понедельник, 23 октября 2017 г.

День в истории. Венгерское восстание. Часть 3

      ЧАСТЬ 1
      ЧАСТЬ 2
      ЧАСТЬ 3
       Итак, повыписывав присущие мне дикие кренделя, которые психиатры называют «грубыми смысловыми соскальзываниями», добрался так до даты 23 октября 1956 года.
       В состоявшейся демонстрации участвовали двести тысяч человек. Посол в Венгрии, будущий главный гэбист и генсек отбил в Москву телеграмму, что правительство теряет контроль над ситуацией. Эрне Герё произносит по радио речь, осуждающую демонстрантов, те в ответ пытаются штурмом взять Дом радио, госбезопасность открывает огонь, первые жертвы…
       В стычках с властями протестующие начинают захватывать оружие. Войск в городе немного, серьёзного сопротивления восставшим они оказать не могут, те захватывают типографию партийной прессы, склад оружия, патронный завод.
      На следующий день в Будапешт входят шесть тысяч военнослужащих советской армии при трёхстах танках. Днём по радио выступает Имре Надь, призывая людей сложить оружие, говорит, никому ничего не будет. Народ оружие не сдаёт, созданный «Венгерский национальный комитет» обращается к президенту США с просьбой помочь. Прилетают Микоян, Суслов и председатель КГБ Серов.
      Город продолжают окружать советские войска. На площади парламента с чердаков зданий стреляют по демонстрантам и советским солдатам. Возникает версия, что это провокация спецслужб, сотрудников госбезопасности начинают ловить, вычисляя их по форменным ботинкам и линчевать.
      Микоян категорически против участия в событиях советских войск. Скоро и в Будапеште, и в Москве начинают понимать, что ввод войск только ожесточил народ. В Кремле за силовое решение вопроса выступают Ворошилов и Молотов. Если раньше венгры выступали против своих мерзавцев, теперь борьба приобретает национально-освободительный характер.
     Реформаторское крыло ВПТ во главе с Надем и Яношем Кадаром начинает терять своё влияние на народ. Они снова обращаются к народу с просьбой сложить оружие, реакции опять никакой. Теперь уже даже госбезопасность обращается к Даллесу и в ООН с просьбой вмешаться для разрешения конфликта.
      Эрне Герё заменяют на посту первого секретаря ЦК ВПТ Яношем Кадаром, меняют руководство внутренних дел и госбезопасности. Но уже поздно, постоянные обращения Имре Надя по радио безрезультатны. У него два варианта: либо подавлять восстание советскими войсками, либо встать на сторону народа. Он выбирает второй вариант, введя в правительство представителей бывшей партии мелких хозяев.
      Булганин и Маленков в Москве выступают за поддержку Имре Надя, его поддерживают Хрущёв, Жуков, Шепилов. Надь объявляет о роспуске госбезопасности, называет восстание «широким национально-демократическим движением», сплотившим весь венгерский народ в борьбе за независимость и демократические свободы. Намеченный на утро 28 октября штурм советскими войсками позиций повстанцев отменяется.
      Партийный актив, забаррикадировавшийся в своих райкомах, получает приказ сложить оружие, не сопротивляться восставшим. Многие за это поплатились жизнью, повстанцы продолжают убивать местных гэбистов и партийных функционеров.
      29 октября в Будапеште прекращается стрельба, начинается вывод советских войск. Живущий в Португалии Миклош Хорти обращается к правительствам США, Великобритании и ФРГ с просьбой о поддержке венгерской революции. Жуков в Москве говорит: «Главное, решить в Венгрии. Антисоветские настроения широки. Вывести войска из Будапешта, если потребуется — вывести из Венгрии. Для нас в военно-политическом отношении — урок».
      В Кремле решают выводить из Венгрии войска и вообще пересмотреть всю систему отношений с социалистическими странами Восточной Европы. Тут добавляются ещё события в Польше, где, напомню, в июне было восстание в Познане. На пленуме ЦК ПОРП (Польской объединённой рабочей партии), происходившем одновременно с событиями в Венгрии, сторонники недавно умершего «верного ученика Сталина» Берута терпят поражение, первым секретарём избирают репрессированного при Беруте Владислава Гомулку. В Польше начинается своя «оттепель».
      30 октября в Кремле появляется на свет Декларация правительства СССР об основах взаимоотношений с социалистическими странами. Цитата: «В целях обеспечения взаимной безопасности социалистических стран Советское Правительство готово рассмотреть с другими социалистическими странами — участниками Варшавского договора вопрос о советских войсках, находящихся на территориях указанных выше стран».
      Это заявление тут же обсуждают в Белом доме. Даллес считает, что оно способно перевернуть всю систему отношений в мире. Эйзенхауэр сомневается в искренности (и правильно), но говорит, что в ответ можно вывести войска США из Западной Германии.
      Как могла сложиться система международных отношений, будь кремлёвская декларация реализована, кто знает, НО. 30 октября в Кремль является китайская делегация и передаёт просьбу Мао Цзэдуна не выводить войска из Венгрии. Лидер итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти шлёт паническую телеграмму с той же просьбой. Кстати, до смерти Тольятти город на Волге назывался Ставрополь-на-Волге. Так, вдруг кто не знает…
      И. Сильно венграм нагадили Великобритания, Франция и Израиль, вопреки мнению США начавшие операцию по захвату Суэцкого канала в Египте. В 1952 году там Гамаль Абдель Насер (по-чешски фамилия произносится с ударением на втором слоге и означает именно то, что вы подумали) сверг короля Фарука и в июле 1956 года объявил о национализации построенного в девятнадцатом веке французами и англичанами канала.
      В общем, разбираться во всех причинах Суэцкого кризиса можно долго, только 29 октября Израиль, поддержанный британцами и французами, начал наступление на территорию Египта. Эти события отвлекли на себя внимание США и ООН, в Кремле же решили переиграть решение и сменить правительство Венгрии на более лояльное.
      Посол Андропов изначально поддерживал кандидатуру Яноша Кадара. 1 ноября Кадар с Ференцем Мюннихом, оба министры в правительстве Надя, прибыли в Кремль. В биографии Кадара написано, что его отказ от поддержки повстанцев связан с линчеванием гэбистов и коммунистов, выходом ситуации из-под контроля правительства.
      В Венгрии об этом пока ничего не знали, было объявлено о возрождении многопартийной системы, сформировано коалиционное правительство. Лидер партии мелких хозяев Золтан Тильди говорит о победе венгерской революции: «…Мы — малая нация, но мы хотим свободно жить в нашей стране, жить своей национальной жизнью. Жить во взаимном уважении с народами и нациями, которые уважают свои национальные особенности, свою культуру, свою национальную волю. Мы хотим жить в мире со всем миром, в особенности с соседними демократическими странами… …Мы должны возвести все здания новой национальной жизни. Мы должны начать нашу свободную жизнь, и вам самим предстоит охранять нашу свободу. Свободе угрожает не только насилие, но и хаос. Будьте бдительны, защищайте все то, чего достигли и мы, и вы, все то, за что мы боролись, — это наше ценнейшее достояние».
      Тем временем в Кремле переигрывают своё решение о невмешательстве, готовят операцию «Вихрь», получив от США по дипломатическим каналам информацию об их нейтралитете, тем больше проблемы доставляет Суэцкий кризис. Министр обороны ФРГ Франц Йозеф Штраус: «Сперва американцы внушают венграм надежду, а когда дело становится серьёзным, они бросают венгерский народ на произвол судьбы. Не могло идти речи о военном вмешательстве со стороны НАТО. Подавление венгерского народного восстания Красной Армией не рассматривалось как акция, затрагивающая интересы НАТО…»
      Вмешательство в Венгрию поддерживают в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Китае, чуть позже одобряют Польша и Югославия. В Венгрии, пока ничего не зная о готовящемся вторжении, формируют 2 ноября новое правительство. Министром обороны назначают Пала Малетера, командующим Национальной гвардией Белу Кирая. Оба с самого начала были на стороне повстанцев.
     Утром 4 ноября советские войска входят в Венгрию. В городе Сольноке формируют новое правительство во главе с Яношем Кадаром. Сольнокское радио передаёт обращение Кадара: «…реакционные элементы хотели свергнуть социалистический общественный строй в Венгрии и восстановить господство помещиков и капиталистов…»
      Многие воинские части венгерской армии сдаются без боя, сопротивление оказывают бойцы национальной гвардии Белы Кирая. Бои на улицах Будапешта идут до 7 ноября. Имре Надь и другие члены правительства прячутся в посольстве Югославии. Не сложившие оружие повстанцы уходят в подполье, прячутся в лесах. Борьба с ними продолжается до конца декабря. К тому же времени госбезопасность ликвидирует рабочие советы на предприятиях.
      Потери повстанцев оцениваются в три тысячи убитых, девятнадцать тысяч раненых, советских войск- около семисот человек убитых. Вот они повстанцы «бородатые с ружьём» ©:
      Потом были закрытые судебные процессы. Более трёхсот человек, включая Имре Надя, приговорены к смертной казни. В современной Венгрии те события называют Венгерской революцией. Многие павшие признаны героями. Например, семнадцатилетняя венгерская цыганка Илона Сабо, которая, будучи на четвёртом месяце беременности, с оружием в руках погибла в бою за пассаж Корвина.
                                                                *  *  *
      С 22 ноября по 9 декабря в Мельбурне проходили Олимпийские игры. От Венгрии в них участвовали более ста спортсменов. Завоевав 26 медалей, среди которых 9 золотых, венгры заняли в медальном зачёте четвёртое место после СССР, США и Австралии. После игр почти все попросили политическое убежище на Западе.
      В Олимпиаде не приняла участие сильнейшая футбольная сборная планеты первой половины пятидесятых- венгерская. Она, как позже хоккейная сборная СССР на основе ЦСКА, формировалась на основе базового клуба «Гонвед». Во время венгерских событий «Гонвед» играл на Кубок европейских чемпионов в Испании. Домой решили не возвращаться.
     Лидер команды Ференц Пушкаш стал игроком мадридского «Реала», выиграв с ним несколько раз Кубок чемпионов. На закате спортивной карьеры поиграл даже за сборную Испании. Кстати, именно Пушкаш, а не Пеле или Марадона признан ФИФА лучшим бомбардиром двадцатого века.
     Полуфинальный матч турнира по водному поло между СССР и Венгрией вошёл в историю под названием «Кровь в бассейне». Был снят художественный фильм с таким названием. В конце матча венгры вели 4:0. При этом они словесно провоцировали советских игроков. Валентин Прокопов нанёс удар венгерскому капитану Эрвину Задору и рассёк ему бровь.
     Венгр доигрывал матч, оставляя в бассейне кровавые следы. Зрители, болевшие за венгерскую команду, подбегали к бассейну, плевали в советских игроков, выкрикивали антисоветские лозунги…
                                                                *  *  *
      Репрессировав участников восстания, Янош Кадар, тем не менее, стал проводить весьма либеральную внутреннюю политику. Построенная в Венгрии система получила название «гуляш- коммунизма». А саму страну называли «самым весёлым бараком лагеря социализма».
      Поскольку в 1984 и 1985 годах мне в той кадаровской Венгрии побывать довелось, подтверждаю, отличия от СССР просто разительные. Мяса, колбас, не говоря о прочих продуктах, в магазине завались. Собственно, я отоваривался в небольшом магазинчике городка Пакш рядом с гостиницей, где выбор был во многие разы больше, чем в любом советском универсаме или гастрономе. Когда, вернувшись домой после трёх месяцев в Венгрии, зашёл в родной универсам, мне чуть худо не стало- хоть шаром покати. Это 1984 год.
      Большой выбор одежды и обуви, разительно отличающихся от изделий фабрик имени Володарского или «Скороход». Джинсы «levi`S» в Венгрии шили по лицензии, стоили они в универмаге 69 рублей по официальному курсу. Джинсы венгерского бренда «Trapper» аналогичного качества 40 рублей. Также по лицензии шились спортивные изделия: тренировочные костюмы, трусы, майки, кроссовки брендов «Adidas» и «Puma». «Кто носит майку «Adidas», тому любая баба…» (Советская народная поговорка)
     Фирменные кроссовки что-то около 50 рублей по курсу. На «галёре» Гостиного Двора в Ленинграде фирменные джинсы и кроссовки шли рублей по 200- 250. Впрочем, там и доллар стоил 3 рубля, а не 60 копеек.
     В восьмидесятые производство фирменных брендов ещё не перешло в Юго-Восточную Азию, поэтому из тех двух командировок я привозил домой изделия и с надписями на ярлычках «Made in Italy», «Made in Norge»… Там такое продавалось.
      Свободно продавались магнитофоны и радиоприёмники «Sony», «Akai» и т.п. Вот за цветные телевизоры говорить не буду, не помню, в холле гостиницы стоял чёрно-белый. В фильме 1982 года "Отпуск за свой счёт"
с участием Игоря Костолевского, Ольги Мелеховой (Зина в «Собачьем сердце» Бортко), Миклоша Калочаи, герой Костолевского везёт сестре в Будапешт цветной телевизор, типа, у них нет. Не буду комментировать- не помню. Однако уже в восемьдесят пятом видел компьютеры (впервые в жизни) с цветными мониторами венгерской фирмы «Videoton».
      Мелкая частная торговля не была запрещена в Венгрии, по всем городкам, где довелось побывать, и в самом Будапеште первые этажи домов были заняты маленькими частными магазинами. Потому конкуренция, ассортимент и приемлемые цены. Точно то же появилось в России в начале девяностых. Как дали свободу экономической деятельности, так оно сразу вдруг и стало повсюду и везде.
     Ещё венграм, насколько мне было известно, небольшую часть зарплаты давали в СКВ (долларах, дойчмарках), они её подкапливали на счетах и имели возможность выезжать в другие страны. Лишь бы было на что. Поэтому на восхищения советских граждан содержимым венгерских прилавков отвечали, мол, фигня это, вот в Австрии или ФРГ это да…

3 комментария:

  1. у венгров цветные телики были очень дорогими.венгерские студенты в харькове в каждую поездку домой прихватывали с собой ЦТ-приемник. я с друзьями снабжал их этим "дефицитом" по бартеру в обмен на джинсы и кроссовки.телики были ,в основном,домашней сборки.собирались на дому из "некондиционных"(или ворованных)деталей,укомплектованные самосводящимися ю.корейскими кинескопами со штриховой маской и самодельным декодером PAL/SECAM,чтобы в цвете смотреть австрию и стыковать к фирменному видику.когда в конце 80-х венгры открыли границу с австрией,в Вене был полный ахтунг.как передали "голоса" впервые за всю историю Австрии,магазины электроники,бытовухи,одежды... стояли пустыми несколько дней!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я слышал насчёт Чехословакии иной вариант. Когда открыли границу, валюту стали менять по реальному курсу, в Пльзень ломанулись западные немцы (их и до того там много было, видел) и смели всё из магазинов по дешёвке. Ну, одежду, обувь, хрусталь, электроники у чехов не было..

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить