пятница, 22 сентября 2017 г.

День рождения жевательной резинки

     23 сентября 1848 года считается днём рождения весьма распространённого продукта массового спроса- жевательной резинки. К которой в СССР долгое время отношение было отрицательным, оная считалась вредной буржуазной заразой, отрицательно влияющей на зубы, челюсти, а особенно мозги граждан страны советов.
      То есть, чего советы делать не умели, то и считалось вредным. Помню обозревателя международника в телевизоре, рассказывавшего нам, какая (sic, так прозвучало) гадость эти (?) виски, «ну, чистый самогон». Уточнял. Виски, бренди, как и кофе- мужского рода. Строго говоря, по классификации виски- это пшеничный бренди. И по технологии на самом деле самогон.
     Нужно заметить, не только в СССР отношение к жевательной резинке было негативным. В двадцатые годы двадцатого века верхушка британского общества (аристократы, блин) пытались вести кампанию против распространения привычки жевать резинку в обществе. Называя это проявлением вульгарного американизма.
     So… Жевательная резинка- это кондитерское изделие, состоящее из несъедобной эластичной основы (собственно резинки) и вкусовых добавок. Ещё из резинки можно надувать пузыри, благодаря чему появился термин Bubble Gum.
     Чего-то жевали везде и всегда по всей планете Земля. Древесную смолу, воск. Это ещё древние греки и другие. Индейцы майя жевали застывший сок гевеи, собственно каучук. Североамериканские индейцы выпаренную на костре смолу хвойных деревьев. В Сибири- сибирскую смолку. В Индии и Юго-Восточной Азии смесь листьев перечного бетеля, семян арековой пальмы и извести. Последний состав служил не только дезинфекции полости рта, а был ещё и афродизиаком.
      В Европе с шестнадцатого века появилась привычка жевать табак.
      И вот 23 сентября 1848 года американец Джон Кёртис в домашних условиях, используя печку и котелки, изготовил первую партию жевательных резинок, представлявших собой смесь смолы и парафина. Поскольку использовалась смола хвойных деревьев, то и вкус был только один еловый.      Чуть позже, благодаря добавкам ароматизаторов, освоил выпуск сортов «Белая гора», «Лакричник Лулу», «Сливки с сахаром».
     В 1850 году Джон с братом строят фабрику в Портленде, осваивают другие сорта. Однако, внешний вид обёртки… Да-да, вопреки мнению российских патриотов, дизайн упаковки имеет большое значение для продаж. Неказистый внешний вид и плохая очистка (попадались даже еловые иголки) препятствовали выходу товара за пределы штата Мэн. С началом Гражданской войны производство было свёрнуто.
     Большим успехом продукт тогда не пользовался, так что Кёртис не стал его даже патентовать. Первый патент с весьма широкой (кто знает патентное дело, тот поймёт) формулой изобретения получил Уильям Финли Темпл из штата Огайо.
     Опять же для российских патриотов, государственников и марксистов- ленинцев замечу, что все эти эксперименты по освоению выпуска продукции массового спроса предпринимали не партия и правительство, а обычные люди с улицы вроде нас с вами. На свой страх и риск. При этом, благодаря своей предприимчивости, многим из них удавалось стать миллионерами и миллиардерами. За последние десятилетия, например, Джобс, Гейтс, Пейдж с Брином (экс-москвичом), экс-киевлянин Ян Кум, другие…
     В семидесятые годы девятнадцатого века ньюйоркский фотограф Томас Адамс, диверсифицируя свой бизнес… Частник всегда стремится к диверсификации. Ходорковский, владея Юкосом, развивал и айтишное направление, государственная Роснефть, оттяпав Юкос, на айти забила. На фига Игорю Ивановичу лишняя головная боль, на его век оффшорных лярдов вполне хватит.
     Да, так фотограф Томас Адамс начинает производство жевательной резинки на основе закупленного в Мексике каучука, заворачивает её в яркие разноцветные фантики. Строит фабрику, доводит продажи до ста тысяч штук в год. Выпускает жевательную резинку со вкусом лакрицы под названием Black Jack.
     Но без шлюх… (Гуглите сами «блэкджек и шлюхи»).
     Адамс патентует первый станок для промышленного производства резинки, раздаёт по аптекам партии своего товара бесплатно при условии, что образцы будут выставлены в витринах. Многие рекламно-маркетинговые ходы возникли и отрабатывались на жевательной резинке. В частности, вкладыши с картинками, которые становились предметами коллекционирования.
      В конце восьмидесятых на фабрике Адамса начинается выпуск получившей огромную популярность жевательной резинки «Тутти- Фрутти». Компания Адамса начинает продавать этот сорт через автоматы по продаже резинок, которые располагались на станциях метро в Нью-Йорке.
     Позже аптекарь Джон Колган, также диверсифицируя свой бизнес, добивается длительного сохранения резинкой вкуса и аромата. Изобретение он патентует, впоследствии этот патент у него покупает Уильям Ригли, основатель компании Wrigley. Основным продуктом этой фирмы было мыло, а жевательную резинку Lotta или Vassar просто прикладывали для promotion. Однако, обратили внимание, что резинка идёт лучше, чем мыло, поэтому переориентировали бизнес и с 1893 года стали производить мятную Spearmint и фруктовую Juicy Fruit.
     Компания Wrigley явилась новатором в рекламе и в социальных отношениях между работодателями и работниками. Так в 1911 году фирма первой в мире применила получившую впоследствии широкое распространение абстрактную рекламу, выпустив плакат «Девушка с глазами Wrigley».
     В 1919 году прибегла к бесплатной рассылке жевательной резинки по почте  по всем адресам жителей Америки, которые нашли в телефонной книге.
     Многие современные социальные стандарты появились именно на этой фирме. В частности, считается, что именно Wrigley впервые ввела два выходных дня для своих рабочих, постепенно это распространилось на все Соединённые Штаты. В СССР пятидневка была введена в 1967 году.
      В 1899 году менеджер из аптеки Нью-Йорка Каннинг представляет резинку, освежающую дыхание, её особенность также уникальный розовый цвет. В начале века в результате слияния нескольких компаний возникает фирма American Chicle. В 1914 году появляется Wrigley Doublemint.
     В 1916 году жевательную резинку называют (в рекламе) лучшим средством от забот, жевать её начинают не только бедняки. Появляются статьи, что резинка помогает при бессоннице и депрессии, врачи начинают рекомендовать её пациентам. В двадцатые годы в США вводится сухой закон, в подпольных барах огромным спросом пользуется вышеупомянутая Doublemint (двойная мята), отбивающая вкус алкоголя.
      В 1928 году двадцатитрёхлетний бухгалтер Уолтер Димер вывел формулу состава резинки, используемой и по сей день: 20% каучука, 60% сахара или заменителя, 19% кукурузного сиропа, 1% ароматизатора. Именно при таком составе из неё можно выдувать пузыри. Димер назвал её Dubble Bubble (я тоже сперва подумал Double, но оказалось, Dubble правильно). В своём интервью конца двадцатого века Димер сказал, что придумал состав абсолютно случайно. Постоянно думал, как бы денежек зашибить, вот и додумался. Такова она невидимая рука Адама Смита.
     В 1939 году профессор Колумбийского университета Харри Холлингворт публикует научную работу «Психодинамика жевания» (The Psycho-Dynamics of Chewing, Dr Hollingworth showed that chewing helps to reduce muscular tension and helps people feel more at ease), в которой доказывает, что жевание уменьшает мускульное напряжение и снимает стресс. Ну, если по-русски, так это просто пожрать и завалиться спать, ничего оригинального. Но у Холлингворта получается, что релакс возможен и на пустой желудок.
      В том же году американская Комиссия по питанию, фармацевтике и косметике классифицирует жевательную резинку, как продукт питания. Примерно тогда же жевательная резинка вводится в состав рациона (сухого пайка) для американских солдат. Наряду с презервативами. Вот думают же буржуины кляты о нижних чинах в погонах!
     1944 год. Подготовка десанта через пролив. Wrigley выпускает новую торговую марку Orbit специально для солдат, воюющих в Европе. Ну, и т.д…
                                                     *  *  *
     А вот советские власти полагали, что нашим гражданам жевательная резинка нах не нужна, и, мол, у американцев лошадиные челюсти от постоянного жевания, и «пил я эти (?) виски…»…
     Однако, была часть Советского Союза, которой хоть и рулили из Кремля и со Старой площади, однако там жили люди, помнившие, как вкусно пахло при проклятом «загнивающем капитализме», который у них отобрала советская армия летом сорокового.  Или, по выражению Войновича из одного из его рассказов конца восьмидесятых, которые родились не на корабле, а на суше. И помнили, как оно там было, пока не отплыли.
      Прибалтика, то есть. В 1967 году кондитерская фабрика «Калев» из Таллинна, выпускавшая множество разных вкусностей, пользовавшихся огромным спросом в СССР, вдруг принимает решение начать выпуск продукта с названием Chewing gum, словосочетания «жевательная резинка» ещё не было. Однако, продукт получился неудачным, жевался плохо, министр здравоохранения СССР академик Петровский отозвался отрицательно, ну и…
     Руководительница фабрики «Калев» оказалась настырной, вышла на Терешкову, стала впаривать резинку космонавтам. Мол, в условиях невесомости пользоваться зубной пастой (а ведь я ещё застал и зубной порошок!) неудобно, лучше санировать полость рта жевательной резинкой. В общем, для массового спроса резинку выпускать не разрешили, делали малые партии для космонавтов.
      Кто знает, как бы оно сложилось с chewing gum в СССР дальше, но случилась трагедия…
      10 марта 1975 года во дворце спорта «Сокольники» проходил третий матч серии серии игр советской юниорской сборной против такой же канадской, выступавшей под названием «Barrie Coop». Спонсором канадской команды была компания Wrigley, и по условиям контракта игроки её должны были бесплатно раздавать жевательную резинку советским хоккеистам и болельщикам.
      Трудно сказать, чем фирма руководствовалась. Надеялась на смерть ровно через десять лет очередного советского геронтосека и приход к власти вменяемогоправителя, что и случилось. Или на контракт типа пепсикольного, по которому указанный напиток проник в СССР. Так во втором случае следовало давать взятки в Кремле и на Старой площади, а не раздавать бесплатно жвачку мальчишкам и девчонкам.
      В общем, школота на матч попасть стремилась не ради посмотреть хоккей, а, имея ввиду раздачу халявной жвачки опосля оного. Кто в совке не жил, тому понять трудно, но поговорку «Кто носит майку Адидас, тому любая баба даст» не я придумал. Жевательная резинка из того же разряда, что Адидас. Возможность прикоснуться к неведомой нам дивной, сказочной забугорной жизни. Поэтому осуждать детей не стоит. Все мы так жили.
      На третьем матче серии 10 марте присутствовали 4500 зрителей. Преимущественно подростки от 11 до 16 лет. Версии случившегося в различных источниках разнятся. На стадионе было четыре выхода, один из них, который выходит к автобусам канадских игроков, их родителей (хоккеисты были моложе семнадцати лет), болельщиков, был закрыт. Возможно умышленно, дабы предотвратить попрошайничество.
      Во время матчей со стороны канадских скамеек иногда кто-то бросал горсти жевательной резинки советским подросткам, те их бросались собирать, канадцы снимали на фото и кинокамеры. Правда, после этих матчей нигде в зарубежной прессе ничего подобного опубликовано не было. Кроме сообщения о трагедии, которого, как водится, в советских СМИ не было.
      Хотя милиция пыталась направить народ в противоположную сторону, болельщики пошли в сторону «канадского» выхода. Тем более возник слух, что канадцы бросают резинки на открытый балкон спорткомплекса. А какой-то #удак (одна из версий пьяный электрик) выключил свет в зале. В общем, началась давка, погибли двадцать один человек, из них тринадцати не было шестнадцати лет. Двадцать пять человек получили увечья.
      Директор комплекса «Сокольники» Борисов получил три года условно, вскоре был назначен директором «Лужников». Кто был директором «Лужников», когда там семь с половиной лет спустя случилась аналогичная давка после футбольного матча «Спартак»- «Хаарлем», информации не нашёл. В СССР, как принято, никто о трагедии не писал, табличку установили в 2013 году:
                                      
     Болельщики «Спартака», который обычно и играл в «Сокольниках» провели собственное расследование и пришли к выводу, что причиной случившегося были преднамеренные действия администрации с целью предотвращения попрошайничества со стороны наших подростков.
      Именно после этого случая, и, имея ввиду приближающуюся Московскую Олимпиаду, на самом высшем уровне было принято решение о выпуске советской жевательной резинки. Производство началось на уже упомянутой фабрике «Калев», а также в Ереване на фабрике «Сладости Еревана». К Олимпиаде производство было освоено.
      Правда, как всё пользующееся спросом, в СССР жевательная резинка наряду с пивом, презервативами, колбасой, туалетной бумагой и тысячами других товаров, была дефицитом. Такая она вот плановая экономика
                                                     *  *  *
      В конце восьмидесятых в СССР объявили свободу экономической деятельности, вся страна была уставлена ларьками, в которых наряду с тайваньскими и турецкими джинсами, футболками, джемперами, продавалась и жевательная резинка. Стоила, правда, дорого, исходя из реального (чорного- пречорного) курса доллара в девяностом году двадцать рублей. При официальной средней зарплате по стране 250 рублей. То есть, 12 долларов…
      Потом, наряду с инфляцией, курс доллара относительно зарплат несколько снижался, что сделало Россию привлекательной для западных инвестиций. Наряду с множеством других фирм в Россию пришли мировые лидеры в производстве жевательной резинки: американская компания Wrigley и британская Cadbury.
       Последняя производит не только резинки, но и другие кондитерские изделия. Шоколадную фабрику, где делает батончики Cadbury, Wispa, Picnic и др. компания построила в Чудово Новгородской области, а завод жевательной резинки по выпуску Dirol и Stimorol в самом Великом Новгороде. Это ещё во времена губернаторства снятого позже Путиным ельциниста Прусака, похожего усами на свою фамилию.
      Wrigley построила свой завод в Санкт-Петербурге на Пулковском шоссе рядом с заводами Жилетт, Кока Кола и водочным заводом «Русский стандарт», принадлежащим одноимённому банку. Это к вопросу о диверсификации опять же. Частный банк делает ещё и водку, а вот про водку Сбербанк (государственный) мы ничего не слышали.
      Работают на заводе Wrigley около шестисот российских граждан.
      В 2007 году Wrigley, расширяя свой бизнес, купила кондитерскую фабрику «А.Коркунов» в Одинцове под Москвой, а в 2008 году саму Wrigley купила компания Mars… Ну, где-то так…

1 комментарий:

  1. Жевательная резинка имеет ещё одно полезное свойство.
    Она помогает не заснуть за рулём, когда едешь долго или ночью.
    Мне, по крайней мере, точно!

    А у зубного порошка главный побочный эффект - останавливать понос.
    Очень актуально бывает, особенно в чужих краях при незнакомой кухне.

    ОтветитьУдалить