СОДЕРЖАНИЕ:
Back in the USSR.
Одежда и быт
Решил завершить серию статей «Back in the USSR» статьей про бытовые товары. Тут и одежда, и бытовая
техника, косметика. парфюмерия. Если в памяти всплывет чего еще, напишу потом.
Потому как история- не только битвы и строительство магниток с днепрогэсами, но
и колбасные электрички, и нижнее бельё которое носили. Потомкам второе порой
интересней первого.
So… Давайте сперва за бельё.
Был во Франции певец Ив Монтан, до
ввода советских войск в Чехословакию почитавшийся большим другом СССР. Даже
песня была, Марк Бернес исполнял, со словами:
«Задумчивый
голос Монтана
Звучит на короткой волне,
И ветки каштанов, парижских каштанов
В окно заглянули ко мне».
Звучит на короткой волне,
И ветки каштанов, парижских каштанов
В окно заглянули ко мне».
К американскому джинсовому бренду «Montana» певец отношения не имеет…
В 1963 году певец с супругой Симоной
Синьоре приезжал на Московский кинофестиваль…
Единственный раз в своей жизни
посетил СССР во время этого фестиваля Фредерико Феллини с супругой Джульеттой
Мазиной. Главную премию фестиваля феллиниевский «8 1/2» и получил. Хрущев,
говорят, на премьере уснул, а главный советский киношный начальник Романов
угрозой исключения из партии настаивал, чтобы советские члены жюри голосовали
за советский фильм «Порожний рейс».
Но председатель жюри Григорий Чухрай
проявил (кто жил в СССР поймёт) принципиальность, золотой приз отдали итальянцу.
Хотя тот на церемонию вручения и не пришел.
Да, так вот Монтан с женой от не фиг
делать шлялись по магазинам и ради прикола скупали женское нижнее бельё.
Доставляло оно им. Во Франции они организовали, опять-таки по приколу, выставку этого белья в одной из парижских
галерей.
Здесь следует уточнить, что организовал выставку друг Монтана, которого звали Жерар Филип, приходившийся двойным тёзкой актёру, известному советскому зрителю по фильму "Фанфан- тюльпан".
Здесь следует уточнить, что организовал выставку друг Монтана, которого звали Жерар Филип, приходившийся двойным тёзкой актёру, известному советскому зрителю по фильму "Фанфан- тюльпан".
Ни к каким международным скандалам
сие не привело, Монтан перестал быть другом СССР после Чехословакии- 68.
И ниже без каментов женское бельё «Made in the USSR»:
Справедливости ради стоит сказать, где-то
в конце пятидесятых в Черемушках появилась фабрика по производству женского
нижнего белья, немного ориентировавшаяся на западные стандарты. Говорят,
строительство пролоббировала единственная между Лениным и Горбачевым женщина-
член Политбюро Екатерина Алексеевна Фурцева, заявившая на заседании Политбюро:
«Каждая советская женщина имеет право на
качественный бюстгальтер».
Правда, мощности одной фабрики на всю
страну не хватало. В шестидесятые- семидесятые появился импорт, за которым
гонялись. Слышал байку, будто гэдээровские комбинации были такие клёвые, что их
носили не под платьями, а вместо них. Не знаю- не видел…
* * *
Из Виктора Конецкого. На судно
загранфлота моряку приходит радиограмма от жены: «Купи Лондоне бюстгальтеры, размер спроси у радиста, твоя Муму».
* * *
Отдельно стоит коснуться мужских
трусов. То, что мы носим сегодня, в СССР именовалось плавками, а трусами
назывались длинные, не обтягивающие, типа шортов. Их еще называли семейными, но
других просто не было. Долгое время их шили из черного и синего сатина,
некоторые хозяйки делали это самостоятельно.
Позже появились хлопчатобумажные
семейные трусы цветочками и иных веселеньких расцветок. Опять же есть байка,
что мода пошла от волка из «Ну, погоди», носившего трусы в ромашках.
Я семейные трусы носил примерно до
середины восьмидесятых, потом стал ездить в загранкомандировки и покупать себе
«плавки».
* * *
Об одежде вообще. Среди людей моего
поколения, особенно, имхо, из глубинки есть такие, кто ни сейчас, ни в молодости
не придавал оной значения. Я таки придавал лет так с четырнадцати- пятнадцати.
Представить же себе женщину, не придающую значения тому, как она одета, не
могу. «Синих чулков» в моем окружении на протяжении жизни как-то не
наблюдалось.
И. В фильмах советской эпохи порой
показывались общие виды городских улиц с едущими по ним машинами и идущими по
тротуарам людьми. Ну, что машин было намного меньше, и были они совсем иными-
то отдельно. Если же обратить внимание на уличную толпу и сравнить ее с людьми
на улицах в нынешнее время, то хорошо видно, что сейчас люди одеты гораздо
разнообразнее и ярче.
Вот фотки советской поры:
Невский проспект около станции метро
«Гостиный двор». Сдается мне, фотография приведена зеркальная, но исправлять не
стал. Сейчас толпа людей в том же самом месте выглядит абсолютно иначе.
Разнообразнее. Кстати, обратите внимание на мужчину с бородкой, несущего связку
рулонов туалетной бумаги. Отхватил по случаю.
И на этих снимках, да простят меня
изображенные на них молодые люди, одеты они в типичный совок. Лишь у блондинки
на первом плане пальто модного покроя, да еще и дефицитные сапоги.
Чтобы понять, чем совок отличается от
несовка два этих снимка. На первом из них я 7 мая 1984 года, только- только
ступивший на венгерскую землю. На другом дома год спустя с сыном. На первом я
одет в совок, на втором ничего совкового, может за исключением носков, на мне
нет.
А отличие советского гражданина от
случайно попавшего в кадр венгра очевидно. На втором снимке я нисколечко не
похож на гражданина страны советов той поры.
Иногда советские граждане, прежде
всего жители мегаполисов одевались в модные вещи. Обычно производства ГДР,
Венгрии и Чехословакии, гораздо реже Италии, Австрии. На снимке от 1984 года
выше на мне гэдээровские модельные ботинки, купленные в 1976 году перед
свадьбой. Так и носил, пока за границу не стал ездить.
В том же 1984 году привез из Венгрии
домой простую черную куртку и столь же простую светлую ветровку. Но их
импортное происхождение, несмотря на отсутствие внешних лейблов, было очевидно.
Иногда даже спрашивали: «Где достал?». Ценные вещи в СССР не покупали, а
доставали…
С середины восьмидесятых и до реформ Гайдара, когда не стало дефицита,
моя семья одевалась в привезенное мною из-за бугра.
* * *
Если во времена СССР моя роль главы
семьи и добытчика сводилась не только к зарабатыванию денег, а еще и
отовариванию их, благо, по командировкам, как внутри СССР, так и в Венгрию с
Чехословакией я ездил немало, то с девяностых я избавился от второй функции.
А раньше возил домой всё: и колготки, и
нижнее бельё, и косметику. Продукты питания тоже из внутрисоюзных командировок,
из-за бугра ввоз еды в СССР был запрещён.
В восемьдесят четвертом забавно
покупал в универмаге венгерского города Сексард джинсовую юбку жене. Продавщицы
ни по-русски, ни по-английски, я кроме приветствий и числительных ни слова по-венгерски.
Старшая продавщица подводила ко мне продавщиц, поворачивала спиной и предлагала
оценить, какой размер нужен. Всё при помощи жестов. И ведь подошла юбка. Как,
впрочем, и многое другое…
* * *
Полки и прилавки советских магазинов
одежды и обуви обычно были заполнены. Но дизайн товара был столь ужасен, что эти
изделия советской легкой промышленности никто не покупал. Две сцены из фильмов:
В рязановском «Дайте жалобную книгу» в
большом универмаге, в роли продавцов Вицин и Никулин, заходит с другом большой
начальник и ужасается тому, что продаётся…
И «Влюблён по собственному желанию»
Сергея Микаэляна. Героиня Евгении Глушенко просит другую женщину помочь выбрать
что-нибудь для себя и слышит ответ: «Вы
же видите, здесь ничего нет». При том, что магазин заполнен товаром.
* * *
Также могу адресовать к произведению
Войновича «Шапка», по которому при Горбачеве фильм был снят. Среди писателей распределяли
шапки. По рангу. Кому из пыжика, ондатры, сурка, кролика. А главному герою
досталась из «кота домашнего средней пушистости». И вокруг этого вертится
сюжет.
* * *
Дефицитом были и женские колготки. Их
тоже доставали. Актриса Ольга Аросева, которую в детстве как-то подержал на
руках «лучший друг детей и физкультурников», вспоминала, что, желая быть
модной, она с подругами мазала ноги разведенным красным стрептоцидом, помимо
того рисовали на ногах швы и стрелки. Чтобы на колготки было похоже…
* * *
Как я писал по поводу еды и выпивки, в
снабжении регионов СССР были различия. Футболки с рисунком, которые было
невозможно купить в Ленинграде, плюс рубашки с красивым рисунком мне привозили
из Минска, где жила тетя жены.
Туристические поездки в Прибалтику
обычно преследовали цель шопинга, в этих республиках, также, как в странах
Восточной Европы, еще живы были люди, помнившие нормальную жизнь, поэтому
приличные товары народного потребления делать всё же умели.
* * *
Отдельно про обувь. Купить приличные
шузы было еще более проблематично, чем одежду. Модные брюки и приличный костюм
можно было сшить в ателье, правда хороший материал для пошива тоже приходилось
поискать.
На снимке ситуация, когда товар
«выбросили». Был такой термин, когда для выполнения плана хороший дефицитный
товар, обычно в конце месяца, выбрасывали в свободную продажу.
Анекдот эпохи. В 1972 году Брежнев и
Никсон едут по Невскому проспекту, а там рядом с обувным магазином, который
напротив Желябова (Б.Конюшенной) в доме Мертенса, но мы тогда такого названия
не знали, очередь длиннющая. Никсон спрашивает, в чем дело, Ильич отвечает: «А, обувь выбросили…». Никсон вышел
посмотрел и говорит: «Да, у нас такую
тоже выбрасывают…»
* * *
Джинсы типа Levi`s, Wrangler и
прочие можно было купить на «галёре» Гостиного Двора за 200- 250 рублей. Там же
и прочие дефициты. Доллары продавали за 3-4 рубля. За 60 копеек нигде и
никогда…
*
* *
Как выше написал, брюки, костюмы,
ставшие модными среди женщин в начале семидесятых брючные костюмы, шили в
ателье. Еще предлагали шить и вязать самим. Выкройки публиковали журналы
«Работница», «Крестьянка». На приведенной фотографии журнала «Вязание» на
мужике вообще-то джемпер турецкого производства, массово продававшийся в
коммерческих ларьках начала девяностых.
Во второй половине восьмидесятых в
СССР пришел журнал «Burda moden» с выкройками. Правда, как я уже написал, с тканями
тоже были проблемы. Ткани, как и одежду для своей семьи привозил из
загранкомандировок.
Продвинутые люди в то время использовали модели и выкройки из эстонского журнала "Силуэт". Вполне было достойное издание.
ОтветитьУдалить