четверг, 20 октября 2016 г.

Возможна ли в России демократия. Часть 3

                      СОДЕРЖАНИЕ:
ЧАСТЬ 1. Введение
ЧАСТЬ 2. Цитаты о демократии
ЧАСТЬ 3. Исторический обзор. Древняя Греция, Древний Рим, Исландия
ЧАСТЬ 4. Исторический обзор. Новгородская республика, казаки
ЧАСТЬ 5. Исторический обзор. Средневековая Европа 
ЧАСТЬ 6. Исторический обзор. США 
ЧАСТЬ 7. Исторический обзор. Русь докапиталистическая 
ЧАСТЬ 8. Исторический обзор. Россия капиталистическая, СССР 
ЧАСТЬ 9. Исторический обзор. Девяностые, реформы, начало и конец демократии  
ЧАСТЬ 10. Что получилось и почему 
ЧАСТЬ 11. Про средний класс 
ЧАСТЬ 12. Что делать?... Учиться, учиться… 
ЧАСТЬ 13. Про меритократию 
ЧАСТЬ 14. Мировой опыт перехода к демократии. Южная Корея 
ЧАСТЬ 15. Мировой опыт перехода к демократии. Испания
ЧАСТЬ 16. Мировой опыт перехода к демократии. Португалия 
ЧАСТЬ 17. Мировой опыт перехода к демократии. Чили 
ЧАСТЬ 18. Мировой опыт перехода к демократии. Восточная Европа и СССР 
ЧАСТЬ 19. Возможен ли обратный поворот к демократии 
ЧАСТЬ 20. Wanted умный и честный диктатор 
ЧАСТЬ 21. Что делать? Деньги, школа, судебная система, дураки и умные
ЧАСТЬ 22. Избирательные цензы, всеобщее и неравное, the end

         Теперь пробежимся по демократиям разных эпох и народов.
         Первые демократические общества появились в Древней Греции, Афинах, в частности. В отличие от предшествующих восточных деспотий, режим которых Карл Маркс назвал азиатским способом производства, по его мнению, этот строй государственного рабовладения, при котором граждане государства- рабы оного, предшествовал рабовладельческому строю.
         Советские марксисты, приписав Марксу «пятичленку Струве», про азиатский способ производства старались не вспоминать, т.к., именно под его описание в полной мере подходил установившийся в СССР режим, названный социализмом. Строй, при котором массы государственных рабов сгонялись на рытьё каналов, строительство пирамид, зиккуратов, садов Семирамиды, магниток, днепрогэсов
         А в Греции, в небольших городах (полисах), численностью не более нескольких тысяч человек, обладающие собственностью и оружием мужчины, никаких женщин и рабов…
… собирались на центральной площади- агоре и вырабатывали совместные решения большинством голосов.
         Появлению такого вида правления способствовала экономика греческих полисов, основанная на морской торговле, в результате чего подавляющее число граждан были достаточно зажиточны, а последнее обстоятельство вызывает обычно нежелание тупо подчиняться чужой воле.
         Платон считал, что число членов демократической общины не может превышать пять тысяч- не договориться.
                                                        *  *  *
         Потом был Древний Рим, усложнивший систему. Сперва пожизненно избираемые цари, власть которых ограничивалась Сенатом, потом их убрали вообще, оставив избираемых на срок консулов. В ранней Римской республике избирательные права принадлежали только богатым землевладельцам патрициям, по мере роста армии, формировавшейся, преимущественно, из плебеев, права последних расширились.
         Расширение базы электората, предоставление избирательного права гражданам без имущественного ценза, пролетариям, также жителям завоёванных территорий, привело к превращению демоса в охлос, и как итог…
         В поздней Римской республике возникли диктатуры Суллы, затем Цезаря, с эпохи которого и пошёл термин «фашизм» от фасцио- связка, пучок, типа, "народ и партия едины",  после Цезаря Рим стал империей…
                                                        *  *  *
          В христианскую эпоху демократию подзабыли надолго. В западном христианстве существовал хотя бы дуализм власти, короли и папы постоянно фаллометрировали друг с другом, тут и авиньонское пленение, и стояние в Каноссе… Вспомним «тёплую дружбу» мушкетёров короля с гвардейцами кардинала…
           В Византии же единоличная власть монарха при поддержке церкви.
          На Руси византийский вариант единовластия был усилен пришедшими с востока завоевателями, коих прозвали «монголо-татарами». Установлению их власти, прозванной игом, очень поспособствовали русская православная церковь и Александр Невский с наследниками, включая Ивана Калиту. Но про Русь ниже.
                                                        *  *  *
         В конце девятого века часть норвежского населения, которую не устраивало правление короля Харальда Первого, стала переселяться на незадолго до того открытый в океане остров- Исландию. Каждое возникшее поселение управлялось тингом- собранием, аналогом древнегреческой агоры и новгородского вече. В 930 году был созван первый альтинг- собрание всех свободных мужчин острова. Его принято считать первым в мире парламентом. Некоторые из принятых на нём законов действуют по сей день.
         Именно альтинг большинством голосов в 1000 году ввёл христианство в качестве государственной религии в Исландии. А не как у нас, в приказном порядке покидали в Днепр, да пожгли всех перунов и даждьбогов…
         Эта демократия возникла в однородном сообществе людей, бежавших от авторитарной королевской власти. Каким промыслом жили в те годы исландцы, информации немного. Скорее продолжали привычные набеги на побережья Европы, постепенно переходя к рыболовству, являющемуся основой экономики страны сегодня.
         Как из демократии бандитской стаи, коией, в общем-то, было сообщество викингов, выросла современная скандинавская демократия, понять трудно. Неужто и впрямь некий гумилёвский толчок сперва превратил северные народы в отмороженных «пассионариев»? А позже, перейдя в фазу обскурации, стали нормальными людьми. Или всё же более позднее влияние протестантизма?..
         Ну, и в те ещё годы отмечалось такое явление, как покупка голосов.
         ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий