суббота, 7 декабря 2013 г.

Онотоле Вассерман и плановая экономика

            Предыстория… «Знаток» из телевизора Анатолий Вассерман, известный Интернету под ником Онотоле, бородатый человек в жилетке о двадцати шести (?) карманах… Еще много чего любопытного можно почерпнуть, погуглив…
            В 1996 году написал статью «Коммунизм и компьютер», в которой показал, что при тогдашнем состоянии информационных технологий планирование из единого центра дает результат в несколько раз худший, чем рыночная экономика. Из одного и того же набора ресурсов плановая экономика извлекала гораздо меньше, чем рыночная.
            Но. Спустя 15 лет, в 2011 году он же опубликовал статью «Отрицание отрицания», сообщив ошеломленному обществу, что в связи с развитием информационных технологий, ныне возникают возможности для планового управления, сопоставимого с рыночным по качеству.
             А не позднее конца нынешнего десятилетия, по мере дальнейшего развития технологий, плановое управление значительно превзойдет рыночное по всем показателям, включая эффективность использования ресурсов.
            Т.е., в середине девяностых позиция Вассермана была близка к позиции критиков социалистической экономики, например, Людвига фон Мозеса, Фридриха Августа фон Хайека.
            Экономические воззрения Хайека базировались на теории неполноты информации, согласно которой плановая экономика значительно уступает рыночной. Получение информации затруднено, как случайным характером самой экономической деятельности, так и несогласованностью интересов её участников. Поэтому отдельный плановик будет не в состоянии достаточно точно описать в целом плановую экономику.
            Затрудняюсь дать ссылку, но в какой-то из статей читал, что в советской экономике годов семидесятых номенклатура изделий составляла около двадцати миллионов единиц, и такое количество показателей при том уровне информационных технологий обсчитать было невозможно.
            А, мол, при нынешнем и перспективном, по мнению Вассермана, будет возможно. Как будто потребности не растут вместе с возможностями, и рост числа этих самых единиц не может опережать рост быстродействия компьютеров.
            Также в статье Вассермана 2011 года содержится немотивируемое утверждение, что и освоение новинок при новой, основанной на информационной технологии плановой экономике, будет эффективнее, чем при рыночной.
           А вот это уже интересно… Ибо, можно согласиться с утверждением, что если законсервировать сегодняшний уровень потребления и, соответственно, номенклатуру выпускаемых изделий…
           То есть... Вот что есть, то и будет. Не будет ничего более нового и совершенного, возможен только количественный рост выпускаемых изделий без расширения номенклатуры…
           И здесь чисто теоретически можно согласиться, что суперкомпьютер сможет рассчитывать такую остановившуюся в развитии экономику быстрее, чем это делает рыночная конкуренция…
           Никогда не перехожу на личности… Но. Маленечко коснусь Онотоле… Это, безусловно, его личное дело, его выбор, но, человек, давший в юности обет целомудрия, скажем так, может быть не вполне знаком с некоторыми сторонами человеческой жизни.
           Допустим с тем, что презервативы бывают с пупырышками, усиками, ребрышками, со вкусом малины, клубники, ананаса…
          И вот как, скажите на милость, суперкомпьютер сосчитает сколько презервативов какого вида надо выпустить в текущем финансовом году?
          Как будет выглядеть обратная связь между потребителем и суперкомпьютером?
          Каждому из нас предложат через Интернет ответить на вопросы, чего и сколько мы предполагаем потребить в планируемом году? Сколько каких презервативов, сколько собираемся выпить пива «Карлсберг», сколько «Миллер», а сколько «Праздрой»?
          Сколько бутылок «Мерло», «Каберне», «Муската», каких производителей, каких стран планируем употребить? Кроссовки каких фирм: adidas, Asics, Mizuno, Nike будем покупать в следующем году?
         Э?.. Сколько вопросов будет в таком списке? Не двадцать ли миллионов? Кто сможет ответить на двадцать миллионов вопросов?
          Или, как и в прежние времена, вводить информацию в машину будет чиновник Госплана?
          Ну, этот напланирует… Вместо десятков видов презервативов получим, как и прежде изделие №2 в упаковке из желто-серой оберточной бумаги. А пляжные принадлежности, как я писал в статье «О причудах плановой экономики» будут отправлены в магазины Чукотского АО, как во времена СССР.
          А как учесть известную любому маркетологу спонтанность покупок? Увлекающаюся шопингом дама покупает кофточку, когда видит. За минуту до этого о покупке она даже не задумывалась.
          А изменение предпочтений потребителя во времени? Человек иррационален по своей природе, проснувшись утром, не знает, чего его левая задняя нога захочет вечером…
          Было время я очень любил пиво, о чем также ранее писал. Даже продававшуюся в советские времена в ларьках жидкость маловразумительного вкуса под названием «Жигулевское» употреблял, выстаивая по полтора часа в очереди.
          Во второй половине восьмидесятых стал летать в командировки в Чехословакию, где за вечер после работы выпивал по несколько литров «Праздроя» и других сортов. После чего на территории СССР и России пить пиво перестал до 1993 года, ибо не мог считать пивом продававшиеся в СССР напитки.
           Когда же в результате гайдаро-чубайсовских реформ в России возникла конкуренция между производителями, появилось множество разнообразных сортов пива, по качеству соизмеримых с тем, что доводилось пробовать в Европе, снова стал его пить, выпивая по 3-4 бутылки в день вплоть до начала нулевых.
          А потом стал отдыхать летом в Болгарии и распробовал на вкус красное сухое вино…
         На протяжении многих лет в советских винных магазинах, наряду с пользовавшимися невероятной популярностью портвейнами «Агдам», «777», «33», «Кавказ» и прочими продавались менее популярные болгарский и венгерский «Рислинг» и болгарское «Каберне».
         Последнее, если пить его из горла в подъезде, а, будучи школьниками и студентами, мы обычно так вино и употребляли, кажется невероятной гадостью. Может, оно таковым и было, кто знает, чего болгары невзыскательным советским гражданам поставляли. Мне, например, не очень нравится местное турецкое и египетское вино, подаваемое в отелях all inclusive.
          А вот болгарское вино на самом деле вкусное… Когда из бокала, под мясо, под сыр…
          И с начала нулевых я почти перестал пить пиво, перейдя на красное сухое вино…
          Т.е., предпочтения потребителей во времени тоже меняются.
          Вроде бы… Теоретически можно предположить, что в области товаров производственно-технического назначения планирование возможно.
          Существует база промышленных, строительных, энергетических, транспортных предприятий России, являющихся потребителями товаров производственно-технического назначения: металлопроката, редукторов, насосов, автозапчастей, смазочно-охлаждающих жидкостей…
          В зависимости от типа производства, характера и объема выпускаемой продукции теоретически можно спланировать чего кому сколько надо. Опять же через обратную связь. Чтобы не чиновник Госплана в компьютер вводил в информацию, а снабженец потребителя.
          И?.. Сегодня мы живем в рыночной экономике, где предложение превышает спрос. Манагер-продажник дает именуемую откатом взятку манагеру-снабженцу за то, что тот у него товар покупает.
          В плановой советской экономике все было наоборот. Спрос превышал предложение. Не только нам, гражданам, не хватало продаваемых пива, колбасы, приличной одежды и обуви, презервативов. Предприятиям точно также не хватало металла, стройматериалов, насосов, редукторов, автозапчастей…
          Именуемые «толкачами» снабженцы предприятий сновали по стране, давали взятки ответственным лицам предприятий-поставщиков, дабы те отгрузили им нужную продукцию.
          А что же централизованное планирование? Оно сочетало два принципа: от прошлогоднего уровня и по заявкам потребителей.
          Первый предполагал выделение на текущий год объема не меньшего, чем был в предыдущем. И. Если ты не освоил все выделенные денежные средства или не сжег весь распределенный бензин, на следующий год тебе поставку срезали. Поэтому в конце года деньги тратились на что ни попадя, а машины бесцельно ездили вокруг города, сжигая бензин.
          Согласно второму, снабженец подавал заявку на текущий период, исходя из принципа: проси больше, все равно дадут меньше. Правда, некоторым давали все, что просили, результатом которого было такое интересное явление, как неликвиды.
          С оставшимися советскими неликвидами редукторов и насосов мне доводилось иметь дело с середины девяностых до середины нулевых. В этот период достаточно большое число предприятий С.-Петербурга занималось таким любопытным бизнесом: скупали по всей стране неликвиды редукторов и насосов, меняли смазку, перекрашивали, меняли табличку и продавали, как вновь изготовленные.
           Так вот, еще в 2005 году на складах предприятий обнаруживались редукторы, выпущенные в начале семидесятых…
          Это я к тому, что если мы вернемся к централизованному планированию, основанному на обратной связи через Интернет между потребителем и планирующим суперкомпьютером, не будет ли первый, а это же не компьютер, это человек, подавать заявку с запасом.
          Ведь, если взять автопредприятие и планируемые поставки автозапчастей. Как снабженец угадает, что и в каком объеме у него будет выходить из строя?
          Сегодня, в условиях рынка вопрос решается чрезвычайно просто. Если полетел тот или иной подшипник, в течение нескольких минут из великого множества предложений снабженец выбирает подходящее по срокам поставки, удаленности склада поставщика, цене и т.п.
          Если же рынка нет, а есть централизованное снабжение, значит надо иметь запас деталей на своем складе, ибо, когда «полетит», времени, чтобы добыть потратишь немало…
          И вернемся к, наверное, самому важному вопросу- инновациям.
          Выше я написал, что Вассерман утверждает о возможности более эффективного освоения плановой экономикой новинок, ни на чем не основывая этот тезис.
          Главный вопрос: может ли самый мощный, самый быстродействующий компьютер запланировать то, чего еще нет в природе, если ему об этом никто не рассказал?
         Допустим сегодня некий изобретатель-одиночка или инновационное подразделение какого-либо предприятия придумало новинку. Например, автоматический яйцечесатель…
          Знаю- знаю… Скажете, мыться надо… Всяко бывает, утром помоешься, а потом до поздней ночи, как рыба в колесе…
          Изготовлена и испытана опытная партия изделий. Все работоспособно. Кто ответит на вопрос, сколько изделий надо планировать на текущий год? И будет ли этот товар вообще пользоваться спросом.
          В рыночной экономике предприниматели, рискуя своими деньгами, пытаются вывести на рынок новинки товаров. Иногда это удается, чаще нет. О маркетинговых ошибках известных фирм я написал отдельную статью «Примеры неудачного маркетинга» 
          Никакие эксперты не могут дать ответ, будет ли товар пользоваться спросом. В противовес маркетинговым неудачам из вышеупомянутой статьи можно привести пример с романом и фильмом по сценарию Эрика Сигала «История любви».
           Романы и киносценарии ведь тоже товар. Кто может оценить на стадии рукописи, будут ли они иметь коммерческий успех, какой тираж следует запланировать, стоит ли вкладывать деньги в производство фильма по этому сценарию.
          С Сигалом кинопродюсеры первоначально не угадали, отвергнув его сценарий. И тогда он переделал его в роман, который редакторы тоже сначала не хотели публиковать.
          Итог же- многомиллионные тиражи и суперпопулярный фильм…
          Мало кто в свое время в фирме Sony верил в коммерческий успех такой новинки, как переносной магнитофон. Если бы суперкомпьютер опирался на мнения экспертов, стал бы он ее планировать? А результат был потрясающим…
          Еще. Могла ли в условиях плановой экономики дойти до массового потребителя такая инновация, как персональный компьютер Джобса и Возняка
          Вот рассмотрим гипотетически, планирующий суперкомпьютер Вассермана в природе есть, а персонального компьютера нет. И два парня из Калифорнии, на свой страх и риск, на свои деньги, вырученные от продажи личных вещей, сначала в спальне, потом в гараже начинают собирать из закупленной элементной базы свои изделия.
           Кто на стадии первой опытной партии из двухсот изделий, продававшихся ими по 666 долларов, мог предположить невероятный коммерческий успех? Да и позже. Как я писал в статье «Примеры неудачного маркетинга» нередко продажи поначалу растут, а потом рост останавливается и наступает спад.
           В IBM поначалу не приняли новинку всерьез, не думали, что компьютер может быть нужен каждому. А поди ж ты, что вышло-то…
           Человек иррационален по природе. Согласно математику и физику-теоретику Роджеру Пенроузу "сознание вызывается определенными физическими действиями мозга, однако эти действия принципиально нельзя вычислительно моделировать правильным образом".
          Т.е., мышление человека принципиально невычислимо. Отсюда следует, если в базе социума лежат принципиально невычислимые ячейки, т.е., люди, принципиально необсчитываема и система в целом.
          Другое дело, если бы компьютер планировал для других компьютеров. Они неживые и рациональные. А мы живые и иррациональные…
          Так-то…

6 комментариев:

  1. Стол ЗАКАЗОВ - будущее планирования...
    http://maxpark.com/community/4207/content/1472517
    (где то в середине, описал)

    ОтветитьУдалить
  2. Привет. Мне тридцать семь лет. Я -- программист. Мне кажется, что ты недооцениваешь силу современной статистики.
    Представь, когда ты кликаешь ссылку на новостном сайте, система тотчас вычисляет твой пол, возраст, сексуальные предпочтения и прочее.
    Нас много, нас -- пользователей интернет -- миллиарды. И мы все.. хм.. одинаковые. Одинаковые даже в своём желании быть непохожими на других.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью с вами согласен. Автор думает что умнее Онотоле

      Удалить
  3. Риски и ошибки будут всегда. Но наличие совокупности: базы знаний, средств коммуникации и набора методологий оценки уменьшают вероятность ошибки и время принятия решения.
    "...опыт, сын ошибок трудных..". А преимущества централизации и планирования можно наблюдать на муравейнике. Там никогда не бывает пробок

    ОтветитьУдалить
  4. Риски и ошибки будут всегда. Но наличие совокупности: базы знаний, средств коммуникации и набора методологий оценки уменьшают вероятность ошибки и время принятия решения.
    "...опыт, сын ошибок трудных..". А преимущества централизации и планирования можно наблюдать на муравейнике. Там никогда не бывает пробок

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "сознание вызывается определенными физическими действиями мозга, однако эти действия принципиально нельзя вычислительно моделировать правильным образом"
      ---
      В муравейнике нет и асфальтированных дорог...

      Удалить