понедельник, 25 апреля 2016 г.

26 апреля тридцать лет назад. Часть 3

          ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3
          Итак, в конце апреля 1986 года четвертый блок Чернобыльской АЭС готовился к выходу на планово-профилактический ремонт. Мощность реактора стали снижать, вводя в активную зону стержни из поглощающего нейтроны материала.
         Привожу информацию, основанную на официальных выводах комиссии, расследовавшей причины аварии. Отчет комиссии был опубликован в журнале «Атомная энергия» весной 1988 года, чуть позже популярная статья на ту же тему в журнале «Новый мир». Обе статьи я читал.
         Кроме того, хотя непосредственного отношения к РБМК я не имел, но работал все же в атомном энергомашиностроении, с коллегами с других предприятий, в том числе с эксплуатационниками с ВВЭР, общался.
         В плане работы АЭС Министерством энергетики и электрификации СССР был записан пункт о проведении эксперимента с выбегом турбогенератора при снижении мощности четвертого блока. В те годы, тридцать лет назад, существовала версия, что мощность начали снижать, тупо забыв (а не забив) про эксперимент.
         Сейчас пишут, что диспетчер Киевэнерго после того, как снижение мощности началось, распорядился вновь ее поднять.
          В общем, неважно, важно то, что если после снижения мощности реактора ее вновь приходится поднимать, сталкиваешься с бякой, именуемой «йодной ямой». Накопление изотопа ксенона-135, эффективно поглощающего нейтроны и препятствующего повышению мощности. Чтобы ее повысить надо поднимать регулирующие стержни на небезопасную высоту.
         Как следует, из упомянутого выше интервью Интерфаксу, эксплуатационники во главе с зам.главного инженера Дятловым, руководившим экспериментом и получившим потом десять лет, это прекрасно понимали. Помимо того, не давала это делать и автоматика.
        Но. Телефонные разговоры на АЭС записываются. Был записан разговор Дятлова с неким неназванным членом ЦК, произнесшим фразу: «Козел, делай, как написано». Имелась ввиду программа эксперимента.
         Что был за член ЦК, Интерфакс не уточняет, поскольку у него интервью взять не удалось. Хотя в ЦК, вероятно был какой-то закуток промышленного отдела, где курировали АЭС, вряд ли непосредственно со Старой площади рулили экспериментом. Не цековское это дело. Или министр энергетики и электрификации, или его зам. Первый был членом ЦК в обязательном порядке, зам мог быть, а мог и нет.
         Интерфакс пишет, что, если Дятлова посадили, то член получил позже награду, как ликвидатор…
          Вот она плановая экономика и вертикаль власти во всей своей красе.
          Во исполнение приказа начальства автоматику стали отключать. Чтобы не препятствовала подъему стержней на небезопасную высоту. Поднимали и доподнимались. Реактор стал неуправляемым, почти полностью извлеченные стержни не оказывали никакого влияния на его реактивность. В отдельных каналах начался локальный перегрев.
          Сказались и такие, присущие конструкции недостатки, как положительный паровой коэффициент реактивности и концевой эффект. Гуглите, ежели чего…
          В 1 час 23 минуты 38 секунд, опасаясь быстрого роста мощности реактора, оператор нажал кнопку аварийной защиты. Вообще-то она должна срабатывать автоматически, но автоматику, как мы знаем, отключили. Но. Стержни находились на такой высоте, что в первые секунды никакого влияния на реактивность оказать не могли.
         Произошло подряд два мощных взрыва и в 1 час 23 минуты 50 секунд реактор был разрушен.
         От высокой температуры загорелся графит, прибывший пожарный расчет с крыши реактора пытался его тушить. Через несколько дней все пожарные скончались от лучевой болезни. Кроме командира, майора Телятникова, который, собственно, не был на смене, а пил дома водку, но примчался помогать своим ребятам. Водка, будучи эффективным радиопротектором  и продлила его жизнь до 2004 года…
         Спустя пару дней, когда властям стал понятен масштаб катастрофы, реактор стали тушить, сбрасывая с вертолетов мешки с цементом. Потушить пожар было необходимо, поскольку радиоактивные продукты горения ветер разносил по всей Европе. В конце концов удалось…
          Была и другая, очень серьезная опасность. Ядерная реакция продолжала идти, топливо образовывало плазму, расплавляя конструкцию и бетон текло вниз. Возникало две опасности- заражение подземных вод и… Если бы топливо стеклось в одном месте, могла бы образоваться критическая масса.
          26 апреля на АЭС произошел тепловой взрыв, ядерного не было по причине отсутствия критической массы, уран был рассредоточен между графитовыми блоками. Если бы произошел ядерный взрыв… Трудно предположить, была бы возможна жизнь в радиусе сотен, а то и тысяч километров. Дело не в мощности взрыва, а в огромном количестве радиоактивных веществ, которые могли быть разбросаны. Реактор- это очень «грязная» атомная бомба.
          Вот, чтобы исключить две названные опасности и были привлечены в качестве ликвидаторов тульские шахтеры. Которые по пульпопроводам закачивали под реактор бетон, препятствующий распространению ядерного топлива. Делали пульпопроводы на Ижо#ском заводе, где в те годы трудился автор этих строк. И соприкоснулся с изготовлением пульпопроводов непосредственно.
        На советского гегемона, при всех тогдашних славословиях в его адрес, где сядешь, там и слезешь. На первомайскую демонстрацию сходить- отгул, портрет члена Политбюро нести- три отгула. Пульпопроводы надо срочно делать- давай двойную оплату, нам пох-нах, что у вас там чего-то взорвалось.
         «Гнилая интеллигенция» же, в том числе аффтар, будущий либераст, когда сказали, что надо пойти и вместо кульманов поработать в цехе на сборке пульпопроводов, встали и пошли. «Кинули в прорыв» молодых мужчин конструкторов, из которых аффтар оказался старшим по должности и возрасту, а еще и член КПСС, посему был назначен бригадиром.
          Поскольку работали параллельно бригада конструкторов и бригада гегемонов, обратил внимание, что последние у стопорных шайб лапки не загибают, сделал им замечание («чтоб не бЫло 3,14##ежу, делай всё по чертежу…»), был послан в известном направлении. Нажаловался на них зам.начальника цеха, бывшему однокурснику- стали загибать…
         Насколько мне известно, пишу просто со слов специалистов, с которыми в те годы довелось общаться, угроза ядерного взрыва была устранена где-то к концу июля 1986 года.
         А остальное вы и сами знаете…

1 комментарий:

  1. Общественные отношения вошли в противоречие с уровнем техники.
    Когда цветет махровым цветом феодализм, то максимально, чем человек нагадить природе - вырубить лес или уничтожить оленей, бизонов и т.п.
    А вот когда феодализм получает технику, которая ему не свойственна, тут дров можно наломать гораздо больше.
    Примеров, к сожалению, больше, чем надо.

    ОтветитьУдалить