Трое старших сыновей Ярослава Мудрого (Хромого, Ярицлейва Скупого)
Изяслав, Святослав и Всеволод правили как бы коллегиально, хотя формально
киевским князем был Изяслав.
           
Воевали с балтийскими племенами, тюркским племенем торков (гузов), а
также появившимися близ Руси в конце правления Ярослава половцами. Причем,
половцам порой сопутствовал успех в сражениях с русскими.
           
Оказывали русские князья военную помощь Византии в борьбе с вторгшимися
на ее территорию турками-сельджуками. На территории Армении.
           
В 1073 году Святослав и Всеволод устроили заговор против Изяслава, тот,
будучи женат на дочери польского короля, бежал в Польшу, там его не приняли, он
побежал дальше, к германскому императору Генриху Четвертому, заплатил ему кучу
бабла, но и тот ему не помог. После посылал сына Ярополка, волынского князя, к
римскому папе Григорию Седьмому, последний ограничился увещеваниями в адрес
русских князей.
           
Любопытный момент. Папа римский и константинопольский патриарх
окончательно разо##ались в 1054 году, а православные русские князья продолжают
бегать к папе.
          
Раз уж упомянул Генриха Четвертого и Григория Седьмого, замечу, что этой
паре мы обязаны мемом «стояние в Каноссе» или «хождение в Каноссу». Дело в том,
что в Западной Европе, в отличие от Византии, у которой систему переняла Русь,
«усовершенствовав» ее позже на «монголо-татарский»
лад, существовал дуализм светской и церковной властей. Достигший пика именно
при упомянутых персонажах. 
         
В общем, Генрих и Григорий активно фа##ометрировали на тему, кто из них
должен назначать епископов. Покуда Генрих назначал и смещал епископов в
Германии, Григорий это терпел, но когда тот стал вмешиваться и в итальянские
дела, кинул предъяву, что, мол, если будет продолжать безобразничать, то он
отлучит Генриха от церкви, а, следовательно, и власти.
           Генрих собрал свой собор, состоящий
из германского духовенства, и объявил о низложении папы. После чего послал в
Рим группу конкретных пацанов, которые во время богослужения в церкви святой
Марии схватили папу и заточили в тюрьму. Но на следующий день жители Рима его
оттуда освободили, и Григорий собрал собор, на котором объявил о лишении
Генриха королевского сана и освобождении его подданных от присяги.
         
У того в королевстве было немало недовольных сеньоров, поэтому положение
стало шатким, и Генрих был вынужден идти на примирение. В январе 1077 года
Генрих совершил путь из Шпейера в Каноссу, где в замке Матильды Тосканской тоже
прятался от своих врагов Григорий Седьмой.
         
Своё «хождение в Каноссу» Генрих совершал через заснеженные Альпы.
Григорий опасался какой-либо подставы со стороны оппонента, поэтому заставил
прождать его несколько дней перед воротами замка, после чего впустил в одежде
кающегося грешника и простил. Снял отлучение, принял присягу о примирении с
сеньорами.
         
В одной из летописей написано, что папа предложил Генриху испытание:
преломить священный хлеб и, поедая его, произнести: «Если я невинен,
пусть Бог всемогущий освободит меня от всяких подозрений; если я виновен, пусть
поразит смертью внезапной». Генрих, якобы, не решился это произнести, тем самым
признав себя виновным.
          Это «стояние» или «хождение» описано
в исторической литературе, в том числе советской. Взаимное же фа##ометрирование
пап и королей, названное в истории «борьбой
за инвеституру» длилось до начала четырнадцатого века, «авиньонского пленения пап» французским
королем Филиппом Красивым, когда приоритет таки перешел к светской власти.
          В Киеве власть в конечном итоге
переходит к четвертому сыну Ярослава Всеволоду, считавшемуся одним из образованнейших
людей своей эпохи, владевшим пятью языками. Всеволод впервые употребил в
отношении себя титул «князь всея Руси». Супругой его была, по не совсем
достоверным данным, дочь византийского императора Константина Мономаха.
         
Воевал с половцами, а с Европой не воевал, с Европой старался дружить.
Дочь Евпраксию, перекрещенную в католичестве в Адельхайду, выдал за упомянутого
Генриха Четвертого, правда тут не обошлось без приключений.
         
Та вскоре от него сбежала под защиту опять же Матильды Тосканской и
папы, на сей раз Урбана Второго. Того самого, кстати, который провозгласил в
1095 году первый крестовый поход. Евпраксия- Адельхайда обвинила мужа в
сатанизме и издевательствах над ней.
         
Папа собрал синод в Пьяенце, на котором заслушали Евпраксию и осудили
Генриха. Хотя тот и удерживал власть до 1105 года, авторитет его были сильно
подорван.
         Русь
же в этом внутриевропейском конфликте после скандала с Евпраксией поддерживала
сторонников папы, именовавшихся гвельфами.
Сторонников императора называли гибеллинами.
         Обратим
внимание: киевский князь Всеволод поддерживает отношения, как с Византией, будучи
женат на дочери императора, так и с Европой: свою дочь выдает за императора
Священной Римской империи, а сына Владимира, о чем позже, женит на дочери
свергнутого английского короля Харальда Уэссекского.
         
И совсем уж любопытная деталь. В 1087 году итальянцы банально сперли из монастыря
города Миры Ликийские, ныне турецкий город Демре, мощи Святого Николая,
известного у нас, как Николай Угодник или Николай Чудотворец, а массовому
сознанию, как Санта Клаус. Мощи были перевезены ими в итальянский город Бари,
где и находятся по сей день.
          Так вот, при Всеволоде, по его
инициативе, день переноса мощей в Бари, который греки рассматривают, как
похищение, был установлен, как церковный праздник Никола Вешний. Русские и
болгары его празднуют, а вот греки и сербы нет.
         
И, как не крути, никакой вражды с Европой не наблюдается.
        To be continued
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий