ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5
Люди с извилинами в древности, как и сегодня, делились на тех, кто свои интеллектуальные способности направлял на цели личного обогащения, что абсолютно нормально, если это не нарушает прав других людей, и тех, кто просто много думал. А, как писал Ницше: "Кто много мыслит, тот непригоден в качестве члена партии". Вторые становились философами или представителями иных, не очень коммерческих творческих профессий. Хотя, несомненно, продать можно и результаты творческого труда, последние годы удельный вес того, что называют креативной экономикой, в мире растёт.
Зарабатывать собственным умом можно тоже двумя путями. Первый- пойти на службу власти, второй- создать собственный бизнес, либо продавать свои мозги другим бизнесам. Зомбарт, разумеется, отдаёт предпочтение первому способу, хотя лично у него отношения с властью не всегда складывались.
И уже довольно давно в головах абсолютно не героических (героизм и мысль плохо совместимы) людей стали рождаться мысли, а зачем людям воевать, если война есть игра с отрицательной суммой (это уже из более поздней терминологии), а производство разнообразных ништяков и торговля ими с положительной. Война есть зло, мир и сопутствующая ему торговля- добро. Мир Добра- это мир, где люди стремятся к получению прибыли, удовлетворяя потребности других людей, а не грабя или убивая их.Философ и пацифист двадцатого века Альберт Швейцер первым в мире пацифистом называет китайского философа Мо Цзы. Идеалист, разумеется, предполагал некий небесный закон любви, опираясь на который можно предотвратить войны. Философию Мо Цзы ценили Л.Н. Толстой и Бертольд Брехт.
Будучи не только пацифистом, но и специалистом по военным укреплениям, Мо Цзы осуждал только агрессивные захватнические войны. В случае оборонительной войны народу приходится браться за оружие, выше об этом написано. Ситуация, когда непассионарные (по Гумилёву) и негероические (по Зомбарту) народы и люди вынуждены так поступать и отстаивать свою независимость. Кстати, Мо Цзы писал также, что, если "государь нарушает законы неба", народ должен ответить на это. То есть, поддерживал право народа на восстание против тирании, сегодня присутствующее в Конституциях ряда стран.
Помимо Мо Цзы на Востоке, в Индии тоже до нашей эры возникло учение джайнизма- непричинения вреда любому живому существу. Не знаю, в какой мере джайнисты тибетские монахи, но они идут по тропинке с метёлочкой, отодвигая в сторону муравьёв и прочих, дабы не наступить. Монахи- не герои и не пассионарии. Это герои считают нормальным убивать людей кувалдой по голове.
В Европе пацифизм появился с первыми христианами. Remember Нагорную проповедь. Первые христиане отказывались брать в руки оружие, служить в римской армии. Тем самым часто обрекали себя на мучительную смерть. Потом христианство стало государственной религией, попы стали служить власти, а оная формируется обычно из героев и пассионариев. Христианская церковь сформулировала доктрину справедливой войны, участвуя в которых, христианин не нарушает никаких заповедей.
Антивоенные идеи стали отстаивать критики официальной церкви: катары, вальденсы и другие. Убеждённым сторонником пацифизма был философ, теолог, писатель, один из представителей Северного Возрождения Эразм Роттердамский (1469- 1536), прозванный "князем гуманистов". Во-первых, он вернулся к самому учению Христа, отрицавшего войну. Во-вторых, обосновывал невыгодность войны (выше написано- война всегда игра с отрицательной суммой). По его мнению, приличным людям не нужна война, а нужна мародёрам и убийцам. Героям и пассионариям по Зомбарту и Гумилёву, то есть.
Цитата от Эразма Роттердамского: "Моя родина там, где моя библиотека". Родившись в Нидерландах, впоследствии путешествовал и жил в разных европейских странах, закончил Туринский университет, преподавал в Кембридже. Вернувшись на континент, побывал в Брюсселе, Лувене, Фрайбурге, последние годы жил в Базеле, где и умер. То есть, его можно назвать гражданином Европы.
Кстати, этот факт идёт в пользу гипотезы ещё одного исследователя причин экономического и технологического лидерства Европы. Израильский и американский историк и экономист Джоэль Мокир. Помимо протестантизма Макса Вебера, евреев и "европейских самок" Вернера Зомбарта, он называет ещё и политическую раздробленность Европы, конкуренцию между правителями за лучшие мозги и профессионалов.
Согласно Джоэлю Мокиру: "...европейские интеллектуалы пользовались двойными преимуществами: это преимущества интегрированного транснационального академического сообщества и преимущества системы конкурирующих между собой государств. Результатом стали многочисленные культурные факторы, которые и привели к «Великому обогащению». И никакого героизма, никакой пассионарности.
Ещё одна цитата от "князя гуманизма": "Что постановит страсть, то непродолжительно, мимолётно; что определит разум, в том век не раскаешься". То, о чём выше и я. Страсть обусловлена естественным, природным, по сути животным началом в человеке. Сапиенс же на то и сапиенс, что должен руководствоваться в своих действиях мозгами, а не звериным героизмом.
К сторонникам пацифизма относят и Льва Николаевича нашего, Толстого. Который читал и почитал Мо Цзы, но себя называл не пацифистом, хотя этот термин в его годы уже появился, а сторонником ненасилия. В молодые годы был офицером, участвовал в стычках с горцами на Кавказе, Крымской войне.
Военная служба для дворян была общепринята, так что не выбивался из общего ряда. Вряд ли был пассионарием и героем. Но "ходоком" точно. С годами же тестостерона стало поменьше, стал проповедовать и нравственную чистоту, и пацифизм с аскетизмом. Кстати, проповедь аскетизма содержится и в учении Мо Цзы.
Будучи домашним книжным мальчиком ("Любите, девочки простых романтиков, отважных лётчиков и моряков. Бросайте, девочки, домашних мальчиков, не стоит им дарить свою любовь"(С). Мой круг общения на протяжении жизни состоял из домашних девочек, предпочитавших домашних мальчиков, а не пассионариев с героями), я совершенно не агрессивен, миролюбив, мне физически неприятно причинять боль любому живому существу.
Но к аскетизму и воздержанию отношусь с иронией. Не близко мне это. Вводя какую-то систему самоограничений, человек, имхо, становится подсознательно несколько менее добрым. Где-нибудь, когда-нибудь да прорвётся раздражение от неудовлетворённости. Типа фрустрация, вызванная внутренними факторами: хочешь что-то иметь, но сам себе запрещаешь. "Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь..." (С)
Конечно, различие между удовлетворением разумных потребностей и излишеством зависит и от внутренних установок, и от окружающей действительности. Мне, например, совершенно не нужен идокопас с аквадискотекой для купания в ней с бля#ями. А вот минимум одна комната на человека- необходимое условие нормальной жизни. Хотя доводилось жить и всемером в трёхкомнатной, а ещё раньше вдесятером в одной комнате, разделённой перегородками на три части...
Несколько цитат, чтобы закончить с отношением к аскетизму:
"Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих" (М.А. Булгаков, "Мастер и Маргарита")
«Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться это значит получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин — всё потребляется, поглощается. Мир это один большой предмет нашего аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая грудь; мы — сосунки, вечно чего-то ждущие, вечно на что-то надеющиеся — и вечно разочарованные» (Эрих Фромм, "Искусство любить")
"Любым любовным совмещениям даны и дух, и содержание, и к сексуальным извращениям я отношу лишь воздержание" (И.М. Губерман)
* * *
Возвращаясь к зомбартовскому противопоставлению торгашей и героев, пассионариев по Гумилёву. Хотя ни Мо Цзы, ни Эразм Роттердамский, ни Лев Толстой, ни современные пацифисты ни коим образом не торгаши, но к ним они гораздо ближе, чем к героям. Торгаши по сути тоже пацифисты, см. стартовую цитату Йозефа Шумпетера. Интерес торгаша всегда прибыль, стремясь к которой он, согласно Фридриху Хайеку, см. цитату выше, удовлетворяет потребности людей, которых вовсе не знает. А война может принести прибыль только очень узкому кругу торгашей, торгующих непосредственно оружием. Всем прочим она принесёт колоссальные убытки. Не говоря уж о человеческих жизнях.
Эразм Роттердамский, хотя он философ, а ни разу не торгаш, живи в наши дни, легко нашёл бы общий язык, например, с Биллом Гейтсом, Сергеем Брином, Джорджем Соросом, Олегом Тиньковым, Евгением Чичваркиным. Торгашами, а вовсе не героями. А вот с Аттилой, Чингисханом, Писарро, Кортесом, не будем поминать политиков двадцатого и двадцать первого века, они на слуху, с разными пригожиными, усвяцовыми, барсуковыми, кумариными, гиви, моторолами вряд ли.К героям и пассионариям у него иное отношение. «В@@@а, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и тому подобными подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами» (Это не я написал, а Эразм Роттердамский. На всякий случай).
Полагаю, к мнению Эразма присоединились бы такие люди, например, как Альберт Эйнштейн, А.Д. Сахаров, Д.С. Лихачёв, Б.Ш. Окуджава и многие- многие другие уважаемые люди. Иисус Христос, наконец. Вроде бы ни капли не пассионарные и не героические, хотя Булат Шалвович, несмотря на молодость, успел поучаствовать в 1942 году и даже был ранен.
Не сомневаюсь, той же точки зрения придерживаются "Хаим- джедай и Фима- джедай" (С), израильские профессиональные военные, ставшие таковыми по необходимости защищать свою страну от окружающих многочисленных пассионарных героических варваров, про которых поётся в той же песне группы "Рабфак": "...не то, что скромный герой шахид..." (С). Предпочли бы, возможно, другую негероическую деятельность типа играть в шахматы или на скрипке, писать "...то книгу, то модный хит..." (С), но...
Не могу удержаться не привести цитаты уроженки Киева, премьер- министра Израиля в 1969- 74 г.г. Голды Меир, в правление которой была выиграна Война Судного дня 1973 года:
"...я никогда не была сторонницей непреклонности — если дело не касалось Израиля. В делах, касавшихся моей страны, я не уступала никогда, но люди — это другое"
"Лидер, который не колеблется, посылая в бой молодых людей, есть катастрофа для нации"
"Мы не радуемся победам. Мы радуемся, когда выращен новый сорт хлопка, и когда земляника цветет в Израиле"
"Я никогда не прощу арабам то, что они заставили наших детей учиться их убивать"
"...мы выиграли все наши войны, но мы заплатили за них. Мы больше не хотим побед"
"Мир на Ближнем Востоке наступит тогда, когда арабы будут любить своих детей сильнее, чем они ненавидят евреев..."
Такой вот негероический лидер совсем негероического народа, выигравшего все войны у численно многократно превосходящих "народов героических". В начале статьи ссылался на Зомбарта, что евреи- народ не героев, а торгашей, у него ещё из античности приведена цитата. Сегодня Израиль- страна, занимающая по рейтингу демократии 23 место в мире (2022 год), 18 место по ВВП на душу населения. В экономике очень высока доля инновационных технологий при почти полном отсутствии полезных ископаемых.
Один работник сельского хозяйства Израиля кормит 95 человек, в США- 79, в России- 14,7, в Китае- 3,6. При том, что треть государства- пустыня Негев. Средняя израильская корова даёт более 12 тысяч литров молока в год- самая высокая удойность на планете. Такие вот они "негероические торгаши", на протяжении последних десятилетий неоднократно громившие окружающие их "героические народы", обороняясь от них.
* * *
Себя, разумеется, отношу к антигероям и антипассионариям. Мне близка вышеприведённая точка зрения Эпикура Самосского и многих других авторов, опять же не удержусь, процитирую несколько авторов, цитата Эриха Фромма выше:
"Я люблю тебя жизнь, что само по себе..." (Константин Вашенкин)
"Я славлю мира торжество, довольство и достаток. Создать приятней одного, чем истребить десяток..." (Роберт Бёрнс)
"Счастлив тем, что целовал я женщин, мял цветы, валялся на траве..." (Сергей Есенин) Подробнее "Наброски к "Программе партии любителей жизни".
Героических пассионариев типа гиви, моторол, усвяцовых, пригожиных и других, волею случая дорвавшихся до высоких должностей, доводилось встречать на жизненном пути. Л.Е. Улицкая в "Зелёном шатре" пару похожих на них одноклассников тоже описывает, так она в центре Москвы жила. А я с шести лет в рабочем пригороде Ленинграда. Многие подобные перечисленным, кого знал, сгинули на зонах или просто спились. Конечно, контакты с ними старался минимизировать, только ведь полностью их не избежать.
На героизм, как и патриотизм, существуют полярные взгляды. Упомянутые джедаи Фима и Хаим по модели поведения в экстремальной (военной) ситуации несомненные герои. Ибо они героически защищают свою страну. Как героиня мать, поднявшая автомобиль, наехавший на её ребёнка, об этом выше. Это вынужденный героизм, героизм защищающейся стороны, а не агрессора. "Мы не хотим больше побед",- Голда Меир.
"Полудевочка-полуженщина,Заплетя под беретом косу,
Шла израильская военщина
С конопушками на носу..." (Александр Гутин)
"Как ты стоишь! Как приклада рукою касаешься! В тёмно-зелёную курточку облачена... Знать, неспроста предо мною возникли, хозяюшка, Те фронтовые, иные, мои времена" (Булат Окуджава)
* * *
Марксист и предтеча германского национал-социализма Вернер Зомбарт имел в виду совсем другой героизм, агрессивный, противоположный торгашескому пацифизму. Термин "прусский милитаризм", как пишут, возник после 1713 года, восшествия на престол Пруссии короля Фридриха Вильгельма I, прозванного "королём- солдатом", создавшего систему всеобщей воинской повинности, резервной службы.
Но термин "тевтонский дух", из которого вырос этот милитаризм, возник намного раньше. "Дух тевтонской гордости пропитал всю германскую науку и философию" (Н.А. Бердяев). Понятие пошло от Тевтонского ордена, образованного в 1190 году в Палестине во время Третьего крестового похода германскими рыцарями, то есть, профессиональными военными.
По завершении крестовых походов в Палестину рыцарям стало нечего делать, начали участвовать в различных военных мероприятиях в восточным землях, западнее была весьма сильная в военном отношении Франция, туда соваться было стрёмно.
"Война бывает не каждый день, но военные считают свою работу постоянной",- писал как-то Джордж Бернард Шоу. Выше упомянул, после завершения в 1492 году реконкисты Изабелла и Фердинанд очень удачно сплавили свою кодлу пассионарных и героических кортесов, писарро, гиви и моторол в Америку. Тевтонские же рыцари начинали, как наёмники. То венгры нанимали их против половцев, то поляки против язычников- пруссов. Пруссы не германцы, а балты. Так уж вышло, что племя балтов дало имя государству германцев. Как тюркское племя булгар славянской Болгарии.
Постепенно рыцари перешли от наёмничества к самостоятельным завоеванием. Сперва под предлогом христианизации (или обращения в католичество православных), затем без всякого предлога. То есть, точно также воевали с католиками поляками. Исторические корни взаимоотношений немцев с поляками в далёких веках. В девяностые на границе двух государств массовые драки устраивали футбольные фанаты.
Сперва ставка тевтонов была в Палестине, потом их оттуда выперли, какое-то время базировались в Венеции, с начала четырнадцатого века на территории современной Польши в замке Мариенбург, польский Мальборк.
Воевал орден с русскими и литовскими князьями: Миндовгом, Даниилом Галицким, "первым жыдобендеровцем земли русской", Александром Невским... Конечно, основную тяжесть борьбы с тевтонами несло Великое Княжество Литовское и Русское (ВКЛР). В 1368 году Ольгерд вместе с зятем, тверским князем Михаилом осаждал Москву, но нападение тевтонов вынудило его снять осаду, идти отражать нападение с запада. А то могла бы история Руси пойти более цивилизованным путём.
Отношения ВКЛР с орденом стали спокойнее после женитьбы сына Ольгерда и Иулиании Тверской Ягайло на польской королеве Ядвиге и принятия самим князем и всем княжеством католицизма. До конца всё же конфликт не разрешился, в 1410 году состоялась Грюнвальдская битва, где объединённое польско-литовское войско разгромило орден, что привело к его последующему упадку.
Окончательно орден не исчез, в других войнах с теми же поляками и литвинами поучаствовал. Закрыл его Наполеон в 1810 году, в 1834 при помощи австрийского императора Франца I восстановили. Но он стал уже не военным, а скорее военно-медицинским, то есть, обществом по уходу за ранеными. При нацистах его вновь прикрыли, потом восстановили, в качестве организации, преимущественно, сестёр милосердия он существует и поныне.
Вот этот агрессивный тевтонский дух, пропитавший по словам Бердяева германскую науку и философию, и имел в виду Зомбарт, противопоставляя героев германцев торгашам англосаксам. Тевтонский дух постепенно перерос в прусский милитаризм. Прусское герцогство возникло на землях ордена в 1525 году, до 1657 года было вассалом Жечи Посполитой. Затем объединилось с Бранденбургом, в результате чего столица переехала из Кенигсберга в Берлин, а в 1701 году с согласия императора Священной Римской империи германской нации герцогство провозгласило себя королевством.
Позже Пруссия подмяла все германские земли, включая Баварию. В 1870 году началась франко-прусская война, в ходе которой Северогерманский союз провозгласил себя Германской империей (Кайзеровская Германия, Второй рейх, 1871- 1918, Третий уже у Гитлера). Потерпевшая поражение Франция теперь уже навсегда перестала быть монархией, встала на путь строительства демократии. Это была Третья республика, просуществовавшая до оккупации нацистской Германией в 1940 году. Потом Четвёртая (1946- 1958), сейчас Пятая.
Американский журналист Уильям Ширер, работавший в Германии в 1934- 1940 г.г., в книге "Взлёт и падение Третьего рейха" называет одной из причин развития в германских княжествах антидемократических националистических тенденций Тридцатилетнюю войну и Вестфальский мир 1648 года. В противовес остальной Европе в небольших германских княжествах пришло в упадок местное самоуправление городов, усилилось закрепощение крестьян, в то время, как в остальной Европе оно исчезало.
Цитата, ярко характеризующая прусский милитаризм, вполне тождественный зомбартовскому героизму: "...право на победу имеют самые лучшие и самые сильные мира сего. Пусть те, кто хочет жить, вступают в борьбу, а те, кто не хочет бороться в этом мире вечной борьбы, не заслуживают права на жизнь. Хотя это жестоко, но это жизнь!» (Адольф Гитлер)
Германия, распираемая изнутри тевтонским духом и прусским милитаризмом, устроила в двадцатом веке две мировые войны, обе проиграла. Но победители учли уроки первой, после второй, во-первых, содействовали послевоенному экономическому возрождению страны, за короткий срок вернув её в число мировых экономических и технологических лидеров.
Во-вторых, проведя так называемую денацификацию. Хотя, говорят, реально она закончилась уже в конце восьмидесятых, когда в полном соответствии с библейским Моисеем, естественным путём ушли местные "сколенавстанцы" с мозгами, засранными геббельсовской пропагандой. После войны "бабушек фюрера" и на экскурсии в лагеря смерти возили, и фильмы им показывали. Им всё божья роса: это вы в Голливуде сделали или сняли.
Сегодня Германия и её лидеры вовсе не герои. Скорее торгаши. Делают автомобили, продают их. Меркель, Шольц, ничего в них нет героического. И в англо-саксонском мире героев нет. Можно, конечно, назвать таковыми Рейгана и Тэтчер, но это, как и в случае с Израилем, вынужденный героизм. Будь подобные им политики у власти, иной была бы ситуация в мире. Более достойной и предсказуемой.
Тевтонский дух, отчасти, сохраняется в немецком футболе. Как сказал в середине восьмидесятых английский футболист Гарри Линекер: "В футбол играют двадцать два человека, а выигрывают немцы". Пример полуфинал ФРГ- Франция 1982 года. Основное время 1:1. В дополнительное Трезор 92 минута, Жиресс 98-я- 3:1 в пользу Франции. И тут же 102- Руммениге, 108- Фишер. 3:3. И победа немцев по пенальти.
* * *
Зомбартовский героизм и гумилёвская пассионарность- черты, идущие от естественного (по Зомбарту), звериного начала в человеке. Чем дальше сапиенс отходит от дерева, с которого слез, тем меньше в нём этого естественного и героического. Если овец у соседнего племени не отнимать, а менять на сделанные топоры, в выигрыше и те, и другие. Игра с положительной суммой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий