среда, 17 июля 2019 г.

Баллада о пиве и немножко про мороженое. Часть 4

    ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5
    После чего пиво на территории России пить прекратил, а вновь стал году в девяносто третьем, когда заработали экономические реформы. Предприятия, производившие ненужную продукцию типа ржавого железа стали загибаться, а те, что нужную- расцветать. Разумеется, пиво относится к числу нужных и полезных.
                                         *  *  *
    В конце восьмидесятых советская экономика, делавшая ракеты с енисеями, но не умевшая произвести колбасу, гнущиеся презервативы, гигиенические прокладки, сварить пиво и многое другое вполне логично накрылась мокрой "женской половой вагиной"...
   В тему: "Back in the USSR. Из дневниковых записей", "Капитализм лишил меня скупых телеграмм радости", "Развилки истории. 1991 год", другие...
     Вопрос конца девяносто первого: рыночные реформы или смерть. Рынок- это система экономических отношений, при которой производится полезный продукт, который можно продать за деньги. А никому ненужное го#но типа ракет с енисеями, не продающимися за деньги- не производится. Разумеется, пиво, наряду с колбасой, презервативами, прокладками, тостерами и прочими микроволновками- товар нужный и полезный.
     В октябре девяностого, осознав дальнейшую бесперспективность работы в атомном энергомашиностроении, тем более в этой отрасли после Чернобыля наступил спад по всей планете, уволился, пошёл в малый бизнес, сменив за девяностые множество видов деятельности и мест работы.
     Дефицит всего и вся в СССР нарастал с шестидесятых "стремительным домкратом" (С), цитаты вам в помощь, закончившись логичным 3,14##ецом девяносто первого, путинская Россия сегодня в том же тренде, только на её календаре ещё начало восьмидесятых. Еда в магазинах появилась с гайдаровской либерализацией цен 2 января 1992 года. Для дебилов повторю, что писал уже стопиццот раз: это было не повышение, а либерализация. Если на еду, которой до 02.01.1992 не было, цены поднялись, то на видеомагнитофоны, например, они снизились. Рынок, однако. В середине девяностых эти девайсы были уже почти у всех.
     Опять же писал не раз, в 1984 году моя зарплата по реальному курсу (не из газеты "Известия") была 100 долларов, в 1990- 1992 годах 50 долларов, в 1998 до дефолта 500  долларов, в нулевом- тысяча, а там и поболе... 
                                       *  *  *
     В 1989 году группа "Зодчие" исполнила песню "Дайте народу пиво!". Вот слова из неё:
     "Кружку свободы просит страна. Дайте народу пиво!
Солнечному миру- да, да, да. Дайте народу пиво!
...Ни русская водка за десять рублей...
...В очередях надоело стоять. Дайте народу пиво!"
                                          *  *  *
     И вот наступила прекрасная, незабываемая эпоха девяностых. "Невидимая рука Адама Смита" взмахнула волшебной палочкой, и в стране, где не было ни ###, чуть не одномоментно появилось всё: еда, одежда, бытовая техника... Ну, и, разумеется, пиво. Разных сортов.
     Безусловно, начало девяностых было тяжёлым, только мне хватает IQ понимать, что причиной того были не действия реформаторов, а предшествующие годы правления КПСС. Плюс крайне низкие цены на нефтьВ глубокую #опу завели именно эти факторы, Гайдару с компанией пришлось всё разгребать, и ведь разгребли, блин, пожили немножко по-людски, да и пока ещё живём лучше, чем в СССР. Хотя с приходом в начале нулевых "кухарки с пистолетом" тренд сменился, новая #опа не за горами...
                                        *  *  *
     Как-то девяносто второй у меня ассоциаций с пивом не вызывает, работал много, а вот свободных денег на пиво, видимо не было, семью надо было кормить и одевать, кукл "Барби" и прочие "Сникерсы" покупать. Отец семейства таки. А вот девяносто третий- это уже пиво каждый день. Ибо появилось множество коммерческих ларьков, впрочем, они раньше появились, а в них много- много пива.
     Замечу, что сперва, сразу после либерализации цен преобладали разнообразные сорта импортного пива, в силу низкого курса рубля эти напитки были дорогими, но всё же помаленьку пробовал. Местные пивовары включились в борьбу за потребителя достаточно быстро, и, благодаря ценовым преимуществам, импорт потеснили.
      Во второй половине девяностых, околачиваясь около метро "Василеостровская", насчитал в окружавших её десятках ларьков более семидесяти сортов пива. Сейчас в супермаркетах, коих в радиусе километра от моего дома несколько штук, примерно столько же.
     Запущенный в девяностом пивзавод "Балтика" на Парнасе в Санкт-Петербурге начал с выпуска сортов пива под номерами. Первые два я как-то пропустил, хотя и пробовал, в девяносто третьем- четвёртом шли уже №№ 3 и 4. "Троечка" жива по сей день, как традиционный, пилснерский сорт, хотя это на этикетке и не написано.
     А вот "четвёрка" мне тогда доставила чрезвычайно. Опять же своей новизной, вкусом карамельного солода, но без перебора, который, имхо, имеет место в портеровской "шестёрке". Последняя-то в продаже и сейчас есть, а вот "четвёрочки" уже давно не видел. Ну, а так, №6- "Портер", №8- нефильтрованное "Пшеничное", именно эти сорта я и предпочитаю, №9- крепкое. 
    Злые языки утверждают, что "девятка"- это просто "троечка" с добавлением спирта. "Балтика" настаивает на естественности процесса. Кстати, когда отечественные пивовары ещё не успели развернуться, среди импортных крепких сортов помимо "Амстердама" было ещё немецкое на букву D, вот уже подзабылось название, так оно вообще было десятиградусным...
     Позже "Балтика" много ещё чего выпускала: "Праздничное", "Медовое", перешла к лицензионным сортам: "Туборг", "Карлсберг", австралийский "Фостерс"...
                                          *  *  *
     В октябре 1992 года всему населению России в отделениях Сбербанка были выданы ваучеры, которые можно было вложить в "женскую половую вагину" (С), что сделало подавляющее большинство населения, а можно было в акции какого-нибудь предприятия. Я три ваучера своей семьи вложил в "Балтику", это вложение оказало неплохое влияние на наше благосостояние.
    В 2006 году в качестве миноритарного акционера был на экскурсии на заводе "Балтика", что на Парнасе. К тому времени чешское оборудование образца 1990 года было полностью заменено германским.
    Ещё замечу, до прихода в Санкт-Петербург ресурсодобывающих компаний ("Газпромнефть", "Сибур"), по крайней мере ещё в 2003 году, "Балтика" была крупнейшим налогоплательщиком города. Помимо неё в десятку крупнейших налогоплательщиков входили "Степан Разин" и "Хейнекен".
                                        *  *  *
     До запуска "Балтики" в Ленинграде было три пивоваренных завода: имени Степана Разина, "Вена" и "Красная Бавария", в девяностые прилагательное из последнего названия убрали. Появление "Балтики" и рынок вынудили их тут же включиться в борьбу за потребителя, помимо традиционного обезличенного "Жигулёвского", которое варили от Калининграда до Камчатки...
     В те же девяностые самарский завод "Жигулёвское пиво" сделал попытку защитить бренд патентом, запретив иным заводам варить пиво с таким же названием. Но не вышло.
     Завод имени Степана Разина акционировался, как ОАО "Степан Разин". Кстати, главный технолог этого завода Теймураз Казбегович Боллоев стал гендиректором вновь созданной в девяностом "Балтики". На Степане Разине мне довелось бывать в девяностом ещё в качестве конструктора. Рынок только начинался, и я выяснял, какое оборудование мы могли бы для них изготовить.
     Тот завод девяностого года производил унылое впечатление совковой овощебазы, кругом грязь и лужи. "Балтика" 2006 года, где довелось бывать на экскурсии, отличалась разительно: всё из нержавейки, нигде ни пылинки, всё сверкает.
     "Степан Разин" девяностых сперва запомнился двумя сортами: "Светлое" и "Тёмное". Потом возобновили выпуск "Адмиралтейского", которое выпускали ещё в СССР, но мне в магазинах видеть почти не доводилось. Также "Петровское", "Портер", "Специальное", "Калинкин"...
      Мне не совсем понятно, почему степано-разинские маркетологи начала девяностых решили сохранить бренд имени волжско-каспийского бандита. Имхо, более уместно и менее политизировано было бы название "Калинкин" в честь расположенного поблизости Калинкина моста. Коий в свою очередь назван в честь финской деревни Кальюла, существовавшей ещё до основания Санкт-Петербурга. Основанный в 1795 году англичанином Ноем Казалетом завод и назывался Калинкинским до революции.
      Пивоваренный завод "Вена" в девяностые стал выпускать пиво "Невское", это предприятие первым в новую эпоху создало сеть разливочных пунктов типа тех же ларьков, но с более современным оборудованием. И разливали уже не в прежние советские пивные кружки, а в одноразовые пластиковые стаканчики.
     ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

1 комментарий:

  1. Тогда же, в начале 90-ых, ввиду отсутствия материальных средств, был вынужден передать (продать)руководству "Степана Разина" книгу-справочник (аналог "желтых страниц") Весь Санкт-Петербург 1895 года издания для создаваемого музея пива. На одной из страниц была размещена реклама пивного завода "Калинкин". Как сейчас помню, за 100 бакинских. Для меня - это была внушительная сумма. Сейчас,конечно, жалею.

    ОтветитьУдалить