пятница, 15 января 2021 г.

Краткая экономическая история СССР и России 1917- 2021. Часть 2

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

Безумные нефтедоллары не принесли СССР никакой пользы. Если про колоссальное нефтебабло нулевых и чуть позже, мы знаем, кто его конкретно с3,14@@ил, адреса дворцов известны, а оффшоры рано или поздно потомки откопают, то про мифическое «золото партии» хоть и было много 3,14@@ежу, выгодоприобретатели так и не выявлены. То есть, скорее всего банально просрали в ВПК и на «стройках века». Наковали горы железа для убийства людей и вырыли великое множество котлованов. Вот чего совок точно делал больше всех в мире, так это перемещал грунт из одной точки в другую. Remember Сизифа...
Как жилось в СССР в брежневскую эпоху в провинции написано в дневниках писателя Ю.М.Нагибина и зав.отделом ЦК КПСС Ю.А.Черняева, моих статьях «Как питались», «Как одевались» и т.п.
Вспомню всё же про обувь. Уже при Горбачёве писали, будто СССР производил обуви больше всех в мире. Прилавки универмагов и обувных магазинов были заполнены всегда, и?.. Напомню фразу из фильма «Влюблён по собственному желанию» (1983 г.), где героиня Глушенко спрашивает в магазине проходящую мимо девушку помочь ей подобрать что-нибудь из одежды. Да, там не про обувь, но непринципиально. И слышит ответ: «Вы же видите- здесь ничего нет».
Как-то всё отрочество и юность относил я советскую говённую обувь, уже ближе к свадьбе купив вполне приличные ботинки производства ГДР. А вот с женской обувью было сложнее. В добрачный период и до рождения детей нередко с ней мотались в конце месяца по обувным магазинам Ленинграда (Невский, Красногвардейская площадь и т.п.) в поисках приличных туфель или сапог. В конце месяца, потому что в СССР был такой термин «выбросить». Для выполнения плана магазин мог «выбросить» в свободную продажу дефицитный товар, что не разошёлся из-под прилавка родственникам и знакомым. Или в качестве бартера за билеты в театр, устройство кого-нибудь в институт и т.д. Remember персонажа Басова из фильма «Мимино».
Только ни фига приличного купить так и не удавалось. Потом сын родился, беготнёй за обувью уже не заморачивались, думали о еде. Когда ребёнок в садике, оба родителя с высшим работают до семнадцати, а гегемон до шестнадцати, после работы один из родителей стремглав летит ребёнка из садика забрать, дабы тот не выслушивал от воспитательниц, какое говно у него родители- всех забрали, а тебя ещё нет. Другой родитель бежал по магазинам искать хоть какую-нибудь еду, которую не вынес гегемон.
Так вот и жили до начала девяностых. Проблемы с одеждой удалось решить года с восемьдесят четвёртого, когда я стал ездить в загранкомандировки в Венгрию и Чехословакию. Для советского магазина эти магазины были раем земным, хотя сами венгры и чехи усмехались и говорили, мол, это фигня. Вот в ФРГ или Австрии... До начала девяностых в купленное в этих командировках мы и одевались. Вплоть до нижнего белья. Сложнее всего было попасть без примерки в размер обуви для жены- иногда удавалось, иногда нет. Что не подходило продавали.
На продажу специально я не возил- самим надо было. Себе, жене и детям, потом ещё прочим родственникам. А так чешскую хрустальную люстру в комиссионке в 1988 году продал с коэффициентом два по официальному курсу. Только уже в конце 1989 года чешская коруна, которая по отношению к рублю официально была 10:1, шла из рук в руки 1:1. Стопиццот раз писал, что доллара за 60 копеек никогда нигде не было. На «галёре» Гостиного двора в Ленинграде в семидесятые- восьмидесятые он стоил 3 рубля, в 1990- 20 рублей, 1991- 35 в сентябре, 120- в декабре.
Во второй половине восьмидесятых в экономике постепенно нарастал хаос и приближался 3,14@@ец, вызванный, во-первых, падением цен на нефть, отчасти антиалкогольной кампанией, водка была вторым по значимости бюджетообразующим товаром в СССР. До Войны Судного дня первым. Во-вторых, хаотичными действиями Горбачёва, включавшего на светофоре одновременно красный (борьба с нетрудовыми доходами) с зелёным (разрешение предпринимательской деятельности).
Плюс включение печатного станка для «ускорения научно-технического прогресса», а если быть точным для финансирования неуёмного роста аппетитов ВПК. К концу восьмидесятых грядущий 3,14@@ец стал очевиден и неизбежен, Горбачёв же всё никак не мог решиться на абсолютно необходимые реформы, поэтому начинать их пришлось в ситуации, когда в стране не было ни денег (золотовалютный резерв 16- 60 миллионов долларов в конце 1991 года), ни еды.
2 января 1992 года стартовали реформы Гайдара, 10 февраля 1992 года началась операция Provide Hope по доставке в страны бывшего СССР еды и прочих необходимых товаров. Хотя гуманитарная помощь от ЕЭС была и раньше, помню, дочке в детском саду выдавали. Плюс поставки частных фондов, эта помощь носила избирательный характер. Многодетная семья из моего подъезда до начала нулевых одевалась в шмотки, полученные от этих фондов.
Многие об этом сейчас пытаются не воспоминать, а ведь они спасли своими поставками миллионы жизней. Думаю, не было неправильным, что те же «ножки Буша» поступали в торговлю. То есть, с самолётов НАТО, доставлявших помощь, они поступали на государственные базы, где их покупали частные торговцы и продавали нам. Никакая бесплатная раздача не получилась бы: всё бы так и сгнило на складах. Или выбрасывалось куда-нибудь на свалки. Так устроена система, где отсутствует невидимая рука Адама Смита. Фсем фсё пох. Напомню, как власти выбрасывали на свалки помощь пострадавшим от лесных пожаров 2010 года. Так было, так будет в системе, где нет личной заинтересованности.
Как проходили реформы повторяться не буду, описано в статьях «Памяти Гайдара», «Экономика из жопы и обратно». Почему в нулевые начался экономический рост в статье «Почему на Руси жить хорошо». Почему потом началось ухудшение «Как царь П.... все полимеры просрал».
В результате реформ начался хоть какой-то переток ресурсов и рабочей силы с предприятий, делающих петухов из говна (иначе подавляющее большинство предприятий ВПК и назвать нельзя). В 1990 году в Ленинграде мясопереработкой занимались два предприятия, в 1996 в Санкт-Петербурге около двухсот. Невидимая рука Адама Смита разворачивала производство со средств убийства на потребительские товары.
Мощный рост экономики и уровня жизни нулевых основан на двух факторах: реформы девяностых и цены на нефть. А потом... Помните?:
И они искренне там в правительстве в это верили, просто линейно экстраполируя развитие экономики при 144 долларах за баррель, как оно летом 2008 года. То есть, я верю, что они тогда не врали, а сами в это верили. В 1998 году, напомню, было 9 долларов за Brent, Urals ещё дешевле. Не учли только, что нефть может не только не расти, но и падать. А также, что аппетиты созданной с начала нулевых вертикали власти будут стремиться вверх со скоростью падающего домкрата, и экономика с этим ростом не справится. Кто не понял: они хотят продолжать жить, как при 144 долларах. Это возможно только, если вырывать у нас те крохи, что мы имеем.
Не учли, что невидимая рука Адама Смита, которую освободили в девяностые, была мощнейшим драйвером роста, наряду с нефтяными ценами. Плюс разумные мероприятия правительства Касьянова- плоская шкала, которая была жизненно необходима при 20 долларах за баррель и совершенно неуместна при ста.
Правительство Касьянова работало до начала 2004 года, Илларионов по собственному желанию ушёл из экономических советников президента в 2005. Те, кто чего-то понимал и остался работать в команде, развернувшей экономический курс на 180 градусов, решили просто расслабиться и получать удовольствие вместе со всей вертикалью власти, единственной целью создания которой было снятие всех препятствий для воровства теми, кому это положено по статусу.
В конце девяностых- начале нулевых в России постепенно загибались предприятия, умевшие делать петухов из говна и горы никому не нужного ржавого железа. Безумные цены на нефть начала нулевых давали возможность закрыть их нах вообще, народ перевести на пособия. При 144 долларах за баррель на пособия деньги бы нашлись. Особенно, если не воровать.
Этого не сделали, хотя в страну пошли инвестиции из-за бугра. Навскидку по памяти перечислю, что построено в конце девяностых- начале нулевых в Санкт-Петербурге и около. Форд, Дженерал моторс, Тойота, Хёндай, Ниссан, Скания, Катерпилар, Сименс, Электролюкс, Тошиба, Термекс, Хьюлетт Паккард, Хенкель, Филип Морис, Жилетт, Кока Кола... Это и рабочие места, и налоги в бюджет. Сейчас Форд и Дженерал моторс уже закрылись.
Окоротили руку Адама Смита в 2003 году. Дело «Юкоса» полностью высосано из пальца, что подтвердил ЕСПЧ. Так что рано или поздно российские активы за рубежом начнут арестовывать. Но главное, что делом «Юкоса» окружающие кремлёвский трон полковники... в какой стране мира кроме России полковники могут быть миллиардерами?.. полковники, цапки и иже с ними послали месседж бизнесу: «Вы тут никто и звать вас никак. Вы чмо болотные, духи бесплотные, твари дрожащие. Всё, что вы считаете своим, завтра мы на счёт раз сделаем нашим».
Именно такой месседж прозвучал, потому что незамедлительно наезды на не очень лояльные власти бизнесы пошли по всей России. В Колпино, где я живу, был уничтожен один из пионеров пельменного рынка «Колпинский пищевой комбинат», знаменитый своим упоминавшимся Задорновым слоганом: «Если будешь есть пельмени, будешь вечно жить. Как Ленин». Основателей комбината (он с нуля был создан) кого убили, кому удалось свалить, но деньги отняли, кто ушёл в монастырь...
Два других успешных в девяностые питерских предприятия: ликёро-водочный завод «ЛиВиЗ» и «Третий парк» сильно прижали за финансирование Союза правых сил. Чичваркина, в общем-то, за то же. Тех, кто создал в России свои бизнесы без всяких залоговых аукционов, и вынужден был валить, немерено. Дмитрий Зимин «Вымпел-Коммуникации», Павел Дуров «В Контакте»...
Конечно, на экономическое состояние России повлияли санкции, явившиеся ответом на действия кремлёвских правителей, выходящие за рамки норм международного права. В ответ Кремль, как всегда, побомбил Воронеж. Что рост цен на продукты питания связан с этими бомбёжками, непонятно только мудакам. Ну, и повышение пенсионного возраста в 2018 году, о невозможности которого питомец Л.И.Усвяцова неоднократно стучал себя копытом в грудь.
А я чего?.. А ничего. В сентябре 2020 года минимальная цена куриных яиц категории С1 в Колпино была 42-90, в январе 2021- 62-80. По данным Росстата инфляция 4,9%. Разве что на яхты для миллиардеров цена резко упала, да?
И чего? И ничего.

1 комментарий: