воскресенье, 28 апреля 2019 г.

Почему история так и не закончилась. Часть 5

       Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6
     Отрезок времени до Горбачёва, отмеченный "гонками в катафалках по Красной площади" мною описан в статье "Славное трёхлетие. 25.01.82- 10.03.85".
     О периоде между Горби и Пу я рассказывал в статьях "Развилки истории": "1985 год"; "1990 год"; "1991 год"; "1993 год"; "1996 год"; "1997- 1999 годы. Последняя развилка и начало конца".
                                           *  *  *
      Сейчас многие иронизируют над Френсисом Фукуямой, опубликовавшим в 1989 году статью "Конец истории?", а в 1992 книгу "Конец истории и последний человек". Идея в том, что закончилось противостояние между двумя полярными политическими течениями, одно из которых утверждало ценности свободы и на одном из первых мест свободы экономической деятельности для всех и каждого. Стимулирование пряником.
    Другое базировалось на безумной утопической (и уже ранее опровергнутой практикой хотя бы в эксперименте Роберта Оуэна) идее "сына юриста" из Трира, что переход средств производства из рук рачительных хозяев в руки безответственных разгильдяев приведёт к повышению производительности труда. Общества, созданные на основе второй идеи могли существовать только при постоянном насилии, то есть стимулировании кнутом. Когда в середине пятидесятых решили убрать кнут, всё рассыпалось, см. выше дневниковые записи писателя Нагибина и партийного функционера Черняева.
     Во второй половине восьмидесятых, когда уже и Китай перешёл на пряничное стимулирование, иного выхода у Советского Союза просто не было. Вопрос был в методиках и темпах перехода, подробнее в статьях "Развилки истории". Вот Фукуяма и выдвинул идею, мол, если несвободный мир, мир Зла, решил стать свободным, значит больше нет глобального противостояния между обладающими ядерным оружием державами, и те, и другие смогут существенно снизить свои военные расходы, направив средства на более актуальные нужды людей. И будет жителям планеты Земля счастье.
     Да, оставался исламский фундаментализм, основанный на убеждённости некоторой части жителей планеты, что именно их образ жизни и модель поведения являются единственно правильными, "высокодуховными", то есть, и кто взорвёт с себя вместе с "бездуховными" личностями, не разделяющими "духовных" ценностей, тот окажется в раю в объятиях райских гурий (во второй половине восьмидесятых в высшей лиге советского футбола играла грузинская команда "Гурия" из города Ланчхути), а "бездуховные" просто сдохнут.
    Фукуяма наивно полагал, если обладающая огромными запасами ядерного и обычного оружия, да к тому же сильными спецслужбами держава примкнёт к миру Добра, цивилизации ровных дорог и чистых туалетов, бороться с исламским фундаментализмом, который последние десятилетия отождествляется с международным терроризмом, будет намного легче, и победа в конечном итоге окажется за силами Добра.
     В общем-то лет десять оно так и шло. Россия ступила на общецивилизационный путь развития, который, что в Европе, что в Америке, что в Юго-Восточной Азии или Австралии ведёт к существенному росту уровня жизни населения. Признаки оного были уже в середине нулевых.    
     Такой факт: практически у всех моих знакомых, а также одноклассников дочери в середине девяностых были видеомагнитофоны, которые ещё в девяносто первом казались несбыточной мечтой, ибо имели стоимость в десять- пятнадцать средних зарплат. В конце девяностых почти у всех были персональные компьютеры. В начале нулевых, благодаря проведённым реформам и росту цен на нефть, подъём уровня жизни стал очевиден.
     Россия в девяностые постепенно становилась частью мира ДобраТого мира частных жилищ, ровных дорог, чистых туалетов, в котором клубника появляется не в июне, а в шесть утра, о необходимости защиты которого говорил Черчилль в Фултонской речиРоссийская власть умела делать ошибки, но исправлять их могла тоже. Ельцин войну в Чечне начал, он же при помощи генерала Лебедя в Хасавюрте её завершил. 
     После ускоренной приватизации с несколько левыми залоговыми аукционами, принесшими тем не менее очевидную пользу экономике, убыточные гос.предприятия в частных руках чуть не мгновенно стали давать прибыль (об этом не раз говорил и писал тогдашний министр по налогам Александр Починок), Немцов и ещё не скурвившийся Чубайс предложили Ельцину программу строительства "народного капитализма":
      Катастрофическое падение цены нефти до 9 долларов в 1998 году, наряду с ошибками самих реформаторов, упорно державших курс доллара на 6 рублях вплоть до самого дефолта, воспрепятствовали реализации этой программы. После этого начались шараханья с выбором преемника, в конечном итоге приведшие к сегодняшней катастрофе
    Хотя начало нулевых этого краха не предвещало. Новый президент с молодых лет следовавший совету Шарля Мориса Талейрана "одеваться во всё серое и не проявлять инициативы" до начала нулевых озвучивал тезисы, характеризовавшие его, как человека либеральных и демократических взглядов. Он и сейчас, случается, что-нибудь либеральное брякает. Но это уже полностью описывается поговоркой "Сказал, как в лужу пё#нул".  Потому как "духовные скрепы" ни с либерализмом, ни с демократией, ни с прогрессом несовместимы.
                                           *  *  *
     С одной стороны в начале нулевых всё шло вполне неплохо. Мощно попёрли вверх цены на нефть, что наложилось на реформы девяностых и дало всплеск экономики и уровня жизни. Чего не было при Брежневе: высокие цены на нефть стояли, а всё только ухудшалось. Выдержки из дневников Нагибина и Черняева см. выше. Основанная на стимулировании кнутом модель экономики после отмены кнута (посадок и расстрелов) оказалась полностью неработоспособной.
      Подробные объяснения случившегося в нулевые подъёма: "Почему на Руси жить хорошо", "Почему в нулевые стало лучше". Появилось стимулирование пряником и "всё заверте..." (С)
     ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий