четверг, 11 августа 2016 г.

Прогулка в Павловском парке

Лето в этом году в Санкт-Петербурге хреновое, дожди льют, тёплых дней считай что и не было. Однако, вот с утречка 10 августа оказалось солнечно, и мы с Ирой решили съездить погулять в Павловский парк. Он от нас (Колпино), если по прямой, так совсем недалеко, но прямой автобус ходит редко и не от нашего дома, поэтому ехали маршруткой сперва до вокзала в Пушкине, а там до входа в парк другой.
         На месте города Павловска с тринадцатого века было поселение новгородцев, позже две финские деревни. В этих местах любила охотиться Екатерина Вторая. В 1777 году она подарила 362 десятины земли по берегам реки Славянки сыну Павлу. Это и считается датой основания села Павловского, при вступлении в 1796 году Павла на престол ставшего городом Павловском.
         В 1780 году архитектору Чарлзу Камерону было поручено построить дворец, и в 1786 году он его построил. Дворец стоит, внутри музей, только внутри я был уже очень давно, сейчас и не припомню когда. В школьные годы был точно.
         В 1788 году Павел подарил село Павловское вместе с дворцом супруге Марии Фёдоровне.
         В 1836 году между Царским Селом (ныне Пушкин) и Павловском была построена первая в России железная дорога сперва на конной, а потом и на паровой тяге. 30 октября 1837 года прибыл первый поезд из Санкт-Петербурга, а с мая 1838 года началось регулярное движение.
         В районе нынешнего стадиона (на территории парка есть стадион) располагался построенный по проекту А.И.Штакеншнейдера музыкальный вокзал, где с 1856 по 1865 год выступал Йоган Штраус, а также в разные годы много других известных  музыкантов и дирижёров. Во время Отечественной войны вокзал был разрушен.
         Кстати, слово вокзал образовано от английского Vauxhall, увеселительного места близ Лондона. А, поскольку вокзал в Павловске использовался для концертов, позже это название в России распространилось на все помещения для пассажиров.
         С 1918 по 1944 год город назывался Слуцком в честь революционерки Веры Слуцкой, погибшей в этих местах в 1918 году.
         Через Павловский парк протекает река Славянка, используемая для наполнения прудов парка. Исток реки в 9 километрах юго-западнее Павловска, впадает в Неву близ Рыбацкого. В районе Петро-Славянки в реку Славянку впадает река Кузьминка, протекающая близ Баболовского парка города Пушкина.
         Первый раз в Павловске был, по всей видимости, с родителями в шестидесятые. Помню раз ездил в Павловский дворец на новогоднюю ёлку и ещё несколько раз с родителями и без них в однодневный дом отдыха при том же дворце. Всё время зимой. Летом, полагаю, дом отдыха тоже работал, но почему-то путёвки туда родители не брали. Может, им по табели о рангах не полагалось летом
        Вот тогда и бывал несколько раз во дворце, ибо посещение его включалось в программу путёвки.
         Классе в восьмом я несколько раз бегал из Колпино, района Пролетарской улицы, до Павловска на лыжах. Сколько там километров не мерил, наверное, по Яндекс картам сейчас определить можно. На бег в полную силу от Пролетарской до… вот не вспомнить сейчас, время засекал до парка или до дворца… затрачивал меньше часа, рекорд 48 минут. Московское шоссе переходил пешком, не снимая лыж, машины ходили раз в час, не то что сейчас.
         Да, по той стороне Пролетарской улицы, где сейчас бульвар Трудящихся, никаких домов не было, был небольшой лесок (справа от дороги на фото ниже), в нём летом подосиновики и подберёзовики собирали.
         На фотографии Пролетарская улица осенью 1967 года. Слева направо муж тёти, двоюродная сестра, мой отец и мой брат.
         Потом уже, будучи знаком с Ирой, ездил с ней в Павловский парк гулять.
         На снимке Ира в долине реки Славянки в июле 1976 года незадолго до нашей свадьбы.
         После рождения Алёши стали ездить гулять в Павловский парк уже с ним.
На фоне дворца
         На фотографиях мы в Павловском парке в 1980 году. За спиной Иры и Алёши нынешнее здание железнодорожного вокзала. В парке бегает немало белок, которые выпрашивают у гуляющих орехи, но обычно не едят их, лето, сытые, а зарывают куда-нибудь.
         С начала нулевых мы с Ирой уже вдвоём неоднократно ездили на прогулки в Павловский парк. Заходили мы в парк не через главный вход, а через калитки со стороны Тярлево, то есть бесплатно. Но в 2013 году, когда мы там были последний раз, практически все калитки оказались закрыты, ближайшая открытая уже очень далеко от дороги, поэтому на сей раз решили идти через главный вход, благо, оба пенсионеры.
         На сей раз доехали мы до входа в парк на двух маршрутках, в советские времена добираться было сложнее, автобусы ходили намного реже, купили пенсионерские билеты по 50 рублей…
         На фотографии Ира в долине Славянки.
         Не спеша дошли до аллеи 12 дорожек, спланированной архитектором Винченцо Бренна, в центре которой стоит бронзовая статуя Аполлона, покровителя искусств, а по кругу, между дорожками: Венера Каллипига (богиня красоты и изящества), Полигимния (муза серьезной поэзии и гимнов, со свитком в руке), Каллиопа (муза эпической поэзии и знаний, с дощечкой и грифельной палочкой), Эвтерпа (муза музыки и красноречия, со свитком в руке), Урания (муза астрономии, с небесной сферой и циркулем), Флора (богиня весны и цветов),  Клио (муза истории),  Мельпомена (муза трагедии, с трагической маской, в венке из плюща),  Талия (муза комедии, с комической маской и бубном), Терпсихора (муза танца, с лирой), Эрато (муза любовной (лирической) поэзии, с лирой), Аполлон-Мусагет (предводитель муз) на площадке Двенадцати дорожек.
         Более позднее добавился Меркурий, на фоне которого я сфотографирован.
         А это муза Эрато и сидящая на ней стрекоза.
         После сели на скамеечке одной из аллей, немножко перекусили. На наш перекус слетелись синицы, которые также стали выпрашивать еду, одна пыталась схватить кусок запечённого мяса с бутерброда в моей руке, но это ей оказалось не под силу. Ну, мы им крошек покидали.

На первом фото синица, на другом появившаяся позже, названия мы не знаем.
        Это вид на небо со скамейки, где мы сидели.
        Когда сидели, за спиной стал слышен какой-то гул. Мы сразу предположили, что это самолёты, ибо близ Пушкина расположен военный аэродром. И точно, вскоре над парком на малой высоте прошли несколько военных самолётов.
         Сидя на скамеечке, перечитывал книгу Елены Трегубовой «Байки кремлёвского диггера». Вскоре после выхода книги из печати (где-то конец 2003 года) дверь квартиры журналистки Трегубовой взорвали, о чём она написала ещё одну книжку. А вскоре отбыла на Темзу, откуда, как известно, «выдачи нет»…
         Материалы книги Трегубовой использую в ближайшее время в статьях «Развилки истории» о событиях 1997- 1999 г.г.
         Во второй половине дня отправились домой. Из Павловска в Пушкин поехали на электричке, когда сели в вагон, позвонил Алёша, ехавший на машине через Пушкин. Он подобрал нас у вокзала и довёз до дома. А 11 августа снова похолодало и пошёл дождь.