А если человек подонок непорядочный, чего тут больше: генотипа или фенотипа? Джон Стейнбек в романе «К востоку от Эдема» (вариант «К востоку от рая») описывает Кэти Эймс, которую называет «психическим монстром» с «уродливой душой». Она с детства такая, хотя появилась на свет у нормальных родителей, которых потом сжигает, заперев в доме. Генотип? Кто-то из далёких предков был подобным, что через несколько поколений прорезалось? Тут ещё вопрос, знал ли лично Стейнбек такого человека или полностью сочинил.
Возможно какая-то доля генотипа в этом и есть, потому как многие пишут о генетическом рабстве, памяти поколений. Не мне судить. Скорее, однако, установка на рабство передаётся из поколения в поколение. В России века с четырнадцатого, когда улус Орды Московское княжество начал своё территориальное расширение, закончившееся у Вислы и Тихого океана.
В Европе с её «nullum officio sine beneficio» (никакой услуги без благодарности), европейским типом феодализма, основанным на договорных отношениях между землевладельцами и арендаторами не так. Там основа не приказ, а договор. А чтобы договариваться, надо уметь быть обходительным, не хамить, отсюда пусть неискренние, но такие приятные улыбки людей европейской культуры. В человеке договаривающемся, в отличие от человека приказывающего и человека подчиняющегося, в значительно меньшей степени могут сформироваться черты НЧ.
Это литературные персонажи, но в жизни немало людей с психическими девиациями вплоть до шизофрении, паранойи и одного из их проявлений гомицидомании (непреодолимого влечения к убийствам, таких, имхо, много в российских силовых структурах), а также акцентуированных личностей (по Карлу Леонгарду). И болезни, и акцентуация носят часто генетическую природу, это надо лечить, хотя, имхо, необязательно галоперидолом, как в СССР и его преемнице России. Принцип лечения добрым словом мало распространён в обществе, основанном не на договоре, а приказе.
Число психотерапевтов, психоаналитиков, психологов на душу населения в России многократно меньше, чем в цивилизованном мире. "В жопу укол" (С) проще и понятней. В США в 2020 году на лечение депрессии (слышали ли врачи российских поликлиник про такое заболевание?) потрачено $238 миллиардов. Для справки: бюджет Фонда ОМС в России $287 миллиардов. Это ещё одно отличие стран, основанных на приказе от стран, основанных на договоре.
Если же отбросить генетическое происхождение НЧ, несомненно среда и воспитание оказывают огромное влияние на развитие подобных качеств. В семье образованных, интеллектуально развитых родителей (не люблю слово интеллигентных, Васисуалия Лоханкина вспоминаю) вероятность того, что таковой вырастет намного ниже, чем в среде гегемонов- люмпенов или колхозного крестьянства. Я давно живу, с семидесятых стал ездить по территории СССР в командировки. И знаю, что в любом российском малом городке или деревне новое, незнакомое аборигенам лицо мужского пола моложе тридцати получало по морде незамедлительно и беспричинно. От своих сверстников, разумеется. Не шутка, не гипербола. Именно так.
Это не мой личный опыт, делились впечатлениями многие, с кем доводилось пересекаться в гостиницах во время командировок. А персонал гостиниц некоторых небольших российских городов (называть не буду) настоятельно советовал вечером не выходить на улицу. Это семидесятые- восьмидесятые, в девяностые я уже почти не ездил в командировки.
В Украине и Армении не замечал, в Прибалтике, Грузии бывал недолго. В армянском Цахкадзоре заходили в кабак и вполне дружелюбно пили с местными. В Украине бывал только в посёлках или городках строителей и эксплуатационников АЭС, там большинство приезжих, поэтому ксенофобия не развивалась. В больших городах, предположу, подобное возможно в местах компактного проживания работников больших заводов. Туда я не ходил даже днём. Хотя сам с шести лет жил и живу в моно-городе при большом заводе (пригород Питера). Но тут я местный.
Во дворе- колодце мегаполиса типа Ленинграда- Петербурга тоже можно было получить по морде, но это больше подростковое хулиганство, в возрасте за двадцать житель мегаполиса или остепенялся, или садился. Напомню описание у Вадима Шефнера подростковых боёв чётных с нечётными на Васильевском острове. Плюс слышанная мною году в семидесятом легенда о массовых драках правобережных с левобережными на Володарском мосту в Ленинграде. Машин-то не было. Но датировка этих драк мне неизвестна, построен мост в тридцатые годы.
В датской же или финской деревушке, где пятнадцать домов и десять ресторанов, недружелюбное отношение к неместному исключено в принципе. Не было у них "монголо-татар" с вертикалью власти. То есть, вертикаль была, Дания по сей день монархия, но даже при средневековой монархии не было такого тоталитаризма, как в России. Сегодня датская принцесса возит детей в детский сад в приделанной к велосипеду корзиночке, а финский президент, придя на книжную ярмарку, за отсутствием свободных мест садится на ступеньку лестницы. И тот факт, что они гораздо обеспеченней нас надо учесть. Это в среднем, столько миллиардеров, как у нас, там нет. Сытый добрее голодного. Да. Знаю, что футбольные фанаты "Ливерпуля" и "Манчестера", например, устраивают побоища, не уступающие потасовкам "зенитчиков" или "коней" с "мясом". А польские и немецкие фаны, было дело, устраивали махалово прямо на границе Польши и Германии. Но футбольные фанаты- особый народ, далеко не самые интеллектуальные представители этноса.
Это я к чему? К тому, что хамство, агрессивность, вечная озлобленность на всех окружающих, ксенофобия не генетические факторы, а формируемые внешней средой. Фенотип. "Не мы такие, жизнь такая" (С) Скажем ксенофобия, ну, не нравятся тебе, евреи или гомосексуалисты, сиди и ненавидь их тихо и молча, так нет ведь. Раз не похожий, значит, сразу по морде. Причём давали (и, полагаю, дают) по морде чужаку в малом русском населённом пункте абсолютно бескорыстно. И все окружающие относятся к этому спокойно, даже одобряют. Почему? См. в начале цитату Лотмана. Оттуда растёт.
* * *
Рассмотрим частный случай формирования глубоко непорядочного человека. Хотелось бы употребить иные термины, приведённые в стартовой цитате Губермана, но не буду. И начну издалека, с послевоенного времени. Рос в послевоенном Ленинграде еврейский мальчик Л. Отец офицер Иона Липманович погиб на фронте в 44-м, когда Л. было восемь лет. Так что безотцовщина.
Плюс еврейство. Евреям вообще тяжело жить в странах с низким культурным уровнем, коррелирующим, имхо, с порядочностью. (Нацистскую Германию трогать не будем, объяснить можно, но долго). В США или Великобритании подавляющему большинству насрать, что ты еврей, даже не задумываются часто. В России, наряду с некоторыми другими странами Восточной Европы, антисемитизм был всегда силён, а тут ещё в сорок восьмом, когда Л. было двенадцать, одновременно начались дела "врачей-отравителей" (которые почти все были евреями) и против Еврейского Антифашистского комитета, созданного ранее НКВД. Во время войны комитет вполне успешно собирал деньги среди зарубежных евреев для нужд Красной армии (очень помогал Эйнштейн). А после войны стал мешать, против него начались репрессии. Один из руководителей комитета Соломон Михоэлс был убит МГБ в Минске по приказу Сталина. Убийство было замаскировано под ДТП.
В СССР пошла тогда мощная антисемитская кампания, называвшаяся борьбой с безродным космополитизмом. Телевизоров ещё почти не было, но из каждой радиоточки неслось геббельсовско-соловьёвское "Если в кране нет воды...". Тяжело было взрослым евреям. Детям и подросткам не легче. Людмила Улицкая в "Зелёном шатре" вспоминает, как били и унижали юных евреев "расово чистые" подростки. Мамы и бабушки, стоя в стороне, наблюдали и одобряли.
Чего было делать? И пошёл Л. в секцию самбо. Дзюдо в СССР, имхо, пришло в шестидесятые, показали японский фильм "Гений дзюдо". Ну, и японская борьба с игр в Токио (1964 год) стала олимпийским видом спорта. Но это будет потом. А пока Л. стал заниматься самбо в спортивном обществе "Динамо", ментовском, в те годы курировавшемся лично Берией.
Правда, его роль сводилась к покровительству футбольному клубу московского "Динамо". Даже спустя пятьдесят четыре года после смерти Лаврентия Павловича, зенитовские фаны на матче "Зенита" с этим клубом развернули на трибунах стадиона "Петровский" транспарант со словами "Вы платите за его грехи". Матч тот "Зенит" выиграл 3:0. Л. успешно проявил себя в юношеском спорте, по свидетельству очевидца выступал в 1954 году в матчевой встрече за сборную Ленинграда против Москвы и свою схватку выиграл. Предположительно потом был институт физкультуры (свидетельств нет), скорее всего Лесгафта. Мог бы Л. добиться успехов в спорте, но... Ранняя биография Л. описана мало, не осталось очевидцев или боятся. Предположительно где-то в конце пятидесятых- начале шестидесятых...
Какая-то девушка забеременела от Л., стала просить оказать ей помощь. Не знаю какую, аборты разрешили снова в 1955 году. Пришла к нему домой, он сидел со своим приятелем боксёром- ментом. У того было табельное оружие. Угрожая пистолетом, они её изнасиловали, думали заяву не напишет. Написала. И Л. присел. Отбывал в Республике Коми, зоны которой описал С.Д.Довлатов в своей "Зоне", служивший там охранником. Правда позже.
Уголовные преступления делятся по степени тяжести, но ещё их можно делить по степени гнусности. Случившееся по моему скромному имхо можно отнести к высшей степени таковой.
Информация, когда Л. присел, в Интернете отсутствует, а вот вышел примерно в 1968 году (или раньше?, см.ниже). Пишут, что сидел десять лет, но подтверждений тому нет. Можно предположить, на зоне его лексикон пополнился идеомами типа "мочить в сортире", "пыль глотать", "скощухи не будет", "сопли жевать", "доктора пришлю", "отбуцкать за углом", которые потом перенимали его ученики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий