пятница, 25 августа 2017 г.

День в истории. 26 августа 1382 года. Часть 2

      ЧАСТЬ 1
      ЧАСТЬ 2
      ЧАСТЬ 3
      Хан Узбек правит Ордой до своей смерти в 1341 году, после его «любимая жена» Тайдула с младшим сыном Джанибеком физически устраняют старшего сына Тинибека и сына Узбека от другой жены Хызрбека. Джанибек не без участия матушки правит до 1357 года.
     При нём происходит пандемия чумы в Золотой Орде, на Руси и в Европе. Началась она в пустыне Гоби, являющейся её природным очагом, в низовья Волги была занесена монгольскими войсками и торговыми караванами. Есть версия, что при осаде Джанибеком в 1346 году Кафы Генуэзской (ныне Феодосии), что в Крыму, в войске осаждающих началась эпидемия. Хан распорядился забрасывать трупы при помощи катапульты в крепость.
      Генуэзцы, отплывшие на корабле к себе на Апеннины, занесли туда и чуму, пандемия, длившаяся с 1346 по 1353 год, охватила всю Европу, в некоторых странах вымерло до половины населения. Предполагается, что на Русь болезнь была занесена не из низовий Волги, а уже из Европы. В Пскове чума появилась в 1352 году, в Москве в 1353-м. От неё умирает князь московский и владимирский, сын Ивана Калиты Симеон Гордый.
      В 1357 году Джанибек возвращается из закавказского похода, в котором ему удалось присоединить к Золотой Орде Азербайджан. По слухам возвращается не то раненым, не то больным. Одновременно возникает болезнь глаз у Тайдулы, та вызывает митрополита Киевского и всея Руси Алексия (Бяконта)…
      Да. Главным городом Руси ещё с Андрея Боголюбского (двенадцатый век) стал Владимир, а вот митрополия пока оставалась в Киеве.
      Алексий излечивает ханшу, что в последующем повлияло положительно на взаимоотношения Москвы и Орды. А вот к Джанибеку его не пускают, тот вскоре умирает.
      Картина Капкова Я.Ф. «Излечение ханши Тайдулы». Написано, что картина из Третьяковской галереи, но я там был в прошлом году, этой картины не видел, может в запасниках.
     И. На одном из сайтов натолкнулся вот на выдержку из «Жизнеописания первосвятителей и чудотворцев всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа», сост. А. Невский (?!-razdolbaeff), ― М., 1894:
     «У хана Джанибека три года страдала слепотою и другими болезнями жена, по имени Тайдула. Он, слышав о Св. Алексии, как о муже, по молитве которого Бог творит чудеса, посылает (в августе 1357 г.) к Великому Князю грамоту, в которой просит его прислать к нему человека Божия Алексия, чтоб он помолился Богу о даровании прозрения его жене. «Если,— писал хан,— по его молитвам исцелеет моя жена, то ты в мире со мною будешь; если не пошлёшь его ко мне, то с огнём и мечом пройду по твоей земле».
      Ну, вы поняли, да?.. Вообще-то, Тайдула Джанибеку мать. Это к цитате Вольтера, что «Вся наша история вымысел…»
                                                        *  *  *
      После смерти Джанибека ханом становится его сын Бердибек. Есть версия о причастности оного к смерти отца. Придя к власти, убивает всех окружающих батуидов, включая восьмимесячного брата, дабы исключить конкуренцию.
      Тут и появляется Мамай, женатый на дочери Бердибека Тулунбек-ханум. В 1357 году ему двадцать два года, но тесть назначает его на высший пост в государстве- беклярбеком. Он не чингизид, по словам Гумилёва монгол из рода в далёкие времена конкурировавшего с чингизидами. Точнее, по отцу- из монгольского рода, по матери из половецкого. Послужил прототипом героя украинского эпоса казака Мамая. До прихода к власти Бердибека управлял Северным Причерноморьем, в дальнейшем в этом регионе в низовьях Днепра и будет его ставка.
     В 1359 году некто Кульпа, происхождение которого неизвестно, объявляет себя сыном Джанибека, убивает Бердибека и захватывает власть. И понеслась… За двадцать с небольшим лет до Тохтамыша в Сарае сменилось около двадцати пяти ханов, каждый из которых объявлял себя чингизидом. Этот период получил название «великая замятня».
      От воцарения Кульпы до своей смерти Мамай вёл войну против правивших в Сарае ханов, декларируя возврат престола представителю рода батуидов. Сперва подобрал на эту роль некоего Абдуллу (Абдуллаха). И начал сближение с Европой, которой для него были Литва (Великое княжество Литовское и Русское) и генуэзская колония Кафа в Крыму.
      Кстати, Кульпу убил и сместил некий Навруз, также объявивший себя сыном Джанибека. Тайдула при этом вышла за него замуж. За своего внука, то есть…
                                                        *  *  *
      Москва в непонятках. Ханы из Сарая говорят, что правильные чингизиды они, и платить надо им, Мамай из низовий Днепра заявляет, чтобы заносили ему. Представьте, что в стране две налоговые инспекции, и обе требуют, чтобы платили им.
      После Ивана Калиты до смерти в 1353 году от чумы правит его старший сын Симеон Гордый, затем до 1359 года другой сын Иван Красный. Потом московским князем становится сын Ивана девятилетний Дмитрий, фактическим правителем при котором становится митрополит Киевский и всея Руси Алексий. Владимирский престол ханы из Сарая отдают суздальско-нижегородскому князю.
     В 1359 году Алексий едет в Литву, где его задерживают, отпускают по ходатайству Мамая. Мамай и Алексий договариваются о снижении дани, в 1362 году Мамай от имени Абдуллы выдаёт ярлык на владимирское княжение двенадцатилетнему Дмитрию. То есть, Дмитрий князь, Алексий правитель, дань платят Мамаю.
     В 1368 в Твери князем стал Михаил, сын казнённого в 1339 году в Орде князя Александра. Старшая дочь которого Мария была замужем за Симеоном Гордым, а младшая Ульяна (Иулиания) в 1350 году с согласия Симеона выдана за литовского князя Ольгерда, сына Гедимина и полоцкой княжны.
      В 1362 году Ольгерд, собиравший русские земли с западной стороны, разбивает в битве при Синих водах войско трёх ордынских князей, одного из которых звать Дмитрием (такие вот они, монголо-татары). Князья эти подчинялись Орде, которая в Сарае, хану Мураду  (Мюриду). После битвы Киев перестаёт платить дань Сараю, князем в нём становится сын Ольгерда Владимир от первого брака с Марией Витебской.
     Повзрослевший в Москве Дмитрий Иванович, поддерживаемый Алексием, решает вмешаться в тверские дела, с Михаилом чуть ранее у них случился конфликт. Своих сил у Михаила Второго мало, он обращается за помощью к мужу сестры Ольгерду, тот вмешивается, громит на реке Тросне московский сторожевой полк и осаждает Москву. В которой только- только построили белокаменный Кремль.
                                                     *  *  *
      Роман Сергея Бородина «Дмитрий Донской» читал школьником. Описание осады Москвы помню, не могу только вспомнить, как автор называет нападающую сторону- литовцами или литвинами. Потому как собственно литовцев- аукшайтов и жемайтов в ВКЛР было всего ничего, а литвины- вообще-то белорусы и частично украинцы.
      Ещё. Во время вильнюсских событий января 1991 года…
      Кстати (это у меня очередное «грубое смысловое соскальзывание») тогда дикторы ЦТ Татьяна Миткова и Дмитрий Киселёв (тот, тот) отказались зачитывать официальное заявление об этих событиях, а Невзоров напротив выдал репортаж с поддержкой действий вильнюсского ОМОНа по разгону демонстрантов. Как время меняет людей. Или не время?.. Если насчёт первых двух ясно, тут большие деньги, с Невзоровым не так.
     Ладно. Просто помню на каком-то обсуждении проблемы по телевизору кто-то из патриотов, имевших отношение к журналу «Наш современник», в ответ на упоминание вильнюсского спецназа патетически произнёс: «А почему вы забываете про спецназ Ольгерда под стенами Москвы?». То есть то же отождествление литовцев с жителями ВКЛР…
                                                     *  *  *
      Да. И осаждали Москву не только войска Ольгерда, там были войска и Твери, и Смоленска. В 1368 году осада длилась только три дня, с Запада в ВКЛР вторглись крестоносцы, Ольгерд был вынужден двинуться им навстречу.
     В 1370 году Москва опять начала боевые действия против Твери, и опять на помощь Михаилу пришли Литва и Смоленск. Снова осада Москвы, которая была снята после того, как стало известно, что на помощь Москве идут серпуховские и рязанские войска.
      В том же году умирает Абдулла, то есть законного хана у Мамая вроде как и нет, Москва отказывается ему платить, правда он скоренько находит ещё одного батуида, малолетнего Мухаммед Булака, которого провозглашает ханом, регентом при котором назначает любимую жену Тулунбек-ханум. Отметим также, что Мамай то захватывает Сарай, и посаженный им хан правит всей Золотой Ордой, то его оттуда изгоняют, и он правит только Северным Причерноморьем, называемым Мамаевой Ордой.
     То есть, в семидесятые годы конкретно в Сарае он сидел в 1370- 72 г.г. и 1375 году. Остальное время в низовьях Днепра.
      Из-за отказа Москвы платить дань, Мамай отдаёт ярлык Михаилу Второму Тверскому, но Дмитрий едет к нему на поклон, и ярлык возвращается в Москву. При этом Тверь с Москвой успевают повоевать ещё раз, в итоге Михаил признаёт верховенство Москвы.
      В 1374 году в Нижнем Новгороде, как пишет Гумилёв, по наущению епископа (или как там его) Дионисия убивают посла Мамая Сара Акы, Сарайку по-русски. Веллер ошибочно пишет, что это произошло в Новгороде. Ну, да, только не в Великом, а Нижнем. Хотя суздальско- нижегородские князья с московскими дружат не очень, Москва при том не платит дань, с этого момента начинаются военные конфликты.
      Мамай требует денег, русское войско идёт грабит Булгар, который также платит дань Мамаю, берёт там требуемую сумму и передаёт Мамаю. То есть, грабят его же, чтобы с ним и расплатиться. Дело катится к большой драке. На реке Пьяни в 1377 году татары бьют русских, на Воже в 1378 году русские татар.
                                                        *  *  *
      В 1378 году умирает митрополит Алексий, к тому времени, видимо, уже доставший вполне взрослого Дмитрия своей опекой. Перед смертью благословляет на патриаршество авторитетного старца Сергия Радонежского, но Дмитрий против. Он желает на пост митрополита своего духовника, послушного ему Митяя.
      Отправляет того в Константинополь за благословением патриарха, Мамай пропускает через свои владения, его эта кандидатура тоже устраивает, но на обратном пути Митяй гибнет. Сергий от предлагавшегося Алексием поста отказывается, зная об отношении князя к нему.
      Хотя о благословении Сергием Дмитрия на Куликовскую битву пишут и официальные историки, и Гумилёв, Веллер сомневается. Не любили они друг друга, более поздние события это подтвердили. Начинается свистопляска с митрополитами. Назначенный Константинополем грек Киприан, вышеупомянутый Дионисий, Пимен, об этом тут не буду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий