четверг, 4 января 2024 г.

Закон Ома и экономика. Часть 2

  ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

С той самой войны 1973 года до осени 1985 напряжение поддерживалось исключительно ценами на нефть. Чтобы не быть голословным, закупки зерна по годам, данные из «Российской газеты»: 1970- 2,2 млн.т, 1979- 15,9, 1980- 27,8, 1985- 44,2... тут и цены на нефть рухнули. И мясо покупали за бугром, и одежду, и обувь, и всё прочее. Нефть подешевела, 3,14здец стал неизбежным.
А сопротивление сети было огромным. Обусловлено советской идеологией, прямо запрещавшей частную инициативу в экономике. То есть, производить ценные, пользующиеся спросом у населения вещи, было запрещено законодательно. Уголовная статья. Населению предлагалось пользоваться тем говном, что создавала плановая экономика.
Конечно, ценные вещи всё равно производили, только подпольно. Звались такие нелегальные предприниматели цеховиками. Про них, в частности сюжет фильма «Огарёва, 6». У меня в молодости была подпольно изготовленная куртка. По дизайну намного превосходившая продававшееся в магазине. Купил поздно вечером с грузовика на отдыхе в Джубге в 1980 году.
Так уж получилось, что падение цен на нефть совпало с приходом к власти Михаила Сергеевича, он стал генсеком в марте, цены рухнули в сентябре. Дополнительно сам лишил страну водочного бюджета, наряду с нефтью обеспечивавшего поддержание напряжения сети.
Что было делать? Сам-то генсек в экономике ни хрена не смыслил, мозги были засраны кафедрой марксизма-ленинизма и идеями университетского дружбана Зденека Млынаржа, идеолога «Пражской весны» про некий мифический социализм с человеческим лицом. «Может ли быть у крокодила человеческое лицо» (Лешек Колаковский)
Но рядом люди чего-то понимавшие в экономике таки были, напомнили про нэп, реформы Косыгина. Да и в Китае уже шли реформы. В общем, раз не можем повысить напряжение- нечем, надо снижать сопротивление. Правда, раскачивались медленно. В 1986 году приняли закон об индивидуальной трудовой деятельности, в 1988 о кооперативах.
Правда, за полгода до первого закона был принят противоречащий ему закон о борьбе с нетрудовыми доходами, который сопротивление сети как раз повышал. Кто-то из журналистов написал позже, Горбачёв, не зная, что делать, дабы спастись от назревающей жопы, дёргал все рычаги, жал одновременно на газ и тормоз, включал на светофоре одновременно красный и зелёный...
Всё-таки сопротивление понемногу удавалось снижать, заработали кооперативы, появились коммерческие магазины и ларьки, где продавались ввезённые различным образом, в том числе «челноками», разнообразные полезные ништяки из Цивилизации Добра, Ровных Дорог и Чистых Туалетов. Те ценные вещи, о которых выше. Но дорого.
Одновременно с законами, снижавшими сопротивление, шли процессы, уменьшавшие и напряжение. Про исчезновение нефтяных и водочных денег написал, так ведь ещё и включили печатный станок якобы «для ускорения научно-технического прогресса». Тем самым была запущена мощнейшая, но скрытая инфляция, которая позже Гайдаром была из скрытой формы переведена в открытую и ненадолго, до прихода в Центробанк Геращенко, остановлена.
Снижение напряжения в численном выражении было более значительным, чем сопротивления, поэтому сила тока, с которой мы сопоставляем уровень жизни, снижалась. Требовались кардинальные меры для продолжения снижения сопротивления и роста напряжения. Повторю, бабло... ...хотя не уверен, что советские фантики можно звать этим гордым именем... бабло печаталось немереное, а на работу все забили. «Кто на работу @@й забил, тот до пенсии дожил»- фольклор.
Особенно с июня 1989 года, когда включили радиоприёмники и стали слушать заседания Съезда нардепов. Прямо на рабочих местах. Возникшие частные кооперативы, конечно, работали, но их удельный вес был очень мал, чтобы повлиять на экономику. Тем более подавляющая часть кооперативов создавалась так называемыми «красными директорами» для конвертирования государственного безнала в личный нал.
Так формировались первые крупные состояния. Комсомольцами в центрах НТТМ, советскими директорами в ручных кооперативах. Из личного опыта. Вызывает большой начальник, знавший, что я с молодыми коллегами делал конструкторские разработки через комсомольские центры. Ставит задачу, спрашивает, сколько мне надо.
Зная, что на основном рабочем месте больше сотни никак бы не вышло, называю тыщу. Начальник говорит: «Хорошо, пишем в договоре десять тыщ, оставшееся с учётом налогов отдашь мне». Так и жили. А вы спрашиваете, почему в конце 1991 года из продажи исчезло абсолютно всё. И в начале 1992 при освобождении цен они выросли в 5-10 раз.
Значеццо, так. Денег, то есть, напряжения сети нет. Еды и прочего тоже нет, вернее она лежит на складах у производителя, те за фантики с портретами вождя отдавать не хотят. Либо СКВ, либо бартер.
Лёгкости передвижения людей и товаров по Фрэнсису Бэкону также не наблюдается, советские законы покуда никто не отменял, «шаг влево- шаг вправо» (С)- «тебе посодють, а ты не воруй» (С)... Почти расстрельную Статью 88 УК РСФСР только летом 1992 года отменили. Справедливости ради, на неё давно забили. Я первый раз доллары в 1990 покупал. То есть, сопротивление всё ещё достаточно высокое.
Чтобы повысить напряжение, надо было начать работать. Люди, пусть далеко не все, хотят работать за деньги. За фантики не хотят. Деньги то, на что можно пойти и купить. А не доставать, не искать, не стоять в очередях. Хотя немалой части населения вольготней не косить бабло в поте лица своего, а именно доставать. Они и по сей день совок с ностальгией вспоминают. «Вкусный пломбир» и прочее.
За разговорами о вариантах реформ докатились до декабря 1991, про золото-валютный резерв и цену Аршавина выше. Иных вариантов кроме как резко снизить сопротивление не было. В экономике сопротивление снижают свободой. Отпустить цены, тем самым превратив фантики в деньги, способ заставить людей работать. Не кнутом, но пряником. Появляется положительная обратная связь, увидев в магазинах и ларьках товары, какая-то часть населения начинает работать.
Деятельность в рамках «Сизифовой экономики», «...где мерилом работы считают усталость...» (С) работой в экономическом смысле назвать нельзя. Скорее фаллометрия.
Чтобы вырвать часть народа из лап упомянутой сизифовой экономики (бессмысленного производства гор оружия) 29 января 1992 года через 27 дней после либерализации (освобождения по-русски) цен ввели указ «О свободе торговли», отменявшие все прежние совковые ограничения предпринимательства. Продавай где хош и што хош. Лень перечитывать полный текст, какие-то ограничения, наркотики там, оружие, полагаю, были. Позже, конечно, гаечки на указе стали подзакручивать, но поначалу торговали повсюду, где проходили людские потоки.
«Торговля не разорила ещё ни одного народа» (Бенджамин Франклин) Почитайте О`Генри, Джека Лондона, других. Огромная ведь часть населения в девятнадцатом веке была занята в сфере торговли и услуг. А ещё и мошенничества. Что не помешало США стать самой развитой индустриальной державой мира. От туалетной бумаги, зубной пасты, бритвенных приборов, губной помады и посудомоечной машины до айфонов, мессенджеров и поисковиков- всё родом из Америки. Отъе@итесь с Королёвым, Курчатовым и изобретателем рентгена Иваном Грозным.
Почти одновременные либерализация цен и торговли привели, как написано выше, к положительной обратной связи. Низкое сопротивление, то есть, свобода деятельности и наличие в продаже ништяков, способствовали стремлению активных граждан косить бабло, то есть, повышению напряжения. Несомненно, бандиты повышали сопротивление, но они не носили погоны, и их влияние было существенно ниже, чем десять- пятнадцать лес спустя тех, кто в погонах.
Но. Всё же экономический уровень и уровень жизни, которые мы условно ассоциируем с силой тока, были невысоки. Россия унаследовала от СССР «ресурсное проклятие» в виде нефтяной иглы, см. выше про реформы Косыгина и Войну Судного дня. Мы живём настолько хорошо, насколько высоки цены на нефть, а они, как рухнули в 1985, так и держались на околоплинтусном уровне до второй половины 1999 года. В 1998 так и вовсе 9 долларов было, потому, хотя не только потому, и дефолт случился.
Экономические свободы позволили нам не умереть с голоду, но поднять напряжение, обусловленное наличием денег в экономике, выше определённого уровня возможности не было. Помимо аналогии с электротехникой, давно уже приводил сравнение с медициной. Главный месседж- «деньги- кровь экономики». Реформы девяностых создали капиллярную систему, по которой они могли перетекать без указаний Госплана, ЦК КПСС и президентской администрации. Но крови, то есть денег, в условиях низких цен на нефть, было мало.
Вот осенью 1999 года, что никак не связано с изменениями в руководстве страны, нефтяные цены стали расти и росли почти непрерывно до осени 2008 года. Летом- 144 доллара. В 16 раз за 10 лет. Весной 2008 правительственная «Российская газета» опубликовала прогноз, что в 2020 году средняя зарплата в России составит 2700 рублей, а жилплощадь семьи из трёх человек будет 100 квадратных метров. Думаю, линейная интерполяция роста позволяла на это надеяться, если бы не опережающий рост сопротивления сети, проводя аналогию с электротехникой, или закупорка сосудов, если с медициной.
Кстати, и Португалию по ВВП на душу могли бы догнать, как грозились. Не догнали. А вот Эстония догнала и перегнала без нефти и газа. Потому что сумела эффективно снизить сопротивление. Ну, или почистить сосуды.
В нулевые напряжение (цены на нефть) стало быстро расти, кстати, в немалой степени этому способствовала затеянная Бушем война в Ираке. Меня изумляла тогда реакция Кремля, очевидно же было, что именно эта весьма непродуманная затея способствовала бурному экономическому росту в России. Плюс, разумеется, рост в Китае.
Но. Одновременно с ростом напряжения, стало расти и сопротивление. За свободу слова, СМИ не буду, тут про экономику. Просто напомню. В девяностые каждый вечер в программе «Куклы» показывали смешную куклу, похожую на президента. Очевидцы писали, «дедушка» багровел, когда её видел, но не запрещал. Мало того, запретил запрещать. Газет у метро, ясное дело, он не покупал, но карикатура на него была в каждой второй ежедневной газете. К концу 2000 года почти всё это сошло на нет.
Просто задумайтесь, сколь высокой могла быть сила тока, что в принятом нами допущении в экономике аналогично экономическому уровню и уровню жизни. Те 2700 долларов и 100 квадратов на троих были вполне достижимы. Если бы одновременно с ростом напряжения (притоком нефтедолларов в экономику) не росло сопротивление сети. Что могло случиться, если бы страной правили не силовики, которых учили «тащить и не пущать» (С). А созидать и преумножать не учили.
К сожалению, с начала нулевых стало расти и сопротивление сети. Повышалось оное так называемым опричным классом, который налогов не платит, но хорошо на них питается. Или «кухарками с пистолетами» по выражению Егора Тимуровича.
Просто первое десятилетие, года где-то до двенадцатого, мощный импульс реформ и нефтяных цен, повышавший напряжение, преобладал над тормозящим сопротивлением. Хотя атмосфера постепенно ухудшалась. Даже третий президент России, производивший когда-то впечатление адекватного человека, отметившийся положительными высказываниями в адрес свободы и демократии, как-то брякнул, что надо прекратить «чморить бизнес». Но ведь не прекратили же.
Во втором десятилетии века напряжение (цены на нефть) оставалось на достаточно высоком уровне, а сопротивление росло и росло. Потому и пенсионный возраст. Последний год власть пытается повысить напряжение «вертолётными деньгами», вбрасываемыми в ВПК. Сама по себе идея таких денег от либерального нобелианта по экономике Милтона Фридмана спорна. И работает там, где низкое сопротивление. То есть, где частный бизнес в ответ на заброс денег начинает мгновенно что-то производить, чтобы удовлетворить спрос. В России же просто- напросто снизился крус рубля, и выросла цена на яйца.
Резюмируя. Реформы девяностых дали а@уительный рост нулевых по причине относительно невысокого сопротивления. Которое росло медленнее, чем напряжение. Сейчас источники роста напряжения исчерпаны, разве что какой-нибудь глобальный 3,14здец приведёт к скачку цен на нефть.
Повысить уровень экономики и жизни в имеющихся условиях можно только снижением сопротивления. Что и было сделано в девяностые в условиях почти нулевого напряжения. Но тогда не было столь мощного опричного класса с его идокопасами и золотыми унитазами.
В общем, оснований для оптимизма почти нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий