Узнал недавно от жены про сайт http://www.citywalls.ru , посвящённый архитектуре и истории домов и улиц Санкт-Петербурга, поинтересовался домами, в которых довелось жить. Таковых в моей жизни шесть (включая место появления на свет), первые три на этом сайте описаны, последующие нет.
Если Пролетарская улица Колпино (Колпинского района Санкт-Петербурга) упомянута несколькими домами, то Бульвар Трудящихся (застройка семидесятых) и Московская улица (восьмидесятых) отсутствуют в списке вообще. Хотя попали на сайт дома по Пролетарской, построенные уже в девяностые- нулевые.
Итак, место появления на свет. Если Владимир Семёнович пел: "Час зачатья я помню неточно...", то мне достоверно неизвестно место моего появления на свет, а спросить уже некого. Одной из двух версий является здание по Старо-Петергофскому проспекту, дом 12, где в советские годы находился родильный дом №8 Ленинского района, а сейчас центр планирования семьи "Ювента".
Мне об этом известно со слов ныне покойного двоюродного брата, появившегося на свет там же за полгода до меня. Ему же сие сообщила его мать. Я как-то при своих родителях упомянул данный адрес, как место своего рождения, они мне не возразили. Хотя, не исключаю, просто забыли. Они вообще ни хрена не помнили. Многие события конца пятидесятых- начала шестидесятых я помнил лучше их.
Да. В советские годы Старо-Петергофский назывался Газа. Как и дом культуры на проспекте Стачек. Последний, как ни странно, по сей день носит то же название. Я с детства и достаточно долго полагал, что Газа (проспект, ДК)- слово в родительном падеже, давшее название в том числе Газпрому.
Уже не помню когда, но ещё в СССР узнал, что Газа таки не газ, а Иван Иванович. Упомянув как-то сей факт в Интернете, получил гневную отповедь, что не Газа, а Гааз (строго говоря, Haass- Хаасс). Дама какая-то написала. Но она ошибалась. Фёдор Петрович Гааз (Friedrich Joseph Laurentius Haass, 1780- 1853) и Иван Иванович Газа (1894- 1933)- это две большие разницы. Почти, как Маркс и Энгельс. Два разных человека.
Если первый- московский врач, филантроп и т.д., то второй эстонец по папе, революционер, красногвардеец, в Гражданскую командовал бронепоездом.
И по поводу дома. Год постройки и архитектор не указаны, но построен до революции, некоторые элементы внутреннего интерьера, лестницы по стилю относятся к девятнадцатому веку. Стиль здания- эклектика. То есть, при советской власти чего-то ещё достраивалось.
В первые годы советской власти в здании располагался Нарвский райком РСДРП (б), потом фабрика- кухня и столовая, с 1937 года родильный дом. В войну все роддома использовались, как госпитали, после войны снова стал роддом.
Фотография 1949 года. Сейчас ограды вроде нет, хотя последний раз я тут рядом был где-то в девяностые. Вот, блин, машина "Мясо" с открытой дверью около роддома оторопь вызывает. Так и представляешь, как они мёртвых младенцев выносят и в машину...
Но стопроцентной уверенности, будто я появился на свет в августе 1954 года именно тут нет. По причине, что это роддом Ленинского (тогда) района, а семья моих родителей жила на Фонтанке, о чём ниже, в Октябрьском. Ленинский район- южный берег, Октябрьский- северный. Сейчас два этих района объединены в Адмиралтейский. Так вот. В Октябрьском районе был свой роддом, адрес которого Садовая, 87 или Канонерская, 12.
Улицы идут параллельно, роддомом, как пишут, было здание по Садовой, но заезжали во двор с Канонерской. Здание на Садовой было построено в 1896 году по проекту техника Андреева М.А. Термин техник в данном контексте понимаю, как архитектор со средним техническим или типа того. Использовалось здание до революции, как доходный дом.
В 1922 году в нём устроили дом грудного ребёнка, потом дом малютки и беспризорной матери...
Кстати. Известная по книге и фильму школа имени Достоевского ("Республика ШкиД") находилась по адресу Старо-Петергофский, 19 в каких-то ста метрах от роддома Ленинского района. А...
"На Английском у Покровки
Стоят бабы, две торговки.
И ругают напропад
Достоевских всех ребят..."
...пересечение Английского с Садовой (Покровский сквер ныне) в тех же ста метрах от роддома Октябрьского района.
Первое упоминание в качестве родильного дома относится к 1956 году, а я появился на свет парой лет ранее. Так что установить точно место своего рождения не могу. Сейчас по Садовой, 87 психоневрологический диспансер.
* * *
То есть, где провёл первые несколько дней жизни точно не знаю, зато после шесть с небольшим лет проживал по адресу Фонтанка, дом 133.
Вид с другого берега. Про это место писал в статье "Трамвайный мост и особенности памяти". Вот эти выступы с двух сторон реки и есть остатки разрушенного уже при моей жизни моста.
Справа от дома Никольский (в советское время Мясникова) переулок, куда выходили окна нашей комнаты со второго этажа. Дом напротив- Фонтанка, 131, там в одни годы со мной проживал композитор В.П.Соловьёв-Седой. В переулке Мясникова ориентировочно в 1959 году снимали сцену фильма "Две жизни". В статье "Трамвайный мост и особенности памяти" об этом писал.
Двор дома нельзя в полной мере назвать колодцем, настоящие колодцы видел, например, на Васильевском. Но дворик маленький. Несмотря на это, детская площадка таки была, а зимой даже ставили горку для катания.
Дом был построен в 1865 году архитектором Пелем А.Х., достроен в 1873 Бруни Ю.Ф. Строился изначально, как доходный дом, стиль- эклектика. Перед революцией в доме располагалось Петроградское филармоническое общество, одним из членов комитета был Э.Ф.Направник.
Опять же спросить сегодня некого, не по этой ли причине мой родной дед с братом, дети обедневшего купца, были за счёт "проклятого царизма" обучены музыке и до пенсии работали музыкантами находившегося, в общем-то, неподалёку Мариинского (в советские годы Кировского, Сергей Миронович балерин любил трахать) театра.
Помимо того в здании находились Высшие курсы торгово-промышленных знаний.
Жильцами дома в разное время были композитор Рахманинов С.В., историк литературы Анненков Г.П., академик филолог Батюшков Ф.Д., электротехник Войнаровский Д.П., писатель Куприн А.И., фотограф и изобретатель Прокудин-Горский С.М.
Огорчу патриотов, Сергей Михайлович не был изобретателем принципа цветной фотографии методом цветоделения, но в усовершенствование метода вклад внёс очень большой, что признано во всём мире. Он является автором единственной цветной фотографии Л.Н.Толстого, сделанной 23 мая 1908 года.
Ну, и. Если огромное число граждан находят повод для гордости в том, что они живут в той же стране и имеют те же гаплогруппы, что Достоевский, Толстой, Гагарин..., почему бы и мне не погордиться, что жил в том же доме, где Рахманинов и Куприн. Тем более прочитанные мною ещё в подростковом возрасте произведения Александра Ивановича (включая "Яму") доставили мне куда больше, чем Льва Николаевича и Фёдора Михайловича.
* * *
На Фонтанке мы проживали в коммунальной квартире без ванной (мыться ходили в баню), помимо нас ещё три семьи, общее число жильцов 15- 20. Немножко меньше, чем у Владимира Семёновича: "На тридцать восемь человек всего одна уборная...".
Под словом "нас" понимаю семью деда с бабкой. Первый, как написал, сын обедневшего купца, музыкант Мариинского (Кировского) театра, бабка дочь дореволюционного судебного пристава, в советскую эпоху домохозяйка. Первоначально у семьи была большая комната, которую позже разделили фанерными перегородками на три части. В одной семья старшего брата моей матери, в другой я с родителями, в третьей дед с бабкой и двумя младшими дочерьми.
В ноябре шестидесятого произошли чуть не одновременно два события. Бабка Ольга Павловна умерла в пятьдесят три года от рака, а отцу дали комнату в коммуналке сталинского дома в Колпино. Он где-то в конце пятидесятых закончил заочно военмех, что территориально неподалёку от дома на Фонтанке, поступил работать на Ижо#ский завод, там ему дали комнату в доме 22 по улице Труда, он же один из двух полукруглых домов Привокзальной площади.
Привокзальная площадь была спроектирована в мастерской №2 Ленпроекта под руководством архитектора Климентова М.Я. Построены дома в 1954 году. Памятник Ленину скульптора Манизера М.Г. появился в 1957 году.
На снимке слева обозначено окно комнаты нашей семьи, а также расположение пивного ларька, события около которого описаны в рассказе "Сочинение "Зимний день".
В квартире помимо нас было ещё две семьи, общее число жильцов на момент нашего прибытия составило восемь человек, парой лет спустя родился мой младший брат.
Тут уже была ванная комната, но по привычке раз в неделю ходили в баню. Почти как только мы въехали, в дом провели газ, до этого готовили на керосинках. Кстати, в доме на Фонтанке газ появился примерно тогда же.
Интернет ничего не сообщает о жильцах этого дома, я же могу сообщить, что на третьем этаже нашего подъезда, но не под нами, а с другой стороны лестничной площадки проживала семья главврача Колпинской поликлиники Юрия Борисовича Пиотровского, приходившегося родным братом тогдашнему директору Эрмитажа Борису Борисовичу и дядей нынешнему Михаилу Борисовичу.
Супругу Юрия Борисовича не помню, а вот с его детьми Юрой и Людой сдружилась приезжавшая к нам на летние каникулы младшая сестра моей матери. Насколько мне известно, Юрий Юрьевич ныне трудится также в Эрмитаже, а Людмила Юрьевна что-то по музыкальной части.
С домом 22 вплотную состыкован дом 20 по улице Труда, построенный ещё до войны, в нём во время войны располагался штаб Ижорского батальона (в одноимённом фильме начала семидесятых снимались каскадёрами Вова Путин и Аркаша Ротенберг), позже проживала семья одного из руководителей батальона и Колпинского района Анисимова, с чьим внуком Анисимовым В.М. я и познакомился во дворе в 1960 году. В том же доме проживал защитник ленинградского "Зенита" начала шестидесятых Эвальд Алам.
* * *
О других домах писать нечего, на упомянутом выше архитектурном сайте они отсутствуют. В 1967 году мы переехали в "хрущёвский" дом на Пролетарской улице. В 1984 году венгерка на АЭС Пакш, где я был в командировке, спросила меня адрес, хмыкнула, услышав название улицы. Так после я с 1976 года жил в квартире родителей жены на бульваре Трудящихся, на Пролетарской же оставался прописан. Ну, это не новость. Remember Третью улицу Строителей из фильма Рязанова и район Трёх дураков в Питере, раньше бывший Весёлым посёлком.
В 1989 году уже моя семья получила от Ижо#ского завода квартиру на Московской улице в новом районе Колпино, получившем в местной топонимике название Простоквашино. Раньше тут были частные деревянные дома. Кстати, Московская улица была примерно на том же месте, на той прежней Московской одноклассник жил.
Пара снимков из окна:
Это 1976 год, вид из окна дома по бульвару Трудящихся. Ныне на том месте, где стоит жёлтый экскаватор и левее два четырнадцатиэтажных дома.
Вид из окна дома на Московской улице.
Если бы совок не развалился, хрен бы мы из этой квартиры разъехались, чтобы на очередь встать надо было восемь человек по прописке иметь. А так всё получилось, живём на старости лет с женой вдвоём в трёхкомнатной. Это, имхо, та минималка, которая должна быть у людей.
История от Razdolbaeff`a
Если Пролетарская улица Колпино (Колпинского района Санкт-Петербурга) упомянута несколькими домами, то Бульвар Трудящихся (застройка семидесятых) и Московская улица (восьмидесятых) отсутствуют в списке вообще. Хотя попали на сайт дома по Пролетарской, построенные уже в девяностые- нулевые.
Итак, место появления на свет. Если Владимир Семёнович пел: "Час зачатья я помню неточно...", то мне достоверно неизвестно место моего появления на свет, а спросить уже некого. Одной из двух версий является здание по Старо-Петергофскому проспекту, дом 12, где в советские годы находился родильный дом №8 Ленинского района, а сейчас центр планирования семьи "Ювента".
Мне об этом известно со слов ныне покойного двоюродного брата, появившегося на свет там же за полгода до меня. Ему же сие сообщила его мать. Я как-то при своих родителях упомянул данный адрес, как место своего рождения, они мне не возразили. Хотя, не исключаю, просто забыли. Они вообще ни хрена не помнили. Многие события конца пятидесятых- начала шестидесятых я помнил лучше их.
Да. В советские годы Старо-Петергофский назывался Газа. Как и дом культуры на проспекте Стачек. Последний, как ни странно, по сей день носит то же название. Я с детства и достаточно долго полагал, что Газа (проспект, ДК)- слово в родительном падеже, давшее название в том числе Газпрому.
Уже не помню когда, но ещё в СССР узнал, что Газа таки не газ, а Иван Иванович. Упомянув как-то сей факт в Интернете, получил гневную отповедь, что не Газа, а Гааз (строго говоря, Haass- Хаасс). Дама какая-то написала. Но она ошибалась. Фёдор Петрович Гааз (Friedrich Joseph Laurentius Haass, 1780- 1853) и Иван Иванович Газа (1894- 1933)- это две большие разницы. Почти, как Маркс и Энгельс. Два разных человека.
Если первый- московский врач, филантроп и т.д., то второй эстонец по папе, революционер, красногвардеец, в Гражданскую командовал бронепоездом.
И по поводу дома. Год постройки и архитектор не указаны, но построен до революции, некоторые элементы внутреннего интерьера, лестницы по стилю относятся к девятнадцатому веку. Стиль здания- эклектика. То есть, при советской власти чего-то ещё достраивалось.
В первые годы советской власти в здании располагался Нарвский райком РСДРП (б), потом фабрика- кухня и столовая, с 1937 года родильный дом. В войну все роддома использовались, как госпитали, после войны снова стал роддом.
Фотография 1949 года. Сейчас ограды вроде нет, хотя последний раз я тут рядом был где-то в девяностые. Вот, блин, машина "Мясо" с открытой дверью около роддома оторопь вызывает. Так и представляешь, как они мёртвых младенцев выносят и в машину...
Но стопроцентной уверенности, будто я появился на свет в августе 1954 года именно тут нет. По причине, что это роддом Ленинского (тогда) района, а семья моих родителей жила на Фонтанке, о чём ниже, в Октябрьском. Ленинский район- южный берег, Октябрьский- северный. Сейчас два этих района объединены в Адмиралтейский. Так вот. В Октябрьском районе был свой роддом, адрес которого Садовая, 87 или Канонерская, 12.
Улицы идут параллельно, роддомом, как пишут, было здание по Садовой, но заезжали во двор с Канонерской. Здание на Садовой было построено в 1896 году по проекту техника Андреева М.А. Термин техник в данном контексте понимаю, как архитектор со средним техническим или типа того. Использовалось здание до революции, как доходный дом.
В 1922 году в нём устроили дом грудного ребёнка, потом дом малютки и беспризорной матери...
Кстати. Известная по книге и фильму школа имени Достоевского ("Республика ШкиД") находилась по адресу Старо-Петергофский, 19 в каких-то ста метрах от роддома Ленинского района. А...
"На Английском у Покровки
Стоят бабы, две торговки.
И ругают напропад
Достоевских всех ребят..."
...пересечение Английского с Садовой (Покровский сквер ныне) в тех же ста метрах от роддома Октябрьского района.
Первое упоминание в качестве родильного дома относится к 1956 году, а я появился на свет парой лет ранее. Так что установить точно место своего рождения не могу. Сейчас по Садовой, 87 психоневрологический диспансер.
* * *
То есть, где провёл первые несколько дней жизни точно не знаю, зато после шесть с небольшим лет проживал по адресу Фонтанка, дом 133.
Вид с другого берега. Про это место писал в статье "Трамвайный мост и особенности памяти". Вот эти выступы с двух сторон реки и есть остатки разрушенного уже при моей жизни моста.
Справа от дома Никольский (в советское время Мясникова) переулок, куда выходили окна нашей комнаты со второго этажа. Дом напротив- Фонтанка, 131, там в одни годы со мной проживал композитор В.П.Соловьёв-Седой. В переулке Мясникова ориентировочно в 1959 году снимали сцену фильма "Две жизни". В статье "Трамвайный мост и особенности памяти" об этом писал.
Двор дома нельзя в полной мере назвать колодцем, настоящие колодцы видел, например, на Васильевском. Но дворик маленький. Несмотря на это, детская площадка таки была, а зимой даже ставили горку для катания.
Дом был построен в 1865 году архитектором Пелем А.Х., достроен в 1873 Бруни Ю.Ф. Строился изначально, как доходный дом, стиль- эклектика. Перед революцией в доме располагалось Петроградское филармоническое общество, одним из членов комитета был Э.Ф.Направник.
Опять же спросить сегодня некого, не по этой ли причине мой родной дед с братом, дети обедневшего купца, были за счёт "проклятого царизма" обучены музыке и до пенсии работали музыкантами находившегося, в общем-то, неподалёку Мариинского (в советские годы Кировского, Сергей Миронович балерин любил трахать) театра.
Помимо того в здании находились Высшие курсы торгово-промышленных знаний.
Жильцами дома в разное время были композитор Рахманинов С.В., историк литературы Анненков Г.П., академик филолог Батюшков Ф.Д., электротехник Войнаровский Д.П., писатель Куприн А.И., фотограф и изобретатель Прокудин-Горский С.М.
Огорчу патриотов, Сергей Михайлович не был изобретателем принципа цветной фотографии методом цветоделения, но в усовершенствование метода вклад внёс очень большой, что признано во всём мире. Он является автором единственной цветной фотографии Л.Н.Толстого, сделанной 23 мая 1908 года.
Ну, и. Если огромное число граждан находят повод для гордости в том, что они живут в той же стране и имеют те же гаплогруппы, что Достоевский, Толстой, Гагарин..., почему бы и мне не погордиться, что жил в том же доме, где Рахманинов и Куприн. Тем более прочитанные мною ещё в подростковом возрасте произведения Александра Ивановича (включая "Яму") доставили мне куда больше, чем Льва Николаевича и Фёдора Михайловича.
* * *
На Фонтанке мы проживали в коммунальной квартире без ванной (мыться ходили в баню), помимо нас ещё три семьи, общее число жильцов 15- 20. Немножко меньше, чем у Владимира Семёновича: "На тридцать восемь человек всего одна уборная...".
Под словом "нас" понимаю семью деда с бабкой. Первый, как написал, сын обедневшего купца, музыкант Мариинского (Кировского) театра, бабка дочь дореволюционного судебного пристава, в советскую эпоху домохозяйка. Первоначально у семьи была большая комната, которую позже разделили фанерными перегородками на три части. В одной семья старшего брата моей матери, в другой я с родителями, в третьей дед с бабкой и двумя младшими дочерьми.
В ноябре шестидесятого произошли чуть не одновременно два события. Бабка Ольга Павловна умерла в пятьдесят три года от рака, а отцу дали комнату в коммуналке сталинского дома в Колпино. Он где-то в конце пятидесятых закончил заочно военмех, что территориально неподалёку от дома на Фонтанке, поступил работать на Ижо#ский завод, там ему дали комнату в доме 22 по улице Труда, он же один из двух полукруглых домов Привокзальной площади.
Привокзальная площадь была спроектирована в мастерской №2 Ленпроекта под руководством архитектора Климентова М.Я. Построены дома в 1954 году. Памятник Ленину скульптора Манизера М.Г. появился в 1957 году.
На снимке слева обозначено окно комнаты нашей семьи, а также расположение пивного ларька, события около которого описаны в рассказе "Сочинение "Зимний день".
В квартире помимо нас было ещё две семьи, общее число жильцов на момент нашего прибытия составило восемь человек, парой лет спустя родился мой младший брат.
Тут уже была ванная комната, но по привычке раз в неделю ходили в баню. Почти как только мы въехали, в дом провели газ, до этого готовили на керосинках. Кстати, в доме на Фонтанке газ появился примерно тогда же.
Интернет ничего не сообщает о жильцах этого дома, я же могу сообщить, что на третьем этаже нашего подъезда, но не под нами, а с другой стороны лестничной площадки проживала семья главврача Колпинской поликлиники Юрия Борисовича Пиотровского, приходившегося родным братом тогдашнему директору Эрмитажа Борису Борисовичу и дядей нынешнему Михаилу Борисовичу.
Супругу Юрия Борисовича не помню, а вот с его детьми Юрой и Людой сдружилась приезжавшая к нам на летние каникулы младшая сестра моей матери. Насколько мне известно, Юрий Юрьевич ныне трудится также в Эрмитаже, а Людмила Юрьевна что-то по музыкальной части.
С домом 22 вплотную состыкован дом 20 по улице Труда, построенный ещё до войны, в нём во время войны располагался штаб Ижорского батальона (в одноимённом фильме начала семидесятых снимались каскадёрами Вова Путин и Аркаша Ротенберг), позже проживала семья одного из руководителей батальона и Колпинского района Анисимова, с чьим внуком Анисимовым В.М. я и познакомился во дворе в 1960 году. В том же доме проживал защитник ленинградского "Зенита" начала шестидесятых Эвальд Алам.
О других домах писать нечего, на упомянутом выше архитектурном сайте они отсутствуют. В 1967 году мы переехали в "хрущёвский" дом на Пролетарской улице. В 1984 году венгерка на АЭС Пакш, где я был в командировке, спросила меня адрес, хмыкнула, услышав название улицы. Так после я с 1976 года жил в квартире родителей жены на бульваре Трудящихся, на Пролетарской же оставался прописан. Ну, это не новость. Remember Третью улицу Строителей из фильма Рязанова и район Трёх дураков в Питере, раньше бывший Весёлым посёлком.
В 1989 году уже моя семья получила от Ижо#ского завода квартиру на Московской улице в новом районе Колпино, получившем в местной топонимике название Простоквашино. Раньше тут были частные деревянные дома. Кстати, Московская улица была примерно на том же месте, на той прежней Московской одноклассник жил.
Пара снимков из окна:
Это 1976 год, вид из окна дома по бульвару Трудящихся. Ныне на том месте, где стоит жёлтый экскаватор и левее два четырнадцатиэтажных дома.
Вид из окна дома на Московской улице.
Если бы совок не развалился, хрен бы мы из этой квартиры разъехались, чтобы на очередь встать надо было восемь человек по прописке иметь. А так всё получилось, живём на старости лет с женой вдвоём в трёхкомнатной. Это, имхо, та минималка, которая должна быть у людей.
История от Razdolbaeff`a
Комментариев нет:
Отправить комментарий