понедельник, 26 декабря 2016 г.

А Вас, Штирлиц... Часть 2

          В НАЧАЛО
          И теперь о телевизионном двенадцатисерийном фильме «Семнадцать мгновений весны», впервые показанном в августе 1973 года. О том, как Макс Отто фон Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев, а до того Всеволод Владимиров, противостоит планам части германской верхушки заключить сепаратный мир с западными союзниками.
          Да, кстати. Хотя и в более раннем фильме «Щит и меч» Йоган Вайс соприкасается с высшими кругами германского командования, и Штирлиц вполне близок руководителям германской разведки, а ещё и в «Мёртвом сезоне» Ладейников говорит, что служил в германском генштабе, со слов кого-то из российской разведки, подобных агентов у СССР не было.
          Прекрасная музыка Таривердиева, песни на слова Рождественского в исполнении Кобзона, хотя поначалу предполагался Магомаев. Два центральных персонажа фильма- шеф политической полиции и контрразведки (гестапо, IV отдел РСХА- управления имперской безопасности) Хайнрих Мюллер в исполнении Леонида Броневого и штандартенфюрер (полковник, типа) VI отдела РСХА (внешней разведки СД) упомянутый Штирлиц (Вячеслав Тихонов) стали героями анекдотов.
           До того из киноперсонажей героями анекдотов были Василий Иванович Чапаев с сослуживцами Петькой, Анкой и Фурмановым. Стали было появляться анекдоты про героев фильма «Адъютант его превосходительства» («Павел Андреевич, вы полярник?..»), но появившиеся «мгновения» переключили народное остроумие на их персонажей.
          Кстати, в вышедшем тремя годами раньше «адъютанте» можно отметить ростки «примирения и согласия», офицеры белогвардейского штаба во главе с командующим Владимиром Зеноновичем (прототипом был, очевидно, генерал Май-Маевский, как говорят, сильно пивший) в исполнении Владислава Стржельчика, показаны не злодеями, как часто бывало ранее, а нормальными людьми.
           Тоже можно сказать и о «Семнадцати мгновениях весны». Кстати, роман Юлиана Семёнова я читал после выхода фильма, не могу уверенно сказать, в какой мере ставшие цитатами фразы шефа гестапо соответствуют литературной основе. То есть, были ли они в романе или уже досочинены в сценарии.
           Так вот, немецкие генералы (группенфюреры) показаны вполне симпатичными людьми, особенно шеф гестапо, в отношении которого в СССР долгие годы существовал эпитет «кровавое», Хайнрих Мюллер и начальник внешней разведки Вальтер Шелленберг в исполнении Олега Табакова. Последний, кстати, после выхода фильма получил от племянников Шелленберга письмо со словами благодарности за то, что он был добр, как дядя Вальтер.
          И теперь о внешнем сходстве реальных персонажей с актёрами, исполнившими их роли. Начнём с верхушки. Фрица Дица в роли Гитлера я упомянул, самого фюрера в фильме уж и не помню.
          Роль рейхсфюрера СС Хайнриха Гиммлера (Химмлера) исполнил Николай Прокопович. Благодаря гриму и очкам внешнее сходство налицо. Согласно версии Юлиана Семенова именно он был инициатором переговоров Вольфа с Даллесом, которых сыграли, соответственно, Василий Лановой и Вячеслав Шалевич.
          Ланового, похоже не гримировали под Вольфа, а вот Шалевичу внешнее сходство обеспечили. Аллену Даллесу приписывают знаменитый план разрушения СССР, правда, впервые о нём заговорили в начале девяностых, а опубликованный текст подозрительно смахивает на мысли бывшего белогвардейца из романа Анатолия Иванова «Вечный зов».
          Хотя что-то подобное, безусловно было. Не зря позже Кормильцев написал, а Бутусов с «Наутилусом» спел: «Америка, нас так долго учили любить твои запретные плоды…». Вот, благодаря любви к запретным плодам Америки, также падению цен на нефть и не вполне осмысленным шараханьям Горбачёва, СССР и развалился…
          Кстати, Шалевич в фильме «Шестое июля» исполнял роль Якова Блюмкина, застрелившего германского посла Мирбаха. Таки этот Блюмкин, носивший много разных псевдонимов, в их числе Исаев, и стал для писателя Юлиана Семёнова прообразом раннего Штирлица.
          Есть и другие мнения о роли Гиммлера и Вольфа в переговорах с союзниками. Согласно им рейхсфюрер искал контакты с Западом через лидеров Сопротивления, а Вольф действовал во многом самостоятельно, заручившись поддержкой непосредственно Гитлера.
           У Михаила Жарковского, благодаря гриму, также внешнее сходство с руководителем РСХА (управления имперской безопасности) Эрнстом Кальтенбруннером. Даже шрам нарисовали. Кальтенбруннер подчинён непосредственно Гиммлеру, а Шелленберг и Мюллер в его подчинении.
           Именно у Кальтенбруннера возникли первые подозрения в отношении Штирлица по причине неудачи ядерного проекта. Хотя первоначально там была ошибка в расчётах, говорят, подброшенная англичанами. В результате немцы стали делать реактор не с графитовым замедлителем, как Ферми в Америке, а тяжеловодным. А баржу с тяжёлой водой взорвали во фьорде норвежские партизаны при содействии британской разведки.
           У Шелленберга также некоторое внешнее сходство с Олегом Табаковым. Начальник VI отдела РСХА по фильму задействован в миссии Вольфа, обеспечивая его прикрытие. Его подчинённый Штирлиц пытается сорвать и в итоге срывает переговоры, сообщив о них Мартину Борману, начальнику партийной канцелярии НСДАП.
          Долгие годы считалось, что Борману удалось скрыться в Южной Америке, однако, в 1972 году были обнаружены его останки, что подтверждено несколькими генетическими экспертизами.
           Исполнитель роли Бормана Юрий Визбор был более известен в СССР, как бард, один из основателей жанра авторской песни. Написал более трёхсот песен, в частности эту:
          Ну, и, наконец, фактически ставший главным персонажем фильма группенфюрер СС, шеф гестапо Хайнрих Мюллер в исполнении Леонида Броневого.
           Сходства никакого, да ещё и эта семитчинка в глазах. Броневой, хоть по паспорту и Сергеевич, на самом деле Соломонович, папа был репрессирован в тридцатые.
           Почему Лиознова выбрала его, сказать трудно, но он всех переиграл, став, наряду со Штирлицем главным героем анекдотов. Безусловно, заслуга тут писателя (или сценариста) Семёнова, вложившего в его уста фразы: «Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно», «Я старый добрый человек, ваш красавец-шеф злее меня в тысячу раз».
           Кстати, в отношении «старый» есть непонятка. В фильме (есть ли в романе, не помню) Мюллер говорит Штирлицу, что ему шестьдесят лет. Хотя на самом деле Хайнриху Мюллеру в сорок пятом было сорок пять. Как, впрочем, и Леониду Броневому в семьдесят третьем, хотя внешне он более похож на шестидесятилетнего.
          Насчёт Мюллера тоже была версия, которой придерживался и Юлиан Семёнов, что тот скрылся в Южной Америке. Шелленберг после войны написал книжку, где предположил, что шеф гестапо был завербован НКВД и умер в Москве в 1948 году. Была и версия вербовки ЦРУ. В Германии считают, что его тайно захоронили на еврейском кладбище.  
          В трудном начале девяностых, когда каждый зарабатывал, как мог, артист Спартак Мишулин (Карлсон, Саид в «белом солнце пустыни») вообще торговал в ларьке, Броневой как-то сказал в телевизоре, что, когда совсем денег не будет, наденет эсэсовский мундир и пойдёт в подземном переходе на аккордеоне играть…
           А это всё к чему? Да ни к чему. Просто так…

1 комментарий:

  1. Фильм талантливый, да и повесть Семенова читается легко и с интересом.
    Жалко только, что история полностью выдуманная и сказочная, равно, как "Щит и меч".
    Но никакая сказка не может заменить реальность, к сожалению.
    Жизнь в придуманном мире чревата последствиями.
    Которые мы, похоже, и огребаем.

    ОтветитьУдалить