И теперь о телевизионном
двенадцатисерийном фильме «Семнадцать мгновений весны», впервые показанном в
августе 1973 года. О том, как Макс Отто фон Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев, а до того Всеволод Владимиров, противостоит
планам части германской верхушки заключить сепаратный мир с западными
союзниками.
Да, кстати. Хотя и в более раннем
фильме «Щит и меч» Йоган Вайс соприкасается с высшими кругами германского
командования, и Штирлиц вполне близок руководителям германской разведки, а ещё
и в «Мёртвом сезоне» Ладейников говорит, что служил в германском генштабе, со
слов кого-то из российской разведки, подобных агентов у СССР не было.
Прекрасная музыка Таривердиева, песни
на слова Рождественского в исполнении Кобзона, хотя поначалу предполагался
Магомаев. Два центральных персонажа фильма- шеф политической полиции и
контрразведки (гестапо, IV отдел РСХА- управления имперской безопасности) Хайнрих
Мюллер в исполнении Леонида Броневого и штандартенфюрер (полковник, типа) VI отдела
РСХА (внешней разведки СД) упомянутый Штирлиц (Вячеслав Тихонов) стали героями
анекдотов.
До того из киноперсонажей героями
анекдотов были Василий Иванович Чапаев
с сослуживцами Петькой, Анкой и Фурмановым. Стали было появляться анекдоты про
героев фильма «Адъютант его превосходительства» («Павел Андреевич, вы полярник?..»), но появившиеся «мгновения»
переключили народное остроумие на их персонажей.
Кстати, в вышедшем тремя годами
раньше «адъютанте» можно отметить ростки «примирения и согласия», офицеры
белогвардейского штаба во главе с командующим Владимиром Зеноновичем (прототипом
был, очевидно, генерал Май-Маевский, как говорят, сильно пивший) в исполнении Владислава
Стржельчика, показаны не злодеями, как часто бывало ранее, а нормальными
людьми.
Тоже можно сказать и о «Семнадцати
мгновениях весны». Кстати, роман Юлиана Семёнова я читал после выхода фильма,
не могу уверенно сказать, в какой мере ставшие цитатами фразы шефа гестапо
соответствуют литературной основе. То есть, были ли они в романе или уже
досочинены в сценарии.
Так вот, немецкие генералы (группенфюреры)
показаны вполне симпатичными людьми, особенно шеф гестапо, в отношении которого
в СССР долгие годы существовал эпитет «кровавое», Хайнрих Мюллер и начальник
внешней разведки Вальтер Шелленберг в исполнении Олега Табакова. Последний,
кстати, после выхода фильма получил от племянников Шелленберга письмо со
словами благодарности за то, что он был добр, как дядя Вальтер.
И теперь о внешнем сходстве реальных
персонажей с актёрами, исполнившими их роли. Начнём с верхушки. Фрица Дица в
роли Гитлера я упомянул, самого фюрера в фильме уж и не помню.
Роль рейхсфюрера СС Хайнриха Гиммлера (Химмлера)
исполнил Николай Прокопович. Благодаря гриму и очкам внешнее сходство налицо.
Согласно версии Юлиана Семенова именно он был инициатором переговоров Вольфа с
Даллесом, которых сыграли, соответственно, Василий Лановой и Вячеслав Шалевич.
Ланового, похоже не гримировали под
Вольфа, а вот Шалевичу внешнее сходство обеспечили. Аллену Даллесу приписывают
знаменитый план разрушения СССР, правда, впервые о нём заговорили в начале
девяностых, а опубликованный текст подозрительно смахивает на мысли бывшего
белогвардейца из романа Анатолия Иванова «Вечный зов».
Хотя что-то подобное, безусловно было.
Не зря позже Кормильцев написал, а Бутусов с «Наутилусом» спел: «Америка, нас так долго учили любить твои
запретные плоды…». Вот, благодаря любви к запретным плодам Америки, также падению цен на нефть и не вполне осмысленным шараханьям Горбачёва,
СССР и развалился…
Кстати, Шалевич в фильме «Шестое июля»
исполнял роль Якова Блюмкина, застрелившего германского посла Мирбаха. Таки
этот Блюмкин, носивший много разных псевдонимов, в их числе Исаев, и стал для
писателя Юлиана Семёнова прообразом раннего Штирлица.
Есть и другие мнения о роли Гиммлера
и Вольфа в переговорах с союзниками. Согласно им рейхсфюрер искал контакты с
Западом через лидеров Сопротивления, а Вольф действовал во многом
самостоятельно, заручившись поддержкой непосредственно Гитлера.
У Михаила Жарковского, благодаря
гриму, также внешнее сходство с руководителем РСХА (управления имперской
безопасности) Эрнстом Кальтенбруннером. Даже шрам нарисовали. Кальтенбруннер
подчинён непосредственно Гиммлеру, а Шелленберг и Мюллер в его подчинении.
Именно у Кальтенбруннера возникли
первые подозрения в отношении Штирлица по причине неудачи ядерного проекта.
Хотя первоначально там была ошибка в расчётах, говорят, подброшенная
англичанами. В результате немцы стали делать реактор не с графитовым
замедлителем, как Ферми в Америке, а тяжеловодным. А баржу с тяжёлой водой взорвали во фьорде норвежские партизаны
при содействии британской разведки.
У Шелленберга также некоторое
внешнее сходство с Олегом Табаковым. Начальник VI отдела РСХА по
фильму задействован в миссии Вольфа, обеспечивая его прикрытие. Его
подчинённый Штирлиц пытается сорвать и в итоге срывает переговоры, сообщив о
них Мартину Борману, начальнику партийной канцелярии НСДАП.
Долгие годы считалось, что Борману
удалось скрыться в Южной Америке, однако, в 1972 году были обнаружены его
останки, что подтверждено несколькими генетическими экспертизами.
Исполнитель роли Бормана Юрий Визбор был
более известен в СССР, как бард, один из основателей жанра авторской песни.
Написал более трёхсот песен, в частности эту:
Ну, и, наконец, фактически ставший
главным персонажем фильма группенфюрер СС, шеф гестапо Хайнрих Мюллер в
исполнении Леонида Броневого.
Сходства никакого, да ещё и эта
семитчинка в глазах. Броневой, хоть по паспорту и Сергеевич, на самом деле
Соломонович, папа был репрессирован в тридцатые.
Почему Лиознова выбрала его, сказать
трудно, но он всех переиграл, став, наряду со Штирлицем главным героем
анекдотов. Безусловно, заслуга тут писателя (или сценариста) Семёнова,
вложившего в его уста фразы: «Верить в наше время нельзя никому, порой даже
самому себе. Мне — можно», «Я старый добрый человек, ваш красавец-шеф
злее меня в тысячу раз».
Кстати, в отношении «старый» есть
непонятка. В фильме (есть ли в романе, не помню) Мюллер говорит Штирлицу, что
ему шестьдесят лет. Хотя на самом деле Хайнриху Мюллеру в сорок пятом было
сорок пять. Как, впрочем, и Леониду Броневому в семьдесят третьем, хотя
внешне он более похож на шестидесятилетнего.
Насчёт Мюллера тоже была версия, которой придерживался и Юлиан Семёнов, что тот скрылся в Южной Америке. Шелленберг после войны написал книжку, где предположил, что шеф гестапо был завербован НКВД и умер в Москве в 1948 году. Была и версия вербовки ЦРУ. В Германии считают, что его тайно захоронили на еврейском кладбище.
В трудном начале девяностых, когда
каждый зарабатывал, как мог, артист Спартак Мишулин (Карлсон, Саид в «белом
солнце пустыни») вообще торговал в ларьке, Броневой как-то сказал в телевизоре,
что, когда совсем денег не будет, наденет эсэсовский мундир и пойдёт в
подземном переходе на аккордеоне играть…
А это всё к чему? Да ни к чему.
Просто так…
Фильм талантливый, да и повесть Семенова читается легко и с интересом.
ОтветитьУдалитьЖалко только, что история полностью выдуманная и сказочная, равно, как "Щит и меч".
Но никакая сказка не может заменить реальность, к сожалению.
Жизнь в придуманном мире чревата последствиями.
Которые мы, похоже, и огребаем.