воскресенье, 9 апреля 2017 г.

День в истории. 9 апреля 1968 года

      9 апреля 1968 года был опубликован программный документ «Путь Чехословакии к социализму», вызвавший большой butthurt в Кремле и на Старой площади, приведший в конечном итоге к советским танкам на улицах Праги.
      Всю свою карьеру Яромир Ягр отыграл под этим номером. Во всех клубах, даже в омском «Авангарде». Хотя сам родился в 1973 году. Но папа и мама познакомились в тюрьме, куда носили передачи его дедушкам…
      Это про моих любимых чехов и Чехию. Мою вторую заграницу, первой была Венгрия в 1984 году, разумеется, ныне независимые страны, бывшие в годы моих посещений республиками СССР, не в счёт. Страну, давшую миру Кирилла и Мефодия, одного из первых реформаторов христианства Яна Гуса…
       Народ, среди других славянских народов поднявшийся выше всех по лестнице человеческой цивилизации. Ну, по крайней мере, это мы ездим на Шкодах и пьём Праздрой с Жатецким гусём, Велкопоповицким кОзелом, Старопраменским и прочее, а не они на Ладах, да и Жигулёвское они не пьют… Хотя кто знает. Мне рассказывали в начале нулевых видели Балтику №3 в Сан-Франциско за два доллара восемьдесят центов…
      В общем, власть в Чехословакии коммунисты взяли в феврале 1948 года, справедливости ради, они имели таки поддержку населения, и случившийся переворот произошёл без какого бы то ни было участия советских войск, свои боевые отряды у компартии были.
      Довоенный и послевоенный президент Бенеш подал в отставку, один из потенциальных лидеров оппозиции коммунистам Ян Масарик, сын первого президента независимой Чехословакии 10 марта 1948 года странным образом выпал из окна. Версии, как убийства, так и самоубийства муссируются по сей день.
      Лидером Компартии был Клемент Готвальд, чуть позже на пост генсека избрали Рудольфа Сланского, оставив за Готвальдом пост председателя, в пятьдесят втором Сланского с «группой товарищей» репрессировали, самого Сланского расстреляли. Хотя он, как и Готвальд, был вполне ортодоксальным коммунистом, но был евреем, видимо как-то откликнулась борьба с космополитами в СССР. Кроме того вменили в вину шашни с «палачом югославского народа» Иосипом Броз Тито. Позже итальянцы даже поставили художестевенный фильм о Сланском с Ивом Монтаном в главной роли.
     После Готвальда партию и страну (пост президента) возглавил Антонин Новотный, этого я уже помню из радио и телевизора. Также вполне правоверный сталинист, причастный к репрессиям пятидесятых. Однако, на своём посту после прихода Хрущёва удержался, позже, в шестидесятые его обвиняли в затягивании процессов реабилитации.
     В годы моих посещений социалистической Чехословакии (1987- 1989 г.г.) с точки зрения советского человека там было товарное изобилие, не такое, конечно, как сегодня в супермаркете, что в двухстах метрах от моего подъезда, но в сравнении с тогдашним совком
     Из публикаций, а также из отдельных фраз моих чешских коллег, следует, что и у них были периоды дефицита продуктов питания. В частности, при Новотном. Пара чешских анекдотов в тему. «Заявление в прессе: «Вскоре будет мясо (Maso bude vbrzku)». Отклик: «В Скоре? Скорее отвезите меня в Скору». И: «Опять же в прессе: «К нам идут куры из Китая» (что, вообще-то, имхо, удивительно). Отклик: «Их две, и они идут пешком».
      О мясе и футболе. В 1962 году сборная Чехословакии заняла второе место на Чемпионате мира по футболу в Чили, уступив в финале бразильцам 1:3. Лидером команды был полузащитник Йозеф Масопуст, признанный в том году лучшим футболистом Европы (год спустя Яшин). Имхо, перевод фамилии Безмясный?..
      Выше написал, что, имхо, чехи- наиболее цивилизованный из славянских народов. Центр Европы, «монголо-татарского ига» не было. Эпизод, конечно, но в том самом 1242-м, когда «святой и равноапостольный» победил 25 немецких конных рыцарей на Чудском озере, чехи под Оломоуцем в союзе с теми же немцами разбили «монголо-татар», которые, как следует из польских гравюр, опубликованных в книжках Фоменко и Носовского, удивительным образом похожи на русских…
     То есть, сталинская модель социализма, которая есть не что иное, как следствие вышеупомянутого «монголо-татарского ига», которое на европейскую ментальность ложится плохо. Потому её и «жыдобандеровцы» не хотят принимать, у них же в составе Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, Польши, Австро-Венгрии «ига» не было, а Магдебургское право было.
      Были чехи триста лет под немцами, точнее австрийцами, но это те же немцы, с одной стороны угнетение, с другой поглядишь на два берега одной реки: Нарву и Ивангород, и поймёшь разницу между игом «монголо-татарским» и немецким. Подобных параллелей немало: ГДР и ФРГ, Северная Корея и Южная, КНР и Тайвань…
     В общем, бухтеть против Новотного чехи начали году в шестьдесят третьем, а уж в шестьдесят седьмом и студенческие волнения случились. Интеллигенция на собраниях осуждала внутреннюю политику компартии. Сотрудник советского посольства в Праге Кузнецов писал: «…в конце 1967 г. хорошо чувствовало, что находящегося в изоляции Новотного нужно убирать, но все упиралось в то, кто станет вместо него. Как правило, руководителя меняют тогда, когда имеется лучшая или равноценная замена…»
     Раздрай в КПЧ начался на декабрьско- январоском 1967- 68 г.г. пленуме ЦК, где было три группировки: меньшинство «коммунистических фундаменталистов», реформаторов- демократизаторов, плюс «словацкая» группировка в главе с Дубчеком, настаивавшая на федеративном устройстве страны.
     В итоге первым секретарём 5 января 1968 года избрали Дубчека, Новотный ненадолго, до 22 марта, сохранил пост президента. Со всех постов вынужден был уйти из-за массовых протестов, апелляция к рабочим результата не дала. Дубчек Кремль, в общем-то, устраивал, там не считали, что он попрёт против СССР. Однако, вскоре чехи не без согласия Дубчека взяли, да и отменили цензуру в печати, и понеслась…
     Ю.В.Андропов, бывший в пятьдесят шестом послом в Венгрии, а с шестьдесят седьмого возглавивший КГБ в ЦК говорил: «Методы и формы, которыми ведется сейчас работа в Чехословакии, очень напоминают венгерские. В этом внешнем хаосе есть свой порядок. В Венгрии тоже с этого начиналось, а потом пришел первый, второй эшелон и, наконец, социал-демократы».
     И вот 9 апреля новый состав КПЧ публикует программный документ «Чехословацкий путь к социализму», в котором на опыт советский, скажем так, попросту положили. Не годится европейцам «монголо-татарский» путь. Ключевые моменты программы: отказ от командно- административных методов управления и свобода СМИ.
     Видимо, у Дубчека не было самостоятельных политических взглядов…
     Когда я в девяностом по собственному желанию исключался из КПСС, будучи вызван на партсобрание (мог бы и не приходить, но пришёл), дал именно такое объяснение. В отсутствие выбора политических взглядов из широкого спектра, я не имел их никаких. То есть, был нормальным советским конформистом- по##истом. Когда же возникла альтернатива, своей головой выбрал демократию в устройстве общества, либерализм в экономике. Примерно так я на партсобрании тогда и сказал.
    Одним из близких людей к Дубчеку становится Зденек Млынарж, учившийся в МГУ с Горбачёвым. Его называют главным идеологом «Пражской весны», позже вернувшись в Чехословакию при Гавеле, либеральных экономических реформ Клауса он не принял, оставшись сторонником мифического «социализма с человеческим лицом». Мифического, потому что такового никто, никогда, нигде не видел. В современной Европе, в первую очередь Скандинавии, таки не социализм, а социальное государство. А это две большие разницы.
     Ну, и покатилась, ну, и понеслась… Как нам объясняли, в августе шестьдесят восьмого НАТО вот-вот было готово ввести войска в Чехословакию… Фигня полная, не до чехов им было, у них самих в Париже студенты майданили. Как нам опять же говорили, против буржуазного общества. Отчасти да, но и против пуританской морали тоже. Откуда выросли и свободная любовь в массовом масштабе, и однополые браки. Типа, «запрещено запрещать». Либерализм, однако…
     27 июня 1968 года в газете «Литерарни новини» были опубликованы «Две тысячи слов…», написанный Людвигом Вацуликом. Сперва под ним подписались около шестидесяти чешских интеллектуалов, затем прочие известные граждане, включая выдающихся спортсменов Веру ЧаславскуЭмиля Затопека.
     Далее документ получил массовую поддержку. В СССР его сочли идеологической диверсией…

Комментариев нет:

Отправить комментарий