воскресенье, 20 сентября 2020 г.

Экономика: из жопы и обратно. Часть 2

Схема советской экономики описана в рассказе М.И.Веллера «Узкоколейка». Применительно к оборонке это выглядело примерно так. Рабочие «Вагонзаборзавода» «Уралвагонзавода» делали свои "уральские вагоны" на гусеницах с башнями и пушками, «Курганмашзавода» бээмпэшки.
Два раза в месяц получали зарплату, в эти дни в магазины Нижнего Тагила и Кургана массово завозили водку. Работяги затоваривались водкой и какой-нибудь не очень разнообразной закусью, магазины сдавали наличку в банк, который переправлял оную в другой в другой город, в магазины которого также завозили водку. Примерно до 1973 года именно водка была основным стимулом советской экономики. Марксова формула деньги-товар-деньги имела вид танк (или ракета)-деньги-водка-деньги-танк.
В 1973 году после Войны Судного дня, когда Израиль в очередной раз, используя не самое современное американское и французское оружие, вломил использовавшим новейшее советское оружие арабам, последние в обиде на Запад, который, между прочим, спас их от полного разгрома, вынудив Израиль остановить наступление на Каир, ввели эмбарго на поставки нефти.
  Цена оной поднялась с трёх до двенадцати долларов, покупать её Запад стал у СССР, в котором до того премьер А.Н.Косыгин пытался проводить реформы, ввести в экономику хоть какие-то стимулы взамен сталинских расстрелов. Брежнев с Сусловым решили, что никаких реформ не надо, при офигенных ценах на нефть и так всё зае@ись. Именно про эту эпоху писали в дневниках зав. отделом ЦК КПСС А.С.Черняев, писатель Ю.М.Нагибин:
   Потом в восемьдесят пятом разом случились Горбачёв, антиалкогольная кампания и падение цен на нефть с 30 до 10 долларов. Мокрая «женская половая вагина» (С) была логическим концом семидесятилетнего эксперимента, хотя несколько лет ещё трепыхались по причине неплохих урожаев 1986- 87 г.г. и реального положительного эффекта от того, что стали меньше пить. Но это не помогло. Тем более взорвался Чернобыль, столкнулись корабли около Новороссийска и много всякой прочей фигни по мелочам.
   Тут начинаются конспирологические версии. Якобы генсек Горбачёв, московский персек Ельцин, зав.отделом экономики журнала «Коммунист», потом газеты «Правда» Гайдар и доцент Ленинградского инженерно-экономического института Чубайс стали воровать всю производимую в СССР еду и куда-то её прятать. Кто прятал еду и прочие товары на протяжении всех семидесяти лет советской власти до них, см. выше выдержки из дневников, конспирологи не сообщают.
   Горбачёв, веря в некий мифический социализм с человеческим лицом, нажимал одновременно на газ и тормоз, включал на светофоре красный вместе с зелёным, заодно запустив печатный станок для «ускорения научно-технического прогресса». Ещё по наущению академика Велихова говорил про необходимость компьютеризации, хотя ничего для оной и не делал. Компьютеризировал страну, равно как накормил и одел, частный бизнес несколькими годами позже.
   В июне восемьдесят девятого страна стала слушать по радио съезд народных депутатов, полностью перестав работать... а и до того не переламывались... 3,14##ец стал абсолютно неизбежен.
   В нормальной (по Адаму Смиту) экономике всякий субъект пытается продать за деньги, что у него есть. У многих это собственный интеллектуальный или физический труд, только не стоит этих людей считать по Марксу пролетариями (мужиками с яйцами в переводе), ибо у них помимо яиц (balls) есть жильё, автомобиль, бытовая техника и много всяких нужных вещей. А быть наёмным работником часто намного комфортнее, чем вести собственный бизнес.
   Но деньги следует считать деньгами, когда на них можно удовлетворить любую потребность. Хотя, разумеется, зависит от количества. Когда деньги тебе платят, а кроме водки (да и то в очереди стоять) и кильки в томатном соусе на них ничего не купить, тогда это уже не деньги, а фантики. Чтобы экономика заработала, фантики надо было превратить в деньги.
   При Горбачёве появилась свобода слова, называвшаяся тогда гласностью. Что в экономике полная жопа понимали абсолютно все, причём никто не выдумывал ##рню, будто еду кто-то прячет, это конспирологи придумали позже. Ограниченные умы всегда ищут самые простые решения. Почему в кране нет воды?...
   Теорий и предложений, как вылезти из жопы было немерено. Абалкин, Аганбегян, Заславская, Петраков, Шаталин... Кстати, Т.И.Заславская говорила о необходимости частичной либерализации цен ещё в 1986 году. Пойди тогда на этот шаг, когда какие-то золотовалютные резервы и еда в "закромах родины" ещё были, реформы прошли бы мягче.
   Но в восемьдесят шестом из головы Горбачёва ещё не выветрились идеи возможности появления человеческого лица у социализма. В том году читал в "Правде" отповедь французской газете "Матен", написавшей, что реформаторы в СССР покувыркаются немножко и поймут, что такого лица у социализма быть не может, а процветание людей возможно только при частной собственности на средства производства и рынке.
С.С.Шаталин
   Советская газета гневно отвечала: "Нет. Это не наш путь". К девяностому, что без частной собственности и рынка ничего не получится поняли и на самом верху, появились программы перехода к рынку: правительственная Абалкина- Рыжкова, неправительственная "500 дней" Шаталина- Явлинского. Ну, не только их, там несколько фамилий, среди них Алексашенко, Задорнов. Петраков, Ясин...
   Программа декларировала движение к рынку за счёт государства, а не людей: "...всё, что возможно взять у государства и отдать людям".
   Под давлением ВПК Горбачёв отказался принимать "500 дней", предложив скрестить её с правительственной программой. Тут уже реформаторы не захотели, видимо логично и правильно, но время было упущено, 3,14##ец становился всё более и более неизбежным.
   Никаких реформ сверху не проводилось, печатный станок стучал непрерывно, за основную зарплату все работать перестали, только "через кооператив", как это тогда называлось. В советские времена была шутка: "За зарплату мы на работу ходим, а за премию работаем". В конце восьмидесятых- начале девяностых реализовалась в полной мере. Только работали за дополнительные деньги, заплаченные через одну из расплодившихся обналичивающих контор (центров НТТМ, "кооперативов").
   Попытка ГКЧП "вернуть всё взад" в августе девяносто первого не увенчалась успехом. Несколько десятков, может сотен, тысяч жителей мегаполисов, главным образом Москвы, которым "воздух свободы жопу защекотал" (С), вышли на улицы и сорвали переворот. Силовики вмешиваться не стали, приказы подавить бунт не выполнили.
   Власть упала в руки Ельцина совершенно неожиданно, полной информации о состоянии дел в экономике он не имел...
   События 1990- 91 г.г. описаны также в статьях "Развилки истории. 1990 год", "Развилки истории. 1991 год".
   ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

2 комментария:

  1. История от очевидца. Я тоже там был и согласен с написанным. Но сам обстоятельно писать не горазд. Поверят ли этому молодые и будут ли читать? Вот в чем вопрос.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поток информации ныне огромен.
      Станут ли читать, не знаю. Но я буду продолжать писать, что помню и знаю. И как понимаю.

      Удалить