«-Василий
Иванович, гляди- на том берегу белые пиво с раками пьют…
-Не, Петька, это у них морды такие…»
(Советский анекдот)
Как сказал вождь мирового
пролетариата, «самым важным из искусств
для нас является кино», поэтому наряду со строительством
военно-промышленного комплекса деньги, вырученные от продажи за бугор зерна и
культурных ценностей, тратились на создание советской киноиндустрии.
Со слов М.И.Веллера прусский король
Фридрих Второй говаривал, что голодной армии полезно видеть сытого короля.
Советский кинематограф же решал задачу несколько иную задачу: показывал
голодным гражданам страны советов сытых граждан той же страны.
Перед самой войной сельские жители,
перенесшие менее десяти лет назад голодомор, радовались сытой жизни вологодской
свинарки и дагестанского пастуха, роли которых исполнили этнически не вполне
вологодские и дагестанские Ладынина и Зельдин.
А спустя ещё несколько лет не могли
нарадоваться, как богато и счастливо живут люди в кубанских сёлах. Когда же я
тёще, любившей потрындеть про послевоенный голод в сёлах Калининской (Тверской
ныне) области намекал на несоответствие «Кубанских казаков» реальной
действительности, она говорила, что там, ну, всего в какой-то тысяче километров
к югу жизнь действительно была распрекрасна…
В тридцатые, советская киноиндустрия набирала
обороты, а народ уже стал почти поголовно грамотным, что не надо путать с
образованием, ибо, научив людей читать и писать проще зас#ать им мозги разной
антинаучной хренью, тем же марксизмом- ленинизмом, например. И чтобы умеющие
читать и писать, но не приученные думать граждане на экране сумели отличить
положительного героя от отрицательного, на роли назначались актёры,
соответствующие заданному типажу.
То
есть, Сергей Столяров (Мартынов в «Цирке», Садко, Дар Ветер, не путать с Дартом
Вейдером…)- однозначно положительный герой, Николай Черкасов же, в зависимости
от грима мог быть и тем (Александр Невский, депутат Балтики), и другим (барон
Унгерн, царевич Алексей).
Типа, греческий театр масок. Только у
греков маски выражали эмоцию, а типаж в советском кинематографе положительность
или отрицательность героя. Простой советский человек, свинарка или пастух,
должен был, не сильно задумываясь, понимать, что герой перед ним отрицательный.
Как этот, к примеру, католический
священник из фильма Эйзенштейна «Александр Невский». Сразу видно- злодей. Он не
только на органе играет, который в целях католизации местного населения не
поленились в Псков притащить, а ещё и детишек местных в огонь бросает. Зачем
это делает, сценарист Павленко и режиссёр Эйзенштейн не поясняют, можно только
предположить, чтобы придать дополнительной отрицательности немцам.
Фильм вышел на экраны в 1938 году, в
следующем после начала недолгой дружбы с Германией был положен на полку, в
сорок первом стал актуальным вновь. Придуманная Петром Павленко версия событий
вошла в школьный учебник истории, по которому я учился в шестидесятые, однако,
думающих людей должна наводить на размышления сама дата битвы на льду озера- 5 апреля по
старому стилю. А по новому где-то пятнадцатое. Think, вашу мать, think…
Военная тема после сорок первого на
долгие годы стала преобладающей в советском, а потом и российском
кинематографе, вот буквально сейчас сказку про двадцать восемь панфиловцев
сняли. Потребовались типажи на роль немцев. И их догадались брать из людей, не
относящихся к славянской расе. То есть, славянский тип лица (вышеупомянутый
Столяров) в нашем кинематографе сразу предполагал положительность
Роли немцев исполняли француз по папе
Георгий Милляр, сыгравший также в нескольких детских фильмах роли бабы Яги и
Кощея Бессмертного,
немец Генрих (немцы произносят
Хайнрих) Грайф, вступивший в германскую компартию в 1933 году, когда оттуда уже
массово переходили в НСДАП, а потом
переехавший в СССР.
Исполнял роли немцев и другой
советский этнический немец Андрей Файт,
после же во множестве
советских военных фильмов на эти роли стали брать актёров из прибалтийских
республик, например, Альгимантаса Масюлиса, ставшего, начиная с Вилли
Шварцкопфа в фильме «Щит и меч», обер-фашистом советского кинематографа.
Последней ролью Масюлиса стала роль
самого себя в поставленном в 2008 году фильме «Фрицы и блондинки», посвящённом
как раз прибалтийским актёрам- исполнителям ролей германских фашистов. Хотя, строго
говоря, таковых не существовало, фашистами были итальянцы, а немцы
национал-социалистами. Но термин устоялся и в СССР часто просто любого плохого
человека называли фашистом. Подробнее.
В советских фильмах о войне появлялись
и реальные исторические персонажи. Сталина ещё при жизни играли Михаил
Геловани, Семён Гольдштаб, что доставляет, Алексей Дикий, Андро Кобаладзе…
Последний, начав с фильма «Яков
Свердлов» в 1940 году, исполнял роль «отца народов» и в «Семнадцати мгновениях
весны», 1973год, и позже.
Кто первый сыграл в советском кино
Гитлера, не помню. В смотренном мною в шестидесятые фильме «Щит и меч» эту роль
исполнил Владимир Осенев.
Потом роль фюрера надолго перешла к
артисту из ГДР Фрицу Дицу,
впервые исполнившему её ещё в
пятидесятые в гэдээровском фильме «Эрнст Тельман», но ставшему признанным
Гитлером после эпопеи «Освобождение», 1969- 1972 г.г. Сыграл он Гитлера и у
Лиозновой в «Семнадцати мгновениях весны», но там эта роль эпизодическая, мне
совершенно не запомнилась.
Кадр справа из «Освобождения». Две
фразы фюрера из этого фильма любил повторять мой одноклассник и одногруппник Кеша: «Их хабе фюнф миллионен зольдатен!!! Фюнф
миллионен!!!»и «Я не пущу красных в
Европу!»
И теперь о телевизионном
двенадцатисерийном фильме «Семнадцать мгновений весны».
Это еще семечки.
ОтветитьУдалитьВот в фильме "Бен Гура" персонажи из римской империи причесаны по моде 1959 года.
Любое кино делается для сегодняшнего зрителя при сегодняшнем правителе.
За что его и любят :)