пятница, 2 сентября 2022 г.

Краткий курс истории земель восточнее станции Чоп. Часть 5

     ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5, ЧАСТЬ 6, ЧАСТЬ 7, ЧАСТЬ 8, ЧАСТЬ 9, ЧАСТЬ 10

   Всё! В Сарае объявился законный чингизид, У Мамая остались только Северное Причерноморье и Крым. Волжские татары Мамаю не служат, его войско наёмное из половцев и жителей Северного Кавказа аланов, ясов, касогов. Финансируют генуэзцы из Кафы. Главное противостояние в Орде между законным чингизидом и мятежным Мамаем. Москва вообще не при делах. Если хочет избавиться от татарского ига, самое разумное- дать схлестнуться им между собой. Как позже говорил председатель Мао, уподобиться сидящей на горе обезьяне, наблюдающей за дракой тигров в долине.
   Гумилёв пишет, с самого начала "замятни" у Москвы имелось много возможностей избавиться от ордынской зависимости, сделано это не было. Дмитрий был ещё малолетка, рулил митрополит Алексий, которого Мамай в 1359 году выкупил из литовского плена. Видимо, это одна из главных причин, по которой ярлык Дмитрий получал у Мамая и дань платил ему. До 1374 года. А потом, видя, что взять власть в Сарае у Мамая не выходит, от уплаты отказался. И все военные стычки с середины семидесятых именно с Мамаем, а не теми, кто на Волге.
   Движение в сторону Москвы начал Мамай. Зачем? Версий много, рассмотрим две. Первая коммерческая. Беклярбека финансировали генуэзцы, дабы он обеспечил им концессии в Московии, особенно на Северо-Вотоке, где и пушнина, и, пользующиеся спросом в Европе ловчие птицы. Митрополит Алексий был категорически против присутствия на Руси латинян, получить желаемое можно было только силой.  
   Конкурирующей коммерческой организацией были купцы из крымского Сурожа, ныне Судак, греческого происхождения и православной религии. В 1365 году генуэзцы захватили Сурож, многие свалили в Москву. Источники сообщают, что сурожские купцы были с Дмитрием чуть ли не на Куликовом поле. Видимо, и финансировали его.
   Другая версия попроще. Мамай не мог допустить соединения Тохтамыша с Дмитрием, а что второй, узнав о появлении законного чингизида, стал его сторонником, было известно всем. Поэтому Мамай решил сперва разбить московские войска, тем более по одной из версий, договорился с Ягайло и Олегом Рязанским о поддержке.
   Общепринятая же точка зрения, что Дмитрий боролся с Ордой за независимость, абсурдна. Московские князья, начиная с внуков Невского Юрия и Ивана, были верными слугами ордынских ханов, которых, заметьте не я, назвал царями. О том цитата Г.П. Федотова "В самой московской земле вводятся татарские порядки в управлении, суде, сборе дани..." см. выше. О том граф А.К. Толстой в письме Б.М. Маркевичу от 26.04.1869: "И когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов и до проклятой Москвы, ещё более позорной, чем самые монголы, мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам Богом!"
   С Ордой воевал Мамай. А Дмитрий, во-первых, не совершал никаких попыток избавиться от ордынской власти, когда она была ослаблена с 1359 года, о том и у Гумилёва, во-вторых, при появлении чингизида Тохтамыша мгновенно занял его сторону.
   Дальнейшее известно. Дмитрий решил выдвинуться навстречу Мамаю, дабы, как пишут во многих источниках, не дать ему соединиться с союзниками. Ягайло с запада, Олег Рязанский, напомню, женатый на его сестре, с востока с войсками тоже двинулись туда, где сейчас Тульская область и верховья Дона.
   Это одна из версий. Другая же гласит, что в то же самое время матушка Ягайло Ольгердовича Иулиания Александровна, несмотря на прямую вину московских князей в смертях её близких родственников, вынашивает идею женитьбы восемнадцатилетнего в год Куликовской битвы сына с достаточно малолетней ещё (точных дат нет) дочерью Дмитрия Ивановича Софьей. Хочется ей мира между православными княжествами, тем более, что с 1375 году между Москвой и Тверью военных действий нет. Как-то одно с другим плохо согласуется.
   М.И. Веллер в книге "Наш князь и хан" предлагает достаточно логичную версию, что ни Ягайло, ни Олег в драку между Ордой, которую представлял Дмитрий, и мятежным беклярбеком Мамаем вписываться не желали. В верховьях Дона как раз оказалось пограничье Рязанского, Литовского и Московского княжеств со степью. Когда около твоих границ концентрируются чужие войска, надо быть наготове. Вот Литва с Рязанью и выдвинулись к своим границам. На всякий случай.
   Вопрос. Зачем Мамаю было атаковать поизции Дмитрия первым, если он ждал подкрепление? 
   Дальнейшее известно. Московское княжество при участии ряда других русских княжеств, пришли с войсками даже два старших единокровных брата Ягайло Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский, одержало победу над сборным наёмным войском Мамая. Дмитрий тут же шлёт рапорт о победе своему царю Тохтамышу.
   Победа над Мамаем дала основание Л.Н. Гумилёву сделать заявление о рождении на Куликовом поле новой этнической общности: "Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. И потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность — Московская Русь — стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения"
   Ну, вот хочется ему и многим другим так считать. Хотя, повторю, в стопиццотый раз, победили не Орду, а злейшего врага Орды Мамая, у которого и татар-то в войске почти не было. У Дмитрия, предположу, их больше. Хотя ордынских татар били и прежде. В уже упоминавшейся Бортеневской битве, например. Только там Тверь била одновременно и Москву, и татар. 
   Грабили столицу Орды новгородские ушкуйники. Бил татар в 1254 году первый "жыдобендеровец" и Король Руси Даниил Галицкий. Били их, представьте себе, сыновья Александра Невского Дмитрий и Даниил (отец Юрия и Калиты). Били рязанцы и суздальцы. Бил при Синих Водах Ольгерд с племянниками, которых звали, Александр, Константин, Юрий и Фёдор. Но в историю для "глубинного народа" вписали Куликовскую битву, где воевали вовсе не с Ордой, а на стороне Орды.
   Побеждённый Мамай бежит в Крым, собирает новое войско и движется теперь уже навстречу Тохтамышу, который шёл на соединение с Москвой, но тоже не успел. На момент Куликовской битвы был километрах в пятистах. Войска встречаются в районе уже упоминавшейся в связи с 1223 годом реки Калки. Только у Мамая уже нет при себе де юре чингизида, который мог бы претендовать на престол Орды. Бывший при нём Мухаммед Булак погиб в Куликовской битве.
   Поэтому войско Мамая просто отказывается воевать против законного чингизида Тохтамыша, но даёт возможность Мамаю бежать в Крым, где его то ли генуэзцы, то ли агенты Тохтамыша убирают. И в Сарае лет на пятнадцать появляется совершенно законный хан.
                                              *   *   *
   Кстати. Как шведские хроники ничего не знают про Невскую битву, так литовские про Куликовскую. Пишут, что зима в 1380 году была холодной, скота и зверей лесных много погибло. А что их князь с кем-то воевать собирался, не пишут.
   Ягайло, думается, вообще не до татар и Москвы. Против него катят дядя Кейстут и кузен Витовт, он заключает союз с тевтонами против них, дядя в 1381 году его свергает, в 1382 году при поддержке братьев Скиргайло и Дмитрия-Корибута снова верх берёт Ягайло, заключает Кейстута в кревский замок (Крево на территории совпеменного Сморгонского района Гродненской области в Беларуси), где 14 августа 1382 года того убивают. Витовту удаётся бежать, после чего уже он налаживает связи с тевтонами против Ягайло. Так всё запутано.
   Почти в то же самое время, 26 августа 1382 года Тохтамыш сжигает Москву, где князем его верный союзник Дмитрий Донской. На вопрос зачем, сторонники версии антиордынства князя сообщают, что не поехал за ярлыком в Орду, да кроме того нижегородский князь накляузничал.
   Обращают внимание такие моменты. Войско Тохтамыша идёт к Москве из района Булгара (Казани), где он занимался какими-то делами и вдруг резко сорвался. Идёт ускоренным маршем без осадных орудий, хотя Москва хорошо укреплена. Дмитрий, узнав о приближении Тохтамыша, покидает город и отправляется в Кострому, якобы собирать войско, но никого так и не собирает.
   Жители города через какое-то время выпускают (а до того, выходит, удерживали) княгиню и митрополита Киприана, она отправляется к мужу, он почему-то в Тверь. При этом, их, говорят, ещё и ограбили, и оскорбили. Москвичи якобы перепиваются, оборону возглавляет приехавший внук Ольгерда князь Остей, по одной из версий сын Дмитрия Брянского, что неточно.
   Прибывшие с Тохтамышем нижегородцы уговаривают "пьяных" москвичей открыть ворота, Москву сжигают. И? И! Тохтамыш даёт ярлык на владимирское княжение Дмитрию, мало того, закрепляет его за московскими князьями постоянно. Правда, дарует Твери независимость от Москвы и Владимира. Дмитрий выплачивает дань за два года.
   Логика есть? Логики нет. Зачем отдавать престол Дмитрию, если хотел его покарать? Гораздо убедительней высказываемая М.И. Веллером и другими версия, что в Москве вспыхнуло восстание против Дмитрия, он бежал и обратился к Тохтамышу за помощью. Тот, верный союзническому долгу, как и Дмитрий в случае с Мамаем, на помощь пришёл.
   В Литве же Ягайло, казнив дядю, укрепляет свои позиции на престоле. Теперь уже Витовт скрывается от двоюродного брата у тевтонов. В 1384 году вроде как помирятся, в 1389 году снова разосрутся, потом снова помирятся.
   И снова всплывает ранее нереализованная идея Иулиании женить Ягайло на дочери Дмитрия Донского Софии. В 1384 году при содействии братьев Скиргайло и Корибута заключается предварительный договор об этом браке. По договору Ягайло должен стать вассалом Дмитрия и ввести в Литве православие в качестве государственной религии.
   Но одновремено, возможно в связи с замирением с Витовтом, всплывает ранее заключённый Ягайло Дубисский договор с тевтонами о введении в княжестве католицизма. Тут подвернулись поляки со своим династическим кризисом. У них там в 1382 году помер король (одновременно Польши и Венгрии, у венгров он Лайош) Людвик Великий из Анжуйской (то есть, из Франции) династии, у которого было три дочери.
   После некоторой заварухи венгерский престол достался Марии, польский Ядвиге, которую короновали именно королём, ибо так называлась должность. С детства она была обручена с австрийским эрцгерцогом Вильгельмом. В 1385 году ему было четырнадцать, ей двенадцать, они были знакомы, между ними возникли какие-то чувства, но к этому моменту правившие в Польше магнаты (тот случай, когда термин олигарх уместен- сочетание денег и власти) решили выдать её за Ягайло.
Ян Матейко. "Ядвига с топором"
   В Краков, пишут, приезжала делегация из ВКЛР во главе с братом Ягайло- Скиргайло. Девочка поначалу была сильно огорчена таким разворотом, по легенде хотела бежать из замка, пыталась рубить топором ворота. Сюжет отражён на картине художника Яна Матейко. Только изображённая девушка, имхо, выглядит постарше двенадцати лет.
   Потом уговорили. Была она набожна, втёрли, что, благодаря этому браку удастся крестить язычников в истинную веру- католическую. Ягайло имел ввиду ту же цель- введение католицизма в своём княжестве. Будучи крещён матушкой, как православный, сам он колебался между двумя ветвями христианства. Присоединённые русские княжества были православными, а вот ядро ВКЛР, занимавшее территории современных Беларуси и Литвы, оставалось языческим. Последнее обстоятельство и вызывало претензии тевтонов, они хотели крестить язычников.
   В результате 14 августа 1385 года в том же самом замке Крево, где ранее убили Кейстута, была заключена Кревская уния между Польшей и ВКЛР. Внук тверского князя Ягайло женился на Ядвиге и становился королём Польши. При том, что оным уже была Ядвига. Так что польский король оказывался двуликим Янусом (а вовсе не анусом, как полагал старлей Дукалис из произведений Андрея Кивинова). Бывает. Обладающее магическими свойствами мифическое существо так и вовсе состоит из двух близких родственников мужского пола и непонятной субстанции.
   Согласно унии Ягайло обязался присоединить к Польше земли ВКЛР, но законодательство, судебная система, казна с денежной эмиссией у каждого государства сохранялись свои. Также, как граница между государствами с таможенными сборами. И Ягайло обязался ввести на землях ВКЛР католицизм в качестве государственной религии.
   Таким образом Западная Русь, которой, собственно, и было ВКЛР, сделала шаг к тому, чтобы стать частью будущего Мира Добра, Ровных Дорог и Чистых Туалетов. Того мира, в который стремились и прежние князья варяжской династии. Ярослав Владимирович с Ингигердой Олафовной, в частности.
   К моменту Кревской унии в этом будущем Мире Добра уже появилось декольте при дворе Изабеллы Баварской, Бокаччо написал "Декамерон". Без которых не смогли бы появиться позже ни автомобили с самолётами, ни компьютеры со смартфонами. 
   Об этом я писал в статьях "История рыночной цивилизации для простых людей", "Цивилизация и жизнь", "Цивилизация и проблемы". Об этом профессор Ричард Флорида в книге "Креативный класс". Без свободы нет прогресса, а свобода всегда сочетается с известной долей бля#ства. Криэйторы во все века массово съя#ывали и продолжают съя#ывать от духовных скреп в сторону свободы.
                                          *   *   *
   Так, а что же восточнее Смоленска, в московском улусе Золотой или какой там по цвету, историки сами не знают, Орды? Там, куда декольте с "Декамероном" проникли веками позже при царе- реформаторе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий