Статья касается иностранного агента, об этом принято сообщать, ну, так я и сообщаю. Для меня термин синоним честности и порядочности СМИ или конкретного человека. Здесь речь о человеке. Прочитал тут на днях, даю ссылочку: https://blitz.plus/shou-biznes/puchkov-ne-stal-skryvat-svoego-istinnogo-otnosheniya-k-makarevichu_id59300_a6695. Вот скан:
Итак, пункты обвинения: преступление государственного масштаба, с грубыми нарушениями, подпольные концерты в СССР, с которых не платились налоги, в промышленных масштабах. Пишет это Пучков- Гоблин, который в советскую эпоху был уже вполне взрослым человеком, и не знать, как оно там обстояло на самом деле, не может.Давайте уточним, о каких временах СССР мы говорим. Если о конце восьмидесятых, когда разрешили частнопредпринимательскую деятельность, то там действительно речь могла идти о больших суммах, получаемых артистами за концерты. Потому что до того артист официально выступать мог только от имени государственной организации типа Ленконцерта в Ленинграде или Херконцерта в Херсоне, не к ночи будь помянут. "На вокзалы кладу и аллеи, На Мослифт, Москонцерт и Мосгаз. На Лужкова с его юбилеем Я кладу 850 раз" (С)
От этой организации за выступление полагалась определённая сумма в зависимости от статуса артиста. Приведу скан с цитатой Лаймы Вайкуле про Аллу Борисовну, чтоб было понятно, какой процент от выручки за концерт или грампластинку доставался исполнителю. Ссылочка https://www.kp.ru/daily/27479.5/4687428/
Это ещё и марксистам, любящим порассуждать о присвоении капиталистом прибавочной стоимости. Которая в СССР с его сизифовой экономикой была весьма редким явлением. У подавляющего большинства советских предприятий стоимость была не прибавочная, а убавочная.
А какой процент этой прибавочной стоимости государство- капиталист (в СССР был государственно- монополистический капитализм) с концерта присваивало? Так что я согласен с утверждением Вайкуле, она, Пугачёва и им подобные кормили кучи дармоедов в чиновничьих главках, силовых структурах, а также разных токарей трапезниковых с вагонзаборзаводов, точивших на станках ДИП-300 ржавое железо и превращавших полезный металл в ненужное говно. Повторю, с пластинки, на которой государство выручило 40- 60 миллионов рублей, Вайкуле получила сто тридцать семь. Остальное пошло на кормёжку дармоедов.
Убавочную стоимость надо было чем-то компенсировать, чтобы экономика не накрылась мокрой "женской половой вагиной" (С). Компенсировали нефтью на внешнем рынке, водкой на внутреннем, да вот ещё доходами от концертов. Когда осенью восемьдесят пятого рухнули мировые цены на нефть, а водочный бюджет Горбачёв сам прикрыл, тут Советский Союз и накрылся вышеупомянутым девайсом.
Да, ну, так, когда разрешили кооперативы, Центры НТТМ, МП, стало проще превращать деньги от выступления артиста в его личные деньги. Но это относится уже к концу восьмидесятых, явление стало массовым. Лично мне именно в те годы доводилось читать о весьма больших для совка доходах от концертов М.С. Боярского, ныне ярого запутинца. Повторю, так в конце восьмидесятых работали абсолютно все артисты, никаких ставок от херконцертов уже не существовало.
Да, вообще, вся страна так работала. Мы, конструкторы, помимо зарплаты часть работ через те же Центры НТТМ оформляли. Но с этих доходов положенные налоги и взносы платились, хотя о существовании такой организации, как налоговая инспекция, я узнал в начале девяностых. Налог из зарплаты вычитал работодатель. Как и сейчас. Если работа шла через центр или кооператив, это была их обязанность.
Мы же говорим о семидесятых- начале восьмидесятых, когда знаменитый артист получал за выступление реально 10- 20 рублей, при том, что суммарный сбор от концерта составлял... Это уже касается тезиса Гоблина о "промышленных масштабах" воровства. Зал стандартного советского дома культуры, не центрального, в центральные просто так с улицы никого бы не пустили, то есть, это окраина, вмещал человек пятьсот, не более.
До начала восьмидесятых такой уж бешеной популярности у "Машины времени" не было, пока они не снялись с Ротару в фильме "Душа" и спели с ней же "За тех, кто в море" в новогоднем "Огоньке", не помню точно с 82-го на 83-й или с 83-го на 84-й. Кстати, так называемое "подпольное" выступление ансамбля показано в художественном фильме с Ротару.
Считаем. Зал в ДК пятьсот мест. Сколько можно взять за билет? В ленинградские театры на спектакли, помнится, ходил за рубль- полтора, в Кировском (Мариинском) был один раз, вряд ли сильно дороже, мы с будущей женой ещё студентами ходили. На концертах был раза три за семидесятые- восьмидесятые, цен не помню. Ну, при всех раскладах больше трёх рублей никак. Ансамбль-то не раскрученный. А как столько билетов продать без рекламы? Концерт подпольный, афишу не повесишь.
И? Максимум полторы штуки на пять- шесть человек. ДК отдать надо, транспортные расходы оплатить. Так ведь до 1979 года Андрей Вадимович архитектором трудился в Гипротеатре, только в этом году группу в Росконцерт приняли. Чаще пары раз в неделю (и опять же, как посетителей привлечь без рекламы) не сыграть. И стали они с 1979 года выступать за ставку, про которую Вайкуле выше. Блин, не тянет это на государственные и промышленные масштабы, как Гоблин выше 3,14здит.
Вот у кого точно доходы от подобных левых концертов были выше, так это у Владимира Семёновича. Как артист Таганки он получал свои ставки в театре, плюс в кино. Всё по государственным расценкам. А вот как барда (поэта, певца) софья власьевна его почти не признавала. Разве что в кино. Несколько песен у Говорухина в "Вертикали", ну, потом и в других стал. Но чаще за кадром. Как, например, про Робин Гуда.
Но на магнитофонах его крутили по всей стране. И концерты, разумеется, были. Не знаю насчёт ДК, всё больше по предприятиям. Пьеса Марка Розовского "Концерт Высоцкого в НИИ" написана в 1988 году, фильм по ней "Страсти по Владимиру" поставлен им же в 1990 году. Как видите, вопрос с рекламой решался просто, объявление на проходной висело. И вот он-то таких концертов, надо полагать, немало давал, видео можно найти. Цену билета не знаю, из моих знакомых никто на его концерте не был. Полагаю, поболе, чем у "Машины", он раскрученней был. Кстати, тут и за аренду не надо платить, у любого НИИ есть свой актовый зал. Но даже в этом случае ни о каких "государственных" и "промышленных" масштабах в финансовом плане речи идти не могло.
Платились ли налоги? Да, конечно, нет. Механизма взимания не существовало. Концерта-то как бы нет, но он есть. Даже в райкоме партии знают и пытаются запретить, НИИ, возможно, оборонный, в СССР 90% НИИ были оборонными. Вокруг этого запрета и крутится сюжет пьесы и фильма.
Полагаю, многие подобным занимались, не только артисты. Например, знаю, что после Олимпиады в Саппоро в 1972 году в ДК Ижорского завода выступал телекомментатор Виктор Сергеевич Набутов. Рассказывал сплетни про пары Роднина- Уланов, Смирнова- Сурайкин. В 1982 году аналогично после Чемпионата Мира по футболу журналист "Ленинградской правды". Билеты распространяли партком и профком среди избранных. Они что, думаете, налоги с этих билетов платили?
Огромное число граждан страны советов делали что-то помимо своей основной работы за чОрный нал. Портнихи шили, маляры делали ремонты. Летом по стране разъезжали бригады шабашников. Частникам на шести сотках, само собой, строили за нал. Но ведь и колхозам- совхозам тоже. Но не по государственным расценкам, это будут делать пять лет и сделают ##ёво. Хочешь хорошо-давай реальную цену. А превратить безнал в нал даже в семидесятые можно было. Колхозное начальство знало как.
И мне в семидесятые- восьмидесятые доводилось делать кое-что за деньги, с которых налоги не платились. Никто даже не представлял, как это делать. Вот в конце восьмидесятых возникли разнообразные малые юридические лица, через которые выполнялись работы, и непосредственному исполнителю работ доставались уже не тысячные доли процента, как в случае грампластинок Вайкуле, а десятки процентов. И налоги с этих работ платились.
Поэтому вполне естественно артисты, чей продукт востребован массами, собирая десятки тысяч зрителей на стадионах, выпуская диски миллионными тиражами, стали долларовыми миллионерами. Так во всём мире принято. Но это уже с конца восьмидесятых пошло.
В девяностые же было по-разному. Когда работы оформлялись официально, налоги платились. А когда и нет. И сейчас мне известны даже не торговые, а производственные предприятия, где работают без оформления. То есть, без налогов. Неужто Гоблин всегда и везде со всех доходов налоги платил? Не верю!
Давала ли "Машина времени" в семидесятые левые концерты? Конечно, давала. Многие давали. Собственно, ансамбль был создан в 1969 году после вечера в школе, где учился Макаревич. А выступал на вечере левый ансамбль. И свой выпускной вечер 1971 года помню. Тоже леваки лабали на электрогитарах. Думаете было что-то иначе?
Что в семидесятые доходы артистов были в "государственных" и "промышленных" масштабах, несерьёзно. Высоцкий зарабатывал, полагаю, существенно поболе "Машины", но тоже ни о каких "промышленных" масштабах речь не идёт. Считайте вместимость зала, цену билета, как привлечь публику, если рекламу дать нельзя.
Думаю, партийно-хозяйственные работники воровали куда больше. Сам не видел, рассказывали. Директор и Главный инженер одной из АЭС на территории РСФСР сделали ограду своих особняков из нержавеющих труб. С позиций сегодняшнего дня, конечно, отстой, но тогда круто было. Только ведь трубы эти в огромных количествах использовавшиеся на АЭС, частным лицам проданы быть не могли. Так что их банально с3,14##или...
Я к тому, что тупая это пропаганда, легко опровергаемая. Ну "пипл" не думает. "Пипл хавает"...
Мне повезло попасть на дневной концерт Высоцкого в Макеевке, в ДК Металлургов, в марте 1973 г..
ОтветитьУдалить