«В России, в том
числе и потому, что история государственности у нас настолько долгая, что глаз
не хватает, к саркастическим описаниям национального характера относятся с
интересом.
Фонвизин,
Грибоедов, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Булгаков, Зощенко, Ильф и Петров —
мы всё это знаем, любим, ценим и понимаем.
Бабель,
кстати, тоже — Бабель описывал Россию, — это, надеюсь, всем очевидно».
По поводу
государственности написал, насчёт саркастического описания национального
характера см. выше про Иванушку- дурачка. Имхо, никакого сарказма, любимый
персонаж сказок, мечта о халяве, как национальная идея.
Про перечисленных
Прилепиным русских писателей. Кстати, к Бабелю мог бы ещё и Жванецкого
добавить. Только оба, как бы это помягче, не вполне русские, хотя Михаил Маниевич
чаще безотносительно национальности, и Григорий, и Константин, и начальник
транспортного цеха могут с равной вероятностью быть и русскими, и украинцами, и
евреями.
У Бабеля же в «Одесских
рассказах» этнический русский редкий персонаж, а уж в «Конармии» все
национальности присутствуют.
А ещё почему бы не
добавить к этому списку современных писателей типа Пелевина, Сорокина, Татьяну
Толстую с её «Кысь»,Шендеровича (вспоминайте крошку Цахеса), Горчева, особенно его «Беседы о православии».
Или крошка Цахес,
«сакральные ценности», «духовные скрепы» у нас табуированы, об этом нельзя?
Так кому тогда взрослеть надо, украинцам или
нам?
Гоголь писал на русском
языке. Но. Диканька, Сорочинцы, это где? Сдаётся мне, на Полтавщине. И род
Яновских- Гоголей- это украинский род. Дед его считал себя вообще поляком, хотя
историки и сомневаются. Да, писал Николай Васильевич на государственном языке
империи, но ведь, преимущественно об Украине. Уже поздние произведения о
Петербурге.
Юмора у Гоголя не
нахожу, юмор, имхо, это другое, саркастическое же отношение к этническим
украинцам наблюдается вполне. Как и к русским. Тем более, он не делает различий
между русскими и украинцами. Тарас Бульба постоянно говорит, что он русский,
хотя казак запорожский. Да и действие «Мёртвых душ» может происходить, как в
России, так и Украине, конкретная местность не обозначена, Собакевич фамилия
скорее белорусская, а Коробочка- украинская.
Фонвизин, Грибоедов,
Салтыков- Щедрин- критики системы, поэтому и были почитаемы советской властью.
Хотя, система, вне сомнений, вытекает из особенностей национального характера,
и многое, что критиковали указанные авторы имеет место в сегодняшней России.
Михаил Ефграфович так и вовсе гениальный предвидец с его «пьют
и воруют».
Согласитесь, насколько
сегодня актуально…
Да, Антон Павлович о
русском народе весьма резко, знаю, многих патриотов эти его цитаты сильно
напрягают.
Зощенко сильно не нравился победивший «грядущий
хам», об этом большей частью он и писал.
Ильф и Петров
протроллили всех, кого смогли. И бывшее дворянство, и нэпманов, и народ в лице
дворника Тихона и Шуры Балаганова, и русскую интеллигенцию в лице типичного
представителя Васисуалия Лоханкина. Самый светлый образ,- это сын
турецко-подданного, о чём я в шестом классе написал сочинение, за которое
получил трояк.
А вот антисоветчины у
этих авторов я не вижу. Самая антисоветская фраза, имхо- «Пиво
только для членов профсоюза».
Булгаков. А многие ли из
пресловутых восьмидесяти шести процентов видят в Полиграфе Полиграфыче своё
отражение? Я немало публиковался на такой площадке, как Макспарк, вот уж где паноптикум шариковых с пресловутым «взять
всё да поделить», которое почти стопроцентно коррелирует с «затокрымнаш».
Так что фраза Прилепина «мы всё это знаем, любим, ценим и
понимаем» не канает. Не знают, не любят, не ценят, НЕ ПОНИМАЮТ. Что это
про них-не понимают. Подавляющее большинство и не читало, думаю, и давнишний
уже фильм Бортко далеко не все смотрели.
В том и беда. Позавчера
Михаил Ефграфович, вчера Михаил Афанасьевич, сегодня Виктор Анатольевич… нет,
не я, Шендерович. А 86% не читают. Ни того, ни другого, ни третьего…
М.А.Булгаков родился,
вырос и закончил университет в Киеве, хотя сам этнический (тьфу, блин, сам не
знаю, что это такое) русский, отец выходец из Орловской губернии, профессор Киевской
Духовной академии. Кстати, мой папа тоже родом из Орловской области…
Ироническое отношение к
украинскому языку у писателя вполне наблюдается:
Но. В той же «Белой
гвардии», описывая вход в Киев частей Петлюры, он отмечает разницу между
обмундированием и выправкой галицийцев, воевавших в Первую мировую на стороне
Австро-Венгрии и, кстати, сражавшихся доблестно и не сдававшихся в плен, как
вышеупомянутые чехи, и прочего сброда происхождением из Российской империи, одетых
в шинели, напоминающие больничные халаты.
* * *
Проехали… Перейдём к
незалэжной.
«Нужен именно не
великорусский, а свой, местный, малоросский автор, который с истинно украинской
усмешкою позабавится над всей этой подшитой к Украине "древнерусской
историей", над всеми этими победоносными "русско-украинскими
войнами", над "многовековой украинской историей».
Древнерусская история.
Было чего, Киевская Русь, да?..
Потом часть населения этой
Руси мигрировала на Северо-Восток… Где происходила её деевропеизация, а, имхо,
в цивилизационном смысле деградация.
А другая осталась, где
была.
Реально. Они остались,
где были, а мы ушли из южных степей в леса Северо-Востока, где в силу природы и
климата сформировался великоросский национальный характер. Читайте Бердяева,
Ключевского, прочих. Подробнее…
Можно забавиться над идиотскими версиями про
народ укров, вождь которых Один учил дикие северные народы мореплаванию. Думаю,
умные образованные украинцы над этим потешаются также, как и мы.
Но. Почему бы и нам
тогда не посмеяться над доморощенными версиями о возникновении хомо сапиенса на
Восточно-Европейской равнине, над пирамидами на Кольском полуострове-
предшественницах египетских, погибшем про осаде Трои славянском князе Ахиллесе,
боге Ра от слова Радость и многом другом. Обо всём этом у нас пишут, а мы,
кроме четырнадцати процентов, почему-то не смеёмся. Подробнее…
Насчёт многовековой
истории. Не знаю за легендарных Кия, Хорива и Лыбеди, годы жизни которых
неизвестны, но Л.Н.Гумилёв, опираясь на арабские и персидские письменные
источники, пишет о существовании Киева, как города, в шестом веке. Нашей эры,
разумеется.
А потом Аскольд, Дир,
скандинавы, судя по всему, убийство их также скандинавом Хельгу (Вещим Олегом).
И неважно, был Рюрик варягом или зятем новгородца Гостомысла, славянином с
острова Рюген. Важно, что жили в том Киеве, которым правили Ольга, Святослав,
Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый- Скупой- Хромой, Владимир Мономах…, предки
малороссов, нынешних украинцев.
Наши же предки,
повторяюсь, ушли в леса Северо-Запада, и что представляет собой разграбление и
сожжение Киева в 1169 году войсками владимирско-суздальского князя Андрея
Боголюбского, как не начало многовековых русско-украинских войн. Которые,
безусловно, не были победоносными для Украины- Киевской Руси, полтысячелетия
шли с переменным успехом, пока не закончились подчинением Киева Москве. Силовым
путём, не надо гнилых базаров за Переяславскую раду, после неё были ещё и битва
под Конотопом, и гетман Мазепа…
А потом пришли на Русь
завоеватели с Востока, которых принято ассоциировать с нынешними малочисленными
скотоводами из пустыни Гоби, русская православная церковь и почитаемый ею «святой и равноапостольный» князь заняли коллаборационистскую позицию поддержки оккупантов, подавления
народных выступлений против них.
На Западе Даниил
Галицкий всё же пытался сопротивляться, отбил набег темника Куремши, заключил
союз с западными странами, получил от папы римского титул короля Руси, правда,
через десятилетия после его смерти галицкие земли отошли к Польше, но…
Если мне предложить
выбор между жизнью в Польше и Монголии, то я, безусловно, предпочту первую. То
же относится к Швеции и Германии, против которых при поддержке «монголо-татар»
воевал вышеупомянутый Александр Невский. То есть между европейской цивилизацией
и азиатской дикостью он для всех нас, будущих поколений, выбрал второе. По
ордынским, а не европейским правилам мы сегодня и живём, именуя себя
евразийцами (другой термин- азиопы). Но шариковым в Монголии нравится больше,
чем Швеции.
Центр Руси сместился из
Киева во Владимир ещё при Боголюбском, киевский митрополит переехал во Владимир
в 1299 году, став провинцией, Киев постепенно приходил в упадок. В 1324 году
город попал в сферу влияния укреплявшегося Великого княжества Литовского и
Русского, последнее слово в советской и российской истории обычно опускают, а
это было княжество, населённое этническими русскими (ныне белорусами и
украинцами), только правили им династия Гедиминовичей.
Ну, и что? Рюрик,
говорят, тоже не русским был, происхождение Гедимина тоже доподлинно
неизвестно. Кто говорит- литовец-аукшайт, а кто и русскую родословную находит. Даже
если литовец, сын его Ольгерд был уже наполовину русским, т.к., мать была
княжна Евна из русского (теперь белорусского) Полоцка.
Дети Ольгерда были уже
русскими на три четверти, ибо первой женой его была Мария Витебская, а второй
Иулиания Тверская.
В 1362 году Ольгерд
разбил при Синих водах «монголо-татар» и
освободил Киев от уплаты им, посадив туда князем своего (и Марии Витебской)
сына Владимира. Который был заменён Скиргайло, а позже вообще Киевом правил не
князь, а наместник.
Тем не менее, значение
Киева в составе Великого княжества Литовского и Русского стало расти, в
частности, в нём не раз проходили переговоры с участием великих князей
литовских и русских, митрополитов, хана Тохтамыша.
So… Но с 1362 года
«монголо-татарское иго» на территории Украины закончилось. Что это означало? А
то, что она вновь стала ближе к Европе, как Киевская Русь времён Ярослава
Мудрого-Скупого-Хромого. С конца четырнадцатого века в списках студентов
Сорбонны и других европейских университетов появляются имена студентов из
Киева. А в 1436 году первый доктор из Киева Иван Тинкевич.
Первые студенты из
Московии, которая позже стала Россией, появились в Европе при Борисе Годунове,
который более чем за век до Петра их туда и направил. Ни один не вернулся,
вкуснее там оказалось, и воздух свободы разные места защекотал…
И. Вот тут-то и начались
войны между Великим княжеством Литовским и Русским с Московией. Шедшие,
разумеется, с переменным успехом. Но почему бы жителям сегодняшней Украины не
считать войны их предков, живших в ВЛКР, а позже, с 1569 года Жечи Посполитой,
с Россией украинско-русскими войнами?
О смутном времени. У нас
всё пишут: поляки, поляки… Да не было там никаких поляков. Были украинцы и
белорусы. Лжедмитрий Первый заявил о себе, как наследнике русского престола,
находясь на службе русского, везде его называют русским, поляком он отродясь не
был, магната Адама Вишневецкого, владевшего землями в нынешних Украине и
Беларуси.
И войско для похода на
Москву Лжедмитрий набирал из жителей этих регионов, не в последнюю очередь
запорожских казаков, к которым присоединились донские, собственно они и были главной
движущей силой заварухи Смутного времени.
Так что жители Украины,
это там, где Киев, если кто не знает, имеют полное право именовать себя
наследниками проевропейски настроенной Киевской Руси, а вот у наследников
московского улуса Золотой Орды таких оснований, имхо, поменьше. Ещё раз:
«монголо-татарское иго» в Киеве завершилось в 1362 году, в Москве официально в
1480 году, фактически же существует по сей день, ибо московские цари
продолжатели внутренней и внешней политики монгольских ханов. Читайте
Г.П.Федотова «Россия и свобода», цитата из неё выше.
И русско-украинские, а
какая разница, как жители тех земель назывались в разные века, войны в
реальности имели место.
Подробнее:
* * *
Ну, и… Я не знаток украинской
словесности, однако, вот был у них такой писатель Нечуй-Левицкий, по
произведению которого написали пьесу и поставили фильм «За двумя зайцами»,
главную роль в котором исполнил известный советский артист Олег Борисов.
Памятник героям этой пьесы установлен в Киеве.
Так вот, ирония относительно
национального характера там вполне присутствует. Не говоря уже за
вышеупомянутого украинца Гоголя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий