Итак, как отмечено выше, бакалавр теологии и магистр искусств Ян Гус проникся реформаторскими идеями английского доктора теологии Джона Уиклифа. В 1396 году начал читать лекции в Карловом (Пражском) университете, в 1400 году принял сан священника, стал читать проповеди. В 1401 году декан факультета искусств, 1402- 1403 и 1409- 1410 г.г. ректор университета.
В проповедях Ян Гус критикует попов, феодалов, бюргеров. Цитату я откуда-то передрал. Чего он критикует бюргеров, которые также буржуа по-французски, а в переводе горожане мне неясно. При этом считает себя сторонником церкви. Критикуя недостатки, хочет сделать её лучше. Это такой вид патриотизма, недоступный патриотам квасным, ватным, сивушным. Критиковать то, что ты любишь, чтобы сделать объект своей любви лучше. Вот некоторые положения учения Гуса, отличные от официальной позиции церкви:
Помимо проповедей занимался реформой чешского правописания, добивался, чтобы каждый звук передавался отдельной буквой, для чего разработал диакритические знаки- -те, что пишутся над буквами. В русском языке это "ё" и "й", в чешском больше.
Например, буква R с загогулиной сверху, как над "й" передаёт звук "рж", чешское имя Иржи, мы полагаем, что это два звука, а чехи- один. Вероятно, мы просто неправильно произносим, а как правильно не знаем, чешский не учили. Кто учил английский, знает, что звук, передаваемый сочетанием букв th следует произносить, зажав кончик языка между зубами. Three- это не фри и не сри, а нечто среднее.
Ещё Ян Гус перевёл библию на чешский язык.
В 1409 году в Пражском университете проводится реформа, ослабевает влияние немецкой профессуры, усиливаются позиции сторонников идей Джона Уиклифа. Идут дискуссии сторонников и противников этих идей, на стороне Гуса поначалу выступает архиепископ Праги, приглашает его выступить на синоде, но там под давлением большинства попов отказывается от поддержки.
В 1409 году избранный в Пизе папа Александр Пятый, позже названный антипапой, издаёт против Яна Гуса буллу, позволившую пражскому епископату начать репрессии против него. Ещё в 1408 году были арестованы, обвинены в ереси и вынуждены отказаться от своих убеждений двое сторонников проповедника.
На основании папской буллы епископат начинает преследовать Яна Гуса, запрещает его проповеди, сжигать книги. Однако, он пользуется поддержкой светских властей (Вацлава Четвёртого), влияние его среди прихожан продолжает расти, проповеди продолжаются. В 1411 году король Вацлав распорядился конфисковать владения священников, распространявших клевету на Гуса. Архиепископ пражский был даже вынужден бежать из Праги.
В западном мире во все века церковь была самостоятельна в своих взглядах, не было того, что философ Леонтьев назвал византизмом. Можете представить, чтобы Гундяев против воспитанника Л.И.Усвяцова вякнул? А на Западе разногласия светской и церковной власти были обычным явлением. Стояние в Каноссе хотя бы. Или мушкетёры короля и гвардейцы кардинала...
Сменивший Александра Пятого антипапа Иоанн Двадцать третий (Бальтазар Косса) издал против Гуса интердикт, запрещавший ему все церковные действия. Также запрещались богослужения в городах, предоставляющих ему укрытие. Дабы не подвергать интердикту всю Прагу, Вацлав посоветовал Гусу уехать в Южную Чехию, где местная шляхта не подчинялась папе. Там он продолжил свои проповеди, призывая вернуться к идеалам раннего христианства.
В 1414 году германский император Сигизмунд вынудил Иоанна Двадцать третьего созвать в городе Констанца на Боденском озере рядом со Швейцарией Шестнадцатый вселенский собор, дабы покончить с троепапством и разобраться с ересями. На соборе был избран единый папа, им стал Мартин Пятый.
На Констанцский собор был вызван и Ян Гус. Сигизмунд обещал ему личную безопасность, но попросту кинул. Тот даже не доехал до Констанцы, а был арестован и посажен в тюрьму в Готлибене, где находился два месяца и лишь позже доставлен в Констанцу. Семь месяцев Гус провёл в заключении в одной из комнат дворца, как пленник папы
В мае низложенный Собором Бальтазар Косса бежал из Констанцы, что ухудшило условия содержания Яна Гуса. Чешские и польские дворяне, находившиеся там требовали освободить его и дать слово на Соборе. 5- 8 июня прошли слушания по делу Яна Гуса. От него требовали отречься от убеждений, он отказался и был приговорен к смертной казни.
После вынесения приговора Сигизмунд и архиепископы снова приходили к Гусу, требуя отречься, но он опять отказался. 6 июля 1415 года был сожжён на костре. Есть легенда о старушке, подбросившей в костёр вязанку хвороста, на что Гус произнёс: "O sancta simplicitas (О, святая простота)". Сколько российских старушек подбросило бы хворост при сжигании любого оппозиционера за то, что тот выступает против воровства властью денег у этих самых старушек...
Сразу после казни пражские дворяне заявляли какой-то протест, но никакого значения он не имел. Тихо тлело четыре года, волнения отмечались только на юге Чехии, где, как отмечалось выше, шляхта клала на папу.
Оформлялось в организованные формы движение умеренных гуситов, названных чашниками. Они требовали, чтобы миряне, как попы имели возможность причащаться не только хлебом, но и вином, то есть, из чаши. Мне бы их проблемы. Хотя, если иметь ввиду степень оборзелости католических священников в ту эпоху, почти, как православных в России шесть веков спустя, наверно, понять можно.
30 мая 1416 года в той же Констанце по решению того же Собора, длившегося до 1418 года был сожжён один из соратников Гуса, впрочем, более радикальный, Иероним Пражский, до того трудившийся в основанном в 1364 году Краковском (это Польша, кто не знает), другое название Ягеллонском, университете. Ягелло, напомню, король Польши с 1385 года, внук тверского князя Александра, казнённого татарами по доносу московского князя Ивана Калиты.
Вацлав Четвёртый, в отличие от младшего братца Сигизмунда Первого, организовавшего Собор в Констанце, относился к Гусу вполне терпимо. Однако, гуситская революция (этим термином движение называется в чешской истории) началась незадолго до его смерти от сердечного приступа. Нельзя исключать, что и послужила причиной.
Восстание началось 30 июля 1419 года с конфликта между властями Праги и умеренными гуситами- чашниками. Кто-то из чиновников бросил из окна камень, попавший в чашу, которую проносили около ратуши. Бургомистра с чиновниками толпа во главе с гуситским священником Яном Желивским повыкидывала из окон, процесс получил название дефенестрации. Чисто чешское явление. Два века спустя с подобной дефенестрации в той же Праге началась Тридцатилетняя война.
Желивский назначил новый городской совет, король Вацлав его одобрил, но 16 августа помер. Он поддерживал с гуситами нормальные отношения, в отличие от ставшего королём младшего брата Сигизмунда Первого, вместе с попами казнившего Гуса в Констанце. В ноябре 1419 года магистры Пражского университета предъявили Сигизмунду свои требования- "Четыре пражских статьи":
Четвёртая статья была включена по настоянию радикального крыла гуситского движения- таборитов, считавших смертным грехом социальную эксплуатацию. По стране летом- осенью 1419 года прокатилась волна погромов монастырей и церковных владений.
Радикальные табориты организовали лагерь, некое подобие коммунистической общины на близ горы Табор на юге Чехии. Всякий приходящий в лагерь таборитов, независимо от происхождения, считался братом или сестрой. Общины делились на военные и семейные. Первые занимались исключительно военным делом, другие хозяйством. Были запрещены роскошь и увеселения.
Свободное время проводили в беседах о лучшей жизни... Что-то напоминает, блин. Однако, были у таборитов и такие гуманные требования, как веротерпимость, отмена смертной казни. Во главе таборитов стояли священники и военные руководители, на первую роль выдвинулся упоминавшийся выше в связи с Грюнвальдской битвой Ян Жижка.
Король Сигизмунд статьи не принял, организовал крестовый поход против гуситов, в котором приняли участие немецкие рыцари и чешские дворяне- католики. 14 июля 1420 года на горе Витков близ Праги объединённое войско пражан и таборитов под командованием Жижки разгромило крестоносцев. Потом было ещё четыре крестовых похода против гуситов, все заканчивались неудачно.
Воодушевлённые победой табориты выдвинули свою гораздо более радикальную, чем у чашников программу "Двенадцать пражских статей". 5 августа 1420 года, шестьсот лет назад. Седьмая статья требовала отмены "немецкого права", что предполагало отмену феодальных отношений. Тогда же в августе двадцатого пьяные табориты (вот тебе и никаких увеселений) разграбили монастырь в Збраславе, осквернили могилу покоившегося там Вацлава Четвёртого.
Чаславский сейм в 1421 году лишил Сигизмунда трона, было создано земское правительство. Трон предлагали польскому королю, внуку Гедимина и тверского князя Александра Ягелло, но тот, посовещавшись со своим окружением, отказался. Предложенный кандидат от Польши и Литвы Сигизмунд Корибутович не получил поддержки среди чехов. Хотя пятитысячный корпус литвинов (будущих беларуосв) под его руководством на стороне гуситов повоевал.
А табориты под руководством Жижки не только отбивали крестовые походы извне, но и сами начали ходить походами в соседние земли, прежде всего в Германию и Австрию. Нести свет мировой революции, так сказать. Не шучу. исходным пунктом их программы являлось учение о начавшемся мировом перевороте, который должен закончиться победой добрых людей над злыми. То есть, насильственным устранением "грешников и противников закона божьего". Под последними они понимали феодалов, королевских чиновников, высшее церковное руководство.
Ян Жижка был умелым военачальником, успешно применял такое древнее изобретение военного искусства, как вагенбург, в России назывался гуляй-город, был применён воеводой Михаилом Воротынским в битве при Молодях, позже использовался американскими переселенцами на Запад в сражениях с индейцами.
В 1424 году Жижка умер от чумы, военным вождём таборитов стал Прокопий Голый, при нём походы за пределы Чехии продолжались. Однако, как понимаете, столь экстремистская программа устраивала далеко не всех в самой Чехии, разногласия между чашниками и таборитами нарастали,первые стали склоняться к компромиссу с католической церковью, если та пойдёт навстречу их требованиям. Что, в конце концов позже и случилось.
Существует антигуситское письмо Жанны Д`Арк, в котором та призывает крестоносцев выступить против гуситов. Правда, написано не её рукой, а рукой секретаря. Орлеанскую деву в среде гуситов уважали, поэтому есть мнение, что это фейк.
Снова вспомню польского короля Ягелло. Который внук Гедимина и тверского князя Александра, казнённого в Орде по доносу московского князя Ивана Калиты. Тридцатилетний Ягелло с войском, напутствованный матерью, дочерью Александра, шёл с войском на помощь Мамаю мстить внуку Калиты за деда, не успел на один дневной переход.
В шестьдесят с двоюродным братом Витовтом громил крестоносцев под Жальгирисом- Грюнвальдом. До того способствовал развитию второго после Пражского в Восточной Европе Краковского университета (1364 г.). Хоть не он основатель, но университет носит имя Ягеллонского. Закончили его Франциск Скорина, Иоанн Павел Второй, артист Ежи Штур...
А ещё состоял в переписке с Яном Гусом. В возрасте восьмидесяти трёх лет отказался выполнить требование папы направить польские войска на борьбу с гуситами.
Чрезмерные экстремистские требования таборитов способствовали расколу в гуситском движении, теперь уже чашники и чешские католики воевали против таборитов и в 1434 году в битве при Липанах разбили их войско. Базельские компактаты признали право чехов на причащение под обоими видами, чего добивались чашники. Сигизмунд вновь стал чешским королём.
В стране наступил длительный мир, церковь лишилась своих владений и доминирующих позиций в обществе. Политическая власть от короля перешла к сейму, в котором главную роль играло гуситское среднее дворянство и горожане (бюргеры, буржуа).
В 1458 году королём стал этнический чех Иржи из Подебрад, после него пригласили Владислава из династии Ягеллонов, где есть кровь тверских князей.
А 31 октября 1517 года немецкий священник Мартин Лютер... Но это совсем другая история. Хотя начало положено Уиклифом и Гусом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий