Читайте также: День в истории. 5 сентября 1817 года
День в истории. 5 сентября 1972 года
5 сентября 1786 года в Москве в семье гвардейского полковника появился на свет Сергей Семёнович Уваров, прославившийся знаменитой формулой "Православие, Самодержавие, народность", выдвинутой в противовес "Свободе, равенству, братству" французской революции. Именно так, первые два слова в уваровской триаде с большой буквы, третье с маленькой.
Воспитывался в доме тётки, служил по линии иностранных дел, несколько лет провёл в Вене, пребывая за границей, познакомился с Гёте, Гумбольдтами.
С юности интересовался античностью, публиковал работы по древнегреческой археологии и литературе. В зрелые годы, когда на почве патриотизма "крыша поехала" приписал древнегреческим поэтам славянское происхождение. Бывает. В советские времена такое же происхождение приписывал троянскому герою Ахиллесу писатель Югов...
В годы правления Александра Первого, которого лично воспитывала бабка, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, в России либерализм был в почёте. Правда, после войны с Наполеоном Александр отдалился от идей либерального реформаторства, но и особого мракобесия в стране не было.
И в годы Александра Уваров был либералом, и окружали его либералы. Состоял членом литературного кружка Арзамас, куда входил и Пушкин. В 1818 году, произнося речь, назвал политическую свободу "...прекрасным даром бога..."
В 1811 году женился на дочери графа А.К.Разумовского, тогдашнего министра просвещения. По этой линии карьеру и продолжил. В 1818 году избран президентом Императорской Академии наук, в 1821- 22 г.г. попечитель С.-Петербургского учебного округа.
В тот же день 5 сентября, но 1817 года появился на свет граф Алексей Константинович Толстой, мамой которого была внебрачная дочь того же Разумовского. Коему ещё и Софья Перовская правнучкой приходилась.
А в России власть меняется, на смену всесторонне образованному Александру после отказа не менее образованного Константина (бабка воспитывала обоих) и восстания декабристов приходит малообразованный младший братец Коля.
Блин, почти вся история династии Романовых в том, что вместо наследника, которого чему-то учили, приходит тот, которого не учили.
«Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии все видеть своими глазами, все слышать своими ушами, все регламентировать по своему разумению, все преобразовывать своею волею. Но каков же был итог подобного увлечения верховного правителя мелочами? В результате, он лишь нагромоздил вокруг своей бесконтрольной власти груду колоссальных злоупотреблений, тем более пагубных, что извне они прикрывались официальной законностью и что ни общественное мнение, ни частная инициатива не имели права на них указывать, ни возможности с ними бороться» Это фрейлина А.Ф.Тютчева пишет. Думаете о Путине? Нет, о НиколаеПалкине Первом.
А вот историк С.М.Соловьёв: "...военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но исполнять и способный приучить других к исполнению без рассуждений, считался лучшим, самым способным начальником везде..."
Сходство типажей того и нынешнего правителей, а также их эпох...
В 1832 году Уваров назначается товарищем (заместителем) министра народного просвещения, в 1833 году министром. Говорят, предложил царю эту кандидатуру Карамзин. И в тот же день 2 апреля 1833 года, вступив в должность министра, будущий граф рассылает по учебным округам циркуляр: "Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединённом духе Православия, Самодержавия и народности".
В общем, либеральные идеи отброшены, целью образования становится воспитание умных, дельных, хорошо подготовленных, но при этом верноподданных исполнителей, лишённых аналитического, критического подхода. «Уваров той эпохи и Уваров николаевского
времени – это как бы две различные личности» - утверждал историк Корнилов.
Нужно заметить, что деятельность его на этом пути была вполне успешной, знания в российских университетах и гимназиях давали хорошие. Но университетское образование резервировалось только за дворянами. При Уварове была возобновлена практика командирования учёных за границу.
Цензор А.В.Никитенко вёл "Дневник", в который записал фразу Уварова, где тот формулировал свою цель: "Если мне удастся отодвинуть Россию на пятьдесят лет от того, что готовят ей теории, то я исполню свой долг и умру спокойно. Вот моя теория; я надеюсь, что это исполню".
Отодвинуть предполагалось от процессов, которые шли в Европе, в первую очередь во Франции, где в 1830 году произошла революция, заменившая одну правящую династию на другую и провозгласившая возвращение идеалов 1789 года. Одновременно произошло восстание в Польше и на территории нынешней Беларуси против российского господства.
Оценки деятельности Уварова среди современников и нынешних историков сильно разнятся. Вот пишет современный ему историк С.М.Соловьёв:
Не будем брать оценки нынешних "духовноскреплённых" авторов. Вот что пишет об Уварове либеральный историк и религиовед А.Б.Зубов...
Про самого Зубова. Тут с одной стороны абсолютно либеральные взгляды, он вроде входит в руководство партии РПР- Парнас, в 2014 году был уволен из МГИМО за свою антикрымнашистскую позицию. С другой, ладно, пусть религиовед, так ведь самопозиционируется, как православный, что за гранью моего понимания.
Ибо православие, имхо, есть мракобесие, отбрасывающее страну и общество даже не в девятнадцатый век, а в шестнадцатый к старцу Филофею. Агностицизм я вполне понимаю и приемлю, но вот обладающее магическими свойствами мифическое существо, состоящее из двух близких родственников и чего-то ещё... Мой голова сильно забит "бесовскими науками" и "не мочь это понимать..."
Тем не менее А.Б.Зубов православный и либерал одновременно, и вот что он пишет про С.С.Уварова:
Подробнее.
Ещё о взаимоотношениях с Пушкиным, с которым вместе состояли в кружке Арзамас. Поэт тоже личность весьма неоднозначная, в молодости немало очень резких антимонархических строк, почти все друзья на Сенатской площади, только самого Пушкина зайцы из Михайловского не выпустили.
8 сентября 1826 года состоялась встреча поэта с Николаем Первым, на которой император объявил, что сам станет для Пушкина цензором, и фактически взял его на содержание. После чего появились строки и: "Нет я не льстец, когда царю я оду вольную слагаю...", и "Клеветникам России", о чём ниже.
Помимо прочего Николай попросил поэта написать записку об образовании в России, тот написал, но царя предложение Пушкина учить молодых дворян "независимости, храбрости, благородству" не устроило, он предпочёл предложение Уварова учить "благонравию, скромности и покорности начальству".
В последующем также получилось, что, несмотря на обещание царя самому быть цензором Пушкина, оным таки было министерство просвещения, к которому относился вышеупомянутый Никитенко, поэтому взаимоотношения поэта с Уваровым были натянутыми, хотя министр и стремился их сгладить.
В 1831 году поэт пишет "Клеветникам России": "О чём шумите вы, народные витии...", адресованное французским парламентариям, осудившим устроенную царскими войсками резню в Польше и нынешней Беларуси. Кто говорит, что из патриотических чувств, хотя сомнительно, заказная версия как-то логичнее. Уваров лично переводит на французский, отправляет во Францию и Николаю. Пушкин сквозь зубы благодарит.
Поговаривают также причиной с#ача явилась публикация Ф.В.Булгариным байки, будто предок поэта А.П.Ганнибал был продан Петру Первому в Кронштадте за бутылку рома. А первоисточником явились якобы слова Уварова...
Потом в тридцатые конфликт из-за поэмы "Анджело", которую отцензурировал лично Уваров, вычеркнув восемь строк. А Пушкину платили построчно, он потребовал при публикации поставить на месте строк точки.
Вроде бы даже со школьных лет известна мне эпиграмма Пушкина на заместителя Уварова князя Дондукова- Корсакова:
"В Академии наук
Скрытый смысл слова #опа в данном стишке ранее был мне неведом, но вот узнал, что этими строками поэт обвинял министра с замом в нетрадиционных половых отношениях.
Ещё Пушкин обвинял того в торговле казёнными дровами. Которые очень много значили для города, доставляли их по воде, сперва распределялись по государственным учреждениям, а уж потом продавались частному сектору. Вот Уваров, говорят, казённые дрова налево и продавал. Эту версию подтверждали и его подчинённые.
Ну, в полном соответствии с Михаилом Ефграфовичем "Когда в России начинают говорить о патриотизме знай: где-то что-то украли..." патриотизм и воровство в России уже века ходят рука об руку.
Чуть позже Пушкин пишет "На выздоровление Лукулла", прямой стёб в адрес Уварова. У него родственник заболел и был при смерти:
"А между тем наследник твой,
Ну, в общем, тот ещё не помер, а министр уже губу раскатал и стал наследство принимать. А больной взял да выздоровел...
После дуэли и смерти Пушкина цензор Никитенко записал в дневнике: "Сегодня был у министра. Он очень занят укрощением громких воплей по случаю смерти Пушкина. Он, между прочим, недоволен пышной похвалой, напечатанною в "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду".
На отпевании Пушкина в Конюшенной церкви многие сторонились министра. Тот, кстати, распорядился следить за студентами университета, чтобы те не сваливали с занятий на панихиду.
Ещё историки упоминают причастность Уварова к делу Чаадаева. После публикации "Философических писем" министр просвещения был сторонником публичного судебного процесса. То что его всего лишь объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест заслуга сторонника умеренной линии шефа жандармов А.Х.Бенкендорфа.
В 1846 году указом императора Уваров с потомством был возведён в графское достоинство.
Герб графов Уваровых
В 1848 году по Европе ещё погрохотали революции, бородатым друзьям померещился бродящий призрак, по поводу чего они выпустили манифест, русская армия поучаствовала в подавлении восстания венгров против австрийцев, а Николай решил, что просвещение, даже под контролем правительства, не нужно вообще. В 1849 году Уварова отправили в отставку.
В 1855 году, в том же, что и Николай, прос#авший и все полимеры, и Крымскую войну, Уваров умер. Но триада его жива и по сей день:
Читайте также: День в истории. 5 сентября 1817 года
День в истории. 5 сентября 1972 года
День в истории. 5 сентября 1972 года
5 сентября 1786 года в Москве в семье гвардейского полковника появился на свет Сергей Семёнович Уваров, прославившийся знаменитой формулой "Православие, Самодержавие, народность", выдвинутой в противовес "Свободе, равенству, братству" французской революции. Именно так, первые два слова в уваровской триаде с большой буквы, третье с маленькой.
Воспитывался в доме тётки, служил по линии иностранных дел, несколько лет провёл в Вене, пребывая за границей, познакомился с Гёте, Гумбольдтами.
С юности интересовался античностью, публиковал работы по древнегреческой археологии и литературе. В зрелые годы, когда на почве патриотизма "крыша поехала" приписал древнегреческим поэтам славянское происхождение. Бывает. В советские времена такое же происхождение приписывал троянскому герою Ахиллесу писатель Югов...
В годы правления Александра Первого, которого лично воспитывала бабка, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, в России либерализм был в почёте. Правда, после войны с Наполеоном Александр отдалился от идей либерального реформаторства, но и особого мракобесия в стране не было.
И в годы Александра Уваров был либералом, и окружали его либералы. Состоял членом литературного кружка Арзамас, куда входил и Пушкин. В 1818 году, произнося речь, назвал политическую свободу "...прекрасным даром бога..."
В 1811 году женился на дочери графа А.К.Разумовского, тогдашнего министра просвещения. По этой линии карьеру и продолжил. В 1818 году избран президентом Императорской Академии наук, в 1821- 22 г.г. попечитель С.-Петербургского учебного округа.
В тот же день 5 сентября, но 1817 года появился на свет граф Алексей Константинович Толстой, мамой которого была внебрачная дочь того же Разумовского. Коему ещё и Софья Перовская правнучкой приходилась.
А в России власть меняется, на смену всесторонне образованному Александру после отказа не менее образованного Константина (бабка воспитывала обоих) и восстания декабристов приходит малообразованный младший братец Коля.
Блин, почти вся история династии Романовых в том, что вместо наследника, которого чему-то учили, приходит тот, которого не учили.
«Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии все видеть своими глазами, все слышать своими ушами, все регламентировать по своему разумению, все преобразовывать своею волею. Но каков же был итог подобного увлечения верховного правителя мелочами? В результате, он лишь нагромоздил вокруг своей бесконтрольной власти груду колоссальных злоупотреблений, тем более пагубных, что извне они прикрывались официальной законностью и что ни общественное мнение, ни частная инициатива не имели права на них указывать, ни возможности с ними бороться» Это фрейлина А.Ф.Тютчева пишет. Думаете о Путине? Нет, о Николае
А вот историк С.М.Соловьёв: "...военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но исполнять и способный приучить других к исполнению без рассуждений, считался лучшим, самым способным начальником везде..."
Сходство типажей того и нынешнего правителей, а также их эпох...
В 1832 году Уваров назначается товарищем (заместителем) министра народного просвещения, в 1833 году министром. Говорят, предложил царю эту кандидатуру Карамзин. И в тот же день 2 апреля 1833 года, вступив в должность министра, будущий граф рассылает по учебным округам циркуляр: "Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединённом духе Православия, Самодержавия и народности".
Нужно заметить, что деятельность его на этом пути была вполне успешной, знания в российских университетах и гимназиях давали хорошие. Но университетское образование резервировалось только за дворянами. При Уварове была возобновлена практика командирования учёных за границу.
Цензор А.В.Никитенко вёл "Дневник", в который записал фразу Уварова, где тот формулировал свою цель: "Если мне удастся отодвинуть Россию на пятьдесят лет от того, что готовят ей теории, то я исполню свой долг и умру спокойно. Вот моя теория; я надеюсь, что это исполню".
Отодвинуть предполагалось от процессов, которые шли в Европе, в первую очередь во Франции, где в 1830 году произошла революция, заменившая одну правящую династию на другую и провозгласившая возвращение идеалов 1789 года. Одновременно произошло восстание в Польше и на территории нынешней Беларуси против российского господства.
Оценки деятельности Уварова среди современников и нынешних историков сильно разнятся. Вот пишет современный ему историк С.М.Соловьёв:
Не будем брать оценки нынешних "духовноскреплённых" авторов. Вот что пишет об Уварове либеральный историк и религиовед А.Б.Зубов...
Про самого Зубова. Тут с одной стороны абсолютно либеральные взгляды, он вроде входит в руководство партии РПР- Парнас, в 2014 году был уволен из МГИМО за свою антикрымнашистскую позицию. С другой, ладно, пусть религиовед, так ведь самопозиционируется, как православный, что за гранью моего понимания.
Ибо православие, имхо, есть мракобесие, отбрасывающее страну и общество даже не в девятнадцатый век, а в шестнадцатый к старцу Филофею. Агностицизм я вполне понимаю и приемлю, но вот обладающее магическими свойствами мифическое существо, состоящее из двух близких родственников и чего-то ещё... Мой голова сильно забит "бесовскими науками" и "не мочь это понимать..."
Тем не менее А.Б.Зубов православный и либерал одновременно, и вот что он пишет про С.С.Уварова:
Подробнее.
Ещё о взаимоотношениях с Пушкиным, с которым вместе состояли в кружке Арзамас. Поэт тоже личность весьма неоднозначная, в молодости немало очень резких антимонархических строк, почти все друзья на Сенатской площади, только самого Пушкина зайцы из Михайловского не выпустили.
Памятник зайцу в Михайловском |
Помимо прочего Николай попросил поэта написать записку об образовании в России, тот написал, но царя предложение Пушкина учить молодых дворян "независимости, храбрости, благородству" не устроило, он предпочёл предложение Уварова учить "благонравию, скромности и покорности начальству".
В последующем также получилось, что, несмотря на обещание царя самому быть цензором Пушкина, оным таки было министерство просвещения, к которому относился вышеупомянутый Никитенко, поэтому взаимоотношения поэта с Уваровым были натянутыми, хотя министр и стремился их сгладить.
В 1831 году поэт пишет "Клеветникам России": "О чём шумите вы, народные витии...", адресованное французским парламентариям, осудившим устроенную царскими войсками резню в Польше и нынешней Беларуси. Кто говорит, что из патриотических чувств, хотя сомнительно, заказная версия как-то логичнее. Уваров лично переводит на французский, отправляет во Францию и Николаю. Пушкин сквозь зубы благодарит.
Поговаривают также причиной с#ача явилась публикация Ф.В.Булгариным байки, будто предок поэта А.П.Ганнибал был продан Петру Первому в Кронштадте за бутылку рома. А первоисточником явились якобы слова Уварова...
Потом в тридцатые конфликт из-за поэмы "Анджело", которую отцензурировал лично Уваров, вычеркнув восемь строк. А Пушкину платили построчно, он потребовал при публикации поставить на месте строк точки.
Вроде бы даже со школьных лет известна мне эпиграмма Пушкина на заместителя Уварова князя Дондукова- Корсакова:
"В Академии наук
Заседает
князь Дундук.
Говорят, не
подобает
Дундуку такая
честь;
Почему ж он
заседает?
Потому что #опа есть"Скрытый смысл слова #опа в данном стишке ранее был мне неведом, но вот узнал, что этими строками поэт обвинял министра с замом в нетрадиционных половых отношениях.
Ещё Пушкин обвинял того в торговле казёнными дровами. Которые очень много значили для города, доставляли их по воде, сперва распределялись по государственным учреждениям, а уж потом продавались частному сектору. Вот Уваров, говорят, казённые дрова налево и продавал. Эту версию подтверждали и его подчинённые.
Ну, в полном соответствии с Михаилом Ефграфовичем "Когда в России начинают говорить о патриотизме знай: где-то что-то украли..." патриотизм и воровство в России уже века ходят рука об руку.
Чуть позже Пушкин пишет "На выздоровление Лукулла", прямой стёб в адрес Уварова. У него родственник заболел и был при смерти:
"А между тем наследник твой,
Как ворон к мертвечине падкий,
Бледнел и трясся над тобой,
Знобим стяжанья лихорадкой..." Ну, в общем, тот ещё не помер, а министр уже губу раскатал и стал наследство принимать. А больной взял да выздоровел...
После дуэли и смерти Пушкина цензор Никитенко записал в дневнике: "Сегодня был у министра. Он очень занят укрощением громких воплей по случаю смерти Пушкина. Он, между прочим, недоволен пышной похвалой, напечатанною в "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду".
На отпевании Пушкина в Конюшенной церкви многие сторонились министра. Тот, кстати, распорядился следить за студентами университета, чтобы те не сваливали с занятий на панихиду.
Ещё историки упоминают причастность Уварова к делу Чаадаева. После публикации "Философических писем" министр просвещения был сторонником публичного судебного процесса. То что его всего лишь объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест заслуга сторонника умеренной линии шефа жандармов А.Х.Бенкендорфа.
В 1846 году указом императора Уваров с потомством был возведён в графское достоинство.
Герб графов Уваровых
В 1848 году по Европе ещё погрохотали революции, бородатым друзьям померещился бродящий призрак, по поводу чего они выпустили манифест, русская армия поучаствовала в подавлении восстания венгров против австрийцев, а Николай решил, что просвещение, даже под контролем правительства, не нужно вообще. В 1849 году Уварова отправили в отставку.
В 1855 году, в том же, что и Николай, прос#авший и все полимеры, и Крымскую войну, Уваров умер. Но триада его жива и по сей день:
Читайте также: День в истории. 5 сентября 1817 года
День в истории. 5 сентября 1972 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий