воскресенье, 1 декабря 2019 г.

Девяностые, до и после. Часть 2

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5
ЧАСТЬ 6, ЧАСТЬ 7
    Кратковременный всплеск цен на нефть с 15 до 41 случился в 1990 году с июля по октябрь в связи с войной в Персидском заливе, потом снова упал до 18. Советской экономике это не помогло, с восемьдесят пятого ещё и водочных денег не стало, плюс бессмысленные вливания в ВПК и машиностроение в надежде на какую-то диверсификацию там. Абсолютно то же самое сейчас (помимо добавившегося масштабного, безумного, фантастического воровства, разумеется) делает кремлёвская верхушка, грабли лежат там же.
                                            *  *  *
Газета "Известия", декабрь 1990
   Уточнение к заметке. Была ещё помощь во время голода 1891 года. На эту тему у Айвазовского две картины.
                                             *  *  *
В августе 91-го она пришла и в Россию...
   Путч девяносто первого провалился, власть упала в руки Ельцину совершенно внезапно, тут он увидел, что 3,14##ец в стране абсолютный, еды и денег нет вообще. В ноябре девяносто первого золотовалютный резерв страны составлял по разным оценкам, возможно, просто в разные дни 16- 60 миллионов долларов. Цена трансфертного контракта футболиста мирового класса.
   И ни одна падла ни разу вразумительно не сказала, что надо было делать в той ситуации, не как Гайдар, а иначе, чтобы:
   1. Избежать гражданской войны, о предчувствии которой голосом Шевчука кричал каждый включенный в розетку утюг.
   2. Избежать голода. Буш уже начал присылать свои ножки, в детских садах раздавали шестилитровые банки сухого молока из Ирландии. Но на всех всё равно бы не хватило.
   Девяностые, несомненно, были трудными, но самым тяжёлым, имхо, декабрь девяносто первого. Когда реформы ещё не стартовали, а жрать реально было нечего. Вся еда по талонам, только их не отоваривали. Люди занимали очереди у магазинов до открытия, вели списки, ждали, а еду так и не привозили. 
   Ещё действовал закон или положение, х.з., о запрещении перепродажи в коммерческих магазинах товаров, купленных в государственных структурах.
    В экономике царил его величество бартер. Деньги нах никому были не нужны, все, у кого были мало-мальски полезные товары, ими менялись. Я тогда работал в кооперативе, изготавливавшем разную железную хрень, в том числе ёмкости из отходов нержавейки, которую удавалось 3,14##ить (шучу- покупать по дешёвке, иначе всё равно в шихту бы ушла) на заводе. Эти ёмкости мы меняли на мясо и яйца в хозяйствах Ленинградской области. Тем и жили.
                                      *  *  *
    Идиоты не устают повторять, что 2 января 1992 года повысили цены. Не повысили, вашу мать, а освободили. Разрешили продавать не по установленной государством цене, а по той, которой купят. Как на рынке. Колбаса "Отдельная" с 1961 по 1 марта 1991 года стоила 2-20. Как рассказывали люди старше меня, я в те годы самостоятельно в магазин не ходил, в начале шестидесятых её покупали по 50- 100 граммов. 
   В семидесятые из свободной продажи она пропала, когда вдруг появлялась, выстраивались километровые очереди с воплями: "Больше кило в одни руки не давать!". Это следствие роста средней зарплаты всего лишь с 80 р. в 1961 году до 115 р. в семидесятом. Между Тулой, Калининым (Тверью), Калугой, Владимиром с одной стороны, Москвы с другой стали курсировать "длинные, зелёные, пахнущие колбасой" (С).
   В марте девяносто первого колбаса стала 9 р., и продавалась свободно где-то до сентября- октября, потом снова исчезла. Запущенный Горбачёвым для "ускорения научно-технического прогресса" станок стучал без остановки, денег становилось больше, а колбасы- нет. Зачем директору государственного магазина продавать колбасу по 9 рублей незнакомым ему людям, если можно распределить среди знакомых и родственников? Простейшая экономика. "На их месте так бы поступил каждый" (С).
    Так вот. С 1 января 1992 года цена колбасы стала определяться по формуле, что на картинке выше. Помимо того разрешили торговать всем и каждому чем попало. В общем, денег у государства нет от слова вообще, зарабатывайте сами, как сумеете. Честно и, что главное, единственно возможный выход в ситуации полного 3,14##еца того уё#ища, которым была советская экономика.
Спартак Мишулин- Саид
    Мгновенно возникли торговые зоны в местах, где бывает много народа. У станций метро, например. У перехода с Невского через Лиговский к Московскому вокзалу. Первые ларьки появились году ещё в восемьдесят восьмом, тут их количество стало резко расти. Кстати, отчасти решалась и проблема трудоустройства. Не западлО, например, пойти продавцом в ларёк было артисту Спартаку Мишулину (Карлсон, Саид из "Белого солнца пустыни"). Денег в бюджете не было вообще, финансирование театров в этой ситуации по логике на одном из последних мест.
     Кстати, цены в январе девяносто второго выросли на товары, которые ранее должны были продаваться по фиксированным государственным ценам, и поэтому просто распределявшиеся директорами магазинов по "нужным людям". 
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий