среда, 8 марта 2023 г.

Грабители и торгаши. Антигероическое. Часть 5

   ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5

Зомбартовский героизм и гумилёвская пассионарность- черты, идущие от естественного (по Зомбарту), звериного начала в человеке. Чем дальше сапиенс отходит от дерева, с которого слез, тем меньше в нём этого естественного и героического. Если овец у соседнего племени не отнимать, а менять на сделанные топоры, в выигрыше и те, и другие. Игра с положительной суммой.

СССР десятилетиями срался с Цивилизацией Добра, Ровных Дорог и Чистых Туалетов, всё дальше и дальше отставая от неё в своём цивилизационном развитии. Отъе@итесь с сохой и атомной бомбой, Черчилль никогда такого не говорил, подробности по ссылке. И ядерная, и ракетная программа СССР основывались на западных разработках, плюс безумные расходы за счёт массовой нищеты населения.

Первую советскую туалетную бумагу на купленном в Великобритании оборудовании Сясьский ЦБК стал выпускать в ноябре 1969 года. В начале восьмидесятых персональные компьютеры стояли во всех полицейских участках США, значительном числе жилищ, американские подростки были с ними на ты. Реальная компьютеризация России началась уже при Гайдаре.

В декабре 1989 года Буш- старший и Горбачёв объявили, что США и СССР больше не противники. Не будем про Фукуяму с его концом истории, не смог он предвидеть, что вернувшийся тогда из Дрездена подполковник КГБ в результате абсурднейшего стечения обстоятельств окажется не только антифукуямовским продолжателем истории, но и угрозой её физического конца вместе с цивилизацией.

Благодаря установившимся мирным отношениям СССР, а затем России с Западом, в начале девяностых в нашу страну массово хлынули западные ништяки, несоизмеримо превосходившие по качеству (и количеству) ништяки советские. Сравните "Рубин" и "Рекорд" с "Сони" и "Панасоником", а "Москвич" с "Мерседесом". Также самолёты, также станки и прочее...

Мне в силу разных факторов ещё до Горбачёва, в условиях "железного занавеса" было понятно, что западный мир- мир не героев, а мирных (см. стартовую цитату Шумпетера) торгашей. Война- игра с отрицательной суммой, а бизнес- с положительной. Запад полюбил Горбачёва, когда европейцы поняли, что на них не ломанутся армады советских танков создавать у них гаагские, лионские и прочие обкомы КПСС.

В результате установившихся мирных, взаимовыгодных отношений с Цивилизацией, выиграли и мы. Выиграли, кто бы чего не 3,14здел про ужасные девяностые. Нефть была заплинтусно дешёвой (9 долларов в 1998 году), отсюда низкий курс рубля к доллару и относительная дороговизна для нас западных товаров.

Дефицит еды и прочих полезных ништяков, существовавший на одной шестой части суши в период 1917- 1991 г.г., в девяносто втором исчез за несколько недель. Просто потому, что рубли стали деньгами, а не фантиками. В девяносто втором страна чуть не мгновенно оделась в импорт, который притащили из Китая и Турции на своём горбу торгаши- челноки.

А уж когда в начале нулевых цены на нефть мощно попёрли вверх (9 долларов в 1998, 144 в 2008), окрепла экономика, намного в сравнении с совком вырос уровень жизни. Сразу замечу. Заслуги нового первого лица в том нет. Реформы девяностых, плюс нефть, плюс грамотные действия правительства Касьянова, отстранённого в начале 2004 года. Сперва влияние президента на экономику было нулевым, потом сменилось на минус. Года до четырнадцатого плюс с минусом компенсировали друг друга, потом минус победил. Сегодня жопа выглядывает из-за горизонта.

Это я к тому, что добрососедские отношения, бизнес- игра с положительной суммой. Срались советские вожди с Цивилизацией, вот и жили мы @уёво, еда, одежда, бытовая техника, книги, всё стало дефицитом. Перестал Горбачёв, за ним Ельцин сраться, прекратили угрожать планете ядерным оружием, стала и у нас жизнь налаживаться.

В девяносто втором забыли слово дефицит. Всего: еды, одежды... В девяносто первом видеомагнитофон был предметом роскоши, за него убивали. В девяносто шестом, оцениваю по пригороду Санкт-Петербурга, видеомагнитофоны были в половине, минимум, квартир. В 1985 году при нефти 40 долларов в СССР было 45 автомобилей на 1000 жителей. В России в 1998- 114 при нефти 9 долларов. Сейчас 320, напомню, на протяжении многих лет нефть была выше 100 долларов, в 2008- 144.

Главной причиной этого роста стала смена курса с агрессивно-героического на торгово-пацифистский. Плюс, разумеется, рыночные реформы в экономике. Это и есть причины длящейся уже почти тридцать лет сытости и комфорта. Но. Маленькими шажками, постепенно, таки задел реформы создали огромный, сытость и комфорт уходят. И причины этого ухода- возврат к агрессивному героизму взамен пацифизма.

Началось до Мюнхенской речи 2007 года, но в ней ярко проявилось. И тут же комментарий к ней министра иностранных дел Чехии, что эта речь- яркое свидетельство необходимости расширения НАТО. В 2021 году в Финляндии и Швеции никто не заикался про НАТО...

Резюме. Рост жизненного уровня населения России в конце девяностых- начале нулевых был вызван переходом Горбачёва- Шеварднадзе, затем Ельцина- Козырева к дружественным отношениям с Цивилизацией. С попытками заимствования принятых у цивилизованных народов экономических форм. Курс Путина- Лаврова на конфронтацию с Цивилизацией и постепенный отказ от рыночных методов ведёт к снижению качества жизни в России.

То же, что написал по поводу отношений России и Цивилизации, можно сказать в отношении Израиля и арабов. Разумеется, Израиль тоже часть Цивилизации, цифры выше приведены. Если арабы, как выразилась Голда Меир, будут любить своих детей больше, чем ненавидеть евреев, прекратят агрессию, уровень жизни этих арабских детей значительно вырастет. Израиль- страна с высоким экономическим и технологическим уровнем. При мирных дружественных отношениях на арабские земли пришли бы инвестиции и технологии, без чего рост невозможен.

* * *

Выше написал, чем раньше человек, имеется в виду сообщество людей, народ, слез с дерева, тем меньше в нём героического и пассионарного, унаследованного от предков, висевших на дереве, зацепившись хвостом за ветку. Вроде бы европейская цивилизация, как рассказывают нам "доценты с кандидатами" (С) возникла позже, чем в Междуречье, Египте, Китае, Индии. Хотя у меня, наряду с ироничным отношением к фоменко- носовщине, присутствует и скептицизм по отношению к куда-то потом испарившимся достижениям древних цивилизаций. "Вся история- вымысел..." (Вольтер)

Европейская цивилизация, стартовав позже, в силу ряда географических, климатических и иных факторов, в отличие от всех прочих, сформировалась, как менее "вертикальная". Разумеется "вертикаль власти" (так в путинской России называют унаследованные из "кровавого болота монгольского рабства" (С) принципы Ясы Чингисхана) была везде. Но европейская вертикаль гораздо менее вертикальная, чем в Азии.

Кстати, в Африке есть успешно развивающаяся страна Ботсвана, подбирающаяся по ВВП на душу населения к России и обогнавшая её по доле населения, обеспеченного канализацией. Так вот, у племён, населявших страну ещё до прихода колонизаторов, имелись собственные зачатки парламентаризма, то есть не вертикальности, а горизонтальности власти. После ухода британцев в Ботсване успешно прижился и западный парламентаризм, и рыночная экономика. Что лишний раз подтверждает незыблемость принципов, ведущих к процветанию.

    "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему" (Л.Н.Толстой, "Анна Каренина")

   «Все хорошо приспособленные системы похожи, все неприспособленные системы не справляются с адаптацией каждая по-своему» (А.Н. Горбань, доктор физико-математических наук, живёт в Великобритании)

   В Европе всегда была феодальная раздробленность, что подавалось в СССР и подаётся в России со знаком минус, однако, именно эта раздробленность привела к приоритету договора перед приказом ("Nullum officio sine beneficio- Никакой услуги без благодарности"). 

   Герцоги и бароны имели вассальные договоры ("По квитанции корова рыжая одна"(С)) с королём, друг с другом , исключительно в их рамках несли службу. Горожане (буржуа, бюргеры, мастера) имели свои договоры с герцогами, платили им за охрану примерно, как предприниматели девяностых бандитам. Если герцоги борзели, бюргеры могли им и навалять, как, например, в Битве золотых шпор в 1302 году при Куртре.

   Эти буржуа, бюргеры, мастера (master- хозяин, англ.), мещане (польское място- город), граждане образовывали третье сословие- класс буржуазии. Класс самостоятельных людей, умеющих заработать себе на жизнь без всяких герцогов, баронов, королей, государства вообще. Последние были им нужны для защиты от "лихих людей", зомбартовских героев, гумилёвских пассионариев со стороны.

   К этому сословию как раз хорошо применим термин небыдло, в отличие от... Бюргеры платили герцогу за охрану, в дела города он не вмешивался, для внутреннего управления создавались выборные органы власти. Это и есть демократия, которая может быть только буржуазной. Небуржуазная демократия это охлократия, какистократия и т.п. Буржуа, бюргеры, третье сословие и есть те, кого Зомбарт назвал торгашами, противопоставляя им служащих государству героев.

   Вот эти думающие собственной головой, живущие собственным трудом (да, при расширении производства привлекались наёмные работники, не способные или не желающие организовать свой бизнес) и создавали современную Цивилизацию, в основе которой договорные отношения между субъектами (наёмный работник- тоже субъект договора), демократия, рыночная экономика, производящая, что нужно потребителю, будет им куплено за деньги, а не что постановили партия и правительство. Напомню приведённую выше цитату Зомбарта: Развитие техники следует впрячь в колесницу государственных требований, а индивидуальные потребности подчинить последним".

   Именно эта цивилизация буржуа, бюргеров, мещан, торгашей и во все века примыкавших к ним креаклов (на российском новоязе) исключительно в стремлении к личному обогащению, создала все полезные ништяки, которыми пользуется человечество. От зубной щётки, губной помады, туалетной бумаги, осуждавшихся Зомбартом бритвенных приборов до автомобилей, самолётов, компьютеров, айфонов. Герои и рядом не стояли. Кроме, разумеется, создания оружия. Тут они стремились превзойти торгашей, чтобы иметь возможность отбирать ценные ништяки силой.

   Но даже в военной области герои всегда на полшага сзади. Ибо креативные люди (не будем употреблять термин криэйтор, "творцы нам тут на ##й не нужны...Криэйтором, Вава, криэйтором..."(С)), креаклы всегда стремятся к свободе. Читайте Ричарда Флориду "Креативный класс". Где больше свободы (а вместе с ней и бля#ства, разумеется) туда и едут самые умные, образованные и творчески одарённые. Из Юго-Восточной Азии, Индии, России...

   По поводу возгласов: "Королёв! Курчатов!..." Собранные в тёплой и сытой шарашке (как альтернатива Колыме) образованные квалифицированные инженеры вполне могут на основании добытых разведкой сведений сбацать не точно такую же, но очень похожую бомбу. Если уж северные корейцы смогли... Могут из разобранных по винтикам B29 или V2 сделать с учётом собственных технологических возможностей соответственно Ту-4 и Р1. Но это всегда пусть на полшага, но сзади.

                                          *   *   *

   Уфф... Повторюсь... Чем дальше сапиенс отошёл от дерева, с которого когда-то слез, тем в нём менее героических черт, а больше торгашеских. Героизм, в полном соответствии с Зомбартом, есть "естественное, инстинктивное", то есть биологическое, звериное начало (напоминаю, про вынужденный героизм матери, спасающей ребёнка или джедаев Фимы с Хаимом выше писал). Зомбартовский герой или гумилёвский пассионарий, чтобы получить какие-то полезные ништяки, садится на коня и скачет или в драккар и плывёт, чтобы отнять оные у тех, у кого они есть. У торгашей.

   А торгашеские качества человека основаны не на инстинкте, а на разуме. Вот разводит Одиссей на Итаке коз, делает сыр. На соседнем острове из винограда получают вино, ещё на одном из оливок масло. Если будут друг к другу плавать с оружием и отнимать, в результате у всех будет меньше. Игра с отрицательной суммой. А будут меняться посредством всеобщего эквивалента, у всех будет больше. Игра с положительной суммой. Про положительную сумму многим недоступно. Даже докторам экономических наук, например, В.Ю. Катасонову, ну, это ПГМ...

   Понимаю, военная наука в наши дни (да и во времена античности, remember Фермопилы) тоже требует мозгов и креатива. Креативненько Манштейн обошёл в мае сорокового французов через Арденны и зашёл им в тыл. Не менее креативно он же, будучи в численном меньшинстве, громил РККА в Крыму в 1941- 42 г.г.

   Однако, в бизнесе куда больше места для креатива. Особенно на насыщенном рынке. А в связи с тем, что цивилизованный мир вступил в постиндустриальную экономику, нередко трудно найти различия между креаклом... 

   Ну, стали в новоязе этот термин использовать, пусть будет креакл. Творческая личность в переводе. Я даже на либераста не обижаюсь, ибо мне известно значение слова Liberty (англ.), Libertad (исп.). На "аст" же оканчивается не только педераст, но и фантаст, энтузиаст, балласт, схоласт, возраст, миобласт, не говоря уже о химии полимеров и словах, заканчивающихся на пласт...

   ...да, так трудно найти различия между креаклом и торгашом, тут также не отхожу от терминологии Зомбарта. Айтишник, создающий новый продукт, относится к креативному классу, читайте Ричарда Флориду и других авторов, пишущих о креативной экономике. Нынешние долларовые миллиардеры Гейтс, покойный Джобс, Брин с Пейджем, Кум с Эктоном, Цукерберг, Маск- изначально айтишники, а Джобс уж и вовсе хиппи. 

   И совсем не герои. Те полезные ништяки, которые они придумали, и которыми сегодня пользуется всё человечество, они придумали, имея ввиду исключительно личное обогащение. То есть, проявив, наряду с креативными, торгашеские качества. Благодаря этим торгашам- креаклам, мы обладаем разнообразнейшими гаджетами, благодаря которым имеем доступ к практически любой информации, можем свободно общаться с людьми на другом континенте.

                                      *   *   *

   Представляете, сколь прекрасной могла бы быть жизни на планете Земля, если бы все люди были не героями, а торгашами. То есть руководствовались не милыми Вернеру Зомбарту инстинктами, а разумом по Эразму Роттердамскому

   Сразу уточню для сторонников левой идеи: наёмный работник тоже торгаш. Если, конечно, он руководствуется головным мозгом, а не спинным и инстинктами. Мне довелось в своей без малого семидесятилетней жизни бывать маленько и предпринимателем, но бОльшую часть времени наёмным работником. Причём, последним у государства до 1990 года, а после у частника. Последнее лично для меня психологически наиболее комфортный вариант.

   Но. Вряд ли возможно, что хотя бы половина человечества будет руководствоваться разумом. Слишком люди размазаны по шкале, где в нулевой точке дерево, на котором предки висели, зацепившись хвостом, на другом креативный торгаш, разрабатывающий новые технологии. Конечно, торгаш, иначе зачем ему их разрабатывать? Если не получаешь взамен какие-то ништяки, возникает мысль, а не лучше ли повисеть на дереве.

   Однако, хочется помечтать. О будущем человечества, где не будет аттил, чингисханов, кортесов, писарро, пригожиных, усвяцовых, гиви, моторол и других известных персонажей истории 20 и 21 веков. Где подавляющее большинство людей будет близко по взглядам к Мо Цзы, Эразму Роттердамскому, Л.Н. Толстому, Альберту Швейцеру, Махатме Ганди, Д.Н. Лихачёву, А.Д. Сахарову, матери Терезе и другим, интеллектуально развитым и порядочным людям. При всех различиях между перечисленными. Мо Цзы и Толстой, например, склонялись к аскетизму, а Эразм Роттердамский к эпикурейству. Но объединяет их миролюбие и неприятие насилия.

   Повторю. Малореально это. Потому как не хочет подавляющее большинство людей сильно удаляться от дерева, с которого слезло. Рядом с деревом естественней и органичней по Зомбарту.  И проще. "Жить без мозгов не только легче, но и коллективнее" (М.М.Жванецкий)

   Дальше всех от дерева ушли народы европейской цивилизации, столь неприятного Зомбарту, Гумилёву и другим людям, часто употребляющим слово духовность ("Лучше пять раз услышать слово жопа, чем один раз слово духовность" Л.Б. Либединская, тёща И.М. Губермана) мира торгашей и креаклов, "где всё продаётся и покупается". Европейская цивилизация не только Европа, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Также Япония, Южная Корея, Израиль... Следуют за ней некоторые страны других континентов.

                                            *   *   *

   Существует критикуемая многими теория демократического мира, корни которой в написанном в 1795 году трактате Иммануила Канта "К вечному миру". Согласно этой теории либеральные демократические режимы не воюют между собой. Из недавних западных политиков в её поддержку высказывались Билл Клинтон, Джордж Буш- младший, Тони Блэр...

   Теория подтверждается практикой. Мир не знает примеров войн между собой стран с либеральной демократией. На начало двадцатого века подобных было три: США, Великобритания (включая доминионы), Франция. Возможно, плюс Швеция, Дания, Голландия, Бельгия. Испокон веков там территориальных споров было немерено. Но. Давно уже никаких конфликтов, споры решаются путём переговоров.

   Демократия в Веймарской республике между мировыми войнами не получилась по причине, гораздо позже сформулированной Б.Е. Немцовым в отношении России: "Демократия у нас уже есть. Осталось найти демократов". И правые, и левые (не столь уж много различий между ними, см. теорию подковы, читайте Хайека "Дорога к рабству", где одна из глав называется "Социалистические корни нацизма") были сторонниками авторитарной формы правления. Пост-Ельцинская Россия фактически повторила судьбу Веймарской республики.

   В итоге Вторая мировая и насильственная демократизация (наряду с денацификацией и демилитаризацией) побеждённых Германии, Италии, Японии. Злые языки поговаривают, что либерально-демократическую Конституцию Японии написали юристы штаба Шестого флота. И кому от этого плохо? Страна совершила колоссальный рывок в экономическом и технологическом развитии, стала мировым лидером в продолжительности жизни населения, что, правда, аукается старением нации.

   В Германии тоже насильственным путём вытравили зомбартовский героизм, тевтонский дух (оставшийся в немецком футболе, см. выше), прусский милитаризм. Ранее спорные территории Эльзас и Лотарингия снова отошли Франции, никаких разногласий по этому поводу между странами теперь нет.

   Примечательна судьба Саара, также не раз переходившего туда- сюда между Францией и Германией. Как Эльзас и Лотарингия, богатого углем и железной рудой. После Второй мировой США и Великобритания хотели включить землю в состав Франции. Французы же не хотели принимать к себе территорию с небольшим преобладанием немецкого населения над французским, предлагали создать самостоятельное государство.

   Проходили переговоры, дебаты, в Сааре проведён референдум по всем правилам с участием международных наблюдателей. Жители проголосовали за присоединение к ФРГ, и в 1957 году (зацените, сколько лет шли переговоры и никакого бряцания оружием!) Саар стал десятой федеральной землёй. Тут же был заключён договор, что французский язык преподаётся во всех школах, как первый иностранный. Вот оно проявление теории демократического мира!

   Германию, Японию, Италию американцы демократизировали по сути силой. И мощной пропагандой. Хотя, как говорят, окончательно прусский милитаризм ушёл, в полном соответствии с библейским Моисеем, естественным путём. "Бабушки фюрера" хранили любовь к нему до могилы. С Италией-то проще, никогда они вояками (героями по Зомбарту) не были, хотел Муссолини дух Римской империи возродить, но не вышло.

   Немцы достаточно легко приняли ценности демократической цивилизации по причине принадлежности значительной части населения к протестантской религии. Этика которой по Максу Веберу, антагонисту Зомбарта, порождает капитализм, то есть не геройский, а торгашеский дух. У японцев же есть, выросшая отчасти из конфуцианства, похожая на протестантскую, этика сингаку, согласно которой "нажить палаты каменные" очень даже можно трудом праведным.

   Поэтому, выкинув зомбартовский героизм с тевтонским духом и прусским милитаризмом, но оставив веберовскую этику протестантизма, немцы легко стали демократами и рыночниками (торгашами по Зомбарту). Поскольку дух социализма у немцев тоже был очень силен, Людвиг Эрхард стал строить в ФРГ социально- ориентированную рыночную экономику. Как у скандинавов.

   В Западной Европе по сей день есть спорные территории. Но конфликтов нет, всё решается путём переговоров, что подтверждает теорию демократического мира. Случавшиеся в последние десятилетия конфликты происходили в той части Европы, которая только недавно начала движение от тоталитаризма или авторитаризма к демократии. Там, где полноценной демократии ещё нет.

   Существуют оценочные рейтинги уровня демократии. По этому критерию проводится деление на страны с полноценной демократией, двадцать с небольшим стран; несовершенной демократией, в этом списке находятся США, Израиль и Эстония, например; страны с гибридным режимом, тут, преимущественно, Африка, но также Украина; авторитарные режимы, там также Африка, Азия, включая Китай, Россия.

    Какие либо конфликты между странами с полноценной демократией исключены. В них живут люди, может и не очень давно по историческим меркам слезшие с дерева, но успевшие пройти длинный путь от него. Например, Тайвань и Южная Корея. Эти страны, как и люди в них живущие, умеют договариваться между собой. Этим отличаются зомбартовские торгаш и герой. Приоритетом договора перед приказом

                                            *   *   *

   У мира был шанс в девяностые "закончить историю" по Фукуяме. Сделав мир однополярным. Либерально- демократическим с гегемонией стран, в которых приоритетом являются права человека. Патриоты, зомбартовские герои, гумилёвские пассионарии встрепенутся: но ведь это же фактически Pax Americana. Ну, и?... А что в нём плохого? Этот мир после Второй мировой пришёл в Западную Германию с Японией, в результате чего обе эти страны стали мировыми экономическими и технологическими лидерами. Намного лучше Pax China или Pax Islamica...

   Фукуямовский конец истории был бы возможным, если люди, прошедшие длинный путь от дерева, с которого когда-то слезли их предки, для которых высшей ценностью является личная свобода (для идиотов поясняю: не нарушающая личной свободы другого лица), люди, привыкшие проблемы взаимоотношений с другими людьми решать путём переговоров, а не силой... ...если бы эти люди возобладали на планете Земля, тогда наступил бы конец истории.

   Не вышло. Не умаляю роли Запада в помощи России в девяностые. Гуманитарная помощь, кредиты, было это всё. Я помню, большинство забыло. Видимо, оказалось недостаточным. Страна, долгие годы сидевшая на нефтяном и водочном бюджетах, вдруг оказалась без средств к существованию. Делать-то ничего ценного кроме оружия и петухов из говна не умела.

   Нужен был аналог плана Маршалла. В отношении Германии после Второй учли ошибки, совершённые после Первой. Сделали всё для предотвращения Веймарского синдрома. А вот о том же самом в отношении России девяностых не подумали. Конечно, давать кредиты оккупированной стране проще, чем неоккупированной. В первой не украдут, можно проконтролировать. У меня есть общее понимание, что Запад мог бы сделать для предотвращения упомянутого синдрома и постепенного, ползучего прихода к власти антизападных сил. Но не сделал. Важно учесть, если История даст ещё шанс.

                                           *   *   *

   Резюмируя написанное. Героическое по Зомбарту, оно же инстинктивное, естественное начало в людях, обусловлено чертами унаследованными у биологических предков. Например, ненависть к чужакам. Любой относительно молодой человек мужского пола, оказавшийся в любом небольшом населённом пункте что РСФСР, что РФ (не буду за другие страны и республики) не по месту постоянного проживания получал по морде незамедлительно и беспричинно. Ибо нех.

   Лично не получал, но бывая в молодые годы в командировках в небольших городах, получал от служительниц гостиниц и общаг, где останавливался, рекомендацию не высовывать вечером нос на улицу. Это СССР, семидесятые- восьмидесятые. Это и есть героизм зомбартовского типа, схожий с гумилёвской пассионарностью. Отличный от героизма Фимы и Хаима (см. выше), которые, возможно предпочли бы игру на скрипке или в шахматы, но...

   Герой, желая получить какие-либо ништяки, предпочитает применить силу. Отобрать у слабого. Торгаш же предлагает обмен, в основе которого всегда договор. Чаще всего ништяки меняют на деньги. Всеобщий эквивалент, величайшее изобретение человечества. Не будь денег, меняли бы топоры на овец, а айфоны на нефть.

   Несомненно, в бизнесе, то есть деле в переводе, чем занимаются торгаши в отличие от героических убийц и грабителей, тоже присутствует соревновательность. Опередить конкурента, заработать больше денег. Так и в спорте люди соревнуются, нормальное занятие, даёт выход отчасти дурной энергии. Но ведь не убивают же и не грабят никого торгаши. Всё основано на договоре. Не нравится цена- иди к другому продавцу или старайся больше зарабатывать, дороже продавать свой труд. Не нравится зарплата- ищи другую работу, учись делать за что больше платят.

   Всё без насилия, всё на основе договора. Nullum officio sine beneficio- Никакой услуги без благодарности. Именно это естественно для человека, если он сапиенс. Без всякого героизма.  

                                           *   *   *

   Я не герой, я торгаш. Договор с кем бы то ни было, даже с тем, кто намного слабее меня, приоритетнее приказа или применения силы. С детьми своими, когда маленькими были, всегда стремился решить вопрос путём переговоров. Хотя это нередко превращалось в подкуп. Но торгашеский принцип мне милее героического. Не можешь договориться- отъе@ись.

   Хотелось, чтобы и вокруг меня были похожие на меня люди. Не ставлю себя на одну доску с Мо Цзы, Эразмом Роттердамским, Альбертом Швейцером..., но мне они гораздо ближе аттил, чингисханов, кортесов, пригожиных, усвяцовых, гиви, моторол... и всем известных деятелей двадцатого- двадцать первого веков. Как добиться, не знаю.

   Отъе@итесь со своим: "не служил- не мужик". Никто никому служить не должен. Только добровольная основа, только договор.

   В завершение стихотворение моей подруги из ФБ:

               "Призываю вас, милые мамочки,

Берегите!
Любите мальчиков!
И растите из них пацифистов -
Музыкантов,
поэтов,

артистов!" Ольга Захарова

2 комментария:

  1. Тема раскрыта однобоко. У вас герой описан как банальный грабитель, которого цель - нажива. Истинный герой же - это маньяк. Фанатик. Тот который готов перекроить мир согласно СВОЕМУ(необязательно, можно заимствованному) представлению. Это например те катары, что предпочитали пойти на костер, чем предать свою веру. Или те советские партизаны, что выдерживали пытки, но не ломались. Или те же немцы, что на висилице выкрикивали славу фюреру.
    То есть истинный герой - это тот который способен отдать прежде всего СВОЮ жизнь во имя идеи. Не важно какой. И среди американцев такие были. Это те которые попадали в плен вьентамцам, но выдерживали пытки.
    Вот это то, чего вы - гедонисты, не поймете никогда

    ОтветитьУдалить
  2. И да в догонку. Говоря маньяк, не имел ввиду персонажей вроде Чикатило. Садизм - это извращенная форма гедонизма. И такие, как и все гедонисты крайне ценят СВОЮ жизнь

    ОтветитьУдалить