суббота, 8 июня 2024 г.

Я бенефициар девяностых. Часть 2

  ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

Несомненно, нулевые в материальном плане намного богаче девяностых. Так ведь нефть в 1998- 9 долларов, в 2008- 144. А в 1985, напомню, нефть до осени 40 долларов, потом падение до 10. Но. В 1985 году в СССР было 45 автомобилей на 1000 жителей, в 1998 в России- 114. Да, юзаных иномарок. Так они ничуть не хуже нового отечественного автопрома. А на Кубе на американских автомобилях пятидесятых по сей день ездят. На «Ладах» из семидесятых тоже.
Негативное SWB в девяносто втором длилось первые месяц- два. Было продолжением негатива девяносто первого. Пока полки товаром ещё не успели заполниться, а цены уже скакнули. А потом товара всё больше и больше становилось, так негатив и уходил. До середины девяносто второго работал в кооперативе, изготавливавшем разные нужные людям и предприятиям металлоизделия, параллельно оказывал другим фирмам рекламные услуги. Так ведь грузчиком и ночным сторожем, хоть недолго, тоже довелось. А как иначе? Товаров до хрена кругом, семью кормить надо. И моё SWB было ничуть не ниже той поры, когда я был ядерным конструктором. Потому что ништяков вокруг до хрена. И свобода слова.
А потом всё веселее и веселее становилось жить. Поиски еды и прочего ушли из жизни, вышел из дома, дошёл до магазина или ларька и купил. Мы в новом микрорайоне жили, магазинов ещё не успели настроить, выручали ларьки и вскоре появившийся крытый рынок. Его лишь в самом конце девяностых переделали под «Пятёрочку». Да и магазины частный бизнес на свободных площадках стал строить. Вот что рынок животворящий делает!
За девяносто второй не помню, но в девяносто третьем уже точно каждый день выпивал одну или две бутылки пива, купленные в ларьке. Четыре петербургских пивзавода (заработала приватизированная шведским «Приппсом» «Балтика», вскоре ставшая крупнейшим налогоплательщиком пятимиллионного города), плюс импорт, хотя он был подороже. Чего ранее за почти сорок лет жизни не случалось никогда, разве во время командировок в Чехословакию. А в совке за кружкой в ларьке по полтора часа приходилось стоять, бутылочное же в свободной продаже было редчайшим явлением.
По причине изобилия еды и пива, а также того, что в девяностые прекратил активные беговые тренировки, работать много приходилось, к середине нулевых мой вес достиг 112 кг. Потом снова стал бегать и за несколько лет согнал до 80 кг.
Года с девяносто четвёртого один за другим стали покупать разные электрические ништяки: 486 компьютер (собранный умельцами из привезённых запчастей ZX-Spectrum у нас был с 1990 года), корейский телевизор взамен советского, видеомагнитофон, который ещё в 1991 был предметом роскоши и за него убивали, российско-итальянский холодильник опять же взамен советского, автоматическую стиралку, микроволновку, кухонный комбайн и т.д. Электроплиту заменили и посудомойку купили уже в нулевые.
В конце девяностых стали осваивать отдых на тёплых морях. Сперва в Болгарию, Турцию, Египет. Без анкет, собраний трудового коллектива и парткомов. Заплатил и полетел. Мы то с женой немного путешествовали, ну раз так в пять- шесть больше, чем в совке. В отличие от совка останавливались в четырёх- пятизвёздных отелях, а не в фанерных домиках с удобствами во дворе. А вот дети наши и на других континентах побывали.
Вы, блин, представляете, что в совке подобное и присниться не могло. Когда Хрущёв в 1961 году обещал скорый коммунизм, нам, тогдашним младшеклассникам, он представлялся куда менее изобильным. Фантазии не хватало.
Ну, и... В конце восьмидесятых, когда главного конструктора понизили до зама, а я, напротив, стал небольшим конструкторским начальником, дистанция между нами сократилась, мы вместе ездили в командировки (как-то в экскурсионных целях в составе делегации во Львов и Ужгород прокатились, хрен бы я там иначе побывал), общались.
Я склонен к полноте, прекращаю беговые тренировки, тут же набираю вес, а у него наоборот высокий метаболизм, жрал много, но был худым. 3,14@@ец экономики тогда был вполне очевиден нам обоим, он хоть на двадцать три года меня старше, коммунистическим догматиком не был, без мозгов главным конструктором не станешь. Так он считал, что главная проблема, которую нужно решать, это еда. Я же, соглашаясь с этим тезисом, добавлял, что в совокупности с жильём.
Ибо меня жилищная проблема зае@ала ощутимо. Повторю написанное выше. Семь человек в трёхкомнатной и никаких шансов на улучшение даже за деньги. В норматив не вписываетесь. Высидел таки жопой на большом заводе, под квартиру и согласился на должность небольшого начальника, чего вовсе не хотел.
Главная причиной, по которой считаю себя бенефициаром девяностых- квартирный вопрос. Мы в 1989 получили трёхкомнатную на четверых от завода. Пока дети не выросли, так жить было можно. Ниже цивилизованного минимума, конечно, предполагающего число комнат на одну больше числа жильцов. Но можно. Стиснув зубы. А вот при взрослых детях это 3,14здец. Где им трахаЦЦО, в подъездах на подоконниках? Так в наших подъездах и подоконников нет.
А встать в очередь на кооператив, то есть, за свои деньги, в совке мы смогли бы только если нас в этой квартире оказалось прописано восемь человек. В трёхкомнатной. То есть, совок нашей семье никаких шансов на улучшение жилищных условия не давал. А в рыночной экономике все вопросы решаются за деньги. И мы их решили. Никто не спрашивал ни про какие нормы. Покупая жильё, выбирали дом, этаж, планировку, вид из окна...
* * *
Числю себя по разряду обывателей, под термином понимаю просто нормальную, желательно комфортную, жизнь без глобальных идей переустройства мира. Но с прогрессом и «созидательным разрушением» по Йозефу Шумпетеру. Мне близка точка зрения, например, Эпикура Самосского: «Человеку свойственно стремиться к наслаждению и избегать страданий».
Философия эпикурейства была не чужда также такому, весьма уважаемому человеку, как «князь гуманистов» Эразм Роттердамский: «Значит, если эпикурейцы — это те, кто живет приятно, никто не может называться эпикурейцем с большим правом, чем святые и благочестивые». Сходных взглядов на эпикурейство придерживались другие гуманисты эпохи Возрождения Петрарка и Боккаччо.
Хоть я вовсе не марксист, близка мне и точка зрения фрейдомарксиста Эриха Фромма: «Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться это значит получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин — всё потребляется, поглощается. Мир это один большой предмет нашего аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая грудь; мы — сосунки, вечно чего-то ждущие, вечно на что-то надеющиеся — и вечно разочарованные» ("Искусство любить")
И с мнением азербайджанского писателя Эльчина Сафарли соглашусь: «Надо просто жить. Баловать себя вкусным, строить семью или не строить, делать карьеру или не делать, уезжать в другие страны, читать красивые книги, ходить босиком по весенней траве, собирать полевые цветы, булькать лимонадом через трубочку и временами поворачиваться задом к стереотипам общества».
Не надо париться по поводу смысла жизни, надо жить. Интересно, разнообразно, потребляя материальные и нематериальные ништяки, доставляющие лично тебе удовольствие. У разных людей свои виды наслаждений, не зря Томас Джефферсон в преамбуле к Декларации независимости записал право каждого на «поиски своего счастья». А Марк Твен писал, что рай не может быть единым для всех: «Чтобы быть счастливым, надо жить в своем собственном раю! Неужели вы думали, что один и тот же рай может удовлетворить всех людей без исключения?»
Главный принцип- не нарушать аналогичных прав других людей на поиски их личного счастья и вообще не причинять зла. Чикатило, надо полагать, тоже испытывал удовольствие от своих действий. Мне подобное недоступно. Никогда не хотелось «кого-нибудь ободрать» (C). И от ленинградской улицы не научился бить первым.
* * *
Когда совкодрочерам рассказываешь, что не нравилось в совке и касаешься еды, тут же следует сравнение со свиньёй, мол, тебе лишь бы жрать. Отнюдь не так, даже наоборот. С точки зрения калорий, буду за свою жизнь с пятидесятых, голод тридцатых и сорок шестого не застал, так вот, с точки зрения калорий еды в совке хватало. Но. Есть такой термин «пустые калории».
Калорий хватало, не хватало разнообразия, возможности строить рациональное сбалансированное питание. Свинье, имхо, на самом деле похрен что жрать, за рационом следит свиновод, дабы мясо правильное получилось. Еда- базовый уровень шкалы Маслоу, но сапиенс тем и отличается от свиньи, что ему недостаточно простого насыщения, ему хочется с одной стороны правильного баланса для поддержания здоровья, с другой- вкусовых радостей.
Сейчас в семьдесят лет питаюсь многократно разнообразней и более правильно по пищевой ценности, нежели в совке. Овощей, фруктов потребляю больше в разы. Во-первых, по относительной стоимости они намного дешевле, чем раньше, во-вторых, продаются совершенно свободно, включая названия, которые раньше не слышал или только в книжках читал. Различные виды мяса, яйца, творог в необходимом для жизни количестве. А вот картофель, макароны, крупы, сахар, что отношу к «пустым калориям», ем намного меньше, чем сорок лет назад.
Совкам нравился советский пломбир и преужаснейшее советское пиво (пишу так, потому что имел возможность сравнивать в те годы наше с «ихним») по простой причине, что это были немногочисленные имевшиеся радости. Покупка мороженого или кружки пива после полуторачасовой очереди были праздником. Ну, и «когда @@й стоит, пломбир вкуснее» (второй закон экономики от Razdolbaeff`a).
Мороженое в СССР ели и пиво пили даже зимой на улице. Когда купить удавалось. А если сегодня летом съедаешь в день несколько порций мороженого и выпиваешь несколько бутылок пива, какой же это праздник? Обыденность.
«Во второй раз все кажется куда хуже. Пресыщение вредит удовольствию» (Бальтазар Грасиан)
«Нет таких радостей и наслаждений, которые не теряли бы этого названия, когда они достаются легко и во множестве» (Маркиза де Севинье) «Капитализм лишил меня скупых телеграмм радости».
А насколько разнообразней сейчас люди одеты. Знаю случаи из семидесятых- восьмидесятых, две женщины, подруги оказывались вместе в магазине одежды, когда там «выбрасывали» (советский торговый термин) дефицитный товар, допустим, модные пальто или блузки. И они покупали одинаковые пальто или блузки и вот так в одинаковом ходили. Потому что всё остальное в магазинах было унылым говном. Современным нестарым женщинам просто в голову не придёт носить такую же вещь, какую носит подруга. Я не за джинсы и кроссовки, их носят все. Но разные. Это в совке они были фетишем, сегодня повседневный стиль.
Сколько разнообразной бытовой техники появилось в наших домах с начала девяностых. Приведу статистику без конкретных цифр, ибо искать лень. К середине восьмидесятых СССР уступал США в производстве электроэнергии чуть меньше, чем в два раза. Но. Энергопотребление в промышленности было примерно одинаковым. Просто американские домохозяйства за счёт разнообразной домашней техники превосходили советские в энергопотреблении в 8- 10 раз. Читал в издававшемся недолго в восьмидесятые научно-популярном журнале Академии наук «Энергия». В девяностые мы этот разрыв стали сокращать.
А книги. Выше написал, хоть я и из нищей семьи (дед был музыкантом Кировского театра, а отец инженером) книги в доме, где жил, были с самого моего рождения, именно по этой причине я не научился ничему у ленинградской улицы. Потом отец подписался на собрания сочинений отечественных и зарубежных классиков, в конце пятидесятых- начале шестидесятых сие было проще, книжный бум (наряду с колбасным) случился позже. Но и то, рассказывал, в очередях на подписку ночами стоял.
И, представьте себе, я эти собрания в подростковом возрасте почти все прочитал, хотя многую херню можно было бы и не читать. Просто больше нечего было. Конечно, в библиотеках книжки тоже брал, читал лабуду про пионеров- героев и прочую идеологическую хрень. Не только, конечно, помню адаптированные мифы Древней Греции из школьной библиотеки. Сейчас у меня подобная книжка есть, не помню, то ли за макулатуру получили, то ли из загранкомандировки привёз.
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них». (Абрахам Маслоу)
* * *
Резюмируя. Если бы совок продлился после 1985 года, не состоялись бы горбачёвские гласность и перестройка с последовавшими за ними ельцинско-гайдаро-чубайсовскими реформами, мы с женой прожили бы совсем другую вторую половину жизни. Намного худшую, чем ту, что прожили, благодаря «проклятым девяностым». По пунктам.
1. Самое для меня главное, что страшно напрягало в восьмидесятые. Решить жилищный вопрос по советским нормам не представилось бы возможным никоим образом. Писал выше, чтобы встать в очередь на кооперативную квартиру (за свои деньги), надо было в этой трёхкомнатной прописаться ввосьмером. А нас четверо. Благодаря же реформам девяностых, мы этот вопрос без затруднений решили в самом начале нулевых. Просто пошли и просто купили.
2. Очень важным фактором, в значительной степени повлиявшим на моё повышенное SWB в девяностые и после, стала работа во фрилансерском режиме. Тут были различные формы, числился я и работником какого-то предприятия, выполняя свои заказы и оставляя крышующей фирме небольшой процент, лет пять провёл в шкуре ПБОЮЛа.
Важным для меня было отсутствие начальников, деньги мне платили заказчики за те объёмы работы, что я выполнял. Как потопаешь, так и полопаешь. Конечно, в девяностые при низкой цене нефти, а, соответственно, низком курсе рубля, приходилось вкалывать намного больше, чем в нулевые при дорогой нефти. Напомню, в совке нефть тоже была дорогая, но моя зарплата редко превышала сотню долларов по реальному курсу, см. выше.
Лишь перед пенсией я перестал заниматься фрилансом, предполагающим постоянный поиск заказчиков. Устроился на спокойную пенсионерскую работу по найму, чем и продолжаю заниматься в семьдесят лет. Несомненно, годы фрилансерства были гораздо более счастливыми, чем прежняя работа конструктором в различных должностях. Ибо у фрилансера нет ни начальства, ни трудового коллектива. А только клиент, который платит деньги за работу.
3. Страшно представить, сколько времени своей жизни мы тратили в совке на поиски еды. При крайне скудном ассортименте оной. Сколько бы его угробили во второй половине жизни, если бы совок продлился. Какое великое множество всяких вкусностей и деликатесов я, моя жена и дети никогда в жизни бы не попробовали, если бы не... Я уж не говорю за здоровое и правильное питание, см. выше.
4. То же можно сказать об одежде, хотя есть нюанс. Если бы совок длился, а я продолжал бы ездить в загранкомандировки, моя семья была бы одета лучше окружающих, как это и было в восьмидесятые. Но для меня как раз не столь важно, как живут другие. Когда ты не выделяешься среди других людей, к тебе нет и зависти. Важно, что ты живёшь, как нравится тебе, а другие пусть живут или также, или как-то по другому, как им самим нравится. Меня устраивает джинсо- джемперно- кроссовочный стиль, пиджаки не носил уже лет тридцать. А кому-то нравится иначе. Но ведь в совке с приличными джинсами, джемперами и кроссовками тоже были проблемы.
На моё SWB никак не влияет факт наличия или отсутствия чего-то у других. Мне пох, что у Абрамовича есть яхта, самолёт, дом на Рублёвке или где ещё. Пох. Для меня важен факт, что я живу не всемером в трёхкомнатной, как когда-то. Это я про восьмидесятые. Во второй половине пятидесятых мне довелось жить вдесятером в одной комнате коммунальной квартиры.
Если условием моей, гораздо более достойной, чем в совке жизни является наличие у миллиардера яхты, то пусть она у него будет. А смерти его мясо-молочному скоту вовсе не желаю.
5. Бытовая техника, автомобили. В конце шестидесятых в моей родительской семье было пять девайсов. Радиоприёмник, купленный в 1964 году ещё в коммуналке телевизор (мало у кого тогда были), в 1967 году радиола «Ригонда», в 1969 холодильник. В СССР в 1962 году холодильники имели 5,3% семей, в 1975- 35%. Напомню, «Дженерал электрик» выпускала бытовые холодильники с 1911 года. Сейчас в моей квартире десятки различных устройств.
Микроволновки «Шарп» выпускались с 1962 года, видеомагнитофоны «Ампекс» с середины пятидесятых, персональные компьютеры Apple, затем других фирм с середины семидесятых. Это компьютеры, которые стояли в офисах и квартирах, то есть, в частном пользовании. ЭВМ, занимавшие на советских производствах несколько этажей, я тоже помню. Джозефина Кокрейн с Джорджем Баттерсом создали фирму по выпуску посудомоечных машин в 1886 году, в середине пятидесятых в США они были стандартным элементом оснащения кухонь.
СССР пытался выпускать микроволновки, кухонные комбайны, автоматические стиральные машины «Вятка-автомат». Но в столь малых количествах, что трудно сказать, когда могло бы быть достигнуто насыщение, как, скажем, по телевизорам и холодильникам. В девяностые все перечисленные девайсы появились у подавляющего большинства населения практически мгновенно.
В моей семье новые импортные холодильник и телевизор качеством превосходящие советские, видеомагнитофон, персональный компьютер (486 в 1994 году), автоматическая стиралка, кухонный комбайн, микроволновка появились в девяностые. Посудомойка позже при полном ремонте кухни.
Отдельно коснусь Интернета. Персональные компьютеры рано или поздно в СССР появились бы, хотя напомню произнесённую в 1980 году фразу заместителя министра Горшкова Н.В.: «Ребята, хватит заниматься ерундой. Персонального компьютера не может быть. Могут быть персональный автомобиль, персональная пенсия, персональная дача. Вы вообще знаете, что такое ЭВМ? ЭВМ — это 100 квадратных метров площади, 25 человек обслуживающего персонала и 30 литров спирта ежемесячно!». Достоверность цитаты подтверждают те, кому она была адресована- разработчики компьютера «Микро».
Но. Скорее всего советские компы выпускались бы без выхода в Интернет, а за импортом и частным ввозом был бы введён жёсткий контроль. Напомню, за просмотр некоторых фильмов на видеомагнитофонах в восьмидесятые ещё сажали. У некоторых предприятий и организаций выход в Интернет, полагаю был бы, но под контролем КГБ. Как копировальные аппараты, которые на Западе появились ещё во времена Томаса Эдисона. В совке они тоже были. Но сделать копию с любой бумажки в КБ, где я работал, можно было только с визой представителя КГБ Костюка Антона Романовича. И так до 1991 года.
То есть. Доступ к современной бытовой технике, благодаря реформам девяностых, мы получили на несколько лет, если не десятилетий, раньше в сравнении с вариантом, если бы длился совок. И как тут не считать себя бенефициаром реформ.
По автомобилям просто краткая статистика. В США в 1929 году было 200 автомобилей на 1000 жителей, сейчас 900. В СССР в 1970- 5, в 1985- 45, нефть 40 долларов. В России в 1998 году- 114, нефть 9 долларов, сейчас больше трёхсот. Улучшения очевидны.
6. Отдых и путешествия. Не случись девяностых, сколько радостей мы не получили бы, сколько не увидели. Для нас с женой совок закончился в тридцать семь лет, за эти годы мы, разумеется, отдыхали и на ЧОрном море. На турбазах с удобствами во дворе, один раз в Новом Афоне на территории нынешнего монастыря с удобствами на этаже. На закате совка большой завод построил себе профилакторий, мы в нём побывали пару раз . Удобства уже в номере, но до даже двух звёзд (в девяностые мы начинали с болгарских двух звёзд) явно не дотягивало.
В девяностые мне пришлось много вкалывать, дабы решить главнейшую жизненную проблему- жилищную, см. п.1. Отдыхать начали в конце девяностых, и отдыхали лениво, по-пенсионерски. Пляжно- оллинклюзивный отдых в Болгарии, Турции, Египте. А вот дети по планете попутешествовали. Сын два раза проехал Европу на машине туда и обратно, первый раз до Испании, второй до экс-Югославии. И многое другое. Ну, ведь стопроцентно не могло быть подобного в совке.
7. Информационная составляющая. Избегаю слова «духовность», ибо, как написал выше, полностью солидарен с высказыванием Л.Б. Либединской по поводу данного термина. Напомню также цитату Сергея Минаева из «Духless. Повесть о ненастоящем человеке»: «Ну, знаешь, как у алкашей во дворе связка «бля». Я, бля, пошел, бля, в магазин, бля, там, бля, очередь такая, нах, ну, бля, ваще. А вы вместо «бля» подставляете «духовность», что в сути контекста просто одно и то же…».
Информация- пища для мозга. Следующие уровни пирамиды Маслоу. Когда желудок наполнен в достаточной степени, причём не только для банального выживания, а ещё поддержания здоровья и удовлетворения разделов мозга (вентральный и дорсальный стриатумы), отвечающих за получение наслаждения от еды.
Насколько больше по объёму и разнообразию стали информационные потоки, начиная с горбачёвской гласности и позже в девяностые. Это же невозможно представить, сколько гигабайт или чего там скачал мой мозг за последние 35- 37 лет. К моим тридцати пяти годам прочитанными с детства книгами, обучением в школе и техническом вузе, включая кафедру марксизма-ленинизма, «жёсткий диск» был заполнен процентов на десять, максимум. Больше его заполнять было нечем за отсутствием источников информации.
Да, если бы я учился в историческом или экономическом вузе, мне рассказали бы что такое азиатский способ производства, в рамках курсов критики буржуазных теорий узнал бы кто такие Джон Мейнард Кейнс, Людвиг фон Мизес, Йозеф Шумпетер, Фридрих Август фон Хайек, Макс Вебер (список очень длинный)... Я же к середине жизни, в отличие от Евгения Онегина, реально даже не знал, что написал Адам Смит, хотя имя, конечно, от кафедры марксизма-ленинизма слышал. А уж про вышеупомянутых учёных только в девяностые и узнал. И выборочно читал.
То есть, за вторую половину жизни на мой «жёсткий диск» было закачано в разы больше информации, чем в первую. Причём, интересы мои весьма разнообразны, технику давно забросил, хотя многое помню, а вот история, экономика, политология мне весьма интересны. Условно, если за первые 35 лет диск был заполнен на 10%, то за последующие 35 ещё на 40- 50%.
А теперь прикиньте. Если бы не было реформ девяностых, этим дополнительным 40- 50% информации на диске взяться было просто неоткуда. Эту информацию принесли исключительно реформы.
Помимо Адама Смита, Мизеса, Хайека, Шумпетера, которые, предположу в единичных экземплярах могли присутствовать в каких-либо спецхранах или даже публичке... Вообще-то, предпочитаю читать дома, лёжа на диване, а до Публичной библиотеки, что была у Катькиного садика мне ехать полтора часа в одну сторону в битком набитом транспорте. Кстати, когда я там по работе таки бывал, часок- другой художественной литературе уделял.
То есть, кроме экономики, социологии, политологии, интерес к которым у меня возник, благодаря реформам девяностых, кои целиком и полностью одобряю, и истории, которую любил с детства, только информации было очень мало, сколько я прочитал всякой иной запрещённой в совке литературы. Ну, так, навскидку, Булгаков, Солженицын, Аксенов («Затоваренную бочкотару» читал ещё в 1968, потом автора запретили), Гинзбург, Шаламов, Ахматова, Бродский, Войнович... Ведь не будь перестройки и девяностых, где бы я всё это смог прочитать?
А написанное уже с конца восьмидесятых и позже? Сорокин, Пелевин, пусть не всё мне у них одинаково доставляет, но без них тоже не представить нынешнюю жизнь. «Generation П» перечитал несколько раз. Иноагентов Акунина и Улицкую напечатали бы в совке? Фандорина, возможно, Улицкую точно нет.
«Петровых в гриппе и вокруг него» Сальникова в совке никто не опубликовал бы. Представляете, интеллигентная библиотекарша Нурлыниса Фатхиахметовна, заботливая мать и жена, так она помимо семьи и работы ещё мужиков в подъездах и подворотнях режет. Ну, а про «Лето в пионерском галстуке» и говорить не приходится. Его и сегодня запретили, что свидетельствует о тренде в совок, выше написал, мы в нём почти полностью.
Не буду перечислять зарубежные и отечественные книги, которые мы не прочитали бы, фильмы, которые не посмотрели бы, не случись горбачёвской перестройки и последовавших реформ. Сотни их, тысячи. Мы бы прожили жизнь, не прочитав и не увидев этого. Впрочем, подавляющее большинство не читали и не смотрели. Не знаю, считают ли он себя бенефициарами, хотя ездят наверняка на иномарках. В совке @уй бы они на них ездили.
А сколько интересных передач было в телевизоре в девяностые. Те же «Куклы», например. Возможность смеяться над президентом, за которого, кстати, я голосовал, а именно потому и голосовал, что мог над ним и посмеяться, это один из главных признаков вставания с колен. Обратно потом поставили.
Множество и серьёзных, и развлекательных передач, которые смотреть было очень интересно. Сейчас телевизор пару раз в год включаю, «Свою игру» в Интернете, а больше и нечего. В девяностые же мне, сорокалетнему дядьке крайне доставляло смотреть с детьми Асю Калясину с Мишей Рольником в MTV. И многое другое. Поскольку это всё в моей жизни было, а не случись перестройки и реформ, не было бы, я и называю себя бенефициаром. Намного более скучную тогда жизнь пришлось бы прожить.
А художественные фильмы? Почему-то думается, Софья Власьевна не купила бы у американцев ни «Крепкий орешек», ни «Титаник», ни «Догму»..., ни много всякого интересного, что мы в девяностые и позже смотрели с огромным удовольствием. Первого Брюса Уиллиса, где он мочит террористов в небоскрёбе видел ещё году в девяностом, когда нам в доме устроили, пусть не очень высокого качества, кабельное телевидение. Я, дядька под сорок, был просто в восторге. Хотя смотрел до этого и про румынского комиссара Михая Романа, и про Бельмондо. Но такого мува и драйва не видел.
Позволил бы кто-нибудь Рогожкину снять в совке «Особенности национальной охоты»? Или короткометражную «Болдинскую осень»?
Понимаете? Жизнь прошла, а ничего этого мы не прочитали бы и не увидели. Померли бы с жёстким диском, заполненным всего на несколько процентов разрешённой классикой и марксистско-ленинской хернёй. Ну, что-то запрещённое иногда в руки попадало бы. Писал выше, в первой половине жизни к диссидентским кругам близок не был, хотя к советской действительности относился весьма критически. Так что мог со временем и примкнуть. И, возможно, отправиться на лесоповал куда-нибудь в Мордовию. А так ведь почти четверть века оказались очень информационно насыщенными. И как не считать себя бенефициаром, если в противном варианте был бы этого лишён?
* * *
У иноагента М.И. Веллера в книге «Накануне неизвестно чего», а, помнится мне, он это впервые в блоге на иноагентском «Эхе» писал, есть цитата: «А потому 20 лет свободы и надежд надо рассматривать как подарок Истории. Впереди у нас – временные успехи и трудности на пути к последнему падению с дерева. Как жаль тех, кого здесь не было с нами в эти лихие и славные годы – когда в туманном грядущем воображение рисовало берег обетованный. Хоть пожили. Хлебнули, вкусили, спели. Вот ведь зараза, опять не получилось».
С дерева мы уже летим, но ведь были в нашей жизни эти... можно по-разному оценивать... 15- 25 лет гораздо более свободной и материально достойной жизни, чем до Горбачёва. Который «столкнул первый камешек с горы». И хотя столкнули камешек с горы, движение-то шло вверх. Разворот вниз с нулевых пошёл, но направленный вверх импульс реформ противодействовал движению вниз, мечталось, вытянет. И как не считать себе бенефициаром случившихся перемен и не быть благодарным тем, кто эти перемены осуществлял? Ведь всех материальных и информационных ништяков могло и не быть, если бы не реформы...

Комментариев нет:

Отправить комментарий