25 июля 1997 года состоялся аукцион по
продаже 25% плюс одной акций государственного холдинга «Связьинвест», объединявшего
региональных операторов связи. Это был первый случай приватизации крупных долей
государственной собственности, происходивший на реальной аукционной основе: кто
больше дал, тот и выиграл.
До того приватизаторы преследовали цель
как можно быстрее передать управление из рук неэффективного собственника-
государства в руки эффективных. В девяностые неэфективность государства, как собственника
никем во власти в принципе и не оспаривалась, исходя из известных постулатов
Бенджамина Франклина «Моё лучше, чем наше»
и «Глаза хозяина делают больше работы,
чем его руки».
Что госкомпании платят налоги хуже частных
не раз заявлял тогдашний министр по налогам и сборам Починок. Известно также, что до
приватизации Юкос был убыточным при двадцати долларах за баррель, а после стал
прибыльным при десяти. В начале нулевых, когда Юкос внаглую уже отобрали, а свободу слова задущили ещё не полностью, мелькали сообщения, что налогов с тех же активов Роснефть платит куда меньше... Сейчас уже не проверить, хотя вполне логично.
В общем, ещё в девяносто пятом хотели четверть акций "Связьинвеста" по честному продать тому, кто даст больше денег. Первый аукцион провели в октябре девяносто пятого, на носу были парламентские и президентские выборы, однако, иностранные инвесторы пришли. Итальянский холдинг STET, предложив 1,4 миллиарда долларов выиграл конкурс у консорциума германской, французской и американской компаний.
Но, предложив деньги, итальянцы выдвинули требования по заморозке суммы на специальном счёте до президентских выборов. Понять их тоже можно. Российское правительство выполнять требование отказалось, результаты аукциона были аннулированы.
Потом выборы, после выборов "дедушке" делали операцию на сердце, вернулись к аукциону. 28 апреля он подписал указ о проведении аукциона, 25 июля его провели. Чтобы не загружать названия компаний, всё есть в Интернете, с одной стороны был Потанин в компании с Соросом, с другой тогда ещё не разос#авшиеся друг с другом Березовский, Гусинский и Фридман.
Организовывал аукцион Чубайс, другой тогдашний вице-премьер Немцов идею поддерживал. Принцип был простой. Каждый пишет на бумажке сумму, кладёт в конверт, одновременно конверты вскрывают, кто больше дал, тот и выиграл. По моему скромному имхо, это не вполне аукцион. Надо бы ввести возможность перебивать ставку, пока кто-нибудь не остановится, но...
До аукциона стороны вели переговоры с отдыхавшим во Франции Чубайсом. Березовский, как в своё время Шура Балаганов, предлагал аукцион не кто больше даст, а "по справедливости", у Потанина итак уже много, если ему ещё и "Связьинвест", то рожа треснет. Шантажировал Чубайса, что, выйдет из аукциона и тем сорвёт его. На что Чубайс пообещал не вернуть тогда ему внесённые в залог 400 миллионов.
25 июля конверты вскрыли, обнаружили, что Потанин с Соросом предложили 1,875 млрд.долларов, а оппоненты 1,710 млрд. долларов. И понеслась... С этого аукциона и начались события, приведшие в итоге Россию к сегодняшней #опе. Подробнее "Развилки истории. 1997- 1999 годы, последняя развилка и начало конца".
Цитата из книги журналистки Елены Трегубовой, в те годы входившей в кремлёвский пул журналистов, удалённой из него вскоре после прихода к власти путина:
Трегубова ныне на Темзе, откуда "выдачи нет". В девяносто седьмом ей было двадцать четыре, со всеми действующими лицами была знакома лично. В начале девяносто девятого "девушку ужинал" в японском ресторане тогдашний директор ФСБ, которого она называла Володя. При Володе в качестве денщика был "некрасивый мужчина" (девушка пишет, что возьмёшь) Игорь Иванович Сечин.
Чубайс, со слов девушки, выйдя из президентского самолёта и увидев её с непокрытой головой, нахлобучил на неё свою меховую шапку. А уж Немцова в книге иначе как Борька она не называет...
Вообще-то, Березовский своё обещание выполнил. 3,14##ец либералам реформаторам, либерализму и демократии в России, а также ему самому состоялся. Чубайс, правда, сумел мимикрировать и из либерала превратиться в своего антипода государственника корпоративиста. С#учился и скурвился иными словами. И не он один, Кириенко тот же и многие другие.
А тогда, осенью девяносто седьмого начались так называемые информационные войны. Первую из них развязал БАБ против команды младореформаторов в окружении президента Ельцина. В октябре девяносто седьмого "дело союза писателей" за получение коллективом авторов из пяти человек во главе с Чубайсом по 90 тысяч долларов аванса от издательства за ещё ненаписанную книгу о приватизации в России. Книга, кстати, в 99-м была написана.
Рельсовые войны, шахтёрские палаточные городки на Васильевском спуске, финансировавшиеся непосредственно Березовским. Обо всём этом в книге Трегубовой. Таня и Валя в нужный момент включали папе телевизор, принадлежавший олигарху канал ОРТ, где "обнищавшие шахтёры", непонятно на что проживавшие в палатках близ Кремля, рассказывали, какие Чубайс и Немцов злодеи, как их ненавидит народ...
Что вышло, то вышло. #опа полная, и выхода не видно...
Комментариев нет:
Отправить комментарий