ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5
"Воровство – это максимально эффективная форма самообеспечения социобиосистемы необходимыми и дополнительными энергетическими ресурсами" (М.И. Веллер, "Великий последний шанс")
"Промышленникам, чтобы преуспеть, не нужна помощь грабителей, а вот существование грабителя при отсутствии в мире промышленников немыслимо" (Айн Рэнд)
"Торгаш и герой- они образуют два великих тезиса, как бы два полюса для ориентации человека на земле" (Вернер Зомбарт, немецкий экономист, социолог, историк, "Торгаши и герои")
"Пассионарность – это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию" (Л.Н. Гумилёв)
"Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие. Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, а любые усилия живого организма связаны с затратами некоего вида энергии" (Л.Н. Гумилёв, «От Руси к России»)
"...чем более капиталистической является структура и психология нации, тем сильнее ее приверженность пацифизму и ее склонность подсчитывать цену войны" (Йозеф Алоиз Шумпетер, австрийско- американский экономист и политолог, создатель теории инноваций)
Где-то на рубеже тысячелетий мне в руки попала книга Л.Н. Гумилёва "Русь и Великая степь", откуда узнал немало исторических фактов, нередко не совпадающих с тем, чему меня учили в средней школе. Кроме того ознакомился с теорией пассионарности, которая вполне интересна, как научная гипотеза, хотя и отрицается подавляющим большинством научного сообщества.
Не буду никак комментировать научность теории, тут вполне применим принцип "чайника Рассела". А вот классификация людей на пассионариев, субпассионариев и т.п. вроде бы логична. Отличаются же люди друг от друга темпераментами, внутренней энергетикой. Только это скорее к области психологии, нежели каким-то излучениям из космоса.
Не так давно познакомился с трудами немецкого экономиста, социолога, историка, философа Вернера Зомбарта, сторонника марксизма, отстаивавшего эти идеи, правда, дававшего им собственное толкование. По словам нобелевского лауреата по экономике Фридриха Августа фон Хайека, Зомбарт, будучи выходцем из марксистского социализма, стал предшественником германского национал-социализма. Но с пришедшими к власти нацистами во взглядах, в частности по еврейскому вопросу, разошёлся, ему было запрещено преподавать. Книги хоть ограничено, всё же издавали. Репрессирован не был, умер за месяц до нападения Германии на СССР.
Взглядов Зомбарта касался в статье "История рыночной экономики для простых людей". Если Макс Вебер выводит капитализм из протестантской этики, то есть внутриевропейского источника, то Зомбарт таких источников видит два: внешний и внутренний. Внешний- это евреи, которые, занимаясь осуждавшимся церковью ростовщичеством, создали банковскую систему. В той же моей статье написано, что европейцы, сперва в Ломбардии, потом везде, быстро научились у евреев этому делу.
Одна из цитат Зомбарта по поводу евреев, при этом он сам цитирует древнеримского автора Марциана: ""До сегодняшнего дня в сирийцах (евреях) живет такое врожденное рвение к делам, что они из-за наживы исходят все земли; и так велика их страсть торговать, что они повсюду внутри Римской империи среди войн, резни и убийств стремятся нажить богатства", -- то это попадает в самую точку и характеризует с эпиграмматической краткостью положение евреев в хозяйственной жизни народов: "среди войны, резни и убийств" стараются они нажить богатства, в то время как другие народы стремятся нажить их путем войны, резни и убийств. Без морских сил, без военных сил они возвышаются до положения господ мира посредством тех же сил, которые мы видели в действии в руках флорентийцев: деньги -- договоры (это значит: частные договоры купли) -- знание дела. Все предприятия, ими основанные, порождены духом торгашей; все евреи, возвышавшиеся до капиталистических предпринимателей, представляют собой предпринимательский тип купцов...".
Не вижу ничего плохого в стремлении к обогащению без "войны, резни и убийств". Только по Гумилёву это не пассионарно, а по Зомбарту не героически.
Позже самые энергичные европейцы- пассионарии, отчасти герои, отправились за океан. Сделаю оговорку. Английские пуритане не были героями зомбартовского типа, они плыли в поиске свободных земель, чтобы выращивать пшеницу. Испанские конкистадоры, несомненно, несли в себе героическое начало, ибо имели цель не создать что-то на новых землях, а ограбить созданное до них. Испанской королевской семье после победы над арабами в 1492 году надо было сплавить куда-то своих пассионарных героев кортесов, писарро, пригожиных, усвяцовых, гиви и моторол. Открытие Колумба подвернулось, как нельзя кстати.
Пилигримы конкистадорами не были. „...разве нет некоторого оправдания мнению, что Соединенные Штаты обязаны самим своим существованием евреям? И если это так, то насколько больше можно утверждать, что еврейское влияние сделало Соединенные Штаты именно такими, какие они есть, то есть американскими? Ибо то, что мы называем американизмом, есть не что иное, если можно так выразиться, как дистиллированный еврейский дух“. (Вернер Зомбарт)
То есть, евреи положили начало европейской банковской системе, а, согласно австрийскому и американскому экономисту Йозефу Шумпетеру, уделявшему много внимания инновациям, без развитой банковской системы ("длинных денег"), промышленная революция не смогла бы идти теми темпами, что с конца восемнадцатого века. По Шумпетеру для успешности инноваций необходимы три фигуры: изобретатель на начальном этапе, затем предприниматель, который всё тянет и капиталист, рискующий личным капиталом. Эти трое вполне могут объединяться в одном лице, что часто бывало.
Внутренним европейским фактором, способствовавшим развитию капитализма, Зомбарт называет женщин ("капитализм создала европейская самка"(С)), их стремление к роскоши, обладанию огромным количеством ништяков. "Не будь женщин, не было бы и денег, и мужчины были бы племенем героев" (Эрих Мария Ремарк). "Мода- любимый ребенок капитализма" (Вернер Зомбарт). Подробнее в вышеупомянутой статье.
Отчасти с Зомбартом соглашается Шумпетер: "Капиталистические достижения, как правило, заключаются не в том, чтобы обеспечить больше шелковых чулок для королев, а в том, чтобы сделать их доступными для заводских девочек в обмен на неуклонно уменьшающиеся усилия". То есть, с одной стороны есть желание заводских девочек носить чулки, как у королев, с другой стремление наделённых предпринимательской жилкой людей к прибыли. Наживе, если вам такое слово больше нравеццо. Эти люди создают производства, массово шьющие шёлковые чулки для заводских девочек.
* * *
Тут я не только про экономику. Провожу аналогию между гумилёвскими пассионариями и зомбартовскими героями. Которые противопоставляются субпассионариям и торгашам. В приведённой в начале статьи цитате Гумилёва о пассионариях он ставит на одну доску людей, которые "борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос" и тех, кто отражает агрессию.
Хотя мотивы агрессоров и обороняющихся обычно противоположны. Опять же, не всегда, но бывает, обе стороны готовятся к агрессии, и, "кто первый халат надел, тот и доктор" (С). Не будем вспоминать Резуна- Суворова и прочих. Посмотрим на девять описанных Гумилёвым пассионарных толчков, последний у него датирован тринадцатым веком, хотя одновременное усиление и собирание земель ВКЛР и Москвой уже четырнадцатый.
Почти все описанные им пассионарные толчки за редким исключением направлены как раз на завоевания соседних земель, покорение других народов. Как написано в стартовой цитате от Веллера на "максимально эффективную форму самообеспечения социобиосистемы необходимыми и дополнительными энергетическими ресурсами". Грабить, убивать, брать чужое добро. Это и есть пассионарии по Гумилёву.
Преимущественно. Не буду за Восток, который изучал Гумилёв, но мало на эту тему читал я. К неагрессивным прявлениям пассионарности у него можно отнести эллинов, которые, правда, тоже колонизировали морские побережья, но без особой агрессии, история не сохранила фактов завоевательных войн кроме Троянской. Но там из-за бабы, хотя и не совсем по Зомбарту. Так троянцы тоже греки. И любимые российским туристом Анталья с Кемером- Древняя Греция.
Зато греки дали миру заимствованную не то у финикийцев, не то у евреев (алеф- бык, бет- дом, не будем углубляться, точно никто ничего не знает) письменность, искуcство, зачатки неотделимых друг от друга цивилизации горожан (граждан, буржуа, бюргеров, мещан) и демократии. Гумилёв объясняет греческую цивилизацию толчком восьмого века до н.э., другие историки, экономисты и т.п. называют более приземлённые причины.
Горы, где много камней- основа каменного домостроения. Прочнее и горят меньше. Вот тебе и город. Изрезанная береговая линия, все побережья заселены. Прекрасная почва для развития мореплавания и морской торговли. Одиссей на Итаке разводил коз и делал сыр, на другом острове делали вино, на третьем оливковое масло. Менялись друг с другом.
Презренные торгаши финикийцы, у которых перенимали навыки коммерции евреи (отличимые от первых разве что религией) и греки, научились делать побрякушки из стекла (для баб, конечно, remember Зомбарта), выделывать ткани и окрашивать их в разные цвета. Кроме того финикийцы придумали всеобщий эквивалент- деньги, при помощи которых стало можно менять что угодно на что угодно, не только топоры на овец, но и нефть на айфоны.
Толчок у хуннов Гумилёв датирует третьим веком до н.э., хотя отпочковавшиеся от них позже гунны во главе с Аттилой (имя входит в топ-10 мужских имён в Венгрии) в Европу пришли уже лет через семьсот- восемьсот. Это, как от нас до Батыя. Я себя как-то больше европейцем числю, мне не очень интересно, про войны хуннов с китайцами, а вот вторжение гуннов в Европу, изгнание готов из Северного Причерноморья (а там и славяне рядом), Великое переселение народов, вторжение согнанных со своих мест германцев в Римскую империю- это уже ближе.
Часть германцев оказалась в союзе с Аттилой, часть с уже давно загнивавшим (находившимся в фазе обскурации по Гумилёву) Римом. Гунны вторгаются в Галлию (современную Францию), обходят её по кругу, грабя и убивая повсеместно, 15 июня 451 года на Каталаунских полях в провинции Шампань встречаются с союзным войском Рима и Тулузского королевства вестготов и терпят поражение. Что не спасает Рим от краха. Это, вошедшее в историю Европы вторжение варваров с Востока, Гумилёв не включает в число пассионарных толчков. Захватническая война была, а толчка не было. Он так думает.
Зато возникновение христианства объясняет таким толчком. Как и возникновение эллинской цивилизации, эта пассионарность была мирной, по крайней мере, на начальном этапе. Вспомните Христа, как он описан в "Мастере и Маргарите", добрейшей души человек. В Римской империи до официального принятия христианства его адепты подвергались преследованиям, после вектор сменился. Христиане причастны к разрушению многих языческих храмов, также, например, к убийству александрийской женщины- философа и математика Гипатии.
Я далеко не все описанные Гумилёвым пассионарные толчки упоминаю. Шестым веком датируется всколыхнувший арабов- мусульман на распространение ислама по всем направлениям. Хотя завоевательные походы они начали ближе к середине седьмого века. Завоевали Персию и Среднюю Азию, на западе всю Северную Африку, Иберийский полуостров (будущие Испанию с Португалией), ворвались во Францию, но там их остановил Карл Мартелл в битве при Пуатье. В Восточно-Европейскую равнину не дали прорваться хазары, где, согласно тому же Гумилёву, в органах власти присутствовал высокий процент исповедовавших иудаизм евреев.
Несомненно, арабы грабили захваченные территории, но среди всех описанных героев- пассионариев они были наиболее идеологизированы. То есть несли по миру зелёное знамя ислама. И. Кроме того арабы той эпохи были цивилизаторами. Заимствовав из переписанных евреями греческих книг (об этом пишут сами евреи, похоже так оно и есть) античные знания, они стали связующим звеном между античностью и последовавшим позже европейским Возрождением, которое Гумилёв не включает в свой девятый пассионарный толчок тринадцатого века.
В том арабском мире, возникшем в результате шестого гумилёвского толчка, в шестом веке развивались различные науки и искусства. Арабы придумали алгебру и синусы- косинусы с тангенсами- котангенсами, труды Ибн-Сины (Авиценны) стали настольными книгами медиков будущих поколений.
Много описаний оставили арабские историки, астрономы и географы. Последним было прекрасно известно, что земля круглая. Плюс философия, литература, изобразительное искусство, архитектура...
Куда потом всё девалось, почему случился упадок? Приход других, менее цивилизованных пассионариев турок османов с востока. Победа Реконкисты в Испании, начало которой Гумилёв тоже связывает с пассионарным толчком. Сейчас у арабов по причине нефтяных доходов много денег, есть возможность покупать технические достижения европейской цивилизации. Но заимствование одних лишь новшеств без переноса на свою почву системы, способствующей их появлению, не даёт стимулов к собственному развитию. Это показал ещё пример Петра Первого.
Ну, и такой момент, как банковский процент. По законам шариата он запрещён, работающие по этому правилу исламские банки не кредиторы, а инвесторы, вкладываются за долю в будущей прибыли. Инноваций без "длинных денег" быть не может, а банк- инвестор вложится в дело только при стопроцентной уверенности. Предприниматель же часто идёт на риск без подобной гарантии успеха, инновационных неудач в истории великое множество. Но без этих неудач невозможны прорывы. Потому-то созданная при значительном участии евреев банковская система Европы обеспечила технологический и промышленный рост европейской цивилизации.
Быстрый экономический рост некоторых стран Юго-Восточной Азии основан как раз на заимствовании европейской экономической модели, в основе которой при всех государственных регуляторах, в большей или меньшей степени "невидимая рука" Адама Смита или рыночная экономика. Сегодня из арабских стран модель пытаются заимствовать только ОАЭ, диверсифицируя свою экономику. И, похоже, получается неплохо.
В седьмом толчке у Гумилёва, наряду с началом реконкисты в Испании, появляются викинги. Хотя другие историки называют более прозаические причины. Перенаселённость не давала возможности прокормиться на скудных почвах Скандинавии, а самый эффективный вид бизнеса, как поведал нам Михаил Иосифович, см. стартовую цитату- это грабёж. Ранее писал, для дополнительного повышения пассионарности употребляли отвар мухоморов.
Пограбив побережья морей в течение нескольких столетий, постепенно успокоились. А веке в восемнадцатом забили на свою давнишнюю пассионарность, решили сосредоточиться на внутреннем развитии, в чём преуспели. Сегодня скандинавские страны в числе мировых лидеров по экономическому развитию и уровню жизни населения. Зомбарт, будучи этническим шведом, относил их к героическим нациям. Но героическими или пассионарными они были давно, а к двадцатому веку превратились в торгашей, заботящихся об уюте, качестве жизни.
И в предпоследнем восьмом толчке появляются монголы, "люди длинной воли", "народ-войско", Яса Чингисхана. Восемьсот лет спустя на новоязе последнюю стали звать "вертикалью власти". Пасли люди мирно свой скот, вдруг их чего-то торкнуло космическим толчком, поскакали грабить все соседние земли. У монголов, как и у викингов, в отличие от арабов, не было никакой идеи кроме "максимально эффективной формы самообеспечения", см выше.
Религии покорённых народов их мало интересовали, относились ко всем мифическим существам почтительно. На всякий случай. Тем более, что РПЦ в едином порыве с большинством князей за исключением некоторых, тут же легла под захватчиков, стала продвигать их власть, опираясь на весьма спорную цитату апостола Павла (Савла).
Как-то получается у Гумилёва, что одни народы, как эллины в восьмом веке до н.э., получив толчок из космоса, начинают строить города, в которых создают системы самоуправления, основанные на власти народа (демоса, демос не охлос), у них возникают искусства и науки. Производят разнообразные продукты и обмениваются ими (а не отнимают друг у друга) посредством придуманного всеобщего эквивалента- денег.
Другие же народы, впитав точно такое же космическое излучение, прыгают в драккары или садятся на коней и плывут- скачут убивать, насиловать, жечь, грабить... Излучение одинаковое, а эффект разный. Можно сказать прямо противоположный. Why?!
"Алчность- такой же модус пассионарности, как и фанатизм",- пишет Гумилёв. Только кто-то свою алчность удовлетворяет продажей на рынке произведённого сыра, оливкового масла, вина, тканей, изделий из золота и других металлов, а другие путём силового отъёма у производителей плодов их труда. Промышленникам не нужны грабители, а вот грабителям без промышленников никак, см. стартовую цитату Айн Рэнд. У Гумилёва они все пассионарии, хотя в классификацию, если не считать греков, включает, в основном, грабителей. По Зомбарту же первые торгаши, вторые герои.
Комментариев нет:
Отправить комментарий