суббота, 26 сентября 2015 г.

О социалистическом реализме & real life

         «…а шпионы будут как артист Тихонов…»
         «…у нас обязательно будут робокопы и терминаторы. Потому что это круто. Но они будут обязательно походить на Чапаева и Анискина».
         «У нас обязательно будут «Полицейские академии». Но населены они будут Прониными и Иванами Бровкиными».
         «У нас не будет блэкджека и Мэрилин Монро! Но у нас будут шахматные кружки и Наташа Гусева».

        Эта статья является продолжением статьи «О строительстве «правильной» Америки», которая в свою очередь- ответ на опубликованную в Макспарке статью «Мы построим свою Америку- правильную».
         Жанр произведения Юлиана Семёнова, по которому снят фильм Татьяны Лиозновой с артистом Тихоновым, называется интеллектуальный детектив. Ну, или психологический. Детектив без гонялок- стрелялок, а с героями, размышляющими в тиши кабинетов. Только не Семёнов его основоположник.
          Тут и Эркюль Пуаро Агаты Кристи, и инспектор Мегрэ Жоржа Сименона, и, разумеется, Шерлок Холмс Конан Дойля, чью роль блестяще исполнил Василий Ливанов.
          Если же говорить именно о шпионских психологических детективах, то в этом жанре пишет, например, английский писатель Джон Ле Карре, и по его сюжетам поставлено множество фильмов. Смотрели?.. То-то и оно… А Колин Ферт, например, ничуть не хуже Тихонова…
          Только, я так понимаю, «патриоту» интересен не жанр произведения, ясен перец, Симха Янкев Гершевич Блюмкин Макс Отто фон Штирлиц не Джеймс Бонд, так ведь и персонажи Ле Карре не похожи на героев Флеминга. Для «патриота» же главное гаплогруппы.
                                                         *   *   *
         Жанр, в котором в СССР писались литературные произведения и снимались художественные фильмы, носил название «социалистический реализм».
         То есть реализм, показывающий жизнь и людей не такими, какие они есть на самом деле IRL (in real life), а какими они должны быть согласно программе КПСС и моральному кодексу строительства коммунизма.
         Когда к имени существительному добавляются прилагательные «советский», «социалистический», а теперь, вероятно, ещё и «русский», то предполагается, что это не как у нормальных людей, а почти что наоборот. По поговорке «Все люди, как люди, а я, как ##й на блюде».
         Типа, «у советских собственная гордость». В стране массовая нищета, полстраны не то что в коммуналках, а в бараках (моя жена провела первые годы жизни), зато мы первые в космосе… Сейчас экономика страны рушится в пропасть, затокрымнаш…
         Социалистический же реализм, как и советская статистика, показывал, что граждане страны советов жили в восьмикомнатных квартирах, имели среднюю продолжительность жизни более семидесяти лет, ели восемьдесят килограммов мяса в год, а среднестатистическая длина мужского полового пе#иса (гуглите сами) в СССР составляла двадцать один и четыре десятых сантиметра…
                                                   *   *   *
         Какое отношение соцреализм имеет к Симхе Янкеву Гершевичу Блюмкину Максу Отто фон Штирлицу?
         Please... Сюжетная линия с Габи. Нестарый ещё мужик, группенфюрер СС Хайнрих Мюллер как-то в конце фильма упоминает, что Симхе Янкеву Максу Отто пятьдесят. При том много- много лет без бабы.
          И эта Габи… Красивая женщина, Блюмкин Штирлиц явно ей нравится, а она ему. И ничего… Потому как «русо шпионо, облико морале». Что там по поводу Константин Сергеевич говорил?.. То есть Семёнов и Лиознова предлагают нам домысливать самим. Мол, если на двадцать третье февраля он с выключенным звуком поёт «Степь, да степь кругом…», то вернувшись из «Элефанта», где танцевал с Габи…
         Кстати. Про себя группенфюрер в диалоге со Штирлицем говорил, что ему шестьдесят. Не думаю, что Лиознова могла вставить в фильм отсебятину без согласования с Семёновым, но… Весной сорок пятого Хайнриху Мюллеру было сорок пять…
                                                   *   *   *
         Теперь наш соцреалистический Чапаев. В стартовой статье я писал, что автор «Мы построим свою Америку- правильную» родом где-то из семидесятых.
         А я фильм братьев Васильевых с Бабочкиным в заглавной роли, поставленный в 1934 году смотрел в конце пятидесятых. Больше не пересматривал, хотя отдельные эпизоды время от времени в телевизоре мелькали. Это к тому, что не думаю, будто поколение Next знает про сабжа что-либо кроме анекдотов.
         Книгу Фурманова я не читал. Не влекло. Гораздо лучше знаком с народным эпосом, ибо Василий Иванович, как и Яков Блюмкин Макс Отто фон Штирлиц, стал популярным героем анекдотов.
          Известность командир 25-й стрелковой дивизии, герой Первой мировой, приобрёл благодаря комиссару Дмитрию Фурманову, пробывшему в его дивизии с марта по июнь 1919 года. Потом к комиссару по собственной инициативе приехала жена Анна Стешенко, отчасти ставшая прообразом Анки- пулемётчицы. У неё начались шашни с комдивом, возник конфликт, Фурманов из дивизии уехал, жена с ним.
          Вскоре же (5 сентября) часть дивизии Чапаева, расположившаяся на отдых в городе Лбищенск (село Чапаев на территории современного Казахстана), была окружена казаками полковника Бородина, совершавшего рейд по тылам красных. Застали их врасплох ещё и потому, что немалая часть красноармейцев была перепившись.
          Комдив с группой бойцов отошёл к реке Урал и продолжал вести бой с казаками. Был ранен сперва в руку, затем в живот. Венгры (военнопленные Первой мировой) из чапаевской дивизии положили его на плот и вплавь переправили на другой (бухарский) берег. Когда переплыли, был он уже мёртв, где-то в камышах и похоронили.
          Фурманов же после войны стал писателем и сочинил опус про Чапаева. Умер в 1926 году от менингита.
          Анна Никитична Стешенко, дочь организатора и первого ректора Ленинградского педиатрического института Юлии Ароновны Менделевой, после смерти Фурманова вышла за национального героя Венгрии, «венгерского Чапаева» Лайоша Гавро, родила от него сына и дочь, работала директором Московского драматического театра и ГИТИСа.
          Дочь Анны Кира Людвиговна (проще, чем Лайошовна выговаривается) стала женой писателя Василия Аксёнова…
          Ох, как у них там, у писателей всё закручено. Взять ту же Марию Гайдар, так она потомок одновременно Бажова, Гайдара и Стругацкого…
           Да. Про кино. Там есть сюжет «психической атаки» белых офицеров генерала Каппеля. Поручики голицыны и корнеты оболенские идут строем с винтовками наперевес, по ним лупит пулемёт, убитые падают, оставшиеся смыкают ряды и продолжают идти. Молча. И не стреляют…
          Почему не стреляют? А патронов нет. Всё-таки Лев Давидович был эффективным манагером, пока белые на Дон к атаману Каледину собирались, быстренько захватил все арсеналы царской армии. А белым, несмотря на враньё в советских книгах и учебниках про интервенцию пятнадцати держав (венгров, латышей, китайцев и прочих, воевавших на стороне красных, наверное, тоже сосчитали), никто, включая Антанту, реально не помогал…
          Раз помянул китайцев… В «Красных дьяволятах», послуживших литературной основой «Неуловимых мстителей», Яшка (кто сказал Блюмкин?) Цыган был не цыган, а китаец. Но, когда снимали «Неуловимых», отношения с Китаем были хуже некуда, посему заменили цыганом. Ну, да, и цыганские песни в исполнении артиста театра «Ромэн» и Ленконцерта Василия Васильева доставили советскому зрителю больше, нежели могли бы китайские…
          Такой вот он социалистический реализм…
                                                     *   *   *
          Про Анискина. Герой произведений писателя Виля Липатова и поставленных по ним художественных фильмов «Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин». Роль исполнил Михаил Жаров.
          У Виля Липатова могу порекомендовать рассказ «Серая мышь», как пили в СССР. Тут автор несколько отошёл от метода соцреализма и дал описание IRL (in real life). Подобные рассказы есть и у других советских писателей, отвлекаться на них не буду. Также, как на героя французских фильмов Фантомаса, бывшего для советских подростков конца шестидесятых- начала семидесятых кем-то вроде Саши Белого из «Бригады» для подростков начала нулевых.
          Я городской житель. Во время летних побывок на родине отца в деревне Орловской области, наверное, ни одного милиционера не видел. Во всяком случае, не помню. Но, допускаю, такие, как Анискин или чем-то на него похожий персонаж Валерия Золотухина милиционер Сережкин из «Хозяина тайги» были IRL, а не только в книгах и кино.
          Но. Вы себе представляете сегодняшнего среднестатистического российского милиционера (пусть, полицейского, одно##йственно)?
          Этого, например, персонажа фильма «Глухарь».
          Или начальника ОВД по району Царицыно майора Д.В.Евсюкова в 2009 году в состоянии алкогольного опьянения убившего из пистолета двоих и ранившего семерых в московском супермаркете.
          В детстве Денис Викторович состоял на учёте в психиатрическом диспансере, в подростковом возрасте проходил лечение в психиатрической больнице, откуда был выписан с диагнозом «патологическое развитие личности из круга мозаичных психопатий на органическом фоне». Вообще-то, психическое заболевание вовсе не означает слабоумие, нередко наоборот.
           Так, у нобелевского лауреата по экономике 1994 года (хотя он математик, премию дали за «равновесие Нэша», используемое в теории игр) Джона Форбса Нэша ещё в тридцатилетнем возрасте (в 1958 году) была диагностирована шизофрения, что не помешало его научной деятельности. Известен по книге и демонстрировавшемуся у нас фильму «Игры разума».
          Но майор Евсюков ещё и в школе учился по упрощённой программе. Как говорил один из героев фильма «ДМБ»: «Да он ещё и идиот…» Тем не менее с восемнадцати лет работал в милиции (видимо, по протекции, папа тоже бывший мент), заочно закончил юридический институт, к тридцати двум годам дорос до майора и начальника ОВД. Неужто при приёме на работу в милицию справку из психдиспансера не требуют?..
          Так это я к чему? А к тому, что не надо думать, будто в советские времена в милиции работали сплошь анискины, сережкины, майоры пронины и прочие кристально чистые личности (судя по советским фильмам, поставленным в жанре соцреализма, водку они не пили и половой жизнью не жили).
          Где-то во второй половине восьмидесятых, при Горбачеве, когда языки развязались, прочёл вроде бы в «Литературной газете» фразу немолодого человека (не помню, кого именно), что он, увидев милиционера, на всякий случай переходит на другую сторону улицы.
          Ну, и… Меня как-то Господь избавил, но ещё в семидесятые слышал немало историй о побоях и отъёме денег в советской милиции. Тогда ещё и вытрезвители были, которые сейчас вроде депутаты хотят вновь реанимировать. Так менты на своих машинах (в народе их называли «луноходами», это из анекдота) «синяков», пьянь подзаборную не подбирали, на фига они им сдались, машину только пачкать.
          А вот прилично одетый, добропорядочный гражданин, добирающийся до дома своим ходом из ресторана или гостей, ну, вот чуть- чуть покачивающийся при ходьбе, имел полную возможность угодить в милицию и вытрезвитель. С него было, что брать…
          В середине девяностых на телеэкраны вышел фильм «Улицы разбитых фонарей», поставленный по книгам экс-начальника убойного отдела майора Кивинова. Первая ласточка не социалистического, «взаправдашнего» реализма про милицию.
          Героев за то и полюбили зрители, что они были настоящие. Пили на работе водку, трахали в кабинетах свидетельниц, открывали бутылки с пивом (показывая крупным планом этикетку- product placement) пистолетом Макарова, но дело своё делали…
          Позже Кивинов сценарии для телевизора писать перестал, состав ментов сменился, и опять возродился соцреализм…
          Телевизор, в особенности сериалы, не смотрю. Однако, каждую осень жду новый сезон «Ментовских войн» с двумя последними честными ментами в России- Шиловым и Джексоном…
                                                *   *   *
         «У нас не будет блэкджека и Мэрилин Монро! Но у нас будут шахматные кружки и Наташа Гусева»
          Да простит меня биотехнолог Наталья Евгеньевна Мурашкевич (в девичестве Гусева), но… Хотя есть немало американских и не только американских актрис, которые лично мне нравятся больше, чем Мэрилин Монро.
          Непонятно, чего у автора статьи такое отношение к секс-символу Америки конца пятидесятых- начала шестидесятых. Что она с президентом спала?.. Так что с того?.. Кто сказал Алина Кабаева?..
          То есть автору исходной статьи не нравится американская актриса только потому, что у неё гаплогруппы не те, происхождение?
         Ну, так, напомню… Если в детстве автора были такие литературные произведения, как «Буратино» и «Волшебник изумрудного города». Так вот первого граф Алексей Толстой передрал с «Пиноккио» Карло Коллоди, а второго Александр Волков с «Волшебника страны Оз» Фрэнка Баума.
         В отношении многих шлягеров советской эпохи и говорить не приходится. «Синий синий иней», например, является перепевкой «One way ticket» ансамбля Boney M, как и множество других популярных у нас мелодий.
                                                      *   *   *
         И про шахматные кружки. Пробежался тут на тренировке около учебного комбината, посмотрел, какие бесплатные кружки для детей и подростков есть. Оказывается, наряду с разной там компьютерной графикой и автовождением есть и шахматный…

9 комментариев:

  1. У Вас хорошо получается убеждать самого себя, а 85% читать, если и станут, то не поймут и не примут.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лет до тридцати с лишним я был весьма несведущ в гуманитарных, скажем так, вопросах, был чистым технарём. Хотя к разным марксизмам-ленинизмам относился не то чтобы скептически, а пофигистски. А других теорий в СССР не преподавалось. То есть, вот тебе Карл Маркс, а про Хайека или Кейнса даже не упоминалось.
      А потом появилось, что читать, я и стал читать...
      Я же пишу, что хоть несколько человек поймут, и то ладно...

      Удалить
    2. =Я же пишу, что хоть несколько человек поймут, и то ладно...= Всем всё понятно, молодец!

      Удалить
    3. Да Виталию тоже понятно, он 85% имеет ввиду...

      Удалить
  2. Виктор, на самом деле это One way ticket является перепевкой нашей песни, которая у меня была еще на 45-ке фирмы Мелодия в 70-х годах. Год песни, увы, не помню, но, думаю, 60-е где-то. Но я согласен, это исключение, большая часть "хитов" нашей попсы слизаны с зарубежных песен...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Со вторичностью Boney M согласен, однако:
      Тот случай, когда лучше просто процитировать.
      Эта песня написана Hank Hunter и Jack Keller в конце 50-х г.г., 1-й её исполнитель Neil Sedaka — One-Way Ticket (To The Blues), он же её и популяризатор, записал он её в 1959 г, поющие гитары делали кавер именно на 1-й вариант Седаки и сделали почти один в один уже в конце 60-х, можете сравнить на Ютюбе 2 версии, а попсово-электронные варианты «Зрапшн» и «Здравствуй песня» это уже намного позже в 70-х. Это и есть абсолютно правдивая история этой песни, так поблагодарим Нила Седаку за сей шедевр.
      Источник: http://nicolaitroitsky.livejournal.com/3867496.html
      Точно помню, что "Синий, синий иней" была популярна в 70-м. У нас на спортивных сборах ее местный ансамбль исполнял...

      Удалить
    2. Виктор, насчёт "Красных дьяволят" не согласен.
      В первооснове был не китаец, а негр.
      Этот фильм, ещё немой, я сам видел в далёком детстве..... :)

      Удалить
    3. У меня был подобный камент в Макспарке. Но. В древнем фильме действительно негр. А вот в литературной основе- написанной в 1921 году повести Павла Бляхина- китаец. У сына книжка была...

      Удалить
  3. Уточнил насчёт китайца у жены. Подтвердила: она сыну- дошкольнику эту книжку на пляже в Учкуевке (под Севастополем) читала. Говорит, аж тошно читать было. Но ребенку нравилось...

    ОтветитьУдалить