четверг, 3 декабря 2020 г.

СССР и заграница. Часть 2

    ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

  И вот как-то так постепенно с мгновенно выветривавшимся из мозгов марксизмом-ленинизмом, но прочно оседавшими в нём западными ништяками, которые самому иметь почти не доводилось, лишь видеть в кино, на картинках, изредка надетым на ком-то на улице, закончил я школу, вуз по специальности ядерные реакторы, начал ездить в командировки по стране.

В 1981 году был аттестован конструктором первой категории, а с 1982 стали меня оформлять в загранкомандировки. Кафка про это вряд ли писал, но в целом очень похоже. Во-первых, оформиться не значит поехать. У внешнеторговых организаций была куча всяких контрактов, по которым полагалось посылать специалиста по тому и иному вопросу. А поскольку оформляться приходилось долго, поэтому следовало большой запас заранее оформленных специалистов.
Наши хитрожопые внешнеторговцы деньги с зарубежных партнёров часто брали, а специалистов не посылали. Или вообще посылали родственника какого-нибудь начальника, который до места назначения даже не доезжал. Погуляет в столице и назад. С буржуями, полагаю, такое не катило, а вот с сателлитами из СЭВ запросто. Мне венгры сами рассказывали. В общем, можно было за год оформиться на пять позиций и ни разу не поехать.
Как оформлялись. Члену КПСС рекомендацию должна была дать партгруппа, не члену- собрание трудового коллектива. Это касалось и поездок по туристическим путёвкам. В партгруппах трений не припомню, а вот в трудовых коллективах бывало: «Я против, потому что он говно...». При Горбачёве ввели правило, чтобы членов КПСС тоже трудовой коллектив рекомендовал.
Потом медицинская комиссия. То есть, обежать всех врачей-специалистов. У которых была отчётность по числу приёмов. Я может к этому специалисту никогда бы в жизни не попал, ибо за каким. А тут зашёл, сказал, что ничего не болит, он в карте записал, и у него в отчёте типа принятый и вылеченный больной, попадающий в статистику Минздрава. У нас поликлиника была на территории завода, делалось всё в рабочее время. В стародавней своей статье «Хочешь быть здоровым? Будь им...» писал, какая у нас была тётя терапевт, не знавшая слова метаболизм.
Далее 24 фотографии и анкета с обязательным вопросом, был ли на оккупированной территории. Я, вообще-то, в 1954 году родился. А вот отец на оккупированной был. Но про то, что раненого немца на телеге с лошадью до медчасти вёз, в анкете не писал. Это он уже при Ельцине пьяный рассказал. Но в Бельгию на металлургические заводы Льежа как-то съездил.
Следом идеологические комиссии. Я первый раз оформлялся, будучи членом ВЛКСМ, так что сперва комитет комсомола, куда приглашали каких-то совершенно выживших из ума дедов, которые звались комсомольцами двадцатых годов. Персонаж Шаинского из «ДМБ» в сравнении с ними Сократ и Цицерон.
Потом партком и райком. Там могли спросить любую @@рню. Например, фамилию генерального секретаря компартии Королевства Лесото. Или почти дословно пересказать передовицу из «Правды». Своими словами нельзя. Ибо гегемон из идеологической комиссии, с похмела прочитавший утром передовицу, других слов не знает. Синонимы ему неведомы. На идеологическую комиссию парткома или райкома обязательно идти в пиджаке. Никаких джинсов, кроссовок и джемперов.
Реально выехал в первый раз я в мае 1984 года на АЭС «Пакш» и сразу на три месяца. С Венгрией фишка такая, что почти всё оборудование для венгерской АЭС поставлял завод «Шкода» из чешского Пльзня. Но технический проект был советским, чехи на основании его делали уже рабочие чертежи под свою технологию. Я был представителем Главного конструктора по приводам СУЗ (системы управления и защиты).
Суточные мне платили 289 форинтов (17 рублей по курсу) в день. Кроме того сохранялась зарплата в СССР. Первые два месяца 100% (у меня тогда средний был 300 рублей), третий месяц 60%. Схема платежей была такая. Венгерская сторона (какое юридическое лицо просто не вникал) платила советскому Атомэнергоэкспорту, что располагался на Овчинниковской набережной.
Те, оставив маржу себе, перечисляли деньги главку Минэнерго- Союзглавзагранатомэнерго, сидевшему в Армянском переулке, дом 5. Вот по позициям, по которым должны были ехать инженеры и решать конкретные технические вопросы, часто ездили сотрудники Атомэнергоэкспорта и СГЗАЭ, которые тех вопросов решать не могли, поэтому до Пакша не доезжали, просто гуляли по Будапешту. Ну, летом ещё на Балатон. Я один раз туда тоже на экскурсию съездил.
Когда ситуация реально была критическая, то есть, на самом деле были нерешённые технические вопросы, требовался инженер, и чехи- поставщики оборудования, и венгры- эксплуатационщики пИсали кипятком. требуя представителя Главного конструктора, вот тут-то москвичи, скрепя сердце вызывали специалиста. В случае приводов СУЗ для ВВЭР-440 конкретно из СКБ-2 Ижо#ского завода, где я трудился.
Да. СГЗАЭ, разумеется, маржу себе тоже оставлял, сколько получал завод от них, мне неведомо. Могу лишь сказать, что моя зарплата на заводе (которую за время командировки платил СГЗАЭ) и суточные в Венгрии составляли менее 30% от суммы, перечислявшейся венграми Атомэнергоэкспорту.
Это к вопросу о том, что Советский Союз меня бесплатно выучил, и я ему должен быть по гроб жизни обязан. Мне и по заграничным, и внутрисоюзным контрактам было известно, сколько стОил весь контракт, а сколько получал я. Так что всё на меня потраченное я давно и с лихвой отработал.
Кстати, чехам платила их чешская фирма, а вот оной тот же Атомэнергоэкспорт. Ибо и всё оборудование, и сервисные услуги венгерская сторона покупала не прямо у "Шкоды", а у советской внешнеторговой организации. Так вот, если нам, советским, суточные платили 289 форинтов в день (в 1985 году курс сменился, чуть побольше), то чехам около 350.
Также больше нас, советских граждан, получали работавшие строителями поляки. Где-то в это же время началось строительство АЭС на Кубе, но её так и не достроили. Там работали вообще представители разных стран. И меньше советских специалистов платили только самим кубинцам, а ещё никарагуанцам.
В отношении меня в первый момент небольшая проблемка возникла. Технические вопросы, что надо было решать, касались того, кто виноват, Главный конструктор или изготовитель, СССР или Чехословакия. А я, во-первых, ехал за границу первый раз, во-вторых, мне ещё не исполнилось тридцати, а выглядел ещё моложе.
Из СГЗАЭ звонили моему начальству, говорили, что, мол, вы там охренели, мальчишку послали. Венгры с чехами тоже приняли меня настороженно, приняли за чьего-то "родственника", но, когда я конкретно ответил на все поставленные вопросы "Что делать?" успокоились и тормознули меня на АЭС на три месяца, что весьма положительно сказалось на материальном благополучии моей семьи.
Хотя, разумеется, денег я домой не привёз, там сохранилась моя зарплата за три месяца (два раза по 100% и 60%). Остальное вёз шмотками и прочими полезными товарами. В том числе книгами. В Пакше в книжном магазине был отдел советской книги, а в Будапеште, если не ошибаюсь, около моста Эржебет целый магазин.
Мест багажа у меня на обратном пути было до хренища. В Будапеште в поезд посадили. В Москве была проблема дотащить до камеры хранения (надо было закрыть все документы в Москве), потом до такси, а от такси до поезда. В Ленинграде встретили...
Позже, когда при Горбачёве разрешили свободный выезд, и народ массово поехал, описывали истерики советских граждан при виде западных магазинов. То же самое писала Марина Влади про Высоцкого, когда он впервые с ней попал в Западный Берлин.
Венгрия считалась "самым весёлым бараком" лагеря социализма, помимо произведённых самими венграми по лицензии ливайсов, адидасов и пум, были примерно того же качества изделия с венгерскими брендами, а также продукция почти со всего мира. Просто навскидку: Италия, Норвегия, Пакистан, не говоря о Китае, изделий которого в СССР в восьмидесятые почти не было, а вот в Венгрии завались. Поэтому, когда первый раз зашёл в магазин в Будапеште, меня впечатлило.
Потом я ещё раз ездил на АЭС "Пакш" осенью восемьдесят пятого, а в 1987- 89 г.г. в Чехословакию на ядерно-энергетическое предприятие "Шкода" в городе Пльзень, которое сейчас называется Scoda JS. Целый ряд предприятий объединены общим именем основателя Эмиля Шкоды, имеют одинаковый товарный знак, но друг с другом никак не связаны, имеют разных владельцев.
С 1986 года предприятия получили возможность самостоятельно вести внешнеторговую деятельность, поэтому ездил уже не через Москву, а летал в Прагу прямо из Ленинграда. Западного импорта в Чехословакии было намного меньше, чем в Венгрии, но свои изделия были качественнее советских. Как пример, о чём уже писал, в 1988 в аэропорту Пулково-2 встречали ребята в тренировочных костюмах и просили продать оставшиеся коруны по курсу 1:1, в то время, как официальный был 10 корун за рубль.
А в восемьдесят девятом у чехов случилась Бархатная революция, сотрудничество между Россией и Чехией почти прекратилось, правда, позже ту же Шкоду JS купила группа ОМЗ, но чего они реально делают, не знаю.
Но у нас сегодня есть возможность свободно путешествовать по планете. И, поскольку полностью отпала необходимость бегать за границей по магазинам, высвободилось время для культурной программы, осмотра достопримечательностей, посещения музеев.
Также в тему старая статья О советских гражданах и загранице

Статьи о спорте и здоровье

Статьи о религии

Беллетристика от Razdolbaeff`a

История от Razdolbaeff`a

Комментариев нет:

Отправить комментарий