Иду тут
вчера, 19 июля, мимо Александро-Невской Лавры… Вернее ещё не иду, поднимаюсь на
эскалаторе в метро, а по громкой связи сообщают, что начало очереди на Тележной
улице. Какой, блин, думаю, очереди?.. Выхожу и вижу, действительно с Тележной тянется
очередь, заворачивает в Лаврский переулок, там через мостик и далее по саду
Лавры (мне через сад к Обводному надо было пройти) зигзагами.
Всё
барьерами перегорожено, охранников, ментов, включая дэпээсников (на фига?)
немерено, у входа в Лавру даже пожарная машина…
Оказалось,
привезли мощи Святого Николая из итальянского города Бари, и это очередь
желающих (паломников) к тем мощам прикоснуться. И ведь не бабок каких-нибудь,
преимущественно людей среднего и, если так можно выразиться раннепожилого (это типа меня) возраста. Хотя есть и молодые.
Не совсем
был прав великий русский писатель Дмитрий Горчев: «В церковь в основном ходят старухи, но
не для того ходят, чтобы прикоснуться Божьей благодати, а только для того, чтоб
по3,14##еть там на срамных девок, а потом ещё прийти домой и долго 3,14##еть на
невестку, внучку и жучку за недостаточную набожность…».
А мне вот
интересно, учились ли эти люди когда-нибудь в школе, я уж за вуз не буду. По
возрасту подавляющее большинство тех, кто стоял в той огромной очереди… Дело
было к вечеру, а шедший следом за мной внешне вполне вменяемый, то есть внешне психически здоровый, мужик
рассказывал по мобильнику, что он в очереди отстоял целый день…
Да, так по
возрасту большинство училось ещё в советской школе. Что подтверждает моё
давнишнее мнение: официальная система государственного образования, что советская, что российская, обеспечивает
результат, противоположный декларируемому. Это вселяет в меня, как либераста,
клейма негде ставить, надежду, если в школе начнут преподавать православие и
патриотизм, молодёжь вырастет атеистами и космополитами…
Предположу, что люди, стоявшие в этой очереди почти поголовно
православные, хотя Святой Николай почитаем, как ими, так и католиками. У
протестантов святых нет вообще, что не мешает им использовать сабжа в
коммерческой рекламе.
В моём
круге общения ни православных, ни буддистов, ни иудеев нет, разве что «ВК» френд,
относящийся к свидетелям Винни Пуха... Есть атеисты и агностики. К последним и себя причисляю. С самопозиционирующейся православной соседкой по
подъезду иногда общается моя жена. О том, что она православная, та сказала
сама, как-то в августе сообщив, что яблоки до определённой даты, называемой
яблочным спасом, не ест потому, что грех…
Blyanah & no comments…
Где в Библии или Евангелии про яблоки?.. А вот спрашивать её, что проповедовал живший
две тысячи лет назад в Палестине еврей бесполезно. Как он относился, например,
к проституции (то есть, срамным девкам) или что надо делать, когда тебя ударили
по щеке…
По моему
скромному имхо атеисты и агностики из моего круга общения куда в большей
степени в обыденной жизни следуют учению того еврея, нежели люди, называющие
себя верующими в него. А я не верю, просто знаю, и Иосиф Флавий, и Тацит
писали…
Насчёт же
обладающего магическими свойствами мифического существа, состоящего из двух
близких родственников мужского пола и исходящей не то от одного, не то от обоих непонятной субстанции, это, имхо, уже
медицина…
Ну, и
обратно к Лавре. Подумалось, а если людям в очереди показать вот эту картинку
и сообщить, что это его мощам они собираются
поклониться… Ну, то есть, что кокакольный Санта Клаус («Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит…») и Святой
Николай Чудотворец (или Угодник) одно и то же лицо.
В турецком
городе Демре (провинция Анталья) на небольшом расстоянии друг от друга стоят
два памятника
одному и тому же человеку, епископу древнеликийского
города Миры Николаю. Который по легенде приличным, скромным человеком,
подбрасывал бедным детям разные подарки, откуда и пошла легенда про Санта
Клауса. Не имел
часов стоимостью в десятки тысяч евро, мерседесов, яхт и дворцов. Полученное от
родителей наследство раздал нуждающимся.
Похоронен
был в саркофаге в Мире, что около нынешнего турецкого Демре, в одиннадцатом
веке Анатолийский полуостров (современная Турция) постепенно захватывался
турками, которые христианские храмы нередко грабили и разоряли. Поэтому в 1087
году купцы из итальянского города Бари спёрли из саркофага мощи Николая и
перевезли к себе. Откуда их сейчас и привезли в Питер.
Купцы из
Бари утащили тогда не все мощи, мелкие части остались, жители города их
перепрятали, но несколько позже во время крестовых походов венецианцы эти мощи
нашли и перевезли к себе. Так что они в двух итальянских городах находятся.
Храм с
саркофагом там в Демре стоит, хотя для богослужений не используется, в него
только экскурсии водят, опять же используя Санта Клауса в коммерческих целях.
Турецкие экскурсоводы о похищении мощей итальянцами высказываются осуждающе, хотя
неизвестно, сохранились бы они, захвати их турки.
Ресторанчик неподалёку от храма, где кормят туристов после экскурсии,
называется «Пер Ноэль», что является французской интерпретацией германского
Синтерклааса, возникшего, как симбиоз языческих легенд и памяти о епископе
Мирликийском. Изображался, правда, он иначе, нежели кокакольный Санта Клаус.
А
унификация кокакольного образца Святого Николая в европейских странах произошла
после Второй Мировой, куда дедушка в красном полушубке был занесён вместе с
Кока Колой по плану Маршалла.
Замечу также,
что в Санкт-Петербурге есть Никольский морской собор, неподалёку от которого я
проживал в детстве. Поскольку кроме прочего Святой Николай ещё и покровитель
моряков.
И ещё. Нищие, вернее сказать, лица, просящие подаяния, начинаются от метро и чуть не через двадцать метров стоят. Они, хотя и не в таком количестве, в районе Лавры постоянно обитают. А вот совсем недавно, когда матчи Кубка Конфедераций в Питере проходили, ни одного не было.
История от Razdolbaeff`a
Комментариев нет:
Отправить комментарий