ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4
"Господь испытал Россию заоблачными ценами на нефть и газ, дабы убедилась — ей ничто не поможет. Если пятое зеркало подряд показывает кривую рожу — искать надо не новый гарнитур, а новую рожу...
...Культ не в Кремле. Культ в коллективном бессознательном...
...А потому 20 лет свободы и надежд надо рассматривать как подарок Истории. Впереди у нас — временные успехи и трудности на пути к последнему падению с дерева. Как жаль тех, кого здесь не было с нами в эти лихие и славные годы — когда в туманном грядущем воображение рисовало берег обетованный.
Хоть пожили. Хлебнули, вкусили, спели. Вот ведь зараза, опять не получилось..." (Михаил Веллер)
Готов согласиться с утверждениями многих... Кратенько. Дмитрий Быков, Гарри Каспаров, Андрей Пионтковский, Михаил Веллер и многие- многие, что случившиеся жопа, 3,14здец, коллапс... подбирайте термины, во многом обусловлены Конституцией 1993 года, написанной персонально под Ельцина. У меня лишь вопрос, а как иначе можно было?
Оспорю тезис, часто повторяемый Веллером, что написана она была по плану, указке или типа того олигархов, коих в девяносто третьем ещё как бы не сформировалось, хотя процесс шёл. Старт написанию Конституции РФ был дан ещё в июне 1990 года, когда Березовский только начинал спекулировать реэкспортными "Ладами", театральный режиссёр Гусинский делал гаражи- ракушки, Ходорковский обналичивал (на законных основаниях) бабло в Центре НТТМ и варил джинсы.
Забегая вперёд, замечу, что один из так называемых олигархов М.Б. Ходорковский был в 2003 году посажен в частности за то, что делал политические заявления о необходимости изменения Конституции с президентской на парламентскую. Хотя сомневаюсь в возможности достижения положительного результата на этом пути именно для России. Россия не Финляндия и не Эстония. Ниже подробнее.
Авторов Конституции было много, Сергей Шахрай называет основными себя и Сергея Алексеева. Поминают ещё Собчака. Участвовали в качестве консультантов зарубежные специалисты, финансировавшиеся Агентством США по международному развитию. Одним из авторов действующей Конституции называет себя участник антипутинских митингов Георгий Сатаров. Прямо говорящий, что дело не в самой Конституции, а её постоянных нарушениях. На обсуждение вынесли 15 октября 1993 года, стало быть, в конце сентября, когда началась заваруха, она была фактически готова.
То есть, работа над Конституцией шла сама по себе, будущие олигархи богатели сами по себе. Ходорковский основал банк "Менатеп", Березовский "Логоваз", Гусинский группу "Мост" и НТВ... Олигархами они ещё не были, а что сумели быстро разбогатеть, свидетельствует таки и о наличии своеобразных талантов, одним из которых является хитрожопость и умение ловить рыбку в мутной воде. Это тоже талант.
Те, кого перечислил в начале статьи, и многие другие утверждают, что конец демократии в России наступил в октябре 1993 года, именно тогда произошёл поворот к авторитаризму. Веллер говорит даже об уничтожении свободы слова, ибо где-то, когда-то Чубайс сказал главным редакторам, мол, не хрен писать всякое.
Депутат Госдумы I созыва В.А. Марычев |
Так что насчёт свободы слова давайте не будем. Девяностые были прекраснейшими годами моей шестидесятивосьмилетней жизни, благодаря и тысячам мгновенно появившихся полезных и вкусных ништяков, и защекотавшему жопу воздуху свободы, как ярко выразился однажды менеджер "Северстали" в знаменитом спиче про все полимеры. Это были годы перемен и надежд. Перемены шли, и по моему скромному имхо шли в лучшую сторону. "Взад" (С) повернули в начале нулевых.
И я очень хорошо помню события 4 октября 1993 года. Как и 19 августа 1991 года. В раннем случае был лёгкий мандраж, что мне припомнят годичной давности выход по собственному желанию из КПСС (которая ещё была при власти, и сделали подобный шаг один миллион человек из девятнадцати по стране). Но в девяносто первом в экономике ещё почти ничего не начиналось, разве что коммерческие ларьки и магазины появились. Хотя свобода слова уже была, спасибо Михаилу Сергеевичу. За резкое расширение круга чтения, возможность свободно высказываться. А вот с остальным было хуже.
Во втором случае уже началось и в экономике. Да, шоковая терапия, но шок ощущался буквально несколько дней после второго января, потом пошла терапия. Ибо стало ясно, что делать. Косить бабло. В декабре девяносто первого фантики с портретами вождя мирового пролетариата были, не было еды. И что делать, было неясно. В январе всё стало на свои места. Коси бабло, корми семью, наслаждайся ништяками (тампаксами, видеомагнитофонами, микроволновками...), появившимися чуть не мгновенно.
И то, что началось, вполне устраивало меня, моих близких и огромное число людей вокруг, с которыми доводилось контактировать. С госслужбы конструктором ядерных реакторов я уволился в октябре девяностого через пару месяцев после выхода из КПСС, и почти до пенсии был в малом бизнесе. Лишь незадолго до оной устроился наёмным работником в фирму с контрольным пакетом, принадлежащим японцам.
Третьего октября 1993 года в телевизоре показывали Макашова и Руцкого, звавших к оружию, захвату телецентра и чуть ли не бомбёжке Кремля (Руцкой требовал поднять самолёты). Вечером показали штурм телецентра. Вид на него из окон депутатского дома на улице Королёва описал бывший нардеп РСФСР от Петродворцового района С.-Петербурга Юрий Лучинский, ныне живущий в Израиле. Выстрел из гранатомёта по телецентру он видел своими глазами.
И это было страшно. Страшно, что прежние времена вернутся во главе с Руцким, Макашовым... а там ещё офицеры Терехова, люди Баркашова... И желание, чтобы власть нашла в себе силы подавить вооружённый мятеж было огромным.
Работал я тогда минимум в двух фирмах. 4 октября с утра поехал к директору одной из них домой, такому же, как я бывшему конструктору ядерных реакторов, ещё не видя кадров от CNN. Когда приехал, он с женой, преподавательницей СПбГУ, смотрел именно их по телевизору. И оба были несказанно рады, что танки рас#уячили этих сук в белом доме. Порадовался и я с ними. Худшего не случилось. Во второй половине дня приехал в другую фирму, состоявшую преимущественно из недавно уволившихся офицеров запаса. Там тоже все были довольны, 3,14здец не наступил, жизнь продолжается.
Обозначил своё и знакомых мне людей отношение к этим событиям именно в тот день, когда они происходили. Да, впоследствии это привело к сегодняшнему глобальному 3,14здецу, но это началось лет через десять, а тогда жизнь продолжалась, мы жили и радовались жизни. Напомню, сходной с моей и моих знакомых точки зрения придерживались известные люди из мира культуры и науки. Письмо сорока двух.
Говорил это в 1993 году, повторю и сейчас. Если бы мне предложили сесть в танк и выстрелить по Белому дому, сел бы и выстрелил. И с письмом сорока двух полностью согласен, для меня это авторитетные и уважаемые люди. Были до письма, остались после. Мои взгляды с той поры не изменились. Только книжек разных ещё прочитал, утвердивших меня в этих взглядах. Хайека, например, "Дорога к рабству", Айн Рэнд "Атлант расправил плечи" и др.
А что, можно было как-то иначе? Чтобы и в Белый дом не стрелять, и Сцилла не сожрала?..
* * *
Обо всём этом писал не раз. О своей жизни в девяностые в статьях "Из совка в свободные девяностые и обратно", "Прекрасная эпоха, интересный телевизор", о переломных моментах истории в статьях "Развилки истории", об экономических реформах, обзор источников и собственная точка зрения в статье "Экономика из жопы и обратно". И многих других статьях. Отчасти тут повторяюсь.
* * *
Есть ещё такая точка зрения, озвучиваемая, например, моим фэйсбучным другом Игорем А. Надо было сразу в августе 1991 года на волне эйфории назначать новые выборы и президента и парламента (верховного совета, думы, хош горшком назови). Избрался бы и Ельцин, и парламент был бы более ориентированным на цивилизацию и прогресс, а не скрепы.
Ельцин, скорее всего да. Тем более в блоке с Руцким, засветившимся с автоматом на трапе самолёта в качестве освободителя Горбачёва. В мегаполисах, где уже был налажен общественный контроль за избирательными участками, демократы, будем так называть сторонников западного выбора, тоже, несомненно бы победили. Насчёт глубинки сомнения. Кто бы стал проводить выборы? Секретари райкомов, председатели исполкомов. Эти бы насчитали. Ниже приведена точка зрения политолога Дмитрия Орешкина на выборы 1996 года. Что в первом туре в глубинке были явные подтасовки в пользу Зюганова.
Как эти выборы организовать в условиях двоевластия, СССР ещё никуда не делся? Ну, и кроме того... Говорят, первый эпизод "работы с документами" у Ельцина случился в сентябре 1991 года, вскоре после путча. Когда ему стала известна глубина экономической жопы. И тут ему стало не до выборов, надо было страну от голодной смерти спасать. Подробнее в статье "Экономика из жопы и обратно". Лишь повторю в стопиццотый раз, отчётливо помню декабрь девяносто первого, еды в магазинах не было вообще, угроза голода была. Реально была, я тут "на земле", как говорят менты, её видел. Из кабинетов Явлинского, Илларионова, Лужкова, Попова, возможно, она была незаметна.
* * *
Сцилла и Харибда |
Прекрасно понимаю, далеко не всем, как мне и моему кругу общения, нравились происходившие реформы. Мы с упомянутым коллегой легко ушли из ядерных конструкторов, где были вполне успешны, имели десятки авторских на изобретения, ездили в загранкомандировки, что было самым вкусным в жизни советского инженера, и занялись малым бизнесом, то есть, общественно- полезным трудом. Но многие в силу генетически впитанных установок "татаро-монгольского ига" не могли решиться на такой шаг.
В статье "Экономика из жопы и обратно" я оспаривал точку зрения А.Н. Илларионова на реформы Гайдара, указывая, что ни у Бальцеровича в Польше, Клауса в Чехии, Лаара в Эстонии не было наших проблем. У них экономика, пусть не как на Западе, но умела делать хоть какой-то полезный продукт. Ездил к ним в командировки, видел. Ценились в СССР чешские обувь и хрусталь, польские джинсы и мебель. А шоп- туры из Ленинграда в Эстонию были массовыми.
Советская не умела ни ##я кроме танков, ракет и ядерных боеголовок. Девяносто или больше процентов населения "страны советов", барабаня упоминаемые М.И. Веллером сто семьдесят часов в месяц, не создавали при том никакой полезной стоимости. Сизифа помните? Вот это была сизифова экономика. Экономика СССР- сизифова экономика.
При нефти 30- 40 долларов (до середины восьмидесятых) и до уничтожения Горбачёвым водочного бюджета труд десятков миллионов советских сизифов оплачивался продажей нефти за бугор, а водки самим сизифам. В девяностые этого уже не было. То есть, платить слегка трезвым токарям трапезниковым с разных вагонзаборзаводов было нечем.
"Я понимаю, чтоб мы не хулиганили на улице, нас надо где-то держать, и вот это назвали КБ, и мы притворяемся конструкторами, бухгалтерами, а один притворяется заведующим, и даже, если появилась работа, мы загораемся, наваливаемся, придумываем, и это никому не нужно" "Мы так привыкли делать то, что никому не нужно, что когда это кому-то понадобилось, оно все равно не работало" (М.М. Жванецкий)
90-е годы были временем свободы. Жаль, что всё хорошее, что было тогда, кончилось, а всё плохое осталось.
ОтветитьУдалить