четверг, 16 ноября 2017 г.

День в истории. Бархатная революция

      17 ноября 1989 года считается датой начала Бархатной революции в Чехословакии.
      Несколько дней назад я написал статью про судьбоносный день Германии 9 ноября, где за 8 дней до событий в Чехословакии началось падение Берлинской стены.
      Также ранее писал о неудавшихся попытках вернуться в лоно цивилизации Венгрии в 1956 году и Чехословакии в 1968 году.
      То, что у венгров и чехов не получилось по причине советских танков тогда, удалось им в восемьдесят девятом. В Венгрии началось чуть раньше, оказалось более растянутым во времени, а в Чехословакии Бархатная революция продлилась с 17 ноября до конца декабря, когда парламент избрал президентом Вацлава Гавела. Потом пошли реформы.
                                                           *  *  *
      Писал ранее не раз, что довелось побывать в советское время в социалистических Венгрии и Чехословакии, единственные мои заграницы за первую половину жизни, так подавляющее большинство советского населения даже в Болгарии не бывало, хотя, как гласил фольклор, «Курица не птица, Болгария не заграница».
      И почему-то возникла у меня симпатия к этому народу- чехам. Комплиментарность, по терминологии «сына монахини и блудницы». Хотя была пара случаев, когда в магазине примерно сорокалетние продавщицы, по судьбам которых, предполагаю, проехали в шестьдесят восьмом советские танки, отказывались понимать меня по-русски, при том очевидно (да они все русский язык в школе учили тогда), что понимали прекрасно.
      Всё равно. Что-то было в них такое, комплиментарное для меня лично. Собственно близких контактов у меня было три. В восемьдесят четвёртом на АЭС в Венгрии контактировал с руководителем группы чешских специалистов Павлом, а вот фамилию уже забыл, лет на двадцать старше меня. Позже, когда ездил в Пльзень на ядерную (автомобильная- совершенно другое предприятие, хотя с общим брендом) «Шкоду», работал с Вацлавом Велиховским и Яном Здебором. Последний до пенсии был техническим директором нынешней «Шкоды», сейчас технический советник Генерального директора.
                                                           *  *  *
      Так уж получилось, летал в Чехословакию самолётом из Ленинграда несколько раз и ни разу не взял с собой фотоаппарат. Туда-то летел налегке, а обратно перегруженный шмотками, у меня двое детей было, надо было одевать. В СССР с этим были проблемы. Места в багаже для фотоаппарата просто не находилось.
      Справедливости ради, возил оттуда книги. В Пльзне был хороший магазин книг на русском языке, с продавщицами я подружился, иногда продавали мне из-под прилавка. Американскую фантастику, например. Или двухтомную энциклопедию «Мифы народов мира».
                                                           *  *  *
      Где-то, когда-то прочитал, что культура городских чехов- это синтез трёх культур, собственно чешской, то есть славянской, немецкой и еврейской. Знаете, большинство знакомых мне чехов, а общался я только с городскими, внешне весьма похожи на евреев.
      В среде городских чехов с высшим, интеллигентской по-нашенски, в ходу байка, что Йозеф  Швейк- яркий представитель чешской нации, олицетворение, так сказать, национального характера. Типа Иванушки дурачка (или Емели со щукой) в России. Говорить так иногда говорят, но сам себя этим дурачком никто не считает. Среди знакомых мне чехов, похожих на Швейка не было. Правда, я общался только с городскими и образованными.
      Хотя Швейк человек далеко не простой, под идиота просто косит, а так склонен к вполне философским мыслям: «Пусть будет, как будет, потому что никогда не было, чтобы хоть как-нибудь, да не было».
      За год же до Бархатной революции в ноябре 1988 года в СССР запускали «Буран» (советский «Шаттл»). Специалисты со «Шкоды» тогда приезжали к нам, и, помню, Вацлав переспросил, как называется космический корабль. Выяснилось, буран по-чешски неграмотный сельский мужик, бурый, то есть…
      А с немцами чехи всегда соседствовали и взаимодействовали. Если учесть, что германские племена, покорив Римскую империю, заимствовали многие достижения античности, несмотря на так называемые «Тёмные века», то чехам, таким образом, тоже что-то от античности перепало. То есть, очевидный факт, что среди славян чехи всегда были самым цивилизованным народом.    
     С немцами отношения, разумеется, не всегда были добрососедскими, то Отто Брандербургский во времена Дмитрия Донского на Руси в Чехии куролесил, то последователи религиозного реформатора Яна Гуса, на германских землях шорох наводили.
      А потом в ходе Тридцатилетней войны в 1620 году случилась битва при Белой горе, где войска императора- католика Фердинанда победили войска чешских князей протестантов. После этого, считается, Чехия попала до 1918 года под власть короны Габсбургов. Хотя при Белой горе воевали не чехи с немцами, а католики с протестантами. И чехи, и немцы были с обеих сторон. А сама Тридцатилетняя война с восстания протестантов в Праге в 1618 году и началась, между прочим.
      Таким образом, можно сказать, национальный характер чехов сочетает в себе немецкую педантичность и славянское раздолбайство. И ещё, несмотря на власть своих королей и Габсбургов, у чехов, как во всей Западной Европе сформировались традиции гражданского общества, самоуправления, плюрализма, что в девяностые обеспечило и успешность экономических реформ, и безболезненный «развод» со Словакией.
                                                           *  *  *
      До 1918 года в составе Австро-Венгрии, потом независимая Чехословакия, в которой президент Масарик пытался строить «капитализм с человеческим лицом», германская оккупация, освобождение американскими и советскими войсками. Да. Пльзень, что в девяноста километрах к Западу от Праги, брала танковая армия генерала Паттона, шли они на помощь восставшим жителям города.
      Правда, заводы «Шкода», до последнего дня делавшие оружие для немцев, авиация союзников ранее разбомбила. Армия Паттона продвинулась на восток ещё на тридцать километров до городка Рокучаны, где мне тоже довелось бывать, и остановилась. Возможно, по причине ранее достигнутых договорённостей с СССР.
      Памятник в Пльзне «Спасибо американцам», открытый в 2005 году. Тогда же был открыт в городе музей Паттона. У чехов в советские времена была поговорка: «Конечно, спасибо, что вы нас освободили, но лучше бы это сделали американцы».
                                                           *  *  *
      В 1948 году не без помощи советских танков пришли к власти коммунисты во главе со сталинистом Готвальдом, после смерти оного, случившейся почти одновременно с уходом из жизни «лучшего друга детей и физкультурников», как и у нас, началась некоторая оттепель.
      Сменивший Готвальда Новотный особых перемен не планировал, просто не сажал и не расстреливал, некоторые послабления допустил, а «яйцеголовым» интеллигентам только волю дай. Додумались до «социализма с человеческим лицом». Хотя, как писал польский философ Лешек Колаковский: «Может ли быть крокодил с человеческим лицом?».
      Но идею человеческого лица у социализма Зденек Млынарж, будущий идеолог Пражской весны, сумел втемяшить в башку однокурсника по юрфаку МГУ Михаила Горбачёва. Млынарж до смерти оставался верен своей идее, не приняв капиталистических преобразований в Чехии девяностых.
      В итоге случилась Пражская весна, по которой в августе 1968 года проехали советские танки. Компартию возглавил верный брежневец Густав Гусак. У чехов появилась поговорка: «Семь лет мы вас ждали, двадцать лет с вами дружили, а теперь тысячу лет будем ненавидеть».
      Насчёт тысячи лет это они загнули, подросшее поколение про шестьдесят восьмой уже не помнит, в девяностые- нулевые отношение к гражданам России было вполне нормальным, ухудшилось несколько после 2014 года, что вполне естественно.
                                                           *  *  *
      Чемпионат мира по хоккею 1969 года был перенесён из Праги в Стокгольм. В двухкруговом турнире Чехословакия дважды выиграла у СССР 2:0 и 5:4. СССР стал чемпионом, благодаря победам над шведами и канадцами, которым чехи проиграли. Долго ещё чехи ни против одной команды не играли так жёстко, как против СССР. «Вы нам танки, мы вам дранки (шайбы)».
                                                           *  *  *
       А потом перестройка в СССР. Чехи на своих партийных и профсоюзных собраниях говорили: «Они делают то же, что хотели мы в шестьдесят восьмом».  Но партия и СТБ (чехословацкая госбезопасность) не допускали в стране вольнодумства. Обсуждать проблему «68» с советскими гражданами чехам было строжайше запрещено.
      Мой более молодой коллега (хотя и я был тогда далеко не стар) за кружкой пива коснулся этой темы в разговоре с Яном Здебором. Тот сразу замкнулся. Потом другой наш специалист, ошивавшийся на «Шкоде» постоянным представителем, пояснил. В августе шестьдесят восьмого у восемнадцатилетнего Яна родилась дочь. Он пришёл с букетом к роддому, у них папашам разрешалось внутрь заходить. А у входа стоит «василий алибабаевич» с калашом и говорит: «Ты сюда не ходи, ты туда ходи, снег башка попадёт…» ©
      Последний раз я был в социалистической Чехословакии в июне 1989 года, у нас только- только начался Съезд народных депутатов, где на трибуну вышли и Сахаров, и другие… Запретить в Чехословакии советское телевидение Гусак и СТБ не могли, чехи всё это смотрели…
      И вот сидели мы за переговорным столом, нас советской стороны было четверо, и один из специалистов «Шкоды», про которого нам было известно, что он из числа репрессированных в шестьдесят восьмом, вдруг, переключив тему разговора, задал вопрос про выступление Сахарова на съезде. Чехи повернули головы в мою сторону, им была известна моя политическая позиция, но меня опередил начальник «транспортного цеха» электротехнического отдела, ответив, что академик не пользуется популярностью у граждан страны советов. Затевать дискуссию я не стал…
      В том же июне видел плакат на железнодорожном мосту в Пльзне: «С Советским Союзом на вечные времена», как сумел перевести с чешского, которого кроме отдельных слов не знал…
                                                           *  *  *
      И вот 9 ноября 1989 года жители Восточного Берлина массово ломанулись в Западный, 10 ноября в Болгарии сняли Тодора Живкова, в Польше и Венгрии началось раньше. Как свидетельствовали более поздние социологические опросы, чехов на массовые выступления толкнули события в ГДР. Хотя менее массовые выступления имели место и ранее, например,  в январе, в двадцатую годовщину самосожжения Яна Палаха…
      17 ноября состоялась студенческая демонстрация, посвящённая пятидесятой годовщине казни девяти чешских студентов во время нацистской оккупации. Власть разогнала демонстрацию, случились десятки раненых и, якобы, один погибший студент Мартин Шмид…
      Тут начинаются конспирологические версии…
      ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий