ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5
"Алчность- такой же модус пассионарности, как и фанатизм",- сообщает нам Гумилёв. Только кто-то свою алчность удовлетворяет продажей на рынке произведённого сыра, оливкового масла, вина, тканей, изделий из золота и других металлов, а другие путём силового отъёма у производителей плодов их труда. Промышленникам не нужны грабители, а вот грабителям без промышленников никак, см. стартовую цитату Айн Рэнд. У Гумилёва они все пассионарии, хотя в классификацию, если не считать греков, включает, в основном, грабителей. По Зомбарту же первые торгаши, вторые герои.
Сам Гумилёв пишет, как по-разному в эпоху одних и тех же толчков живут народы в Европе и Азии: "В Европе в VIII–X вв. бурно развивается феодализм, образуются классы, разделяются ремесло и земледелие за счет усовершенствований техники, а в степях Евразии овцы поедают траву, псы охраняют овец, а пастухи ездят в гости друг к другу; единственное орудие производства — кнут, но совершенствовать его незачем. «Древняя Русь и Великая степь". Why?!
Европейцы реже прутся в Азию чего-то там завоёвывать, они учатся создавать материальные ценности тут, по месту жительства. За исключением походов Александра Македонского и крестовых походов, которые Гумилёв в своей теории пассионарности не упоминает, хотя это как раз укладывается во все гумилёвские определения пассионарности: "...пассионарность- это способность и стремление к изменению окружения...", "...способность жертвовать собою ради идеала – это и есть проявление пассионарности...", "Некоторые люди готовы жертвовать собой и другими ради своих целей, которые часто бывают иллюзорны..."
У Александра была идея фикс стать повелителем мира, хотя на начальном этапе кампании против Персии идеологическим обоснованием служила, во-первых, месть за разрушенные ранее персами храмы на территории Греции, во-вторых, освобождение греческих земель в Малой Азии. Это где сейчас Турция. Раньше была Древняя Греция, потом завоевали персы. Финикийцы тоже с радостью приняли Александра, освободившего их от персов, а вот дальнейшие походы в Среднюю Азию и Индию, несомненно, были вызваны его сверхценной идеей.
Походы крестоносцев тоже были в первую очередь основаны на идеологии, а не чтобы просто пограбить. Отвоевать Гроб Господень у мусульман. То есть, вернуть себе ранее отнятое. Арабы и турки-сельджуки до того захватили немало территорий, когда-то принадлежавших христианам. На северо-востоке Европы целью походов было обращение в христианство язычников. И вот ни Александра, ни крестоносцев Гумилёв к пассионариям не относит. В отличие от безыдейных грабителей викингов и монголов.
* * *
So... Хоть Гумилёв и пишет, что "Любое творение рук человека- это, в известной мере, кристализованная пассионарность его создателей", про сами творения рассказывает мало. Всё больше про битвы, разрушения, грабежи, убийства. А ведь в том же четырнадцатом веке, когда одновременно стали собирать земли Киевской Руси Гедимин, Ольгерд, Витовт на западе и московские князья (в борьбе с тверскими и с опорой на татар) на востоке, в Западной Европе, невзирая на чуму, началась эпоха Возрождения.
Иллюстрация к Декамерону |
То есть, именно там, в Европе началось созидание творений рук человека. "Кристализованная пассионарность". Но не упоминает её Гумилёв. Всплеск великоросской пассионарности у него на Куликовом поле, оттуда он ведёт отсчёт будущей России. Хотя стопиццот раз писано, на Куликовом поле ни о какой независимости Московского княжества от татар речи не шло. Верный вассал законных чингизидов победил в битве мятежного полевого командира, желавшего быть независимым от Орды.
Антимонгольское сопротивление в разные годы возглавляли князь Андрей Ярославич, брат Невского, тесть Андрея, первый "жыдобендеровец" земли Русской Даниил Галицкий, тверские князья в союзе с литовскими. Московские князья никогда! Москва, включая Дмитрия Донского, всегда была верным союзником Орды. Лишь когда последняя развалилась на более мелкие орды, Иван Третий прекратил выплату дани в волжский Сарай. Продолжив в крымский Бахчисарай вплоть до Петра Первого.
Классификацию своих космических толчков в более поздние века Гумилёв не приводит, но выделяет пассионарных деятелей других эпох. Например, князя Пожарского и нижегородского купца Козьму Минина, а также окружавших их людей. Для организации ополчения помимо людей были нужны деньги, Минин объявил их сбор. Но состоятельные люди города, торгаши по Зомбарту, давать денег не желали.
Минин решил брать силой, то есть, банально грабить жителей города. Не было денег, брали жену и детей, продавали в холопы: "Тогда Козьма Минин, великолепно зная сограждан, бросил свой знаменитый клич: «Заложим жен и детей наших, но спасем Русскую землю!» И снова никто не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жен и детей всех состоятельных граждан города. Главам семейств ничего не оставалось делать, как идти на огороды, выкапывать кубышки с запрятанными деньгами и выкупать собственные семьи. Так была спасена Мать-Россия".
И дальше: "Именно эти «безымянные» пассионарии, заставляя соотечественников забывать лень и трусость, обеспечивали жизнь им, их семьям и потомству. Действовали они часто не столько жестоко, сколько жестко, но ведь каждому не объяснишь, что ему выгодно, чтобы Россия существовала независимо и не превращалась в колонию Польши и Швеции. Дискуссии же — дело длительное, дорогое и бесперспективное: всех не переспоришь..." (Л.Н. Гумилёв)
Вот по-пассионарски, по-геройски, по-бандитски. Семибоярщина в Москве согласилась на польского короля Владислава, а мы, блин, против. И спорить ни с кем не станем, несогласных замочим. Ни тогда, ни сейчас никто не сможет мне объяснить, чем так уж плохо было стать вассалом польской или шведской короны. Жечь Посполитая при таком раскладе становилась бы самым большим государством Европы, а в Московию стали бы приходить разнообразные ништяки из Европы за век до Петра.
Доводилось встречать ранее 3,14здёж патриотов, что вилку во Францию в десятом веке привезла дочь Ярослава Мудрого- Скупого- Хромого Анна, выданная замуж за короля Генриха Первого. Факт не подтверждается источниками, вилка в Европу пришла из Византии. А вот уже в Москву вилку в 1606 году привезла Мария Мнишек, полька, невеста Лжедмитрия Первого. Таки, если бы с Польшей замирились, ещё много чего бы могли привезти.
В общем, отсюда вытекает, что для Гумилёва положительными пассионариями являются люди из окружения Козьмы Минина, грабившие своих земляков ради иллюзорных целей посадить на царство кого угодно (Мишу Романова, хотя рассматривался ряд кандидатур, включая князя Пожарского). С ним согласился бы и Вернер Зомбарт, назвавший бы их героями. А субпассионариев, не желавших отдавать личные деньги на иллюзорные цели, Гумилёв осуждает. Как Зомбарт торгашей.
Ну, и, как я написал в начале, то, что можно назвать пассионарностью отдельного человека, зависит не от каких-то космических излучений, а от свойств индивидуума, его генетики. Люди отличаются цветом кожи, курчавостью волос, ростом, весом, интеллектом. Также и психологическими качествами.
Уточню, многие из этих качеств генетические, но могут быть и фенотипическими. Уверен, можно взять толстого мальчика или девочку школьного возраста и натренировать их в беге на длинные дистанции, где успех больше сопутствует лёгким и худым, по крайней мере на первый спортивный разряд, а то и кандидата в мастера. А это очень сильно отличается по результатам от среднестатистического человека. Чего в каждом конкретном случае больше, генотипа или фенотипа, сказать трудно. Почему одна гаршинская лягушка утонула, а другая сбила масло и выбралась?
А бывают стрессовые ситуации, где человек проявляет качества, которых ни он сам, ни кто другой от него не ожидал. Психологи часто приводят случай, когда автомобиль сбил ребёнка, он оказался между колёсами. Подбежавшая мать подняла автомобиль, чего, естественно, ни до, ни после сделать не могла. Просто дикий стресс, колоссальный выброс адреналина, а у организма есть неизведанные резервы.
Эпизод из советского фильма "Средь бела дня", герой Золотухина, обычный работяга с мебельной фабрики, вступает в драку с несколькими хулиганами, одного из них убивает. Ни та мать, ни этот мужик с фабрики не были пассионариями, жизнь принудила к экстремальным действиям.
Как в известном куплете (оттуда же, где про воду в кране): "В мире нет бойца храбрей, чем напуганный еврей". Да простят меня евреи за эту цитату, но ведь они же сами её написали и исполняли. Арабо- израильские конфликты много раз подтверждали справедливость этих строк, хотя есть и другие: "Хаим джедай и Фима джедай, Hamas must die, Hamas must die...". Замечу, до 1948 года на планете Земля как-то не было принято относить еврейский народ к героическим. Зомбарт, кстати, вовсе не бывший антисемитом, относил евреев к торгашам, не предполагая в них геройского начала. До арабо- израильских войн он не дожил.
Но. События двадцатого века позволяют сделать подобный вывод, хотя это героизм вынужденный, обусловленный экстремальными обстоятельствами. Для меня самое изумительное в государстве Израиль, что, несмотря на совершенно реальную внешнюю угрозу и постоянное напряжение из-за терактов внутри страны, они ухитряются сохранять реально демократическую форму правления ("Демократия- это когда правящая партия проигрывает выборы"(С)). В отличие от многих стран, где демократия уничтожена по причине абсолютно вымышленной параноидальной внешней угрозы.
Вспомним ещё эпизод истории двадцатого века, когда не пассионарный, не героический народ проявил чудеса героизма. Русский историк В.О. Ключевский, описывая колонизацию славянскими племенами междуречья Волги и Оки, ссылаясь на Тацита и Иорнанда (так у Ключевского), называет такую черту финнов, как миролюбие, даже робость, забитость. Правда, и пришлые славяне тогда не проявляли агрессии, поросших лесом пространств хватало на всех...
Подумалось. А если бы приплывших из Англии на своих мэйфлауэрах с жёнами и детьми пилигримов встречали не пассионарные героические индейские воины, у которых был национальный вид спорта- снятие скальпов с чужаков, а тихие, миролюбивые финны, как бы пошла история Северной Америки? Землищи вокруг до хрена было...
Хотя, конечно, пожив веками в составе Швеции, приняв лютеранство, поучаствовав в шведских войнах с Россией, Польшей и не только, вот вам слова из марша финских кавалеристов: "Коней наших добрых в Неве мы купали, На них через Вислу мы плыли на бой, Клинки наши в рейнский поток опускали И пили вино на Дунае с тобой", финны научились воевать.
И. Когда в конце ноября 1939 года в полном соответствии с написанными в августе того же года словами песни "...принимай нас, Суоми- красавица", Красная армия начала наступление, сопротивление оказалось яростным. При подавляющем превосходстве в живой силе и технике потери СССР значительно превысили финские, хотя де юре он и победил в войне, оттяпав часть территории. Что ему сильно аукнулось в следующей войне, когда севернее Ленинграда имел врага, а не нейтрала или потенциального союзника.
Это пример вынужденного героизма, таких много в мировой истории. Чудо на Висле в 1920 году, например... Мирные, совершенно негероические люди вдруг оказываются в ситуации, когда припершиеся на их землю герои- пассионарии начинают грабить их дома, убивать близких. Это вызывает стресс, как у женщины поднявшей автомобиль. И негероические субпассионарии в экстремальной ситуации становятся героями. Космические толчки тут не причём.
То есть. Давайте будем отделять героев и пассионариев, стимулируемых какими-то внутренними факторами (естественным своим состоянием- см. ниже), морду кому набить, ограбить, другую страну завоевать и становящихся таковыми в силу необходимости. Как мать, поднявшая автомобиль, как израильтяне, финны, отражавшие агрессию численно многократно превосходящего противника. Сознательно не привожу сегодняшних аналогий. Не будь внешней угрозы, Фима и Хаим играли бы на скрипке или в шахматы, занимались банковским бизнесом. Но пришлось стать джедаями. Героизм и пассионарность, обусловленные внутренним состоянием и внешними обстоятельствами- две очень большие разницы.
Вопросов или комментариев всё равно не избежать. Пассионариями и героями в полном соответствии с Гумилёвым и Зомбартом в двадцатом веке проявили себя немцы. Хотя бы тем, что ввязались в войну с коалицией, превосходящей их экономически многократно. По нефти (топливу для танков, самолётов, подводных лодок) вообще в десятки раз. Это был их внутренний героизм.
И одержали немало побед на начальном этапе. Блестящим манёвром через Арденны зайдя в тыл Франции на западе. Дойдя до Волги на востоке. Только шансов всё равно не было. Слишком неравные силы численно. На востоке их подавили пушечным мясом, на западе ковровыми бомбардировками, уничтожив города и промышленность. Но гумилёвскими пассионариями и зомбартовскими героями они себя проявили. Выше я писал, гумилёвские пассионарии чаще всего грабители и убийцы, так что тут никаких противоречий.
* * *
Прежде, чем перейти к Зомбарту, о его принципиальном отличии во взглядах от Гумилёва. Последний любит тюрок и монголов, но не любит евреев и европейцев. Причём, если Зомбарт отделяет героев германцев от торгашей англосаксов, то "сын монахини и блудницы" валит всех в одну кучу, не любит всех чохом. Вот что он про зомбартовских героев немцев пишет: "Войны выигрывают те народы, которые могут спать на голой земле. Русские и татары — могут, а немцы — нет. Немцы воюют по часам, и только, когда кофе попьют, а мы — всегда".
Комментариев нет:
Отправить комментарий