарен этим предпринимателям- челнокам за то, что они это привезли, а владельцу ларька, что поставил его и предоставил мне возможность купить изделия, которые очень понравились моим детям. В СССР и близко подобного ничего не было.
    А ещё "челноки" привезли запчасти для ZX-Spectrum,
другой "малый бизнесмен" собрал их, это был первый персональный компьютер нашей семьи. Позже Ельцин и Гайдар дали нам экономическую свободу, фирм, собирающих компьютеры из завозных запчастей стало, как шпал на БАМе, свой первый 486-й я купил в девяносто четвёртом. Вместе с монитором тайваньского производства и матричным принтером Epson всё вместе за 1200 долларов. И ведь завезли всё это в Россию именно предприниматели, бизнесмены. 
     Персональные компьютеры в квартирах и офисах на Западе в конце семидесятых- начале восьмидесятых стали появляться. У нас, как только Горбачёв к власти пришёл, академик Велихов прокукарекал, что мы по компьютерам в глубокой #опе, после шесть лет 3,14##ели по поводу компьютеризации и компьютерной грамотности, но абсолютно ничего не делали. Имею ввиду государство ничего не делало.
     Я осенью 1986 года обучался на курсах резерва главных конструкторов Минэнергомаша, так нам компьютеры мелом на доске рисовали. А потом в конце восьмидесятых Артём Тарасов и другие повезли из страны металлолом (брошенных тракторов по полям было... ничьё же, собственность "общенародная"), а обратно компьютеры. Вот тебе бабушка и компьютеризация, и компьютерная грамотность. Пошёл к бизнесмену в магазин, купил, стал в клавиши пальцем тыкать и грамотным стал.
     Подробнее "Инопланетяне уже здесь".
     Я уж не буду за видеомагнитофоны, которых в начале девяностых не было ни у кого, а в середине были у всех. К началу нулевых компьютеризация квартир стала массовой, и сделало это не государство, а бизнес. А потом мобильные телефоны, смартфоны. Бизнес, один только бизнес. Введи кто-нибудь сейчас сдуру монополию внешней торговли, всё вмиг и исчезнет.
                                     *  *  *
    Так можно говорить про всё. Про одежду уже сказал. В девяносто первом бизнес в России был ещё развит слабо, тех же шмоток из Китая, Турции, Тайваня завозили мало, по этой причине стоимость их была высокой.
     Благодаря экономическим свободам девяностых умные, энергичные и предприимчивые пошли в бизнес (сейчас они валят из страны). Кроме морально не отягощённых, пошедших в бандиты (сейчас таковые идут в чиновники и силовики, см. выше термин "силогарх").         Бизнесменов становилось больше, соответственно, больше и товаров. В соответствии с вышеприведённой формулой, цены на всё снижались. Если в 91-м на свою зарплату мог купить 3-4 пары тайваньских джинсов, то сейчас (я работающий пенсионер) от 20 до 50 пар аналогичного, а то и более высокого качества. В середине нулевых, когда зарабатывал поболе, а доллар до "затокрымнаш" был дешевле, и того больше.
                              *  *  *
     Аналогично с едой. В начале девяностых её, преимущественно, возили из-за границы, наше сельское хозяйство раскачивалось постепенно. Бизнесмены и возили, если оставить в стороне гуманитарную помощь, которая была бесплатной. Не буду за себя, но знаю многодетные семьи, которые той гуманитаркой кормились.
     Наряду с торговыми постепенно возникали перерабатывающие предприятия. В конце 80-х в Ленинграде было два мясоперерабатывающих предприятия, в девяносто восьмом около двухсот. Пусть мелких, но насыщение продуктами было намного выше, чем в эпоху совка. И делали это всё бизнесмены.
     В Колпино, где живу, в середине девяностых несколько предпринимателей создали "Колпинский пищевой комбинат", выпускавший пельмени. Может кто помнит, товарный знак- слонёнок. А ещё рекламный слоган на пачках, который как-то Задорнов помянул: "Если будешь есть пельмени, будешь вечно жить. Как Ленин". В начале нулевых на владельцев наехали "чекизды", кого-то убили, один, слышал, хотел свалить, но его с деньгами не выпустили, ушёл в монастырь...
     Олег Тиньков занимался фарцовкой ещё в советские времена, когда это было криминалом. В девяностые создал сеть по торговле бытовой электроникой "Техношок", потом сеть продал, основал мясоперерабатывающий завод "Дарья" (в честь дочери), выпускавший одноимённые пельмени. И другие производители пельменей были. Среди них мои клиенты (об этом ниже), сперва торговавшие металлопрокатом, потом купившие западное оборудование по производству пельменей и начавшие их выпуск.
     Вот такой парадокс. Оборудование для производства, казалось бы, исконно русского продукта- пельменей покупали на Западе. Но уже в конце девяностых, сразу после дефолта, молодые люди с высшим техническим стали создавать небольшие машиностроительные фирмы, выпускавшие оборудование для пищевых производств. Все эти люди и есть бизнесмены, как можно не сказать им спасибо за то, что они делали.
    Может, кто забыл про советские магазинные пельмени? Которые, во-первых, как всё мало-мальски нужное людям, были дефицитом. Во-вторых... Пачки из картона ужасного качества. 
Замороженные, но во время транспортировки, видимо, размораживавшиеся, поэтому слипшиеся между собой. Сейчас в многочисленных супермаркетах и магазинах вокруг моего дома пельмени от десятков производителей, упаковка пластиковая. Слипшиеся пельмени на прилавок просто не выложат.
     Если мне кто предложит делать пельмени самому, пошлю нах. Я работаю, зарабатываю деньги, в свободное время хочу отдыхать, а не лепить пельмени. Личный же повар, который лепил бы пельмени, мне, работающему пенсионеру, не по карману. То же самое могу сказать про самостоятельное выращивание картофеля и иной еды.
    Продолжу про Тинькова. Пельменный завод он продал, основал сеть ресторанов с пивоварнями, а также пивной завод в другом пригороде Санкт-Петербурга Пушкине неподалёку от меня. Где стал варить пиво имени себя "Тинькофф". Потом продал завод бельгийской компании Сан Интербрю.
    Другой пивной завод на площадке бывшего деревообрабатывающего завода на Дальневосточном проспекте построила и запустила компания "Браво интернешнл" сразу вскоре после дефолта в 1999 году. выпускала пиво с брендом "Бочкарёв", в 2003 году продала завод голландскому "Хейнекену". Почему бы их не поблагодарить за вклад в насыщение российского пивного рынка? В СССР пиво было го#ённое, так ещё и в очереди часа по полтора стоять приходилось, чтобы кружечку выпить. 
                                       *  *  *
     Сейчас в радиусе километра от моего дома четыре супермаркета, мелких магазинов не счесть. Выросшему уже не в СССР поколению трудно понять значение слова дефицит. Когда тебе что-то надо, а не купить, потому что негде. И за это благодарность бизнесменам, создававшим эти торговые сети "Лента", "Пятёрочка", "Магнит", прочие... Жеребцову, Рогачёву, Галицкому...
     Правда, у Галицкого, начинавшего с одного магазина и создавшего сеть "Магнит", оную государство уже отжало.
     А сколько рабочих мест создают эти предприниматели? И в магазинах, и в распределительных центрах. Не надо только мне грузить про "вагонзаборзаводы". От последних никакой пользы нет, все их надо было позакрывать ещё лет тридцать назад...
                                       *  *  *
     Как не сказать спасибо туристическому бизнесу за то, что мы побывали в других странах, отдыхали в комфортных отелях (а не фанерных домиках с удобствами во дворе, как в СССР) на берегах тёплых морей. Мы только платили деньги, выбирали отель из множества предложенных вариантов, а турфирма брала нам билеты, встречала в аэропорту прибытия, довозила до отеля, размещала. По уровню сервиса это несопоставимо выше, нежели было в совке.
                                       *  *  *
     Ещё я благодарен тем бизнесменам, которые давали мне работу. С советского завода я уволился сам в октябре 1990 года с должности начальника сектора конструкторского бюро. К этому времени завод уже год не выпускал никакой продукции, но на работу все ходили и зарплату получали. И вы ещё будете спрашивать, почему развалился Советский Союз, а в конце 1991 года не было еды?
     Ну, нет у меня предпринимательской жилки, хоть ты тресни. Года с 93-го я оказывал рекламные услуги многим предприятиям С.-Петербурга, этим, например:
     Многие в начале девяностых состояли из двух- трёх человек и сидели в небольшой комнатушке, потом развернулись до сети магазинов по всему Северо-Западу, как, скажем АСТА, что на листовке с кабанчиком на колёсиках. Некоторые мои клиенты в последующем заводы свои построили, как на площадках старых заводов, так и в чистом поле.
     За двадцать лет занятий рекламой я оказывал услуги сотням фирм С.-Петербурга и ближних регионов. То есть, бизнесмены, создавшие эти предприятия, давали мне работу, за которую платили деньги. По договору. Как договорились, так и платили. И мне нас#ать, что они присваивали какую-то там прибавочную стоимость
     Да. В результате моей рекламы они получали рост продаж многократно превышающий те суммы, которые платили мне. И что с того? Это их бизнес, они его создали, я бы так не сумел. И огромное спасибо, что платили деньги мне за работу, что я для них делал.
                                      *  *  *
    А сколько рабочих мест создали иностранные предприниматели, пришедшие со своими инвестициями... Перечисляю навскидку по памяти заводы в Питере и рядом: Тойота, Хёндай, Ниссан, Дженерал моторс, Форд, Скания, Катерпиллар, Хенкель, Термекс, Электролюкс, Тошиба, Сименс, Кока Кола, Жилетт...
    На них наши граждане работают, деньги получают. А налоги предприятия платят в российскую казну. Если бы только те налоги власть не разворовывала...
     Так что бизнесу есть за что сказать спасибо. Благодаря ему жизнь стала намного краше и насыщенней, чем в совке. Другое дело, с приходом к власти "чекиздов" пошёл откат обратно в совок. Бизнес, конечно, в России пока ещё есть, но свобода его сильно ограничена. Есть такой индекс экономической свободы, рассчитываемый по ряду показателей. В конце девяностых России удалось подняться в первую сотню стран мира. А сейчас скатились до 153 места. Между Лесото и Алжиром...

Комментариев нет:

Отправить комментарий