среда, 15 октября 2014 г.

За какую Русь пить будем? Часть 2

           Читать первую часть статьи "За какую Русь пить будем?"


          В более поздние века русские цари Иван Третий, Василий Третий, Иван Четвертый (Грозный) постепенно уничтожают как класс боярство с их вотчинами, т.е., наследуемыми уделами, частной собственностью. Которые всегда были в Западной Европе и не могли быть отобраны у герцогов, графов, баронов королем.
          С Великой хартии вольностей 1215 года в Англии началось формирование современной западной демократии. Которая поначалу касалась верхних слоев общества, затем распространилась до низов. Т.е., в начале тринадцатого века английские бароны (по-русски бояре) ультимативно ограничили власть короля Иоанна Безземельного (принца Джона у Вальтера Скотта в «Айвенго»). И отсюда пошла английская демократия.
           А на Руси с ликвидацией Избранной Рады Сильвестра и Адашева, изгнанием Андрея Курбского двинулся обратный процесс. Европа постепенно уменьшала рабство и увеличивала свободу, Россия ликвидировала свободы и делала рабами государства даже верхние слои населения.
          Т.е., опорой власти становились не владевшие землями бояре, а дворяне, «дворня» царская, чтоб было понятно. Которые не были собственниками земли, а получали поместья на время несения службы в кормление.
          Москва стала опираться на экономические несамостоятельные, зависимые от власти слои населения, обязанные служить государству до последней капли крови. А царь землю в кормление дал, царь и обратно забрать может.
          Недавно (октябрь 2014) бывший глава Межпромбанка Сергей Пугачев в очередной уж раз назвал сложившуюся при Путине в России систему феодальной. Но это не западный тип феодализма с частной собственностью, которую не может отобрать даже монарх.
           Классический пример: судебный процесс в восемнадцатом веке между прусским королем Фридрихом Вторым и мельником, чьи земли примыкали к Сан Суси. Захотелось королю, нет, не отобрать, а выкупить этот участок, чтобы парк свой расширить. А фига… Мельник уперся, и суд в Берлине решил вопрос в его пользу. Вы себе подобное в России представить можете?
           Так Пугачев имел ввиду именно российский тип феодализма. При котором бизнес владеет частной собственностью, покуда власть ему это дозволяет. Т.е., это не частная собственность, а фактически государственная, данная бизнесмену во временное кормление. И касается это не только олигархов с нефтяными компаниями (Ходорковский, Евтушенков), но и тех, кто создал свой бизнес с нуля, Чичваркин, например, Некрасов («Арбат престиж»)…
            Подробнее о разнице между европейским и российским феодализмом в статье «Было ли в СССР построено феодальное общество».
           Возвращаясь к Литве и Москве. Многие историки пишут, мол, Москва оборонялась от агрессии Литвы. Ну, так еще раз уточним. ВКЛРЖ являлось государством на 95 процентов состоящим из русских с русским государственным языком. Включало в себя 70 процентов земель бывшей Киевской Руси.
           Собиранием русских земель занимались и Ольгерд с Ягелло, сыном Ольгерда и тверской княжны Ульяны Александровны, ставшим в 1385 году королем Польши, и московские князья, начиная с Ивана Калиты.
           И тверские, суздальские, смоленские князья шли «под Литву» потому, что видели разницу между прежней, варяжской, Киевской Русью, бывшей частью Европы, и Азией, представителем которой на Восточно-Европейской равнине была Москва.
           Москва решительно отказалась от той части славянского наследия, которая роднила славян с Европой. «Они последовательно сделали опору на самые допотопные, самые архаичные традиции русского северо‑востока. В том числе и на общинность, на племенные мифы. На представления о славянах, как о племени, у которого непременно должен быть один вождь‑князь. В Московии сложился тип государства, который порой считают вообще типичным для славян, но которого в других славянских землях практически нигде не было. Нигде власть князей не была такой абсолютной и всепроникающей, настолько ничем и никем не ограниченной…» (С)
           Принято считать, что в 1480 году после стояния на Угре в России закончилось «монголо-татарское иго». Да ни фига оно не закончилось. Просто Москва перестала платить дань ханам с низовий Волги, заметим, не перестав этого делать в отношении ханов крымских.
            Но внутри самой России ничего же не изменилось. Мало того, политических свобод становилось все меньше и меньше. Свирепее стали сыск, уголовное право и казни. Дичали семейные нравы.
            Чуток цитат из «Домостроя» без каментов:
            О лечении: «Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем… …Каждый христианин обязан избавлять себя от всяких недугов, душевных и телесных, от душетленных и болезненных страданий, жить по заповеди господней, по отеческому преданию и по христианскому закону… …тогда человек и Богу угодит, и душу спасет, и греха избудет, и получит здоровье, душевное и телесное, и наследует вечные блага».
           О воспитании детей: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед… … Любя же сына своего, учащай ему раны — и потом не нахвалишься им. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним… … пройдись по ребрам его, пока он растет…»
           С точки зрения азиопизации России более важным событием, происшедшим в правление Ивана Третьего стоит считать не «стояние на Угре», а ликвидацию Новгородской республики… Существование которой подтверждает мысль, что рабство не присуще славянам на генетическом уровне, а есть лишь продукт усвоенного Московией «монголо-татарского» наследия.
           В конце пятнадцатого- начале шестнадцатого века Москва военной силой подчинила себе Тверь, Новгород, Псков.
           Вот что пишет русский философ Г.П.Федотов в статье «Россия и свобода»: «Крепостная неволя крестьянства на Руси сделалась повсеместной в то самое время, когда она отмирала на Западе, и не переставала отягощаться до конца XVIII столетия, превратившись в чистое рабство. Весь процесс исторического развития на Руси стал обратным западноевропейскому: это было развитие от свободы к рабству. Рабство диктовалось не капризом властителей, а новым национальным заданием: создания Империи на скудном экономическом базисе. Только крайним и всеобщим напряжением, железной дисциплиной, страшными жертвами могло существовать это нищее, варварское, бесконечно разрастающееся государство».
            «Мировоззрение русского человека упростилось до крайности; даже по сравнению со средневековьем — москвич примитивен. Он не рассуждает, он принимает на веру несколько догматов, на которых держится его нравственная и общественная жизнь».
            А дальше, века с шестнадцатого началось расширение Московского княжества по всем направлениям. Разумеется, в первую очередь в восточном и южном. По причине меньшей цивилизованности и в силу этого большей военной слабости оккупируемых стран.
           Очень выгодным оказалось географическое положение Московии. Неисчерпаемые природные ресурсы малонаселенного Востока и технические новинки, не в последнюю очередь в военной области, Запада. Развитие науки и искусства, начавшееся согласно официальной истории с эпохи Возрождения, века четырнадцатого, ускорившийся в результате возникновения протестантской религии с ее постулатами «Обогащайтесь», «Жить бедно, чтобы умереть богатым» технический прогресс.
            Русская армия, вооруженная огнестрельным оружием, артиллерией легко продвигалась на Восток, покоряя дикие племена. Мины под стены Казани в 1552 году, напомню, тоже европейские специалисты устанавливали.
            И так до Тихого океана… Земель с богатствами захватили до хренища, до сих пор в полной мере не используем…
            Не надо думать, будто бы до Петра Первого никто не искал путей к сближению с Западом. Иван Грозный к Елизавете Первой сватался, получив отказ, основанный на отрицательном мнении парламента, а вот не могла королева Англии без парламента таких вопросов решать!!!, ...обозвал ее «девкой позорной».
            Борис Годунов посылал «детей боярских» учиться в Европу. Ни один не вернулся. При Алексее Михайловиче появилась диковинка- картофель из Польши, началось курение табака, с чем боролся, в частности, патриарх Никон.
            Царь Федор Алексеевич рекомендовал являться ко двору в платьях немецкого кроя…
            Петр решил внести в восточную деспотию технические заимствования с Запада, не меняя ее организационную структуру, т.е., «вертикаль власти», она же «монголо-татарское иго». Отчасти это удалось. За счет сокращения на четверть населения России за годы его правления.
            Появились казенные военные заводы, на которых трудились крепостные крестьяне. Заменять их вольнонаемными начнет век спустя Николай Первый.
            Не надо думать, будто бы именно Петр создал российский флот, побеждавший при нем шведов на Балтике. Их побеждали на кораблях голландского производства, закупленных в обмен на ресурсы с российского Востока. Построенные «на коленке» без соблюдения технологий корабли петровских верфей сгнили за несколько лет. У Анны Иоанновны никакого флота уже не было. Реально создавать российский флот стала Екатерина Вторая…
           Последующие правители России продолжали колебаться между проевропейским и проазиопским векторами развития. Не будем перечислять.
           Эффективность европейского пути развития подтвердили во второй половине двадцатого века и азиатские страны, избравшие этот путь: Япония, Южная Корея, Тайвань.
           И Россия, начав в девяностые экономические реформы, уже в середине нулевых, именно благодаря этим реформам, к которым добавились высокие цены на нефть, получила невиданный прежде уровень жизни населения.
           Однако, в двадцать первом веке повернули вспять…
           «Фиг с ним граждане с этим лососем,
Пармезана мне вовсе не жаль.
Об одном лишь у Бога попросим,
Чтоб цвела васильковая даль…
…Не нужны мне ни масло, ни творог.
Дед мой как-то без этого жил.
Лишь бы чорный безжалостный ворог
Над страною моей не кружил…» (С)
           Остается только еще раз процитировать философа Федотова:
           «Если же солнце свободы, в противоположность астрономическому светилу, восходит с Запада, то все мы должны серьезно задуматься о путях и возможностях его проникновения в Россию».
              «Жаль только жить в эту пору прекрасную…» (С)
           А так бы хотелось поднять бокал за варяжскую Русь

Комментариев нет:

Отправить комментарий