четверг, 14 ноября 2019 г.

Реквием по маршруткам. Часть 3

    ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3
   Государственный автобус примерно столько же, хотя точно не помню. Но это не главное. Чем сразу меня привлёк маршрутный транспорт, так это возможностью ехать в нём сидя. В предыдущие сорок с небольшим лет своей жизни такой возможности я был практически лишён. В школу, в институт, на работу, всюду и везде ездил, стоя на ногах, да ещё стиснутый со всех сторон.
   Потом как-то очень быстро число маршрутных микроавтобусов и их маршрутов в Питере стало не просто большим, а очень большим. Это и есть очевиднейшее преимущество основанной на частном предпринимательстве рыночной экономики перед государственной монополией. Мне, как человеку, мотавшемуся по клиентам из конца в конец Питера сие было невероятно удобно.
    Если, допустим, сперва мне надо заехать в офис клиента у "Просвещения", потом у "Звёздной", а после у "Большевиков"... Именно в такой последовательности. Кто платит, тот и время назначает... Так вариант на метро с последующей подброской на маршрутке от станции до офиса намного быстрее, нежели пересекать город со светофорами и пробками из конца в конец на автомобиле.  
   Вот полиграфическую продукцию возить приходилось на машине. Так, блин, столько времени убивалось в пробках...  "The time is money" (С), "Жизнь даётся только один раз..." (С) и "Свистят они, как пули у виска..." (С)
   Конец девяностых- начало нулевых- это пир транспортного потребителя, коим был я. Горьковский автозавод быстренько наладил выпуск "Газелей" не только грузовичков, но и микроавтобусов. Помимо того появились форды, фольксвагены, а также небольшие автобусы Павловского завода- ПАЗики.
   В начале нулевых на рынке маршрутных перевозок Питера работали более ста предприятий и частных предпринимателей. Предлагавшиеся ими маршруты порой дублировали друг друга, незначительно отличаясь тем, что проходили по близлежащим параллельным улицам. Так это и прекрасно! Прекрасно для меня- потребителя. 
   На выходе из метро меня ждали несколько машин разных предприятий, готовых довезти меня до места назначения, я выбирал, в какой из них ехать. Превышение предложения над спросом- это рынок потребителя. Он всегда лучше рынка производителя, когда наоборот.
   В микроавтобусах стоячих мест и не предполагалось, в ПАЗиках такие были, но в связи с высоким предложением, у меня была возможность выбора, поэтому со второй половины девяностых в общественном транспорте стал ездить исключительно сидя. Что давало возможность заниматься любимым делом- чтением книг.
                                               *  *  *
    Замечу, что сменивший Собчака губер Яковлев, хоть и поднасрал ларёчному бизнесу, полностью его, тем не менее, не уничтожил. На маршрутных перевозчиков, помнится, наездов вообще не было. Начало нулевых- это изобилие предложения транспортных услуг. Если, как писал выше, в советские времена время ожидания 296 автобуса могло доходить до часа, то в начале нулевых маршрутки из Колпино в Питер ходили через 5- 10 минут. 
   Помимо 296-го маршрута появились 293, 292, 201, 202 до "Звёздной" и "Купчино", а также 220 до "Рыбацкого", куда ранее вообще никакой транспорт не ходил. А направление оказалось востребованным. Замечу также, что разные номера маршруток ходили и пока ещё ходят из разных точек Колпино.
   Но сменилась власть в Кремле, Яковлева хоть не сразу, но заменили на Матвиенко. У меня к ним обоим, а также последующим Полтавченко и Беглову отношение сходное, шекспировское: "Чума на оба ваших дома". У Яковлева, как и у Лужкова в Москве главным выгодоприобретателем от губернаторства была супруга, у Валентины Полстакановны стал сын.
   Яковлев наезжал на ларьки, заставляя сделать их однообразными, причём покупать на подконтрольном кому-то из его окружения предприятии. Маршрутчиков же не трогал вовсе. Видимо, тут у него интересов не было. А вот новая градоначальница одномоментно запретила все ларьки, оставив без работы сорок тысяч человек, а также административно сократила число фирм, занятых перевозками пассажиров со ста с лишним до трёх. Естественно, одна из которых была подконтрольна её сыну.
   Проиграл, как всегда, потребитель. Число перевозчиков сократилось, меньше стало и маршрутов, более длительными стали интервалы. Запрещённые предприятия, включая Корму РАФ, пытались какое-то время работать нелегально, но таки им кислород перекрыли. 
   Это и есть государственно-монополистический капитализм, кардинально отличающийся от рыночного. Предприятие либо в государственной собственности, либо в собственности лиц, аффилированных с чиновниками через родственные или иные связи. Чужим здесь не место.
                                               *  *  *
   И вот новый виток. Маршрутки хотят отменить вовсе. Последние годы я вообще-то редко езжу в общественном транспорте, но иногда приходится. Как пенсионеру мне платят 600 рублей в месяц на покупку карточки (проездного по-московски) для проезда в государственных автобусах. Я её не покупаю, просто беру деньги. Ещё раз, езжу вообще редко, а коль приходится, выбираю маршрутку.
   Главная причина "The time is money" и "Свистят они, как пули у виска...". В сравнении с девяностыми и началом нулевых маршрутки на Питер ходят не через пять минут, а через двадцать. Государственные автобусы ещё реже. И маршрутные ПАЗики всё же бегают побыстрее ликинских и МАЗов.
   Другая причина- наличие сидячих мест. Большие автобусы рассчитаны вообще на перевозку пассажиров стоя. Около входов, а их три штуки, сидений нет вообще, в других местах сиденья по одной две штуки с каждой стороне, хотя по ширине вполне можно разместить и по три. А мне, бл##ь, шестьдесят пять. Не хочется сидя ездить, привык за рыночную эпоху к хорошему. В ПАЗиках относительно площади салона сидячих мест таки больше.
   При том, хоть мне и шестьдесят пять, а вот место уступают крайне редко. Припоминаю за последние несколько лет пару случаев в метро. Причём, представьте себе, предложения исходили от молодых людей "южной национальности". 
   С другой стороны припоминаю случай, когда мне было чуть меньше шестидесяти, сел в государственный автобус, в котором ехали бабки моего возраста и старше. Но свободное место было, я сел. На одной из остановок вошёл сильно нетрезвый мужик лет на 10- 15 моложе меня, но я выгляжу моложе своих лет. Так бабки подняли хай, чтобы я место уступил...
    То есть ещё не дожил до строк:
"Увы, всему на свете есть предел.
Облез фасад, и высохли стропила.
В автобусе на девку поглядел,
Она мне, молча место уступила"
   Не уступают, блин. Хоть и гляжу...
   И помимо того проезд в маршрутке по Колпино 34 рубля, а в государственном автобусе- сорок. И ещё собираются повысить.
   То есть. В результате отмены маршруток мы вполне очевидно получим увеличение интервалов движения, уменьшение скорости перевозок и сокращение числа сидячих мест. Back in the USSR.
   Разговоры про скоростной трамвай до Колпино идут уже лет двадцать, продолжаются и ныне, но никакого строительства пока не начато.
                                             *  *  *
     Не знаю, что и у кого власти удастся украсть на отмене маршруток, а что хотят украсть- несомненно, именно в воровстве заключается смысл путинской "вертикали власти", полковники с тоннами денег вам в помощь.
    А может они так развлекаются? Придумывая, как бы ещё насрать потребителям, чтобы жизнь мёдом не казалась?..
PS

Комментариев нет:

Отправить комментарий