пятница, 28 августа 2020 г.

Чего и почему я анти...... и теория подковы

    Написал недавно статью насчёт когнитивных искажений и подумал, что у многих оппонентов, с кем часто устраиваю срач в Интернете, может возникнуть мысль о наличии таковых и у меня самого по причине, что позиционирую себя одновременно антикоммунистом и антипутинистом. Для меня это вполне естественная позиция, а вот для коммунистов, критикующих путинистов и путинистов, срущихся с коммунистами, она может казаться нелогичной.

   Как пояснил в упомянутой статье, когнитивный диссонанс- это дискомфорт от невозможности совместить в мозге две противоположных идеи. Видимо, мои оппоненты полагают, что у них в головах именно диссонанс, поскольку там не совмещается одновременность моего антикоммунизма и антипутинизма. Я же в этой статье хочу показать, что одновременность этих двух позиций очень даже логична и закономерна, таким образом, в их головах наличествует не диссонанс, а искажение.

   Ярые сетевые сторонники воспитанника Леонида Ионовича Усвяцова... Мне почему-то кажется, что не бесплатные, хотя это меня они нередко обвиняют в получении денег от Госдепа. Честно скажу: предложили бы, взял. Но не предлагают. Да. И, обвиняя меня в получении денег от Госдепа, сторонники ученика упомянутого дважды судимого тренера по самбо и дзюдо одновременно называют меня коммунякой. В их мозгах как-то укладывается принадлежность к коммунистам и сотрудничество с Госдепом. 

   Возможно, правда, не шибко грамотные тролли из ведомства Пригожина просто путают методички, по которым меня надо обзывать, поскольку либерастом называют тоже. И с последним определением я обычно соглашаюсь, т.к. в отличие от сотрудников Ольгино знаю, что это слово никак не связано с сексуальной ориентацией, а образовано от слова свобода. Либераст- сторонник свободы.

Картина Васи Ложкина

   Коммунистов- сталинистов, требующих "вернуть всё взад" в Сети тоже предостаточно. Среди них, как маразматики, желающие вернуть "лучшего друга детей и физкультурников", колбасу по 2-20 и вкусный пломбир, так и молодые люди, СССР вообще не заставшие или заставшие в раннем детстве. Часть из них, те, кто попроще, черпают идеи от бабушек и дедушек, подобных тем, что на картине Васи Ложкина.

   Другая часть, обучающаяся в вузах, получили эти идеи там от своих преподавателей. Имхо, бывшие советские кафедры марксизма-ленинизма хоть и позакрывали, но преподы-то никуда не делись, перешли на другие кафедры. Возможно даже теологии, теперь и такие есть, и диссертации на эту тему защищают. Помню, дочь стала приносить домой левые идеи из вуза, где обучалась в начале нулевых. Но это вскоре прошло, не встретив понимания в родительской семье.

   Итак, повторюсь. В Интернете постоянно ругаюсь со сторонниками совка, высказывая основанную на тридцатисемилетнем опыте жизни в оном точку зрения, что это было унылое говно. В этом меня часто поддерживают запутинцы, со своей стороны одновременно пишущие, какой ужас был в девяностые, покуда не пришёл великий и мудрый зав.клубом из Дрездена и всё не исправил.

   Последним я пытаюсь объяснить, что краб с галер к реальному подъёму экономики и уровня жизни начала нулевых отношения абсолютно никакого не имеет, причинами оного стали реформы девяностых, рост цен на нефть (с 9 долларов в 1998 году до 144 в 2008) и деятельность правительства Касьянова до 2003 года. В 2003 году делом "Юкоса" и снятием Касьянова начался разворот экономического курса (свободу слова уничтожили почти сразу), что в итоге привело к тому спаду, что имеем сегодня. Просто в экономике действует временной лаг- промежуток времени между действием и результатом.

   То есть, моя позиция, если рассматривать политический спектр, как плоскую шкалу, является центристской. Коммунисты и прочие леваки от меня слева, запутинцы- справа. При этом левые всех, кто справа от них называют либералами (либерастами, один пенис, как хотите, так и зовите), причисляя к числу оных и сторонников старика Кабаева. Сам старик, равно, как и его усатый пресс-секретарь, было давнее дело, высказались, как в лужу пёрнули, будто он на самом деле и либерал, и демократ. Но это такой чОрный кремлёвский юмор. Ни реальный либерал, ни настоящий демократ (это не одно и то же, ранее писал, сейчас не буду) с ёбнуленцем на одном болоте срать не сядет.

   Да. И у малограмотных левых, а таковых в этой среде очень и очень много, есть изумительное словосочетание "либерало-фашист". Просто напомню, что противниками либерализма и демократии (если постараться, цитаты можно нагуглить) себя называли Муссолини, Гитлер, Геббельс, Сталин, Мао... Как крайне правые, так и крайне левые.

   То есть. Существует понимание политического спектра, как одномерной линейной шкалы, где коммунисты слева, фашисты справа, а либералы с демократами в центре. Очевидно, что одномерность не может объективно отразить политическую позицию, поскольку, как выше написал, даже либерал и демократ далеко не одно и то же. Так, например, Аугусто Пиночет и Ли Куан Ю, отчасти Франсиско Франко, были сторонниками экономического либерализма, но никак не демократами.

   Политический спектр многомерен, осей более трёх, что не даёт возможности отобразить их все вместе графически. Я несколько раз проходил тесты на свои политические предпочтения. Вот, например, двумерная шкала. Очень похоже на диаграмму Нолана, только там вместо коммунитарной оси авторитарная. А это не одно и то же. Но тест по диаграмме Нолана я не проходил.


   Смущает положение Рейгана на коммунитарной оси. Насколько мне известно, на вопросы взаимоотношения государства и общества он высказывал взгляды, близкие взглядам Томаса Пейна, не раз цитировал обоих, здесь не буду. Кто знает, тот знает, мудакам неинтересно и непонятно, а кому интересно, нагуглить может. Да и проводил Рейган весьма либеральную экономическую политику, получившую название рейганомики.

   Вот другой тест, показаны мои результаты:


   Здесь четыре оси. Как видите, на экономической оси я центрист, с незначительным трёхпроцентным уклоном в сторону социал-демократии. Есть несовпадение с первым тестом, где вышло, что правый либерал. Несомненно я сторонник экономического либерализма, минимального вмешательства государства в экономику. Но в то же время придерживаюсь мнения, что слабых членов общества надо поддерживать за счёт сильных. Через перераспределение налогов. Это социал-демократическая позиция. Вопрос, кого считать слабым и в какой мере поддерживать. Очевидно, что в современном западном мире маятник чрезмерно качнулся в социал-демократическую сторону. Дармоедов на шее государств Цивилизованного Мира очень много, но рыночная экономика покуда справляется. 

   Человек я мирный, сторонник сближения с Цивилизацией Ровных Дорог и Чистых Туалетов, даже не сближения, а стремления стать частью этой цивилизации.  Разговоры об агрессивности НАТО, считаю паранойейНе хочу никого убивать, ничего ни у кого отнимать. Не могу ничем иным, как психической патологией, объяснить службу людей в разных гвардиях, полициях, частных военных компаниях друзей солнцеликого, где им предоставлена возможность не только безнаказанно пытать и убивать людей, но ещё и деньги за это платят. "Вся эта погань испытывает наслаждение, не только издеваясь над теми, кто попал в их лапы, она же наслаждается и собственными своими унижениями в лапах того, кого считает выше себя" (А. и Б. Стругацкие, "Отягощённые злом")

   На оси государственности я либерал, сторонник того, чтобы государства в жизни людей было как можно меньше. Ибо прекрасно понимаю, что это я плачу деньги "птенцам гнезда" Леонида Ионовича У., а не они мне. Чем меньше государства, тем больше возможностей для улучшения качества жизни людей.

   И на социальной оси я прогрессист, то есть, не сторонник традиционных ценностей. Если бы человечество придерживалось упомянутых ценностей, по сей день жило бы в каменном веке. В силу своего либертарианства полагаю, что любой человек имеет право делать, что ему нравится, если это не нарушает аналогичных прав других лиц. Хочешь поклоняться мифическому существу, состоящему из двух близких родственников мужского пола и некой газообразной субстанции- поклоняйся. Хочешь по взаимному согласию заниматься сексом не вполне традиционным образом- занимайся.

   Отвлекусь на скользкую тему. Если Криэйтору... не тому мифическому существу, про которое бородатые мужчины в женских одеждах с крестами на больших животах, а Криэйтору Бенедикта Спинозы и Альберта Эйнштейна надо, чтобы небольшой процент населения имел такую вот нестандартную ориентацию, значит, в том есть какой-то умысел. В природном уране, например, изотопа уран-235 0,7%, но именно он является ядерным топливом. Так и тут. Чтобы было кому музыку сочинять, в балете танцевать, кутюрье трудиться...

   Ну, и ещё мой прогрессизм (см. нижнюю шкалу) заключается в том, что, имхо, не приемлю никакой идеологии. Возможно кроме свободы личности и повышения качества жизни людей. Причём всех, а не только тех, кто в секции дзюдо занимался или в спецслужбе с кем надо был. Для идиотов поясню: качество жизни далеко не только еда, а все шкалы пирамиды Маслоу. И как можно большее число людей должно удовлетворять потребности высших уровней этой пирамиды. Это единственное, что я могу признать идеологией. Кстати, в США в середине прошлого века примерно так была сформулирована не идеология, а национальная мечта- каждой семье загородный дом и автомобиль.

   Это я кратко рассмотрел разные оси политических ценностей, снова вернусь к наиболее простой и традиционной одномерной. Где левые, правые и центр. Себя позиционировал, как центриста, поскольку являюсь политическим противником и левых, и правых. Казалось бы, если я либерал и демократ в одном лице являюсь противником тех и других, сколь же полярными должны быть различия между левыми и правыми.

   Ан нет. В девяностые в российском политическом лексиконе появился термин красно-коричневые. Приписывают Алле Гербер и Евгению Прошечкину. Так называли путчистов 1993 года, пытавшихся устроить вооружённый переворот в стране. Среди них были, как крайне левые коммунисты Анпилова, так и националисты Баркашова и сторонники Макашова с явно фашистскими взглядами. Потом появилась даже партия, синтезирующая одно с другим: Национал-большевистская партия Лимонова. Ну, и лидер официальных российских коммунистов дядюшка Зю ходит в церковь и, как и прочий российский официоз 3,14##ит про духовные скрепы.

   И ничего тут нового нет. Муссолини до того, как организовал фашистскую партию, был социалистом. Геббельс в молодости состоял в коммунистической партии. Почитайте двадцать пять пунктов Гитлера. Если отбросить из каждого пункта слово немцы, это вполне коммунистическая программа. Собственно, NSDAP- национал-социалистическая немецкая рабочая партия. И у российских большевиков, и у германских нацистов главное диктатура. Только у первых классовая, у вторых национальная. Не будем забывать, что многие "достижения" советского социализма типа кружков художественной самодеятельности, домов культуры, спортклубов придумал Муссолини. Сталин с Гитлером позже перенимали.

   Да, до 1933 года нацисты Гитлера и коммунисты Тельмана воевали друг с другам на улицах Германии. Но после победы первого тельмановцы в массовом порядке вступали в ряды NSDAP. Среди членов демократических и либеральных партий такого явления не наблюдалось. Коммунист в фашиста и наоборот перестраивается на счёт раз, человек либеральных и демократических убеждений в редчайших случаях.

   Не будем тут за российскую тусовку. Очень много политиков и людей из телевизора, считавшихся в девяностые за либералов и демократов, включая человека, чьё погоняло заканчивается на "ло", в нулевые переменили позицию на диаметрально противоположную. В девяностую у власти были всё же люди демократических и либеральных взглядов. Чтобы быть во власти и телевизоре надо самому было быть таким же. Сейчас всё переменилось. Само слово фашизм в России является ругательным, однако, режим является фашистским по всем известным критериям, подробнее опять же не буду, гуглите сами признаки фашизма по Умберто Эко, Лоуренсу Бритту и прочим.


   И ничего удивительного. Вот массовый электорат левых и правых. Те, кого Асланбек Андарбекович Дудаев, он же Владислав Юрьевич Сурков называл глубинным народом, а по простому тупое быдло. Про сходство социализма (советского и прочих азиатских образцов) и фашизма писал нобелевский лауреат по экономике Фридрих Август фон Хайек, писала Ханна Арендт. Общий признак систем- тоталитаризм, отрицание прав личности.

   «Падение охранительных стен между классами превратило сонные большинства, стоящие за всеми партиями, в одну громадную, неорганизованную, бесструктурную массу озлобленных индивидов… Они не нуждались в опровержении аргументации противников и последовательно предпочитали методы, которые кончались смертью, а не обращением в новую веру, сулили террор, а не переубеждение» (Ханна Арендт)

    Французский писатель и философ Жан-Пьер Фе выдвинул теорию подковы, согласно которой шкала левые- центр- правые является не прямой линий, а изгонута в виде подковы. Тут на картиночке я по собственному разумению, которое, безусловно можно оспорить, разместил политических лидеров, соответствующих тому или иному политическому направлению.

   Так понимаю место политических лидеров в спектре. Сам я в верхней части, слева или справа от центра судить не берусь. Я за свободу экономической деятельности, минимальное вмешательство государства в экономику. Принцип laissez- faire. Только через налоги, расходование которых, вне всяких сомнений под прямым и гласным контролем общества через разнообразные СМИ и НКО.

   Казино должно платить налог по более высокой ставке, чем завод детского питания- это и есть, имхо, допустимое вмешательство государства в экономику. Государственное предприятие в экономике возможно только в сфере естественной монополии. Например, водоканал или электросети. Технологически сложно, даже невозможно осуществить, чтобы жильцы одного многоквартирного дома получали воду от разных поставщиков. Тут допустимо государственное предприятие, опять же контролируемое многочисленными НКО. Иначе будут воровать.

   А вот собранные налоги должны тратиться в интересах общества и обеспечивать нормальный уровень жизни слабых членов общества, которые сами себе этот уровень обеспечить не в состоянии. Повторю: это сочетание экономического либерализма с умеренной социал-демократией. Мои взгляды могут в зависимости от ситуации колебаться чуть вправо или чуть влево от центра. А политически устойчивым будет то государство, где в таком узком диапазоне колеблются взгляды большинства. Об этом я писал в статье "Демократические качели".

   Где по моему личному скромному имхо на политическом спектре находится нынешний лидер России, видно на картинке. А мой антагонизм с коммунистами и фашистами вполне закономерен.

 Статьи о политике и экономике

Статьи о спорте и здоровье

Статьи о религии

Беллетристика от Razdolbaeff`a

История от Razdolbaeff`a

четверг, 20 августа 2020 г.

Когнитивные искажения, Столыпин и патриоты

   Немножко теории, незнакомой подавляющему большинству социальной группы, голосующей на выборах за воспитанника Леонида Ионовича Усвяцова, впрочем, кто это такой, они тоже обычно не знают. Когнитивный диссонанс- явление, возникающее в мозге при попытке совместить несовместимые понятия (взаимоисключающие параграфы- гуглите статьи на эти темы на Луркморе) и вызывающее при этом дискомфорт, обусловленный пониманием этой несовместимости.
   У электората воспитанника вышеупомянутого тренера по спортивным единоборствам, похороненного на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга с эпитафией "Я умер, но бессмертна мафия", диссонанса обычно не возникает по причине непонимания наличия противоречий. Противоречие есть, но они его не видят, просто потому что мудаки. Плохо учились, пиво в подворотне пили вместо учёбы, как честно сказал в начале нулевых воспитанник того, кто покоится на Большеохтинском.
   У представителей этой группы населения возникает не диссонанс, а когнитивное искажение, то есть, в их мозге прекрасно совмещаются оба понятия при всей их противоречивости, не вызывая дискомфорта. При невозможности совместить взаимоисключаюшие параграфы мозг "простого человека" считает правильной ту информацию, которую понимает, непонятную же отбрасывает. 
   Почему, например, в конце 1991 года в СССР не было еды? Потому что её украли редактор отдела экономики газеты "Правда" Гайдар и доцент Ленинградского инженерно-экономического института Чубайс. Просто и доступно.
   На вышеупомянутом Лурке приведён пример одновременно диссонанса и искажения, хотя там это пример только диссонанса. Человек в доме с электроплитами, купивший газовую плиту и спрашивающий у вас переходник с 380 вольт на газ, испытывает когнитивное искажение, а вы, до этого считавший данного человека психически здоровым, когнитивный диссонанс. Understand?..
                                                 *  *  *
   От краткого пояснения различий между когнитивным диссонансом и искажением, "как какое-то кенгуру" (С) перепрыгну к реформатору российской экономики более чем столетней давности Петру Аркадьевичу Столыпину, с одной стороны жёсткими методами подавлявшему левых маргиналов, а с другой стороны стремившемуся к защите частной собственности и предпринимателей от произвола со стороны государства. В первую очередь в аграрном секторе, но тогда именно это и было первоочередной задачей в крестьянской стране.
   Оставлю в стороне так называемый "Столыпинский клуб", ассоциируемый с вполне лояльной Кремлю Партией Роста. Там, говорят, есть и вменяемые люди типа Потапенко, но они в меньшинстве. Главный же message, исходящий от лидера партии Титова- надо напечатать денег и дать их бизнесу под маленький процент. Примерно про то же Глазьев, Белоусов и иные государственники, только про ВПК. Как будто уже не печатали денег при Горбачёве, а потом и в первой половине девяностых, создав инфляцию в тысячи процентов. Грабли лежат там же, но про Партию Роста надо говорить отдельно. Замечу. Столыпин никогда не говорил и не писал, что надо напечатать много денег.
   Тут я о патриотах, которые в силу каких-то необъяснимых процессов в их мозгах ухитряются поклоняться одновременно и Столыпину, и воспитаннику Леонида Ионовича Усвяцова. Лично я убеждён, что первый со вторым не то, что на одном болоте срать бы не сел, а имей власть, отправил бы человека. известного нам под разными именами и прозвищами, в том числе с окончанием "ло" куда-нибудь в "столыпинском вагоне". А может быть и подвязал бы ему "столыпинский галстук". Ибо два этих человека антиподы в своих убеждениях и действиях.
   Вот аватарка из профиля человека, ярого сторонника воспитанника Леонида Ионовича, а также батьки Лукашенко. При этом, как можете догадаться, на аватарке не Алексей Альпов, а Пётр Столыпин. Который, как написано выше, срать бы с людьми, которых уважает Альпов, на одном болоте не сел. Указанный же Альпов непостижимым образом ухитряется совмещать в головном мозге уважение к столь противоположным людям. Рассмотрим подробнее. 
   Да, это Столыпину принадлежат слова: м нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия". Вопрос лишь в том, что считать великой Россией. Вышеупомянутый тренер по самбо и дзюдо Усвяцов, как и его воспитанники, больше всего на свете уважали и уважают грубую силу, умение начистить кому-нибудь е#альник. Собственно, по этой причине "раб на галерах" и пошёл сперва в секцию самбо, а потом в КГБ. 
     «Сила всегда привлекает людей с низкими моральными качествами».
(Альберт Эйнштейн)
     «Русские ничем не восхищаются так, как силой, и ни к чему не имеют меньше уважения, чем к слабости, особенно слабости военной».
(Уинстон Черчилль) 
   На картинке яркий пример "ватного" восприятия "великой России". Нет бы написать "Честный президент- честная Россия", "Умный президент- умная Россия", "Добрый президент- добрая Россия". Нет. Альповым нужен сильный. Чтобы кому угодно е#альник мог начистить. Особенно людям, живущим в странах, где более высокий уровень жизни, чем в России. Или стремящихся к этому.
   А хотел ли чистить е#альники жителям соседних стран Пётр Аркадьевич Столыпин? Премьер-министром он стал уже после поражения России в русско-японской войне, но часто высказывался, что этой войны надо было избежать. В 1909 году из-за боснийского кризиса, который, как всегда, замутили "братушки" сербы, чуть было не началась на пять лет раньше Первая мировая война. Николай Второй был готов её начать, только позиция Столыпина воспрепятствовала этому.
   В том же 1909 году Николай встречался с кайзером Вильгельмом, присутствовал и Столыпин. Кайзер много лет спустя вспоминал, что тот говорил о необходимости всеми силами и средствами избежать войны между Германией и Россией. Мирная позиция Столыпина была основана на его мнении о необходимости двадцати спокойных (без войн!) лет для проведения внутренних реформ и подъёма экономики России. В четырнадцатом году его уже не было, началась Первая мировая, следствием которой стали и большевистский переворот, и Вторая мировая.
   "Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России" (П.А.Столыпин)
   Пётр Аркадьевич выступал за развитие экономического сотрудничества с США, привлечение американцев на условиях концессий в Сибирь для строительства железных дорог, добычи полезных ископаемых. Он считал, что у двух стран общие экономические интересы на столетия вперёд. Какой уровень экономического и технологического развития мог быть у России сегодня, приди сюда американцы, не случись войн и революции. Послевоенные Германия и Япония вам примером.
   Американские банки связывали концессии и кредиты с чертой оседлости в России, Столыпин принимал меры к её отмене. "Я считаю, что нужно отменить это позорное пятно в истории России. Оно ни к чему не ведет, кроме как к тому, что огромное количество людей этого очень талантливого народа могли бы пойти в бизнес, во все сферы государства России. И принести большую пользу государству. А если мы этого не сделаем, то многие из них пойдут в революцию. И Россия утонет в крови",- прямое обращение к Николаю Второму.
   Ещё цитаты:
   Вот так-то. Не в казне, не в танках, ракетах, дворце на мысе Идокопас, забугорных оффшорах, роснефтях и газпромах, а в богатстве населения. При этом под населением понимается не кооператив "Озеро", не самбисты с дзюдоистами из секции при спортклубе ЛМЗ (потом клуб "Турбостроитель") на Шепетовской улице (кстати, Большеохтинское там неподалёку), не сокурсники по юрфаку, не коллеги по КГБ, а всё население. На которое сегодняшней российской власти объективно насрать с высокой колокольни.
   Было бы не насрать, на те бешеные нефтетриллионы, что пришли в страну в нулевые. вполне можно было достичь к нынешнему году декларировавшихся в 2008 году в программе ПЖ и В (да-да, и ссылочки есть) средней зарплаты 2700 долларов, ста квадратных метров жилья на душу и т.п. Ладно уж про это, но хотя бы обустроить нормальную канализацию, а то четверть населения по сей день срёт в дырку между досками (данные Росстата и WaterAID).
    "Россия при Владимире Путине управляется как огромная корпорация, функционирование которой полностью подчинено задачам обогащения ее менеджеров" (В.Л.Иноземцев)
   Столыпину нужны были разумные и сильные, нынешней власти они не нужны. Политика Кремля направлена на выдавливание из страны собственных потенциальных джобсов, зворыкиных, бринов, масков...  
   Столыпин понимал, что государство политически и экономически стабильно, если среди населения высока доля среднего класса- состоятельных граждан, получающих деньги не от государства, а зарабатывающих их собственным трудом. 
   Этот класс начинал возникать в девяностые- начале нулевых, сейчас его доля снижается. Малый бизнес почти уничтожен "птенцами гнезда его"- силовиками, молодёжь, особенно образованная, стремится следовать маршрутом поросёнка Петра. Опора режима- силовики, чиновники, бюджетники, не создающие прибавочной стоимости, а сытно жрущие на деньги налогоплательщиков. 
   Ещё "отряды путина", можно не буду выкладывать фото этих безумных бабок. Ну, и "глубинный народ" по терминологии Асланбека Андарбековича Дудаева, он же В.Ю.Сурков. Тот самый "глубинный народ", кого Столыпин назвал пьяными и слабыми, про кого писал, что ему плевать на них, пусть подохнут, останутся крепкие мужики- труженики, мужики- накопители. На протяжении всего двадцатилетнего срока правления старика Кабаева этого мужика- труженика в России уничтожали как класс люди в погонах, "птенцы гнезда".
   "Граждане страны делятся на два класса: тех, кто платит налоги и тех, кто их получает и живёт за их счёт" (Томас Пейн)
   "Если неправильно управлять страной, все умные люди уедут" (Ли Куан Ю)
   «Можно пристроиться в госаппарате, который по популярности давно превзошел в умах молодежи всякие там Гарварды с Йелями. И стричь административную ренту. Карьера в госкорпорации, где правят вовсе не принципы меритократии, — вот мечта" (Георгий Бовт)
   Из письма Столыпина Л.Н.Толстому, выступавшему против частной собственности на землю: 
«Мне кажется, что отсутствие собственности на землю крестьян создает все наше неустройство. Природа вложила в человека некоторые врожденные инстинкты, как то чувство голода, половое чувство и тому подобные. И одно из самых сильных чувств это порядка – это чувство собственности. Нельзя любить чужое наравне со своим. Нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании наравне со своей землей. Искусственное в этом отношении оскопление нашего крестьянина, уничтожение в нем врожденного чувства собственности ведет ко многому дурному, главное, к бедности, А бедность по мне – худшее из рабств. И теперь то же крепостное право за деньги – вы можете так же давить людей, как и до освобождения крестьян? Смешно говорить этим людям о свободе. Или о свободах. Сначала доведите уровень их благосостояния до той, по крайней мере, наименьшей грани, где минимальное довольство делает человека свободным»
   Последняя фразу следует понимать так, что демократия не может возникнуть в голодном и нищем обществе. Показателен пример стран Юго-Восточной Азии- Южной Кореи, Тайваня, сперва построивших эффективную рыночную экономику, на основе которой возник состоятельный средний класс, потребовавший от власти перехода к демократии. Вот российская власть и стремится держать народ в нищете, препятствовать возникновению среднего класса.
   Частную собственность в России начинали создавать реформаторы девяностых. Плоды мы увидели почти сразу, несмотря на крайне низкие цены на нефть. Частник мгновенно наполнил рынок потребительских товаров, мы забыли слово дефицит. С начала нулевых пошёл обратный процесс- уничтожение частной собственности. Собственно, можно считать, что после дела Юкоса в России не стало частной собственности де факто.
   Как-нибудь приведу статистику по Юкосу- самой эффективной российской компании начала девяностых. Благодаря приватизации Юкос за несколько лет из убыточной компании стал прибыльной даже при крайне низких ценах на нефть. Абсолютно беззаконными методами Юкос был отобран у владельцев, передан государственной Роснефти, после чего эффективность значительно снизилась, Роснефть постоянно просит деньги у бюджета.
   После Юкоса отъём собственности у частника силовиками стал обыденным делом по всей стране. Евросеть, Арбат престиж- это, что на поверхности. По месту моего жительства братки в погонах отжали Колпинский пищевой комбинат, прославившийся упоминавшимся Задорновым слоганом: "Если будешь есть пельмени, будешь вечно жить. Как Ленин". Россия стала большой Кущёвкой, управляемой Цапками. Ну, или Кущёвка- модель России в миниатюре. И вы чего-нибудь иного хотели от воспитанников Усвяцова?..
   Частная собственность де юре, разумеется, существует. Вы можете ею владеть, заниматься бизнесом, покуда она не понравится какому-нибудь Цапку в погонах. Он придёт и отнимет. Как отняли Юкос, Евросеть и... счёт пос стране на многие и многие тысячи. То есть, де факто частной собственности в России нет.
   Вот именно против этого был Пётр Аркадьевич Столыпин, вот именно эту модель внедряли в России с начала нулевых, назвав её "вертикалью власти". Абсолютный беспредел цапков в погонах, полное отсутствие гарантий частной собственности. Думается, Пётр Аркадьевич согласился бы с более поздним высказыванием Алисии Зиновьевны Розенбаум:
   Написал это, чтобы люди, непостижимым образом совмещающие в своей голове уважительное отношение к П.А.Столыпину и воспитаннику Л.И.Усвяцова задумались над тем, как подобное вообще возможно. Ибо, повторюсь, случись Петру Аркадьевичу придти в нынешней России к власти, нынешней власти были бы уготованы вагоны и галстуки его имени.

среда, 5 августа 2020 г.

День в истории. Двенадцать пражских статей. Часть 3

   ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3
   Итак, как отмечено выше, бакалавр теологии и магистр искусств Ян Гус проникся реформаторскими идеями английского доктора теологии Джона Уиклифа. В 1396 году начал читать лекции в Карловом (Пражском) университете, в 1400 году принял сан священника, стал читать проповеди. В 1401 году декан факультета искусств, 1402- 1403 и 1409- 1410 г.г. ректор университета.
   В проповедях Ян Гус критикует попов, феодалов, бюргеров. Цитату я откуда-то передрал. Чего он критикует бюргеров, которые также буржуа по-французски, а в переводе горожане мне неясно. При этом считает себя сторонником церкви. Критикуя недостатки, хочет сделать её лучше. Это такой вид патриотизма, недоступный патриотам квасным, ватным, сивушным. Критиковать то, что ты любишь, чтобы сделать объект своей любви лучше. Вот некоторые положения учения Гуса, отличные от официальной позиции церкви:
   Помимо проповедей занимался реформой чешского правописания, добивался, чтобы каждый звук передавался отдельной буквой, для чего разработал диакритические знаки- -те, что пишутся над буквами. В русском языке это "ё" и "й", в чешском больше. 
   Например, буква R с загогулиной сверху, как над "й" передаёт звук "рж", чешское имя Иржи, мы полагаем, что это два звука, а чехи- один. Вероятно, мы просто неправильно произносим, а как правильно не знаем, чешский не учили. Кто учил английский, знает, что звук, передаваемый сочетанием букв th следует произносить, зажав кончик языка между зубами. Three- это не фри и не сри, а нечто среднее.
   Ещё Ян Гус перевёл библию на чешский язык. 
   В 1409 году в Пражском университете проводится реформа, ослабевает влияние немецкой профессуры, усиливаются позиции сторонников идей Джона Уиклифа. Идут дискуссии сторонников и противников этих идей, на стороне Гуса поначалу выступает архиепископ Праги, приглашает его выступить на синоде, но там под давлением большинства попов отказывается от поддержки.
   В 1409 году избранный в Пизе папа Александр Пятый, позже названный антипапой, издаёт против Яна Гуса буллу, позволившую пражскому епископату начать репрессии против него. Ещё в 1408 году были арестованы, обвинены в ереси и вынуждены отказаться от своих убеждений двое сторонников проповедника.
   На основании папской буллы епископат начинает преследовать Яна Гуса, запрещает его проповеди, сжигать книги. Однако, он пользуется поддержкой светских властей (Вацлава Четвёртого), влияние его среди прихожан продолжает расти, проповеди продолжаются. В 1411 году король Вацлав распорядился конфисковать владения священников, распространявших клевету на Гуса. Архиепископ пражский был даже вынужден бежать из Праги.
   В западном мире во все века церковь была самостоятельна в своих взглядах, не было того, что философ Леонтьев назвал византизмом. Можете представить, чтобы Гундяев против воспитанника Л.И.Усвяцова вякнул? А на Западе разногласия светской и церковной власти были обычным явлением. Стояние в Каноссе хотя бы. Или мушкетёры короля и гвардейцы кардинала...
   Сменивший Александра Пятого антипапа Иоанн Двадцать третий (Бальтазар Косса) издал против Гуса интердикт, запрещавший ему все церковные действия. Также запрещались богослужения в городах, предоставляющих ему укрытие. Дабы не подвергать интердикту всю Прагу, Вацлав посоветовал Гусу уехать в Южную Чехию, где местная шляхта не подчинялась папе. Там он продолжил свои проповеди, призывая вернуться к идеалам раннего христианства.
   В 1414 году германский император Сигизмунд вынудил Иоанна Двадцать третьего созвать в городе Констанца на Боденском озере рядом со Швейцарией Шестнадцатый вселенский собор, дабы покончить с троепапством и разобраться с ересями. На соборе был избран единый папа, им стал Мартин Пятый.
   На Констанцский собор был вызван и Ян Гус. Сигизмунд обещал ему личную безопасность, но попросту кинул. Тот даже не доехал до Констанцы, а был арестован и посажен в тюрьму в Готлибене, где находился два месяца и лишь позже доставлен в Констанцу. Семь месяцев Гус провёл в заключении в одной из комнат дворца, как пленник папы
   В мае низложенный Собором Бальтазар Косса бежал из Констанцы, что ухудшило условия содержания Яна Гуса. Чешские и польские дворяне, находившиеся там требовали освободить его и дать слово на Соборе. 5- 8 июня прошли слушания по делу Яна Гуса. От него требовали отречься от убеждений, он отказался и был приговорен к смертной казни.
   После вынесения приговора Сигизмунд и архиепископы снова приходили к Гусу, требуя отречься, но он опять отказался. 6 июля 1415 года был сожжён на костре. Есть легенда о старушке, подбросившей в костёр вязанку хвороста, на что Гус произнёс: "O sancta simplicitas (О, святая простота)". Сколько российских старушек подбросило бы хворост при сжигании любого оппозиционера за то, что тот выступает против воровства властью денег у этих самых старушек...
   Сразу после казни пражские дворяне заявляли какой-то протест, но никакого значения он не имел. Тихо тлело четыре года, волнения отмечались только на юге Чехии, где, как отмечалось выше, шляхта клала на папу.
   Оформлялось в организованные формы движение умеренных гуситов, названных чашниками. Они требовали, чтобы миряне, как попы имели возможность причащаться не только хлебом, но и вином, то есть, из чаши. Мне бы их проблемы. Хотя, если иметь ввиду степень оборзелости католических священников в ту эпоху, почти, как православных в России шесть веков спустя, наверно, понять можно.
   Вацлав Четвёртый, в отличие от младшего братца Сигизмунда Первого, организовавшего Собор в Констанце, относился к Гусу вполне терпимо. Однако, гуситская революция (этим термином движение называется в чешской истории) началась незадолго до его смерти от сердечного приступа. Нельзя исключать, что и послужила причиной.
   Восстание началось 30 июля 1419 года с конфликта между властями Праги и умеренными гуситами- чашниками. Кто-то из чиновников бросил из окна камень, попавший в чашу, которую проносили около ратуши. Бургомистра с чиновниками толпа во главе с гуситским священником Яном Желивским повыкидывала из окон, процесс получил название дефенестрации. Чисто чешское явление. Два века спустя с подобной дефенестрации в той же Праге началась Тридцатилетняя война.
   Желивский назначил новый городской совет, король Вацлав его одобрил, но 16 августа помер. Он поддерживал с гуситами нормальные отношения, в отличие от ставшего королём младшего брата Сигизмунда Первого, вместе с попами казнившего Гуса в Констанце. В ноябре 1419 года магистры Пражского университета предъявили Сигизмунду свои требования- "Четыре пражских статьи":
    Четвёртая статья была включена по настоянию радикального крыла гуситского движения- таборитов, считавших смертным грехом социальную эксплуатацию. По стране летом- осенью 1419 года прокатилась волна погромов монастырей и церковных владений. 
   Радикальные табориты организовали лагерь, некое подобие коммунистической общины на близ горы Табор на юге Чехии. Всякий приходящий в лагерь таборитов, независимо от происхождения, считался братом или сестрой. Общины делились на военные и семейные. Первые занимались исключительно военным делом, другие хозяйством. Были запрещены роскошь и увеселения.
   Свободное время проводили в беседах о лучшей жизни... Что-то напоминает, блин. Однако, были у таборитов и такие гуманные требования, как веротерпимость, отмена смертной казни. Во главе таборитов стояли священники и военные руководители, на первую роль выдвинулся упоминавшийся выше в связи с Грюнвальдской битвой Ян Жижка.
   Король Сигизмунд статьи не принял, организовал крестовый поход против гуситов, в котором приняли участие немецкие рыцари и чешские дворяне- католики. 14 июля 1420 года на горе Витков близ Праги объединённое войско пражан и таборитов под командованием Жижки разгромило крестоносцев. Потом было ещё четыре крестовых похода против гуситов, все заканчивались неудачно.
   Воодушевлённые победой табориты выдвинули свою гораздо более радикальную, чем у чашников программу "Двенадцать пражских статей". 5 августа 1420 года, шестьсот лет назад. Седьмая статья требовала отмены "немецкого права", что предполагало отмену феодальных отношений. Тогда же в августе двадцатого пьяные табориты (вот тебе и никаких увеселений) разграбили монастырь в Збраславе, осквернили могилу покоившегося там Вацлава Четвёртого.
   Чаславский сейм в 1421 году лишил Сигизмунда трона, было создано земское правительство. Трон предлагали польскому королю, внуку Гедимина и тверского князя Александра Ягелло, но тот, посовещавшись со своим окружением, отказался. Предложенный кандидат от Польши и Литвы Сигизмунд Корибутович не получил поддержки среди чехов. Хотя пятитысячный корпус литвинов (будущих беларуосв) под его руководством на стороне гуситов повоевал.
   А табориты под руководством Жижки не только отбивали крестовые походы извне, но и сами начали ходить походами в соседние земли, прежде всего в Германию и Австрию. Нести свет мировой революции, так сказать. Не шучу. исходным пунктом их программы являлось учение о начавшемся мировом перевороте, который должен закончиться победой добрых людей над злыми. То есть, насильственным устранением "грешников и противников закона божьего". Под последними они понимали феодалов, королевских чиновников, высшее церковное руководство.
Вагенбург
   Ян Жижка был умелым военачальником, успешно применял такое древнее изобретение военного искусства, как вагенбург, в России назывался гуляй-город, был применён воеводой Михаилом Воротынским в битве при Молодях, позже использовался американскими переселенцами на Запад в сражениях с индейцами.
   В 1424 году Жижка умер от чумы, военным вождём таборитов стал Прокопий Голый, при нём походы за пределы Чехии продолжались. Однако, как понимаете, столь экстремистская программа устраивала далеко не всех в самой Чехии, разногласия между чашниками и таборитами нарастали,первые стали склоняться к компромиссу с католической церковью, если та пойдёт навстречу их требованиям. Что, в конце концов позже и случилось.
   Существует антигуситское письмо Жанны Д`Арк, в котором та призывает крестоносцев выступить против гуситов. Правда, написано не её рукой, а рукой секретаря. Орлеанскую деву в среде гуситов уважали, поэтому есть мнение, что это фейк.
   Снова вспомню польского короля Ягелло. Который внук Гедимина и тверского князя Александра, казнённого в Орде по доносу московского князя Ивана Калиты. Тридцатилетний Ягелло с войском, напутствованный матерью, дочерью Александра, шёл с войском на помощь Мамаю мстить внуку Калиты за деда, не успел на один дневной переход.
   В шестьдесят с двоюродным братом Витовтом громил крестоносцев под Жальгирисом- Грюнвальдом. До того способствовал развитию второго после Пражского в Восточной Европе Краковского университета (1364 г.). Хоть не он основатель, но университет носит имя Ягеллонского. Закончили его Франциск Скорина, Иоанн Павел Второй, артист Ежи Штур...
   А ещё состоял в переписке с Яном Гусом. В возрасте восьмидесяти трёх лет отказался выполнить требование папы направить польские войска на борьбу с гуситами.
   Чрезмерные экстремистские требования таборитов способствовали расколу в гуситском движении, теперь уже чашники и чешские католики воевали против таборитов и в 1434 году в битве при Липанах разбили их войско. Базельские компактаты признали право чехов на причащение под обоими видами, чего добивались чашники. Сигизмунд вновь стал чешским королём.
   В стране наступил длительный мир, церковь лишилась своих владений и доминирующих позиций в обществе. Политическая власть от короля перешла к сейму, в котором главную роль играло гуситское среднее дворянство и горожане (бюргеры, буржуа).
   В 1458 году королём стал этнический чех Иржи из Подебрад, после него пригласили Владислава из династии Ягеллонов, где есть кровь тверских князей.
   А 31 октября 1517 года немецкий священник Мартин Лютер... Но это совсем другая история. Хотя начало положено Уиклифом и Гусом.

День в истории. Двенадцать пражских статей. Часть 2

   ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3
   И вот после такого "дикого кренделя" вернёмся в средние века Чехии и не только оной, ибо мне лично история интересна одновременностью происходящих в разных странах событий. Например, в России отменили крепостное право, а в Лондоне запустили метро. Ну-ка, без подсказок, при каком русском царе Д`Артаньян въехал в Париж? Кто коронуется на царство в России одновременно с событиями, разворачивающимися в "Принце и нищем" Марка Твена?..
Королева Элишка,
последняя из Пржемысловичей
   В 1306 году умирает Вацлав Третий, последний король из чешской династии Пржемысловичей. Потом полтора века до Иржи Подебрада этнических чехов на чешском престоле не было. Четыре года идёт свистопляска, своего рода Смутное время, возникает даже аналог Семибоярщины, паны обращаются к ошивавшемуся ранее при дворе французского короля Филиппа Красивого императору Священной Римской империи Генриху Седьмому Люксембургскому дать им в короли сына Иоанна, женив его на дочери Вацлава Второго Элишке (Елизавете).
   В историю Чехии вошёл, как Ян Слепой, одновременно был королём Польши, но ни там, ни там почти не жил, участвуя в делах Западной Европы. Участиями в различных военных конфликтах истощил чешскую казну. При нём произошло усиление знати, стали возникать смуты. Пал смертью храбрых в битве при Креси 26 августа 1346 года. Это столетняя война, Ян воевал на стороне французов.
   Начало четырнадцатого века во Франции описано в романах Мориса Дрюона. Филипп Красивый, тамплиеры, папы римские и т.д. Хорошие книжки в СССР давали в обмен на 20 кг макулатуры, за четырёхтомник Дрюона, стало быть, мы с женой сдали 80 кг. А всего, начиная с 1974 года, когда эту макулатурную программу запустили, ну, никак не меньше тонны.
   В 1309 году начинается так называемое Авиньонское пленение пап, хотя никакого плена тут нет, папе римскому Клементу Пятому захотелось жить не в беспокойном Риме, а в более спокойной Франции.
   В улусе Джучи (Золотой орде) с 1313 года правит путин хан Узбек, в 1320 году сделавший ислам государственной религией. В 1318 году назначает внука Александра Невского, московского князя Юрия Даниловича первым секретарём Владимирского обкома великим князем Владимирским (главным над всеми русскими князьями), сместив с должности тверского князя Михаила, которого после пыток казнят.
   В 1322 году Узбек за финансовые махинации с данью смещает Юрия, назначает сына Михаила Тверского- Дмитрия. В 1325 году с Сарае (ставка татар в низовьях Волги) оба встречаются, Дмитрий убивает Юрия, татары казнят Дмитрия...
   Уточняю. Термин татары ни к казанским, ни к крымским отношения не имеет. А те друг к другу. Просто устоявшийся исторический термин тюркоязычных народов.
   Секретарём обкома великим князем назначают младшего брата Юрия- Ивана Калиту, тот начинает сперва деньгами, потом военной силой "собирание русских земель" вокруг Москвы. Потом насобирают "русских земель" до Вислы и Тихого океана.
                                               *  *  *
   А в Чехии после Яна Слепого королём становится его и Элишки сын Карл, который с 1346 года король Чехии Карел Первый, с 1355 года император Священной Римской империи Карл Четвёртый. Он и ранее управлял Чехией вместо отца. Был хорошо образован, знал пять языков, дружил с Петраркой. Утвердил в Праге архиепископскую кафедру, ранее подчинялись архиепископу из Германии.
Карлов мост, Прага
   В 1348 году основывает первый в Восточной Европе Пражский университет, много чего строит, в том числе Карлов мост, на котором я последний раз был в 1989 году.
   Карел покровительствовал торговле и промышленности, развивал виноделие, лесное и рыбное хозяйство. Это способствовало экономическому подъёму страны. Значительно были расширены владения чешской короны за счёт соседних германских и польских земель. Но исключительно мирным путём: покупкой и брачными союзами.
   В Золотой орде Узбек правил до 1341 года, Иван Калита до 1340. В 1339 году татары по доносу Калиты казнят тверского князя Александра Михайловича, чья дочь Иулиания позже выходит замуж за собирателя западных русских земель Ольгерда Гедиминовича, считающегося как бы литовцем, но всё это туманно. В 1362 году Ольгерд разбивает при Синих Водах татарское войско, один из предводителей коего носит исконно татарское имя Дмитрий, присоединяет к Великому княжеству Литовскому и Русскому Киев. На Иулиании Ольгерд женат вторым браком, первый сын у них Ягайло (по-польски Ягелло).
   После Ивана Калиты в Москве правит Симеон Гордый, будучи одновременно и Владимирским князем, в Сарае Джанибек, не без помощи матушки Тайдулы устранивший старших сыновей Узбека. В 1346 году Джанибек воюет в Крыму, осаждает Кафу Генуэзскую (Феодосию), в войске его начинается принесённая из пустыни Гоби (природный очаг) эпидемия чумы, он при помощи катапульты забрасывает чумные трупы в крепость генуэзцев, те же на кораблях везут болезнь в Италию.
   По Европе прокатывается эпидемия, вымирает 30- 60% населения, проходит Чехию, Польшу, ВКЛР, потом в Псков, оттуда в Москву. В 1353 году от чумы умирает Симеон Гордый и двое его сыновей. Князем становится сын Симеона Иван Красный, он же отец Дмитрия Донского.
   Джанибек умирает после кавказского похода в 1357 году, ему наследует сын Бердибек, и тут на сцене появляется Мамай, женатый на дочери последнего. В Орде, ранее именовавшейся Золотой, но после этих событий прекратившей своё существование начинается "великая замятня", за двадцать лет двадцать пять ханов... 
                                               *  *  *
   В семидесятые годы четырнадцатого века в Англии выпускник Оксфорда доктор теологии Джон Уиклиф, занимавшийся также физикой, математикой, логикой, астрономией, начинает читать курс лекций, в которых обвиняет католическую церковь в том, что она превратилась фактически в коммерческую структуру. Мол, ни Христос, ни апостолы не занимались тем, что косили бабло.
   Лондонский епископ пытался его привлечь к ответственности, но заступились светские власти. Однако, позже всё-таки под давлением церкви оксфордские богословы осудили учение Уиклифа, исключили из университета и отлучили от церкви.
Ян Гус
    Но брошенные зёрна учения таки проросли, в Германии и Нидерландах возникли религиозные и социально-уравнительные общины лоллардов, а где-то примерно в 1369-1371 годах в Чехии, городке Гусинец в бедной крестьянской семье родился Ян Гус, поступивший в недавно открытый Карлов (Пражский) университет, получивший по окончании степени бакалавра теологии и магистра искусств. С трудами Уиклифа он также ознакомился...
                                               *  *  *
   После смерти Карела Первого (чтоб не путаться я только про Чехию) в 1378 году королём становится его сын Вацлав Четвёртый. Одновременно начинается "великая замятня" (просто аналогии провожу) в католической церкви, названная Великим западным расколом. Не буду подробности, пап становится двое: один в Риме, другой в Авиньоне. Европа разделилась- одни за Рим, другие за Авиньон.
   В 1400 году у Вацлава отбирают германский трон, но королём Чехии он остаётся до смерти 16 августа 1419 года. На чешском троне его сменил младший брат Сигизмунд (матери разные), бывший королём Германии с 1410 года. С появлением в Праге Сигизмунда кутерьма и началась.
   В Орде, ставшей из Золотой не то Белой, не то Синей, Тохтамыш со своим вассалом Дмитрием, позже ставшим Донским, воюют с мятежным "полевым командиром" Мамаем, пытавшимся создать своё государство в Причерноморских степях. Потом Тохтамыш воюет уже со своим шефом Тамерланом, войска которого в 1395 году идут к Москве, но в районе Ельца внезапно разворачиваются и уходят.
   Мамая, а позже Тохтамыша поддерживает Великое княжество Литовское и Русское, где до 1392 года правит внук Тверского князя Александра Ягелло, ставший в 1385 году ещё и королём Польши и возглавивший польско- литовское войско в Грюнвальдской битве с Тевтонским орденом, состоявшейся 15 июля 1410 года.
Ян Жижка на чехословацкой купюре 20 корун. Расплачивался я такими.
   Чешские наёмники, согласно мудрости римского императора Веспасиана, присутствуют с обеих сторон. Есть версия, что национальный герой Чехии Ян Жижка, позже возглавивший таборитов, первоначально предлагал услуги своей ЧВК немцам, но всё же принял участие на стороне Ягелло.
   Между Англией и Францией с 1337 по 1453 год идёт Столетняя война. Аж сто шестнадцать лет.
   А в католической церкви в 1409 году пап становится уже не двое, а целых трое. Церковники решили собраться в Пизе и определиться, кто же таки папа. Однако, и римский Григорий Двенадцатый, и авиньонский Бенедикт Тринадцатый в Пизу приехать отказываются, и попы выбирают третьего- Александра Пятого. 
   Тот через год помирает, вместо него пизанские попы выбирают Иоанна Двадцать третьего, который был до того пиратом Бальтазаром Косса вместе со своими братьями, однако, по настоянию матушки закончил Болонский университет и стал попом. Английский историк Эдуард Гиббон обвиняет его в пиратстве, многочисленных убийствах, инцесте, содомии, изнасиловании трёхсот монахинь.
   Низложили его с должности папы на Констанцском соборе 20 мая 1415 года, однако, именно он этот собор открыл и выдвинул обвинения в ереси против Яна Гуса...
                                               *  *  *
   Итак, как отмечено выше, бакалавр теологии и магистр искусств Ян Гус проникся реформаторскими идеями английского доктора теологии Джона Уиклифа. В 1396 году начал читать лекции в Карловом университете, в 1400 году принял сан священника, стал читать проповеди. В 1401 году декан факультета искусств, 1402- 1403 и 1409- 1410 г.г. ректор Карлова университета.

День в истории. Двенадцать пражских статей

    ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3
    Шестьсот лет назад 5 августа 1420 года в Праге таборитами была выдвинута программа "Двенадцать пражских статей", направленная против католической церкви, немецкого засилья во властных структурах, а также феодальной системы отношений вообще. Можно сказать, в части, не касающейся религии, программа была коммунистической, но не марксистской, а скорее анархистской, нечто похожее проповедовал позже князь П.А.Кропоткин. Упоминаю именно его, потому что читал, а вот Бакунина и Прудона не читал.
    У чехов помимо двенадцати статей были ещё две тысячи слов. У Гитлера двадцать пять пунктов, у Шаталина и Явлинского пятьсот дней, у Наполеона в пять раз меньше. У тех же чехов, но не таборитов, а чашников годом ранее было четыре статьи, в Германии веком спустя (крестьянское восстание Томаса Мюнцера) статей было тоже двенадцать, отчасти они походили на статьи таборитов.
                                                   *  *  *
   Чего мне эти чехи, какое они отношение имеют к России? 
   К той России, которая Московия, абсолютно никакого, это века до двенадцатого у киевских и галицких князей с Чехией, Богемией, Моравией (не будем вникать, для нас почти то же самое, как Тверь, Москва, Рязань...) были какие-то отношения. Иногда воевали, иногда дружили, всё как везде.
   Потом восточная часть Киевской Руси отъехала под Золотую Орду, став её частью, а позже фактически наследницей, по сей день сохраняющей в структуре и управлении элементы, принесённые завоевателями с Востока. Только великий хан именуется на западный манер президентом, что сути его великоханства не меняет. 
   В современной России почти всё носит гибридный, как выражается Екатерина Шульман, характер. Авторитаризм- это демократия, "либеральная" экономика основана на государственных корпорациях, "война- это мир, свобода- это рабство, незнание- сила..." (С)
   Киевская же Русь, та, которая по словам В.И.Новодворской "осталась дома", была объединена литовскими (условно литовскими, они все русские) князьями в Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское  (ВКЛР). До 1830 года Литва- это сегодняшняя Беларусь, беларусы- литвины. Лишь после Первой мировой войны северная часть большой Литвы, заселённая западными балтами- аукшайтами и жемойтами, взяла себе название Литва, а что было Литвой раньше, стало Беларусью.
   Я к тому, что к описываемым здесь событиям конца четырнадцатого- начала пятнадцатого веков Чехия (будем называть так, не упоминая Богемию и Моравию) была отделена от будущей России, а тогда Московского княжества территорией ВКЛР. Друг с другом, предположу, не общались совсем.
   Реально контакты возобновились в двадцатом веке, когда Австро-Венгрия, в составе которой с 1620 года оказались чехи, послала бравых солдатов Швейков воевать с Россией, те массово сдались в плен, из них организовали чехословацкий корпус, но повоевать в обратную сторону он уже не успел, зато сумел организовать в России гражданскую войну и, по мнению конспирологов, с3,14##ить царское золото, на которое в короткий промежуток между двумя войнами создать сильную промышленность. Чехи насчёт золота несогласны.
   И чего мне эти чехи?
   А вот есть у меня симпатия к этому народу и этой стране. Комплиментарность, как писал сын "монахини и блудницы". Не путать с комплЕментарностью из молекулярной биологии. Compliment (англ.)- приветствие, любезность, complement- дополнение. В Интернете массово приводится приписываемая Гумилёву цитата:
   Подумалось, неужто Лев Николаевич через Е написал. Его собственный текст нагуглить не удалось, пришлось брать с полки бумажную книгу "Древняя Русь и Великая Степь", М., Издательство АСТ, 2003 г. На странице 826 "Толковый словарь понятий и терминов", а на странице 829:
   Ну, слава Криэйтору...
   Так вот. Пишу я о чехах, потому что комплиментарен к этому народу. Также, как к евреям, хотя Гумилёв писал, что русские и евреи некомплиментарны. А я вот комплиментарен. Я вообще не очень характерный русский. Не среднестатистический. Из четырнадцати процентов, а не восьмидесяти шести. Пожилой венгр на ресепшн в гостинице, где я жил три месяца, при отъезде выдохнул в спину: "Вы хороший русский".
   Комплиментарность к евреям, означает моё доброе отношение именно к среднестатистическому представителю этого народа. Разумеется, я не комплиментарен к Генриху Ягоде, Беле Куну, Розалии Землячке, Льву Троцкому, Леониду Усвяцову с его воспитанниками Аркашей и Вовой, второй не еврей.
   Аркаша вообще уникум. Не поступить после школы в институт физкультуры- это надо уметь. У меня два одноклассника там учились. Саша Р.- кмс по лыжам, для этих экзамен был пустой формальностью, и Коля С.- второразрядник по конькам. Причём троечник. Поступил, однако. 
   А Аркаша пошёл в армию, в спортроту СКА, там у Усвяцова были связи. Как в ЛГУ знакомство с зав.кафедрой физкультуры Бобровым, вместе на Ленфильме у Массарского каскадёрили. Поэтому Вова попал на юрфак. А в Лесгафта, видать, не было. Военный институт физкультуры Аркаша позже закончил. А в двадцать первом веке по мановению волшебной палочки стал доктором педагогических наук и долларовым миллиардером...
   Таки я комплиментарен к евреям типа Каспарова, Немцова, Ходорковского, Брина, Кума, Цукерберга, Гейтса... Домашним книжным мальчикам. Сам такой. А вот к гопоте из подворотен не комплиментарен. 
   Кстати, вполне терпимо отношусь к Березовскому, Гусинскому, Абрамовичу. Первому в вину могу поставить только то, что именно он привёл к власти аркашиного друга. Для меня существует грань между девяностыми и нулевыми и людьми, ставшими богатыми в эти разные годы.
   А в Чехии бывал, работал с чехами. Знакомые мне чехи с высшим техническим даже внешне были похожи на евреев. Где-то читал, что чешские горожане- смесь собственно чехов, немцев и евреев. Одного из них, начальника отдела приводов СУЗ, носившего бороду, сотрудники за глаза звали Карл Маркс. Он ненамного старше меня, до выхода на пенсию работал главным инженером ядерной "Шкоды", потом стал техническим советником ген.директора.
   И на улице, в общественном транспорте люди мне нравились. По вечерам они в трамваях и троллейбусах из ресторанов и баров, которые там на каждом углу, домой возвращались. Все слегка поддатые, весёлые, доброжелательные. Алкашей, подобных нашим, видел один раз, сели такие в автобус. Народ от них шарахался, бабушек, предлагавших уступить место пьяненьким (у нас сие регулярно) не нашлось.
   А ещё я комплиментарен к чехам из-за двух случаев, когда в магазине продавщицы постарше меня (мне тогда было чуть за тридцать), по которым, видимо, проехал шестьдесят восьмой год, отказывались понимать по-русски, хотя, было видно, прекрасно понимали. И я им за это благодарен и комплиментарен к ним, поскольку их правота для меня очевидна.
   Среди чехов, с которыми мы работали, двое были из репрессированных в шестьдесят восьмом. Я лично в нашем советском Первом отделе видел бумагу с запросом их Первого отдела о разрешении им приезжать в СССР. Мы с начальником им такое разрешение дали. При Гавеле один из них с должности старшего инженера стал главой комитета по атомной энергии Чехословакии...
Вера Чаславска стоит, отвернувшись от советского флага. Мехико, 1968 г.
Вера Чаславска отворачивается от
советского флага. Мехико, 1968 г.
   А ещё среди репрессированных были великие чехословацкие спортсмены Вера Чаславска, вторая по популярности после Жаклин Кеннеди женщина мира в шестидесятые, и Эмиль Затопек. Папа и мама знаменитого чешского хоккеиста Яромира Ягра, 1973 г.р., отыгравшего всю жизнь под номером 68, познакомились в тюрьме, куда носили передачи своим отцам...
                                                  *  *  *
   И вот после такого "дикого кренделя" вернёмся в средние века Чехии и не только оной, ибо мне лично история интересна одновременностью происходящих в разных странах событий. Например, в России отменили крепостное право, а в Лондоне запустили метро. Ну-ка, без подсказок, при каком русском царе Д`Артаньян въехал в Париж? Кто коронуется на царство в России одновременно с событиями, разворачивающимися в "Принце и нищем" Марка Твена?..