среда, 10 января 2018 г.

В стопиццотый раз про "измы"

      «Не стоит сковывать себя идеологическими и практическими абстрактными спорами о том, какое имя это всё носит — социализм или капитализм»
      «Не важно, какого кот цветачерный он или белый. Хороший кот такой, который ловит мышей»
(Дэн Сяо Пин)

      К вопросу, на фига это писать, и так, мол, все знают. Ой, как далеко не все. В стране, где треть граждан, согласно ВЦИОМ, полагает, будто Солнце вращается вокруг Земли, больше четверти с#ёт в прорубленную между досками дырку, а весьма немалый процент соотечественников считает путина либералом, что вообще «No vagina no Reda Cohorta»…
      Про такой «изм», как фашизм, коим словом у нас принято называть всё, что не нравится, я раньше писал. Про слово «........изм», известное Фиме Собак, образованной девушке, подруге Эллочки Людоедки, писал также.
      Здесь про капитализм и социализм, системы, как нам рассказывали в советские времена прямо противоположные друг другу, чёрное и белое без всяких оттенков. Капитализм там, где негров линчуют, а ещё они недоедают, говорили в телевизоре журналисты- международники Леонид Зорин и Боров Генриховик. «Пусть присылают- доедим»,- откликались советские граждане в своих письмах на Центральное телевидение.
      А социализм, это значит, как у нас, «…где так вольно дышит человек…» и «…эх, хорошо в стране советской жить…». Хотя уже в сравнительно благополучные брежневские семидесятые…
      В эти благополучные семидесятые лидеры европейских компартий, так называемые еврокоммунисты, например, Сантьяго Карвальо и Энрике Берлингуэр, называли построенное в СССР общество реальным социализмом не без оттенка презрительности. Еврокоммунизм возник, как реакция на подавление советскими танками попытки наивных чехов и словаков построить некий мифический «социализм с человеческим лицом».
      И к тому времени существовала уже теория конвергенции, то есть, сближения политических и экономических систем, выдвинутая в США социологом П.А.Сорокиным, в СССР её сторонником был академик А.Д.Сахаров, за что критиковался советскими газетами и партийными пропагандистами.
      А к упомянутым брежневским временам капиталистический Запад уже прошёл огромнейшую дистанцию по пути конвергенции от того капитализма, что был во времена Маркса и описан, например, Диккенсом. Во многих европейских странах у власти были социал-демократические партии, так называемый Второй, а позже Социалистический Интернационал. Эти страны, тем не менее, входили в военный блок НАТО, противостоявший Варшавскому договору, руководимому социалистическим Советским Союзом.
      Огромные шаги по пути строительства социализма до Второй мировой сделали фашистская партия Муссолини в Италии и НСДАП в Германии. Многие мероприятия в социальной сфере нацистская Германия и сталинский СССР копировали с Муссолини. О близости фашизма и социализма писал, в частности, нобелевский лауреат по экономике Фридрих Август фон Хайек.
      Советский Союз же с сателлитами, чьи территории после Второй мировой были оккупированы советскими войсками, если и делал какие-то шажки по пути конвергенции, то очень незначительные.
      В статье «Социализм или социальное государство» я писал, что понятие социализм очень неоднозначно, но в СССР считалось и согласно энциклопедии Британика это строй с общественной собственностью на средства производства. А социальное государство (Welfare state)- государство всеобщего благосостояния. То есть, общество, где нет нищих. В СССР же, по моему скромному имхо, нищими были почти все.
      То есть, социализм- строй с общественной собственностью на средства производства (общенародной по советской Конституции 1977 года), а если она государственная, то система называется государственно-монополистический капитализм. И создатель «первого в мире социалистического государства» В.И.Ульянов-Ленин писал: «Только развитие государственного капитализма, только тщательная постановка дела учета и контроля, только строжайшая организация и трудовая дисциплина приведут нас к социализму. А без этого социализма нет».
      Маркс в своё время насчёт обобществления средств производства просто теоретизировал, а вот большевики, захватив власть, пришли к практическому выводу, что социализм- это и есть государственно- монополистический капитализм. Уже в восьмидесятые довелось услышать от партийного пропагандиста ответ на прямой вопрос о различиях между этими понятиями, что оное одно и заключается в том, кто у власти. Где буржуи, государственный капитализм так и зовётся капитализмом, а где коммунисты- там социализм.
      Ленин же с компанией, захватив про помощи германских денег власть в стране, имел очень приблизительное представление, что и как надо делать. Первые годы советской власти это была политика военного коммунизма, когда у всех производителей большевики забирали весь произведённый продукт, а потом сами делили, исходя из своего понимания справедливости.
     Согласно этому пониманию, супруга командующего Волжско- Камской флотилией Фёдора Раскольникова и одновременно любовница Льва Троцкого, прототип комиссара из «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского Лариса Рейснер в 1919 году принимала ванны из шампанского. А представительница «эксплуататорского класса» древняя старушка Мария Александровна Гартунг (в девичестве Пушкина), не получив талоны на питание, умерла от голода…
                                                      *  *  *
      Хотя теоретик либеральной экономики Адам Смит в восемнадцатом веке высказывал идеи о негативной роли государства при его вмешательстве в экономику,
уже в двадцатом пришедшие в европейских странах к власти социал-демократы, ревизионисты Маркса, как их называли в СССР, такое вмешательство активно применяли.
      А в тридцатые годы использовались и Муссолини, и Гитлером, и Рузвельтом идеи нобелевского лауреата Джона Мейнарда Кейнса о государственном регулировании экономики. И в чистом виде ни в одной стране мира, считавшейся в СССР капиталистической и входившей в блок НАТО, во второй половине двадцатого века полностью либеральной, адамосмитовской экономики не было.
      Но. Экономические свободы и частная собственность на средства производства были. Без этих экономических свобод гражданин США Александр Понятов не смог бы, экспериментируя в своём гараже, создать и вывести на рынок видеомагнитофон. А Джобс с Возняком и Брин с Пейджем, также начинавшие в гараже, соответственно, персональный компьютер и поисковик Google… Таких примеров великое множество.
      Япония и Германия тоже были разрушены войной, но поднялись по уровню жизни населения и производительности труда значительно выше, чем СССР, благодаря сочетанию рынка с государственным регулированием. Людвиг Эрхард, «отец германского экономического чуда» созданную модель называл «социально- ориентированной рыночной экономикой», при этом сам делал упор на рыночность.
     На картинке  производительность современных автоконцернов на одного работника. В конце восьмидесятых, данных, к сожалению, сейчас не найти, просто помню, что тогда они публиковались, разница между Тойотой и ВАЗом была ещё больше.
      Крупные концерны на Западе (Япония и Южная Корея по своему устройству тоже Запад) преимущественно частные, благодаря присущему им по Адаму Смиту и Хайеку стремлению к прибыли, они способны получить более высокую прибыль, чем предприятия государственные. А вот государство, очень важно подчеркнуть, находящееся под контролем общества, получает с частных корпораций налоги и направляет их не на строительство дворцов на мысе Идокопас под Геленджиком
или бомбёжки территории других государств, а на социальные нужды.
      Уровень жизни наркош из копенгагенской Христиании или велферщиков из чёрных кварталов Америки ни советским, ни значительному большинству российских граждан не снился.
                                                      *  *  *
      В СССР по Конституции 1977 года собственность называлась общенародной. Не знаю кто как, но вот лично я, как представитель этого самого народа никак не ощущал, что мне что-то принадлежит. То есть, термин «общенародная» всего лишь вариант государственной собственности. А вот кто владеет государством…
      Доводилось встречать со ссылкой на Маркса фразу, что государством владеет чиновник. Хотя у Маркса мне такой цитаты обнаружить не удалось, но по сути верно. А, поскольку чиновничья иерархия строится по принципу «вертикали власти», то тот, кто находится на самом верху вертикали, тот всем и владеет.
      При Сталине было единовластие, и всем владел лично он. Только не надо про потрёпанный френч и заплатки. То же самое можно сказать про пиджачок Гейтса. У него несколько десятков лярдов и ему на##ать, какой пиджачок. Также, как этим долларовым миллиардерам, Цукербергу с супругой и едущему в метро Сергею Брину:
     Если рассматривать сталинский социализм с марксистских позиций, то он представлял собой симбиоз государственно-монополистического капитализма с «азиатским способом производства», описанным Марксом, но не включённым в СССР в «пятичленку Струве».
     Потом руководство стало как бы коллективным, всем владел уже не Сталин, а Политбюро, оно делегировало права вниз министерствам, те предприятиям, в итоге «Ты здесь хозяин, а не гость, тащи отсюда каждый гвоздь…», на строительстве одной центрально-чернозёмной АЭС руководство делало заборы для своих коттеджей («садовых домиков») из применяемых при строительстве АЭС нержавеющих труб, а дядя кота Матроскина, работавший сторожем на гуталиновой фабрике, рассылал всем своим знакомым посылки с гуталином…
      Ещё руководители СССР, надеясь со временем стать первыми секретарями гаагских, лионских и ливерпульских обкомов КПСС, тратили бешеное бабло на вооружения, но в итоге, особенно после падения цен на нефть экономика надорвалась
      Мне, конечно, будут рассказывать про бесплатные путёвки и жильё, но, во-первых, эти путёвки были не бесплатными, а двухнедельный отдых за 40 рублей в 1980 году в фанерном домике с удобствами во дворе по соотношению цена качество значительно уступает сегодняшнему отдыху за 40 тысяч рублей в четырёхзвездном отеле с закрытым пляжем на берегу тёплого моря. За предложение сегодня удобств во дворе я бы дал не денег, а по морде.
      Жильё же бесплатно давали далеко не всем, а только тем, у кого было по прописке менее 5,5 кв.метра жилой площади на человека. И если в начале девяностых обеспеченность жильём в России была 16 кв.метров на человека, то сегодня 24…
       Это то, что принято называть реальным или советским социализмом. Не приведи, Криэйтор, моим детям так жить, как мы там жили…  
                                                      *  *  *
      Людям, видевшим и «загнивающий Запад», и родную страну, если при том извилины в мозгу ещё шевелились, глубина достигнутой #опы была очевидна. Об этом в дневнике начальника отдела ЦК КПСС Черняева А.С. и других. Косыгину провести реформы, хоть чуток оживляющие интерес к работе, не дали.
      Михаил Сергеевич с Раисой Максимовной в буржуйские магазины, надо полагать, тоже заходили, поэтому решили чего-то менять, но в силу глубокой зас#анности головного мозга кафедрой марксизма- ленинизма новый генсек без устали повторял мантру о необходимости показать исторические преимущества социализма, в чём оные заключаются, сам при этом не зная.
      В итоге вместе с наложившимися падением цен на нефть и исчезновением водочного бюджета полный крах экономики. Какая была альтернатива шоковой терапии Гайдара, отбрасывая мелкие детали, что реально можно было сделать иначе, за четверть с лишним века я так нигде не видел.
      В конце 1991 года советская экономика была в состоянии клинической смерти, требовались не терапевтические процедуры, а реанимация. Которая и была проведена, причём, имхо, успешно. После неё кровь по жилкам, пусть сперва и медленно, но побежала. Подробнее в статье «Памяти Гайдара». В России наступил хоть и плохонький, но капитализм, основанный на частной собственности.
      Что было дальше в статьях «Развилки истории»: «1993 год», «1996 год», «1997- 1999. Последняя развилка и начало конца». После дефолта всё было не так уж и плохо, мощно рванула вверх пищевая промышленность, подтягивая за собой другие отрасли, например, машиностроение. Просто знаю, как одна за другой появлялись небольшие фирмы, начинавшие на основе собственных разработать делать оборудование для пищёвки. Я немножко в этом бизнесе работал.
      В России появились и внутренние, и внешние инвестиции…

2 комментария:

  1. Экономические законы придумываются главшпанами для своей пользы и назначаются наказания за невыполнение.

    Маркс выдвинул свой знаменитый экстремистский человеконенавистнический тезис об исторической миссии рабочего класса, исключительности, превосходстве наёмных работников и социальной розни, однако не дал ему никакого научного обоснования.
    Эта вольная фантазия профессионального безработного Карла обошлась человечеству слишком дорого: в ХХ веке марксистскими правительствами "социалистических" стран было уничтожено более 95 млн. человек.

    Экономические законы придуманные марксистами действуют только в своей экономической формации, окружённой колючей проволокой от разбегания нежелающих.

    ОтветитьУдалить
  2. Адам Смит открывал естественные законы экономических отношений и желающие пользуются ими без принуждения.

    При социализьме заставят других людей работать на Вас, компенсировать за Вас Ваши незнания, неумения, неспособности.

    При капитализме я плачу необходимое и достаточное для согласия владельца передать мне его собственность.

    Это минестоимость. Мне без разницы егостоимость, ихостоимость и т.д. Мне без разницы добавочная, прибавочная, акцизная и любая форма стоимости.

    Для меня важна ценность, т.е. способность удовлетворять мои потребности. Стоимость в общем виде это понесённые затраты на получение желаемого.

    А цена это результат соглашения, договорённости между продавцом и покупателем.
    Никто третий не вправе встревать в ихи межличностные отношения.

    При капиталистических отношениях каждый сам свободен себе выбирать себестоимость, емустоимость, тебестоимость, имстоимость и т.д.

    И свободно реализовывать этот свой выбор при обмене, торговле, потреблении, использовании и т.д.

    А от бунта, принуждения и насилия есть ст.37 УК РФ о самообороне.

    ОтветитьУдалить