СОДЕРЖАНИЕ:
Back in
the USSR. Из дневниковых записей
Прежде, чем перейти к собственным воспоминаниям,
беглый обзор дневниковых записей и мемуаров о СССР.
Гарет Джонс, советник британского
премьера Стэнли Болдуина, в 1930- 1933 годах неоднократно посещал СССР
(конкретно Украину) в качестве наблюдателя за ходом индустриализации. И стал
очевидцем того, что хо#лы называют голодомором, только вопреки их мнению оный
явился не следствием геноцида Кремля по отношению к украинцам, а платой за
сталинскую индустриализацию
В ранге советника по международным
вопросам Джонс контролировал поставку машин и оборудования на советские
стройки, в частности оборудования для шахт и паровозных депо на восток Украины.
Но посещал и Урал, и Сибирь.
На Украине, ссылаясь на крестьян,
пишет в дневнике: «Нет хлеба. Мы уже не ели хлеба пять
месяцев. Много людей умирает. Уже не осталось картофеля. Скот умирает. Нет и
лошадей? Как нам пахать весной?».
Вот что он пишет в статье в Daily
Express своём пребывании на Украине: «Я
остановился в доме у одной деревенской семьи. Их 9 человек, у всех вздувшиеся
животы от голода. Страх смерти объял избу. Картофеля не хватало, чтобы как-то
дотянуть до нового урожая. Когда я поделился куском своего белого хлеба и
маслом, одна женщина сказала: «Теперь я съела что-то такое хорошее, что могу
умирать спокойно». Когда вы едете на Полтаву, вы видите сотни пустых изб. В
селе на 300 домов только в сотне будут люди, остальные вымерли».
Ладно, это позже названный английским
шпионом и по неизвестной причине погибший в 1935 году в Монголии антисоветчик с
Запада. А вот дневниковая запись Ольги Берггольц. Которая в тридцатые была
правоверной сталинисткой, поддерживала процессы против
«троцкистско-зиновьевского блока», одобряла аресты и даже расстрелы знакомых ей
писателей и поэтов. Однако в 1939 году и сама «присела» на полгодика, что,
видимо, как-то повлияло на мировоззрение…
В 1949 году Берггольц во время
пребывания в Новгородской области пишет: «…Итак,
баба умирает в сохе, не вооруженная паспортом... Вчера<...> видела своими
глазами, как на женщинах пашут. Репинские бурлаки — детский сон…».
Что значило в сталинском СССР писать
в свой дневник такие строки свидетельствуют её же записи: «…не удастся даже написать того, что хочу: и за эту-то несчастную
тетрадчонку дрожу — даже здесь… …Юра прибежал из издательства дико
взволнованный и сказал, чтобы я уничтожила всякие черновики, кое-какие книжонки
из «трофейных», дневник и т.д… …сейчас ходят по домам, проверяя, «что читает
коммунист», т.е. с обыском…».
В начале пятидесятых Берггольц
лечилась от алкоголизма. Причина болезни, как она сама считала, находилась в
страшном расхождении с окружающей действительностью, с невозможностью мириться
с ложью и в то же время неизбежным участием во всеобщей лжи.
А вот мемуары человека из ЦК КПСС, с
1961 года работавшего референтом, а затем заместителем руководителя
Международного отдела, с 1986 по 1991 год помощником Горбачева по международным
делам. Черняева Анатолия Сергеевича:
«6
января 1976. На Новый год моя секретарша ездила в Кострому на
свадьбу дочери своего мужа. Спрашиваю:
- Как там? - Плохо.
- Что так? - В магазинах ничего нет.
- Как нет?- Так вот. Ржавая селёдка. Консервы - «борщ», «щи», знаете? У нас в Москве они годами на полках валяются. Там тоже их никто не берет. Никаких колбас, вообще ничего мясного. Когда мясо появляется - давка. Сыр - только костромской, но, говорят, не тот, что в Москве. У мужа там много родных и знакомых. За неделю мы обошли несколько домов и везде угощали солеными огурцами, квашеной капустой и грибами, то есть тем, что летом запасли на огородах и в лесу. Как они там живут!
Меня этот рассказ поразил. Ведь речь идет об областном центре с 600 000 населения, в 400 км от Москвы! О каком энтузиазме может идти речь, о каких идеях?»
- Как там? - Плохо.
- Что так? - В магазинах ничего нет.
- Как нет?- Так вот. Ржавая селёдка. Консервы - «борщ», «щи», знаете? У нас в Москве они годами на полках валяются. Там тоже их никто не берет. Никаких колбас, вообще ничего мясного. Когда мясо появляется - давка. Сыр - только костромской, но, говорят, не тот, что в Москве. У мужа там много родных и знакомых. За неделю мы обошли несколько домов и везде угощали солеными огурцами, квашеной капустой и грибами, то есть тем, что летом запасли на огородах и в лесу. Как они там живут!
Меня этот рассказ поразил. Ведь речь идет об областном центре с 600 000 населения, в 400 км от Москвы! О каком энтузиазме может идти речь, о каких идеях?»
Ниже приведу выдержку из дневниковых
записей про Кострому другого автора. А пока цитирую Черняева:
«25 апреля 1976. Вчера утром
пошел в молочную и булочную. Народу!.. Ворчание-симфония случайной толпы: мол,
вот, нет порядка, не могут организовать дело, две бабы на столько народа и не
торгуют, а ящики перетаскивают да коробки вскрывают... Выходной день, а тут
стой в очереди...и продуктов никаких нет...о твороге уж забыли, как он пахнет,
и т. д., и т. п. И вдруг над всеми грубый голос мужика лет 40.
- А
что вы хотите! У нас система такая. Эти бабы (продавщицы) не виноваты. Виноваты
те, кто за зеленым забором икру жрут. У них там и творог есть. А у нас в стране
хозяина нет. Хозяин только и делает, что о светлом будущем коммунизма
выступает, а с каждым годом все хуже и хуже.
Никто
не удивился, не возмутился. Это, видимо, привычное дело -такие речи в
магазинах. Толпа в основном поддакивала и благожелательно комментировала, в том
числе молодой милиционер, стоявший в очереди за молоком. <...>
В булочной бабы передрались из-за куличей».
В булочной бабы передрались из-за куличей».
Слушайте, это вам не Усть-Перепесдюйск
или Дивно#опск, это Москва!!!
«19 ноября
1977. 17-го - shopping. Oxford Street. Великолепные
магазины, от которых кружится голова, а неподготовленную москвичку может просто
хватить инфаркт. Народу в магазинах много, и покупают, покупают... Кунаев
как-то за столом мечтательно сказал: кризис, кризис, а всем завалены, и денег,
видно, много у всех!»
Значеццо
(учусь русскому у М.И.Веллера, олбанский постепенно забываю), отпраздновали
шестидесятилетие дома на трибуне Мавзолея, а после в Лондон погулять поехали.
Тогда по загранкомандировкам не так много народа шастало, но те, кому
доводилось, приезжали и рассказывали… Папа в начале 78-го посетил Бельгию с
Голландией, родившемуся внуку кофточку купил, будучи членом КПСС выдавил типа: «Живут же…»
А когда при Горби границы приоткрыли
и поехали массово, инфарктов вроде не было, но вот обмороки и истерики
случались. От увиденного изобилия. Реальный случай знаю. А вы спрашиваете, чего
СССР рухнул?..
«14 декабря 1977. Доклад
Байбакова (председатель Госплана). Такой тревоги и жесткости в оценке
экономического положения я не помню даже в его всегда несколько «пессимистических»
выступлениях. Положение скверное. Хуже, чем можно было предположить, и чем
прежде».
«13
ноября 1978. По мясу. Ростов-на-Дону: после вычета на ясли,
детсады, на рестораны и т. п. в розничную продажу поступает из расчета 1,5 кг
на человека в год! Есть лучше районы, но больше 7 кг на душу в год нигде нет».
Кто тут нам про восемьдесят
килограммов мяса на душу населения в СССР грузит?..
«20
ноября 1979 С 5 по 12 ноября был в Западной Германии <...>
Главное ощущение, которое гнетет до сих пор: отстали мы, невероятно отстали от
капитализма»…
Теперь выдержки из дневника артиста
Георгия Буркова:
«1971
год. Все мы – концлагерная самодеятельность. Очередь за пивом –
антиправительственная демонстрация».
«1974
год. … мы живем на чужой территории, нашу Родину оккупировали коммунисты. Это
не татаро-монголы, это свои, и, пожалуй, в этом секрет их успеха».
«1985 год. Появилась и распространяется очень опасная болезнь: национальная спесь,
национальный эгоизм».
«1989
год. СССР- это огромная зона…».
И, наконец, из уже цитировавшегося мною писателя Юрия Нагибина:
«1978
год. …На другой день познакомились с
Костромой. Город невелик и невзрачен, во дни Кустодиева он был неизмеримо
приглядней. Главная достопримечательность — ампирная каланча. Но хорош
Ипатьевский монастырь, меж Волгой и ее притоком. Там похоронен Пожарский. В
магазинах — серая ливерная колбаса, из-за которой убивают, сыр (!), овощные
консервы, супы в стеклянных банках с броской надписью «БЕЗ МЯСА», какие-то
консервы из загадочных рыб, которые никто не берет. Есть еще «растительное
сало», помадка, пастила и сахар. Остальные продукты в бутылках: водка и
бормотуха. Много пьяных на улицах и много печали во всем. Зашел побриться в
парикмахерскую. Воняла мыльная пена, воняли руки парикмахера, вонял паровой
компресс, нестерпимо вонял одеколон…
В
Суздале мы съели ужасающий обед в «харчевне». Он до сих пор отрыгивается мне и
снится по ночам. Я просыпаюсь с криком».
Еще одна зарисовка. Конец 70-ых, небольшая делегация наших сотрудников в Финляндии принимает линию по резке бумаги. Принимающая сторона приводит их на экскурсию в супермаркет. Менеджер магазина встречает гостей словами: у нас есть все! Если, чего то (из вами заказанного) не будет, компания оплачивает доставку к вам домой. Один из наших решил приколоться и наказать буржуев. Хочу, мол, свежий инжир. Он догадывался, что инжир в Финляндии не выращивается. А снятый с дерева,он (во всяком случае, азербайджанский) через 3 часа теряет товарный вид и превращается в кашу. Он уже предвкушал извинения финнов, но тут ему вынесли полукиллограммовую упаковку. Это был другой сорт, но все же - инжир! Пришлось все деньги,отложенные на костюм, потратить на ягоды.
ОтветитьУдалить