суббота, 20 октября 2018 г.

Времена и нравы

   "Зачем мне считаться шпаной и бандитом, не лучше ль мне сделаться..." (В.С.Высоцкий)

   "Детство провёл среди приличных, интеллигентных людей и думал, что это и есть советский народ" (В.А.Шендерович)

    "Особый интерес составляет проблема личностного роста спортсменов-единоборцев, традиционно представляемых на бытовом уровне и во многих средствах массовой информации в качестве представителей агрессивной части общества, легко поддающихся криминализации, отличающейся сниженным интеллектом, узкими, потребительскими, безнравственными установками и потенциально опасной для общества"
(А.Р.Ротенберг, из диссертации на соискание степени доктора педагогических наук, Санкт-Петербург, 2007г.)

    В былые времена, будучи школьником и студентом, да и позже, когда инженером, много слышал про существование "исторической общности людей советский народ". Потом, во второй половине восьмидесятых появился термин "хомо советикус", быстро сокращённый до "совка".
   Если не принимать во внимание ту узкую "прослойку" общества, которую советским народом считал в детстве Шендерович, то среднестатистическому "совку", как представителю масс, были присущи неприхотливость в быту, неуважение к писаным законам, но при этом беспрекословное подчинение вышестоящим. Правда, покуда оные бдят. А как только отвернутся взять да и нас#ать в лифте. Лифт же государственный...
    Черты эти формировались на протяжении многовековой российской истории, начиная с середины тринадцатого века, когда Северо-Восточная Русь, ставшая позже Россией, отвернулась от Европы и приняла азиатские методы правления и жизни общества. Подробнее
     То есть "советский народ" появился не на пустом месте, "хомо советикус" явился вариантом "хомо ортодоксиса", воспитывавшегося с Александра Невского и Ивана Калиты наместниками ханов и "монголо-татарской" ветвью православной (ортодоксальной, называет остальной мир) церкви.
     В двадцатом веке и этот, отличный от католика, а тем более протестанта, прежде всего отношением к личным свободам, тому, что принято называть правами человека, "хомо ортодоксис" подвергся чудовищной отрицательной селекции.
    Уничтожались и изгонялись из страны лучшие её представители, счёт шёл на десятки миллионов. 
    Но вскоре после смерти "вождя и учителя" какая-то часть верхушки, а также представители этноса, которые чего-то читали, а кроме того, страшно сказать, слушали ночью BBC, да ещё и в загранкомандировки порой ездили и видели, как они там вкусно "загнивают", в конце концов осознали, что в 1917 году страна повернула на тупиковую ветвь развития.
   А не тупиковая, создающая всё ценное, что есть в нашей жизни, она как раз в мире, где "всё продаётся и покупается".
    То есть, стремление умных и наделённых некой пассионарностью граждан к личному обогащению, а вовсе не постановления партии и правительства, являются двигателями прогресса.
    Никто не поручал Джеймсу Уатту (разве что "невидимая рука Адама Смита") создавать работоспособную паровую машину, Карлу Бенцу автомобиль, Стиву Джобсу и Стефану Возняку персональный компьютер... Исключительно сами. В погоне за личным обогащением.
    И вот страна, где сперва личная инициатива на протяжении семи веков подавлялась "монголо-татарами" с их идеологическим отделом в лице РПЦ, затем семь десятилетий безумного эксперимента под прикрытием идей бородатого "сына юриста" из ТрираКазалось бы, откуда в ней взяться пассионариям...
   Трактовка термина "пассионарии" здесь отлична от гумилёвского. Как следует из учения "сына монахини и блудницы" пассионарии- это обычные грабители, которых вдруг что-то "торкает", они прыгают на коней или в драккары и отправляются жечь, убивать, грабить...
    Гунны в пятом веке, арабы в седьмом, викинги в девятом, монголы в тринадцатом... В случае арабов есть, правда, идеологическая подоплёка, они ещё зелёное знамя по планете несли, покуда их не остановили под Дербентом хазары, а под Пуатье Карл Мартелл.
    В данном же случае пассионарии не те, кто сидит на попе ровно и выполняет директивы очередного съезда правящей партии, а у которых свербит, как бы денежку закосить. 
    И, несмотря на вытравливание в людях этого стремления к личному обогащению, как только сверху дали некоторые послабления в виде законов "Об индивидуальной трудовой деятельности", 1986 г., "О кооперации в СССР", 1988 г., активная часть населения ринулась рубить бабло.
    Правда, в то же время появились постановление ЦК и указ Верховного Совета 1986 г. о борьбе с нетрудовыми доходами, что фактически означало одновременно зелёный и красный сигналы светофора. Но, несмотря на это и повторявшуюся Горбачёвым мантру про "исторические преимущества социализма", "процесс пошёл".
    Пожалуй, самым массовым было движение "челноков", внесших в конце восьмидесятых- начале девяностых наибольшую лепту в то, что советские граждане стали "более лучше одеваться" (С). Это они в те годы одели нас в турецкие джемперы и дублёнки, тайваньские джинсы и футболки с разноцветными вышивками, китайские тренировочные костюмы и кроссовки с названиями "абибас" и "адиадс".
    Кстати, не только одежду и обувь они доставляли, бытовую технику тоже. Первый компьютер ZX-Spectrum, спаянный местным умельцем из привезённых челноками запчастей я купил в качестве игрушки детям в девяностом.
   Труд челноков был нелёгок и опасен, грабили и бандиты (о них ниже) на дорогах и рынках, и представители государства на границе. Писатель Анатолий Стреляный, комментировавший фильмы проекта Леонида Парфёнова "Намедни", назвал этих людей "героями нашего времени", и я с ним согласен. 
   Это были герои той эпохи, не пожелавшие за скромные двести- триста рублей точить на станках ДИП-300 ржавое железо или рисовать карандашом на ватмане (уволившись в девяностом с должности начальника сектора КБ в атомном энергомашиностроении, компьютерную эпоху я не застал) ракеты и подводные лодки. 
     Они выбирали принцип "пан или пропал". Либо потерять всё и погибнуть, либо закосить за месяц несколько "штук", как стали называть тысячу рублей. Позже, после запущенной осенью 1992 года Геращенко и Черномырдиным, а вовсе не Гайдаром, инфляции появятся и "лимоны". Последний термин не оригинален, заимствован из эпохи перехода от "военного коммунизма" к нэпу.
    Параллельно возникали кооперативные, то есть частные, кафе и сперва небольшие магазины, а также совсем уж мини-магазины- ларьки. Поначалу, имхо, их открывали граждане, так или иначе близкие к власти, либо сумевшие наварить какой-то начальный капитал обналичкой в центрах НТТМ. 
     Последние были так называемыми "комсомольцами", поскольку эти структуры создавались сперва при райкомах ВЛКСМ. В Центре при Фрунзенском РК Москвы, например, начинали М.Б.Ходорковский и В.Ю.Сурков (Асланбек Андарбекович Дудаев). 
     Мне довелось сотрудничать с ЦНТТМ "Астрон", позже переросшим в "Астробанк", базировавшийся на Невском, 58 и обанкротившийся в дефолт девяносто восьмого. С руководителями оного я был слегка знаком, могу назвать вполне порядочными людьми, несмотря на присущую мне неприязнь к ВЛКСМ и КПСС.
    
     После же отмашки, данной Ельциным и Гайдаром, запреты на занятия предпринимательством были сведены к минимуму, в бизнес устремилось множество молодых людей, моральные принципы которых не позволяли им отнимать у других людей денежные и материальные средства силой. 
     Вопреки распространённому ныне мнению, эти люди не были бандитами, таковыми становились совсем другие граждане, о которых цитата из диссертации главного подрядчика Газпрома в начале статьи.
     В малый бизнес шли люди самых разнообразных профессий: рабочие, инженеры, педагоги, медики, уволившиеся из Советской и Российской армий прапорщики и офицеры. Мне довелось пару лет заниматься рекламой в фирме, основанной экс-мичманом Северного флота и полковником, экс-начальником стройбата Брянской области.
     В Колпино, где живу с шестидесятого, сеть ларьков организовал учившийся в параллельном классе экс-капитан мотострелков Советской армии. С середины девяностых я сотрудничал с предприятиями, созданными инженерами, сотрудниками НИИ, даже доктора наук попадались. Так что, никакие они не бандиты были.
      Хотя, замечу, по модели поведения вышедшие в запас офицеры от бандитов, а мне доводилось общаться с теми и другими, отличались не сильно.
        Бандитизм формировался в другой среде. Лидеры оного так или иначе были связаны с преступным миром советской эпохи, тот же Кумарин первую недоказанную "мокруху", как пишут, совершил ещё в восемьдесят четвёртом. В декабре восемьдесят девятого около станции метро "Девяткино" произошла историческая битва с огнестрелом, разделившая криминальный мир Ленинграда- Санкт-Петербурга на тамбовских (лидер Кумарин) и малышевских (Малышев).
     Видимо, этим событиям живущий ныне в Германии профессор Лебединский посвятил свою песню:
      "Там вдали у метро
Загорались огни,
За ларьками братки суетились.
В темноте опрокинули чьи-то лотки..."
     Были ещё великолукские, лидер которых Гавриленков трудился вместе с Кумариным в одном и том же кафе "Роза ветров" на  Московском проспекте. Позже их пути разошлись. В девяносто четвёртом великолукские пытались грохнуть Кумарина, не вышло, только руку потерял. В следующем же году тамбовские грохнули Гавриленкова, и тот был похоронен в Псково-Печерском монастыре.
     Именно Гавриленков с середины восьмидесятых массово набирал в ряды своей группировки спортсменов, специализировавшихся в силовых единоборствах. То есть друзей и знакомых нынешнего российского президента и вышеупомянутого главного подрядчика Газпрома.
     Позже, когда тамбовские отделились от великолукских, ту же практику продолжил Кумарин. Хорошую рекламу ему сделал своими репортажами А.Г.Невзоров. Спортсмены сами приходили и просили записать их в бандиты. А Кумарин до своей посадки в 2007 году (когда власти стал не нужен) трудился помощником депутата Госдумы Александра Глебовича, бывшего в те годы доверенным лицом Путина...
     История "бандитского Петербурга" подробно описана не только журналистом Константиновым, в книге которого издания 1997 года фамилия Путин упоминается, в более поздних уже нет.
     Особо стоит упомянуть тренера по самбо и дзюдо Леонида Ионовича Усвяцова (Лёню спортсмена), который откинувшись в шестьдесят восьмом после ходки за изнасилование, стал учить борьбе юных Вову Путина и Аркашу Ротенберга. Президент, не называя фамилии, упоминает его в книге "Разговор от первого лица". Уважительно упоминает. Как тот какого-то другого тренера в спортзале придушил.
      Подробнее      
      До своей второй ходки уже по восемьдесят восьмой за валюту в 1982 году Леонид Ионович поработал и старшим тренером ДСО "Труд", и, по свидетельству мастера спорта по дзюдо и каскадёра Николая Ващилина, устроил одного из своих учеников по линии физкультурной кафедры на юрфак ЛГУ.
     Вновь освободившись в девяносто втором, также стал сколачивать криминальную бригаду из спортсменов. Есть мнение, что именно он, а не Кумарин, мог бы стать лидером преступного мира Питера, если бы и его не грохнули в девяносто четвёртом. 
     Пишут, что и он желал быть похороненным при монастыре (а как иначе-то хоронить реальных пацанов?), но чего-то не срослось, пришлось упокоиться на Большеохтинском с эпитафией собственного сочинения "...я умер, но бессмертна мафия" и стихами про "ливерный рубец". Говорят, исполнением последней воли занимался лично Аркадий Романович, поддерживавший с ним тесные отношения. На похоронах, опять же по слухам, случилась перестрелка, и Ротенберга тоже чуть не грохнули.
    В общем про взаимосвязи нынешней российской власти и криминального Питера в Интернете информации немерено, всё легко гуглится. Вот знаковая фотография похорон в 2004 году Романа Цепова (Бейленсона, Ромы продюсера, гуглите, в Википедии есть статья). Могу лишь добавить, что Рома Бейленсон (Цепов по маме) одноклассник моего брата.
     На фотографии одновременно и начальник Росгвардии Золотов, и ныне сидящий Барсуков- Кумарин, и смахивающий в центре снимка слезу журналист Константинов (фильм по его книге Рома и продюсировал), и тогдашний начальник питерского ГУВД Ваничкин. 
     В девяностые Цепов был связующим звеном между криминалом и властью, в 2004-м пытался посредничать в деле "Юкоса", и тут... Смерть, как пишут, наступила от радиоактивного отравления, совпадающего по симптомам с отравлением Литвиненко. 
                                               *  *  *
      В общем, я про то, что изначально бизнесмены и бандиты это две разные категории людей. Когда власть разрешила простым людям с улицы заниматься бизнесом, наиболее энергичные (пассионарные) стали это делать и богатеть. Никаких законов они не нарушали. Торговля- естественное занятие людей, если им не мешать. "Капитализм- то, чем занимаются люди, если их оставить в покое" (С)
    Как-то повелось с советской эпохи некоторое чистоплюйское пренебрежение к торговле, как профессии не очень порядочных людей. "Феличита. Я студент института советской торговли, тебе не чета...". Так это ведь советская торговля, которая собственно таковой не являлась, а была лишь распределением дефицита. Ибо оным было всё ценное. Мы в очередях часами стояли, а продавщицы домой полные сумки носили. За директоров уж и говорить не приходится.
     В начале девяностых, когда все ринулись торговать, не раз доводилось видеть объявления о приглашении на работу продавцов (и продавщиц) с ремаркой "Лиц, работавших в советской торговле, просим не беспокоиться". Нынешние продавщицы говорят не "Вас много, а я одна", как раньше, а "Спасибо за покупку, приходите ещё".
     Та торговля, что имеем сегодня, возникла в девяностые, благодаря именно тем энергичным и предприимчивым. Тиньков, Жеребцов, Галицкий, Чичваркин, другие... Начинавшим с ларьков, небольших магазинов. У кого-то бизнес уже отжали, у кого-то ещё нет.
     И тем, кто по сей день продолжает считать торговлю "нечистой" профессией. Бутылка пива в магазине около моего дома 50 рублей. Отпускная цена на пивзаводе, предположу, 20 или 30, неважно. Но пивзавод от меня в сорока километрах. Я что, если бутылочку захочу выпить, за сорок километров ехать должен? 
    Прекрасно согласуется с цитатой Хайека. Предприниматель, вовсе меня не зная, удовлетворяет мою потребность выпить бутылочку пива. Разумеется, за деньги. Мне в девяностые чрезвычайно доставляло, что на протяжении двухкилометрового маршрута от железнодорожной станции до моего дома ларьки стояли метров через двести. Теперь такого уже нет.
    Можно привести пример и не из торговли. Доктор технических наук Дмитрий Зимин, например. Создатель компании сотовой связи "Вымпел- коммуникации", торговая марка "Билайн". Заработав бизнесом деньги, занялся благотворительностью, организовал фонд "Династия", финансировавший российскую науку, в 2015 году после наездов людей в погонах из России свалил.
     Как только сперва в СССР, потом в России стали появляться предприниматели, быстро становившиеся гораздо более состоятельными, нежели простые советские и российские граждане, субпассионарии по Гумилёву, "совки" в просторечии, так другие пассионарные граждане, чья пассионарность ближе к гумилёвской трактовке термина, не отягощённые моральными принципами, озаботились, как бы заставить богатеньких с ними поделиться.
    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий